Автографы Победы - потомкам от победителей

     Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге…».

     *  *  *

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…

                Леонид Игнатенко

                *  *  *

     В данной статье рассказывается о послевоенных судьбах некоторых из авторов сохраненных в Рейхстаге победных надписей. Все данные предоставлены потомками героев – их детьми, внуками и правнуками, а также неравнодушными земляками, которые откликнулись через интернет…
 
                *  *  *

     Владимир Николаевич БОСАК – внук ДВОРНИК Василия Тимофеевича (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Дворник»: http://proza.ru/2021/03/10/1559 ):

     «...25.03.2021 г., г. Киев, Украина. Здравствуйте уважаемый Леонид Александрович! Я внук Василия Тимофеевича Дворник.
     Он родился, и всю жизнь, за исключением срочной службы и военных лет, прожил в родном селе – Великий Круполь, Киевской области.
     Отсюда же, в 1939 году, был призван в Красную Армию. Домой вернулся лишь в 1945-м, из Берлина.
     В мирное время он так же, как и на фронте, долгое время работал шофером. Затем в органах местного самоуправления - избирался заместителем председателя, а затем и председателем сельского совета.
     За многолетний, добросовестный труд был награжден медалью «Ветеран труда».
     Василий Тимофеевич был очень хорошим человеком – односельчане его уважали.
     В 1975 г. он вышел на пенсию. Умер в 1992 г., в возрасте 77 лет.
     После него осталось продолжение – дети, внуки, правнуки, и уже даже праправнуки.
     С уважением к Вам, внук Василия Тимофеевича – Босак Владимир Николаевич».

                *  *  *

     Татьяна РЯБЦЕВА (ВОЛОДИЧ), племянница ВОЛОДИЧ Ивана Григорьевича (см. статью «Автографы в Рейхстаге - Володич»: http://proza.ru/2021/03/12/1833 ):

     «...18.03.2021 г., г. Санкт-Петербург, Россия. Здравствуйте уважаемый Леонид Александрович!
     Я довожусь племянницей ВОЛОДИЧ Ивану Григорьевичу! Я внимательно прочитала ваше сообщение – все сходится!
     Еще в Санкт-Петербурге живет мой родной брат Валерий – тоже его племянник, я рассказала ему, и прочитала по телефону ваше сообщение. Да это все так – все данные, что вы сообщили об Иване Григорьевиче, верны, и соответствуют действительности.
     После войны он жил и работал с Санкт-Петербурге. К сожалению, детей в их семье не было, поэтому из близких родственников остались только мы.
     Брат просил указать точное место надписи в Рейхстаге – его дети могут поехать в Германию и посетить Рейхстаг.
     С уважением, и благодарностью, Татьяна Рябцева (Володич)».

                *  *  *

     Николай ФЕРЛИКОВ – сын ФЕРЛИКОВА Гавриила Емельяновича (см. статью «Автографы в Рейхстаге - Ферликов»: http://proza.ru/2021/02/28/15 ):

     «…01.03.2021 г., г. Краснодар, Россия. Леонид Александрович, это мой отец! Спасибо Вам за это сообщение! Сохраненная надпись моего отца и его боевых товарищей на стенах Рейхстага – это Вечная память всем тем, кто ценой неимоверных усилий и жертв одержал Победу и персонально запечатлел ее на стенах здания, где было водружено Знамя Победы. Те, кому было суждено выжить, вернулись домой. Пока хватало сил и здоровья – работали, отстраивали все то, что было разрушено войной. В 1993 г. отец ушел из жизни…».

                *  *  *

     Адиля Анваровна НУРТДИНОВА – дочь НУРТДИНОВА Анвара Нуртдиновича (см. статью «Автографы в Рейхстаге - Нуртдинов»: http://proza.ru/2017/11/28/2233 ):

     «…17.02.2021 г., г. Апатиты, Мурманская область, Россия. Леонид Александрович, спасибо Вам за очень важное для нашей семьи сообщение!
     Мои родители: Нуртдинов Анвар Нуртдинович и Нуртдинова Сара Султанова поженились в 1947 году в поселке Апатиты Мурманской области.
     После демобилизации папа вернулся на работу в пожарную охрану поселка, где работал до армии. Проработал там до 1977 года. И там же, в 55 лет, вышел на пенсию, но продолжал работать еще 20 лет – до 1977 года.
     В этот же год мои родители переехали в г. Зеленодольск, Татарстан. Папа закончил курсы операторов газовых котельных установок, и был принят оператором в котельную завода им. Горького г. Зеленодольска. Там он проработал еще 10 лет – с 1980  по 1990 гг.
     В последние годы жизни его очень мучило ранение, полученное на Курской дуге. До конца жизни он интересовался историей и слушал все новости по ТВ, но плохо видел.
     Папа умер в сентябре 2012 года, в возрасте 96 лет. Через четыре года ушла и мама. Они прожили вместе 65 лет, вырастив троих детей.
     Еще раз БЛАГОДАРЮ Вас за такую творчески тяжелую, но интересную и нужную людям работу. Мой внук учится на историческом факультете ЛГУ. Думаю для него Ваша подвижническая работа будет хорошим примером, как надо работать и доводить дело до завершения.
     С уважением Адиля Анваровна Нуртдинова».

                *  *  *

     Румия ТЮРИНА (БЕГИШЕВА), племянница БЕГИШЕВА Азиза Арифовича (см. статью «Автографы в Рейхстаге - Бегишев»: http://proza.ru/2021/02/08/870 ):

     «...15.02.2021 г. г. Рязань, Россия. Здравствуйте уважаемый Леонид Александрович! Я являюсь родной племянницей БЕГИШЕВА Азиза Арифовича!
     Я родилась после войны, и не знала, что в числе бойцов, штурмовавших Рейхстаг, был и мой дядя – БЕГИШЕВ Азиз Арифович.
     Ошибки нет, это действительно он. В каждой семье есть люди, прошедшие войну. Азиз – старший брат моего отца Бегишева Рафата Арифовича, 1929 г. р.
     В их семье на войну ушли четверо братьев, двое погибли (Абдулла и Хамид). Рашид и Азиз вернулись с фронта.
     Азиз вернулся в свою семью в Узбекистан, там прожил всю жизнь. Работал главным бухгалтером в райпотребсоюзе.
     В его семье родились двое сыновей. Мой отец был у них в гостях. Последний раз они встречались в начале 1980-х. Потом папа умер в 1986 г., и связь прервалась.
     Ваши сообщения я разослала всем своим родственникам.
     Я благодарна Вам за Ваш неоценимый труд в поиске советских воинов. С Вашей помощью мы смогли узнать об очень важной для нас новости из биографии нашего дяди-героя.
     Нам мало рассказывали о войне в детстве – это была больная тема для наших родителей, потерявших сыновей. Со стороны семьи моей мамы трое ее братьев тоже воевали. Один из них погиб (Бекбулатов Рашид Мухамеджанович). Он тоже родился в с. Азеево, а забирали на фронт из Самарканда (учился там в политехническом институте). Два других – Хамид и Ахмеджан вернулись живыми.
     С огромным уважением и благодарностью, Румия ТЮРИНА (БЕГИШЕВА)».

                *  *  *

     Елена РУСИНА (ЧУБ), двоюродная внучка Александра ЧУБ (см. статью «Автографы в Рейхстаге - Чуб»: http://proza.ru/2020/08/24/1544 ):

     «…30.08.2020 г., г. Энгельс, Саратовская область, Россия. Уважаемый Леонид Александрович! Спасибо, что вы меня нашли – теперь, благодаря вам, я точно знаю, что эта надпись на стене Рейхстага действительно принадлежит брату моего деда – ЧУБ Александру Ивановичу, поскольку вы представили все доказательства этого! Вы нашли важную часть истории моей семьи, истории моих предков. Я бесконечно вам благодарна за это! Низкий вам поклон и огромное человеческое СПАСИБО!
     В семье моего дедушки по отцовской линии было три брата и две сестры. Все братья – Дмитрий (мой дедушка), Александр (автор надписи) и Петр воевали. Они остались живыми, но домой вернулись израненными – война не прошла для них бесследно.
     Хоть судьба и разбросали братьев по стране, но они не забывали друг друга – поддерживали письменную связь. От бабушки я знала, что Александр Иванович расписался на Рейхстаге, а на его довоенных и послевоенных фотографиях и открытках, которые мы храним до сих пор, есть его личные подписи – они такие же, как и та, что на Рейхстаге...
     В 2018 г. мне посчастливилось побывать на экскурсии в Рейхстаге. Конечно, в душе я сомневалась, что его надпись сохранилась, и я найду ее. Но свершилось чудо – во время экскурсии я нашла надпись моего двоюродного дедушки, представляете?! Почти рядом с кабинетом канцлера Германии Ангелы МЕРКЕЛЬ! Я сразу поняла, что это его почерк, и его подпись, так как у меня есть фотографии с образцами почерка и личной подписи моего двоюродного дедушки (раньше было принято писать тексты на обратной стороне фотографий, и ставить свою подпись). Интуиция подсказала мне, что это его надпись на стене Рейхстага, но тем не менее, я не могла быть уверенной на 100 процентов. А теперь, благодаря вам, я точно знаю, что я не ошиблась!
     После войны мой двоюродный дедушка – гвардии майор ЧУБ Александр Иванович – был уволен в запас. Жил в г. Ростове на Дону, где работал начальником гражданской обороны на крупном государственном предприятии. Письма в нашу семью перестали приходить от него где-то в середине 1960-х…
     Это история моей семьи, и я испытываю чувство гордости за моих старших родственников, внесших достойный вклад в дело защиты Родины.   
     Это же передастся моим детям и внукам!..».

                *  *  *

     Ольга МЯЧИНА (ПЕРЕВЕРЗЕВА), племянница ПЕРЕВЕРЗЕВА Григория Карповича (см. статью «Автографы в Рейхстаге - Переверзев, Лащенков»: http://proza.ru/2019/03/07/1201 ):

     «...16.08.2020 г. с. Спасское Медвенского района Курской области, Россия.
     В семье Карпа Андреевич и Ольги Ивановны было одиннадцать  детей. Григорий был девятым ребёнком.
     В их семье было пятеро сыновей - все они были участниками Великой Отечественной войны.
     Четверо вернулись, а старший лейтенант Пётр Карпович ПЕРЕВЕРЗЕВ погиб. Все сыновья из рода ПЕРЕВЕРЗЕВЫХ  достойно защищали свою Родину, имели государственные награды – ордена и медали.
     Мой дядя – Григорий Карпович ПЕРЕВЕРЗЕВ, когда выздоровел после тяжелого ранения, был демобилизован и вернулся в родные края. Работал в райисполкоме и в районе, на различных руководящих должностях.
     Перед своей смертью он повесил над своей кроватью карту, и с помощью внука Андрея по памяти нарисовал весь свой боевой путь, который прошёл во время войны…».

                *  *  *

     Венера ЛАТЫПОВА, внучка Шияпа ЗАКИРОВА (см. статью «Автографы в Рейхстаге - Закиров»: http://proza.ru/2019/11/24/2032 ):

     «...23.11.2019 г. г. Тюмень, Тюменская область, Россия. Здравствуйте Леонид Александрович! Пишет Вам из Сибири внучка фронтовика Шияпа Закирова.
     Я хорошо помню его рассказы о войне. Дедушка рассказывал, что участвовал в уличных боях за взятие Берлина. Он был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», юбилейными медалями.
     У нашего дедушки дед был муллой, он ни разу не был ранен. В атаках пули обжигали ему волосы, уши но ни одна не попала в него, хоть он и старался, как он говорил, бежать впереди всех!
     Я хорошо помню как он говорил, что после капитуляции немецкого гарнизона в Берлине они поехали посмотреть на Рейхстаг на танке, но их не пустили в центр. Они оставили танк и долго шли пешком.
     Помню, что он говорил, что все расписывались на стенах Рейхстага, и он тоже расписался.
     Через год после войны дедушка был демобилизован из Красной Армии, вернулся в родную деревню, где честно трудился до конца жизни.
     От имени сибиряков благодарю Вас за Ваш титанический труд, за Вашу человечность в увековечении Памяти простых солдат!».

                *  *  *

     Виктор Шеин, племянник Шеина Александра Федоровича (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Федичкин, Шеин»: http://www.proza.ru/2017/11/28/2181 ).

     «...12.07.2017 г. с. Енотаевка, Енотаевский район, Астраханская область, Россия. Уважаемый Леонид Александрович! По вашей просьбе направляю вам две фотографии моего дяди Шеина Александра Федоровича: 1 – военная фотография, 2 – фото 50-х годов, на фото он со своим старшим сыном Павликом. После войны мой дядя всю жизнь прожил в селе Енотаевка. Работал на предприятиях сельского хозяйства. После войны женился. У него было три сына. Был спокойным, рассудительным и хозяйственным человеком. Умер в 1998 г. и похоронен здесь же, в Енотаевке, в 1998 г. Дай вам Бог удачи в вашем благородном деле. Здоровья и благополучия!..».

                *  *  *

     Алексей Волков, внук Эберг Александра Николаевича (см. статью «Рейхстаг – Соколов, Окишев, Эберг»: http://www.proza.ru/2017/11/28/2197 ).

     «...05.10.2017 г. г. Москва, Россия. Добрый день, Леонид Александрович! Благодарю вас за огромную, и полезную проделанную работу. Мне было очень приятно получить от вас сообщение о моем дедушке Александре Николаевиче. Он действительно был там, в Берлине, в Рейхстаге, но на момент Победы 9 мая 1945 г. он все еще находился в Восточной Пруссии. Его надпись сделана уже после Победы, когда он находился в Берлине на экскурсии, вместе со своими однополчанами. Еще раз, спасибо вам за бесценную информацию. Маме было приятно узнать, что автограф ее отца сохранился в Рейхстаге, и что есть еще люди, которым не безразличны исторические факты...».

                *  *  *

     Александр Гирель, внук Гирель Марка Львовича г. Петах-Тиква, Израиль (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Гирель»:  http://www.proza.ru/2017/12/27/928 ).

     «…02.01.2018 г., г. Петах-Тиква, Израиль. Леонид Александрович, огромное вам спасибо за столь важную для нашей семьи новость. Как оказалось, речь идет о старшем брате моего деда. К сожалению, я не знал его, мой отец часто виделся с ним, когда был маленький. Дедушка тоже дошел до Берлина. Вечная память и низкий поклон всем защитникам Родины, а вам еще раз большое спасибо!..».

                *  *  *

     Дмитрий Федористов, внук Федористова Дмитрия Гавриловича (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Федористов»: http://www.proza.ru/2017/11/25/2117 ).

     «...09.07.2017 г. г. Курчатов, Курская область, Россия. Здравствуйте Леонид Александрович! Спасибо вам за письмо. Присланные вами данные действительно касаются моего деда Дмитрия Гавриловича, который, как оказывается, увековечил нашу фамилию в Рейхстаге. Спасибо вам – вы занимаетесь полезным, благородным делом. Отправляю вам электронное фото деда, сделанное в Берлине по окончанию войны, в День Победы...».

                *  *  *
     Владислав Горенполь, внук Горенполь Давида Яковлевича (см. статью «Рейхстаг – Здесь были Бранденбургцы!»: http://www.proza.ru/2017/12/21/80 ).

     «...21.12.2017 г. г. Duisburg, Германия. Уважаемый Леонид Александрович! Спасибо вам за ваш труд, за поиск, и сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны. Я очень рад этой чрезвычайно важной для нашей семьи информации о моем дедушке! К сожалению, он покинул нас в 1992 г., но мы помним о нем, и гордимся им! Низкий поклон вам и огромная благодарность! Я обязательно посещу Рейхстаг, чтобы увидеть автограф дедушки. Здоровья вам и удачи во всем! Теперь у меня появилась очень уважительная причина, чтобы посетить Берлин!..».

                *  *  *

     Cергей Шатрун, сын Шатрун Михаила Устиновича (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Горбачевский, Шатрун»: http://www.proza.ru/2017/11/27/1030 ).

     «...28.06.2017 г. г. Ростов-на-Дону, Россия. Добрый день, Леонид Александрович! Надпись действительно принадлежит моему отцу, причем при этом присутствовала и моя мама Шатрун Надежда Михайловна. К сожалению, их уже нет в живых. Есть совместное фото родителей в Берлине, напротив Рейхстага, Бранденбургских ворот. Мама служила санитаркой в подразделении отца. После войны отец работал на железной дороге, в Батайске. Умер в 1980 г., от инфаркта...».

     Удалось определить также и место жительства родственников Горбачевского Леонида Михайловича, который проживал после войны в Москве. Его внучка Мария Кобзова разместила фото деда на сайте радио «Звезда». Надпись под фото гласит: «Мой дед, Горбачевский Леонид Михайлович, третий в ряду. Германия, 1945 г., железнодорожные войска».

                *  *  *

     Ольга Паньжина (Артемьева), односельчанка Борисовой Анны Абрамовны (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Борисова»: http://www.proza.ru/2017/11/27/1797 ).

     «...16.05.2017 г. с. Шаламово, Мышкинский район, Курганская область, Россия. Здравствуйте, Леонид Александрович! Извините, что я не смогла сразу вам ответить. Я высылаю вам послевоенное фото Анны Абрамовны – после войны она работала учительницей начальных классов в нашей сельской школе. К сожалению, умерла молодой, в 1957 г. Мы гордимся нашими земляками – участниками войны, но эта новость – о сохранившемся в Рейхстаге автографе Анны Абрамовны умножила нашу гордость. На митинге 9 мая я донесла эту информацию до жителей нашего села...».

                *  *  *

     Юрий Файнштейн, внук Мильберг Льва Григорьевича (см. статью «Рейхстаг – Мильберг, Расулов, Черкасский»: http://www.proza.ru/2017/11/28/1694 ).

     «…04.04.2018 г. г. Калгари, Канада. Глубочайший, вам Леонид Александрович, поклон и всемерная благодарность, за то, что вернули мне деда, старого вояку, и гениального врача, и Георгиевского кавалера. До последней минуты жизни лечащего, практикующего, преподающего ДОКТОРА! Какую вы работу делаете – это неоценимо! Маленький штришок, может вам пригодится, это есть в книге о Доме Специалистов. Дед лежал с тяжелейшим инсультом, все бы ничего – не впервой, но новость 5-го марта 1953-го года (о смерти Сталина – авт.), он воспринял как катастрофу Вселенского масштаба…».

                *  *  *

     Евгений Попов, внук Попова Василия Гавриловича (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Попов»:  http://www.proza.ru/2017/12/11/765 ).

     «...02.01.2018 г. г. Комсомольск на Амуре, Хабаровский край, Россия. Леонид Александрович большое вам спасибо! Василий Гаврилович – это мой дед, который дошел до Победы! Я знал, что он был в Берлине, но то что оставил автограф на Рейхстаге, который сохранился, не знал. Их было два брата в семье – Иван Гаврилович и Василий Гаврилович. Оба прошли всю войну, выжили... У Ивана Гавриловича было много ранений, и оставшихся осколков, от которых он в 1980 году скончался. Василий Гаврилович пережил своего брата на 10 лет. Это были прекрасные, светлые люди, и очень крепкие в физически. Русские богатыри можно сказать, под два метра ростом, «рука кувалдой»!  Может, поэтому они и прошли через весь этот ад.... Спасибо вам! Вы даже не представляете, какая это важная новость для нашей семьи!..».

                *  *  *

     Анатолий Виноходов, односельчанин Петра Васильевича Гаранина (см. статью «Рейхстаг – здесь были трактористы!..»: http://www.proza.ru/2017/11/24/1547 ).

     «…19.04.2018 г. с. Большая Борла, Теренгульского района Ульяновской области, Россия. Здравствуйте Леонид Александрович! Хочу вам рассказать о довоенной и послевоенной биографии нашего славного земляка – Петра Васильевича Гаранина, гражданина – воина из рода Гараниных, давшего Отечеству четырех защитников. Память о нем до сих пор жива в сердцах односельчан.

     Петр Васильевич родился 2 января 1909 г., в середняцкой крестьянской семье Василия Игнатьевича и Татьяны Михайловны Гараниных. Из четырех их сыновей он был третьим ребенком. Семья жила по заведенному деревенскому укладу. С малых лет сыновья приобщались к нелегкому крестьянскому труду, где главным была обработка лошадьми своих земельных наделов.
   
     Крестьянские дети взрослели рано. В 19 лет Петр Васильевич женился, а в 20 лет стал отцом. Первенец Виктор родился в 1929 году. Этот год стал годом  перелома крестьянских патриархальных устоев, единоличной сельской жизни, и замены ее на коллективное хозяйствование. В селе Большая Борла, где жил род Гараниных, были образованы три колхоза, в один из которых вступила молодая семья.
   
    С целью помощи колхозникам в обработке колхозных пашен, и уборки урожая, государством были созданы машинно-тракторные станции. Особо престижной стала профессия тракториста. Петр Васильевич окончил курсы трактористов при Ерыклинской МТС, стал работать в дербеньском колхозе (название от одной из трех частей села Большая Борла - Дербень), который с 1935 года стал называться колхоз «18 лет Октября».
 
      В том, что в местном колхозе от применения техники при обработке земли возросла урожайность засеиваемых культур, есть и его заслуга. Уже к первым выборам, проведенным по новой Конституции СССР 1936 года, посевные площади значительно увеличились – за счет распашки трактористами пустующих земель.

       Жизнь в колхозе налаживалась. Колхозники в конце 30-х годов стали получать в отдельные годы по 3 кг зерна на трудодень. Но мирное небо разорвали сполохи самой страшной войны прошлого века, развязанной  фашистской нечистью.

     Петр Гаранин, в числе других борлинцев, был призван на фронт уже 23 июня 1941 г., т.е. на следующий после начала войны день. Дома осталась  жена Александра Михайловна, с 11-летним сыном Виктором и 8-летней дочерью Раисой (позднее, на сельских трактористов вышла бронь от призыва на фронт, чтобы они, трудясь в тылу, обеспечивали страну и фронт хлебом).   

     Боевой путь воина Петра Гаранина – это перечень самых кровопролитных  сражений Великой Отечественной: оборонительные сражения на Правобережной Украине, бои в окружении на Дону, Сталинградская битва, бои за освобождение Донбасса и Запорожья, форсирование Днепра, бои за освобождение города-героя Одессы, Люблин-Брестская, Висло-Одерская, и Берлинская операции.

     Итогом 4-летней войны хлебороба, ставшего в лихое для страны время защитником Родины, стал разгром врага в его логове, и навеки оставшаяся надпись хлебороба, как грозное предупреждение завоевателям: «Здесь были трактористы…».

     Грудь солдата – тракториста достойно украсили три медали: самая престижная солдатская медаль «За отвагу», «За взятие Берлина», и «За победу над Германией».

       Демобилизовавшись Петр Васильевич вернулся в родное село. Он остался верен своей профессии – сел за рычаги трактора в родном колхозе «18 лет Октября». Истосковалась душа фронтовика по мирному хлеборобскому труду. Он поднимал заброшенные за время войны земли, боронил, сеял – выращивал хлеб.

     Петр Васильевич всем показывал пример добросовестного отношения к порученному делу. За деловые и нравственные качества, глубокое профессиональное знание техники, вышестоящее руководство назначило его бригадиром тракторной бригады колхоза. И в укрупненном колхозе – «имени Димитрова», он почти вплоть до ухода на пенсию продолжал возглавлять 3-ю тракторную бригаду.
 
     Трактористы уважали его за профессионализм, и побаивались – за строгую требовательность.

     Он любил свою работу, нашел в ней свое призвание. Ведь не даром на Руси всегда говорили: «Хлеб – всему голова!».

    Петр Васильевич не любил прилюдно вспоминать и рассказывать о войне. Но при случае, поддавшись на уговоры собеседников, рассказывал не о боевых действиях однополчан, а об ужасах войны, и страданиях ни в чем не повинного мирного населения – детей, женщин. При этом глаза его наполнялись влагой – не мог фронтовик, прошедший страшную войну от звонка до звонка, и  переживший все ее жестокие гримасы, сдержать скупые мужские слезы…

     В трудное послевоенное время трактористами в его бригаде работали несовершеннолетние подростки, которые, как и взрослые, работая на тракторах НАТИ, получали заслуженные трудовые пайки. Он всячески помогал им в работе, вплоть до заводки трактора, которая для юных трактористов была труднопреодолимой преградой в работе.
   
     Я думаю, что победные майские дни 1945 г. навсегда остались для него самыми главными днями в его жизни.

     Рано ушел из жизни фронтовик – сказались трудные годы войны. Умер Петр Васильевич Гаранин 22 марта1975 г. Похоронен на кладбище родного села Большая Борла.

     Ушли и уходят в мир иной ветераны-победители , но память о них остается, и беречь ее доверено нам, ныне живущим…».

                *  *  *

     Евгения Устюгова (Редкозубова), внучка Редкозубова Евгения Никофоровича (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Редкозубов»: http://www.proza.ru/2017/12/17/1236 ).

     «…18.01.2019 г. Московская область, г. Черноголовка. Уважаемый Леонид Александрович! Меня зовут Евгения (девичья фамилия Редкозубова). Евгений Никифорович Редкозубов, чей автограф на стенах Рейхстага Вы идентифицировали, - мой дед.

     Ваша расшифровка и фотография подписи стали удивительным открытием и бесценным подарком для нашей семьи. Мне сейчас 32 года, я младшая из его внуков, но помню, когда мне было 8, мы с родителями были в Германии – и они в музеях все высматривали на фотографиях подписи, и очень старались найти оставленную дедом, ведь он рассказывал сыновьям, и моему папе, соответственно, как они ездили с товарищами в Берлин ставить эти самые автографы на стенах Рейхстага. Столько лет найти все никак не удавалось, и уже казалось невозможным, вероятно, уничтоженным, вероятно, мы просто опоздали... и вдруг чудо – этот автограф есть!!! И почерк так узнаваем!

     У Евгения Никифоровича Редкозубова три сына, все живы – и все они, и я, и вся наша семья благодарны Вам до глубины души за ту работу, что Вы делаете. Ведь именно Ваш труд помог нам найти столь долго искомое и уже, казалось, безвозвратно утерянное, но столь близкое, ценное и родное. Огромное Вам человеческое спасибо, и низкий поклон! Немного о послевоенных годах жизни моего деда – т.к. возможно, как предполагает мой отец, Редкозубов Алексей Евгеньевич, Вам будет интересно узнать, как сложилась судьба человека, автограф которого Вы идентифицировали.

     После демобилизации из армии в 1946 г. он поступил в Ленинградский институт киноинженеров. После окончания ЛИКИ в 1951 г. был направлен на работу в г. Казань – на казанский завод кинофотоматериалов (ПО «ТАСМА»), где проработал на различных должностях в течение 38 лет. В 1950 г. женился на Яраевой З.Х., которая тоже была участницей ВОВ.

     В семье родились три сына Анатолий, Александр и Алексей, старшие живут в Казани, младший в г.Черноголовка Московской области. В настоящее время у Евгения Никифоровича 5 внуков и 13 правнуков.

     Умер он в 1998 году, похоронен в г. Казань. В нашей семье сохранились награды, а также фотографии деда.

     Спасибо Вам от всего сердца! С уважением, Евгения Устюгова (Редкозубова).

                *  *  *

     Олеся Бешукова, внучка Колосовой (Тышкевич) Антонины Павловны (см. статью «Автографы в Рейхстаге»: http://www.proza.ru/2019/03/01/1207 ).

     «…05.03.2019 г. г. Одоев Тульской области, Россия. Здравствуйте, Леонид Александрович! Извините за немного запоздалый ответ. Ваши статьи изучила, это все очень интересно, и спасибо за Вашу работу! Если будет такая возможность – посетить Рейхстаг, я обязательно ею воспользуюсь!».

                *  *  *

     Сергей Дыгин, двоюродный правнук (см. статью «Рейхстаг - связисты подполковника Дыгина»: http://www.proza.ru/2017/11/26/2264 ).

«…08.03.2019 г. г. Атырау (Гурьев), Казахстан. Здравствуйте, Леонид Александрович! Да, был такой Сергей Сергеевич Дыгин в нашей семье. Это двоюродный брат моего прадеда. Прадед был 1894 г.р. По рассказам моего деда Дыгин Сергей Сергеевич после революционных событий 1917 г. ушёл с Красной Армией. Так они после этого больше и не общались. Последняя информация была, что он впоследствии осел где-то на Украине».

                *  *  *

     Виталий Веремеенко, внук Веремеенко Петра Владимировича (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Веремеенко»: http://www.proza.ru/2017/12/26/1766 ).:

     «…23.03.2019 г. Вознесенск, Николаевская область, Украина. С Вашей статьей, рассказывающей о сохранившемся автографе нашего дедушки на стенах Рейхстага, мы уже знакомы! Буквально зимой «пробивали» в ГУГЛ его фамилию и имя. И попали на данную статью. Спасибо за Ваш неоценимый труд! Петр Владимирович вернулся домой в 1946 г. Женился. Жену звали Лидия Павловна. В 1947 г. в их семье родился сын Анатолий, в 1953 г. – дочь Татьяна. В настоящее время род дедушки представлен тремя внуками и шестью правнуками. Он достойно прожил отведенную судьбой жизнь. После войны работал директором совхоза в селе Прибужаны, в нашем же районе. Был хорошим руководителем, активным участником республиканской и Всесоюзной сельскохозяйственных выставок. К сожалению, он так и не успел воплотить в жизнь свою мечту – проехать по местам боевой молодости. Особенно его тянуло в Крым, который он защищал во время войны. Не судьба – после выхода на пенсию Петр Владимирович тяжело заболел. В 1999 г. ушел из жизни, оставив о себе добрую память».

                *  *  *

     Александр Цаплин, внук Цаплина Дмитрия Сергеевича (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Веремеенко, Цаплин»: http://www.proza.ru/2017/12/26/1766 ):

     «…28.03.2019 г. Днепр (Днепропетровск). После демобилизации из армии, Дмитрий Сергеевич вернулся на родину, в город Днепропетровск. Женился. Жену звали Валентина Емельяновна. У них родились трое детей, все мальчики: Сергей, Павел и Георгий. Сразу после войны дедушка работал начальником валяльного цеха на фабрике. Потом бригадиром на авторемонтном заводе. Любил рыбалку, хорошо играл на аккордеоне. О войне рассказывать не любил. Ушел из жизни в 1985 году. Я его помню, так как я был у него старшим из внуков. Всего у них 4 внука и 5 внучек. Спасибо Вам большое! Я уже всем внукам рассказал о Вас и вашей работе. Спасибо огромное от всех нас! Из нас только я и внучки живут в Днепре, а остальные внуки в России, от них Вам тоже: Спасибо!!!».

                *  *  *

     Екатерина Евтушенко, внучка Пуник Захара Харитоновича (см. статью «Автографы в Рейхстаге –Пуник»: http://www.proza.ru/2019/03/22/1934 ).

     «...04.04.2018 г. с. Водяники, Звенигородский район, Черкасская область, Украина. Леонид Александрович большое вам спасибо за эту неожиданную для нас новость! Захар Харитонович – это мой дед по материнской линии, которому суждено было остаться в живых, и встретить Победу! После войны он возвратился в родное село, где более двадцати лет проработал в колхозе. Умер в середине 1960-х, от тяжелой болезни. Похоронен в родном селе. Ваше сообщение позволило нашей семье еще раз вспомнить нашего дедушку Захара Харитоновича добрым словом».

                *  *  *

     Татьяна Евтушенко (Гашук), правнучка Пунык Захара Харитоновича (см. статью «Автографы в Рейхстаге –Пуник»: http://www.proza.ru/2019/03/22/1934  ).

     «...05.04.2019 г. с. Водяники, Звенигородский район, Черкасская область, Украина. Хочу от имени всех родственников прадедушки сказать Вам огромное спасибо за Ваш труд! Благодаря Вам, мы узнали очень интересную информацию о нашем ВОИНЕ. У прадедушки было 3 детей, 6 внуков, 12 правнуков, 14 праправнуков. К сожалению, некоторых из его потомков уже нет с нами. Фотографию постараемся отправить в ближайшее время. Еще раз большое спасибо!».
 
                *  *  *

     Ольга Тыщенко, односельчанка Финашина Александра Владимировича (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Финашин»: http://www.proza.ru/2019/03/29/1376 .

     «...09.04.2019 г., с. Новокиевский Увал, Мазановский район, Амурская область, Россия. Здравствуйте, Леонид Александрович! Сообщаю сведения о воине, нашем земляке, оставившем надпись на Рейхстаге.

     Финашин Александр Владимирович, родился 25.10.1925 г. в с. Сохатино Мазановского района, Амурской области. Призван Мазановским РВК 27.08.1943 г. из с. Сохатино. Направлен в 155-й запасной стрелковый полк, ст. Бикин, Дальневосточной железной дороги.

     Участвовал в войне с Германией 1941-1945 гг. с 12 марта 1944 г. по 9 мая 1945 г., в составе роты автоматчиков 277-го Карельского Краснознамённого стрелкового полка 175-й Уральско-Ковелевской Краснознамённой  стрелковой дивизии, 125-го стрелкового корпуса, 47-й армии,  1-го, 2-го Белорусского фронтов. Ефрейтор, автоматчик.

     Был ранен 26.03.1944 г. и 21.07.1944 г. Награждён орденом Славы III степени (1944 г.), медалями «За отвагу» (1944 г.), «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и юбилейными медалями.

     Проживал в с. Новокиевский Увал Мазановского района, Амурской области. Работал механизатором в совхозе «Новокиевский». Умер 09.05.1967 г. Похоронен на сельском кладбище.

     О семье Финашина А.В.

     Жена Агафья Степановна Финашина (в дев. Тыщенко) 1926 – 2015 г, внучка первопоселенца и основателя села Новокиевка, Мазановского района Амурской области.

     Дети – Владимир Александрович 1953 г.р., проживает в с. Новокиевский Увал, внуки А.В. – Роман, Ирина и Марина (двойняшки), правнуки Дина и Андрей проживают в с. Новокиевский Увал.

     Дочери А.В. – Любовь 1955 г.р., и Надежда 1956 г.р., проживают в г. Благовещенск».

                *  *  *

     Елена Планкина (Якушева), односельчанка Ивлева Михаила Петровича (см. статью «Рейхстаг – слава понтонерам!..»: http://www.proza.ru/2017/11/24/1417  ).

     «...25.02.2019 г. с.Рождествено, Ичкаловский район, Мордовия, Россия. Мы исследовали послевоенную историю жизни Ивлева Михаила Петровича. Он закончил войну в звании майора, демобилизовался из армии в 1955 году, в звании подполковника. После демобилизации возвратился снова к своей прежней работе - учителя истории. До 1967 года работал директором одной из средних школ г.Ленинграда.  В 1967 году ушёл на заслуженный отдых - на пенсию. Продолжал воспитательную работу с детьми. Дети Михаила Петровича - 2 сына, живут в Санкт – Петербурге».
 
                *  *  *

     Николай Долженко – родственник Долженко Владимира Васильевича(см. статью «Автографы в Рейхстаге - Долженко»: http://www.proza.ru/2019/03/08/1309  ).

     «...23.08.2019 г., г. Нальчик, Кабардино-Балкария, Россия. Мы приходимся дальними родственниками Владимира Васильевича Долженко, но есть и его родная племянница. Она подтвердила тот факт, что он был в Рейхстаге, у них даже была фотография, где он запечатлен на фоне Рейхстага. Спасибо Вам за то, что собираете сведения о фронтовиках».
 
                *  *  *

     Светлана Суркова, внучка Суркова Степана Евдокимовича (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Сурков»: http://www.proza.ru/2017/11/25/1263 ).

     «...06.08.2016 г. г. Сызрань, Самарская область, Россия. Уважаемый Леонид Александрович! От имени всей нашей многочисленной семьи Сурковых (у Степана Евдокимовича 3 детей, 8 внуков и 20 правнуков) благодарю вас за все благородные дела, которые вы совершаете. Вы даже не представляете, как эта новость повлияла на нас – внуков Степана Евдокимовича. Мы просто стали «летать» от ощущения гордости за своего дедушку – ведь он прошел с однополчанами полмира, с боями, прежде, чем расписался на Рейхстаге. И все это во имя того, чтобы мы, его потомки, имели право жить, дышать, любить и свободно трудиться на своей Родине. Хотелось бы, чтобы и наше поколение обладало таким же единством, братством, как поколения прошлого. Они всегда будут для нас примером...».

                *  *  *

     Елена Куликовская, внучка Героя Советского Союза Алексашкина Николая Федоровича (см. статью «Здесь были летчики»»: http://www.proza.ru/2017/11/23/1782 ).

     «...15.11.2016 г. г. Москва. Добрый день, Леонид Александрович! Вы проделали титаническую работу, это очень интересно, спасибо! Мой дедушка Николай Федорович был уволен в запас в 1962 г., в звании полковника. В дальнейшем жил и работал в Москве. Ушел из жизни в 1990 г. А однополчанин моего дедушки Герой Советского Союза Артеменко Анатолий Павлович еще жив! В этом году он выступал 9 мая по телевидению, с Бессмертного полка, проходившего в Москве...».

                *  *  *

     Как видим, авторы Автографов Победы не затерялись в вечности – они достойно прожили отведенную судьбой жизнь. Пройдя чудовищные испытания, выпавшие на их долю их поколения во время Великой Отечественной войны, они вернулись, в итоге, к мирному труду.

     Имена некоторых из них можно найти запечатленными родственниками уже на современных интернет-сайтах.

     Так, к примеру, Алексей Волков - внук Эберг Александра Николаевича (см. статью «Рейхстаг – Соколов, Окишев, Эберг») разместил на сайте «Бессмертный полк» биографию своего деда и его фотоальбом с воспоминаниями (ознакомиться с этими бесценными материалами можно по электронному адресу: http://www.polkmoskva.ru/people/999319/ ).

     На сайте «Бессмертный полк», можно встретить и имя бывшего начальника госпиталя подполковника Мильберг Льва Григорьевича (см. статью «Рейхстаг - Мильберг, Расулов, Черкасский»: http://www.proza.ru/2017/11/28/1694). О довоенной жизни деда Мильберг Л.Г. рассказал на сайте «proza.ru», его внук Юрий Файнштейн (см. http://www.proza.ru/2015/06/01/729 ), что является ценным дополнением к жизнеописанию одного из авторов сохраненных автографов Победы.

                *  *  *

     А однажды мне просто невероятно повезло – разместив в интернете «поисковый запрос», состоящий из фамилии, имени и отчества, мне удалось установить послевоенную судьбу еще одного автора сохранившегося Автографа Победы.

     Это женщина, ее имя – Стрельцова Анисья Никифоровна (см. статью «Автографы в Рейхстаге – Здесь были медики!»: http://www.proza.ru/2017/11/28/2169 ).

     13 января 2009 г. газета «Вольная Кубань» (г. Краснодар, Россия) опубликовала статью корреспондента Игоря Сизова «Мы гордимся Вами, Анисья Стрельцова!», посвященную 90-летию Анисьи Стрельцовой (см. http://www.gazetavk.ru/?d=2017-05-05&r=28&s=1976 ), которую я привожу полностью, без сокращений и изменений. В ней, как в зеркале отражена судьба всего великого военного поколения:

     «…В новогодние дни 2018 г. старейшей читательнице нашей газеты Анисье Никифоровне Стрельцовой исполнилось 90 лет.

     Любая газета — это содружество журналистов и читателей. О журналистах «Вольной Кубани» в нашем крае хорошо известно, их имена у всех на слуху. А вот кто они, наши читатели? Чем занимаются? Какие у них интересы? Какие биографии? Много лет все собирался выяснить, кто же является старейшим читателем «Вольной Кубани», да все как-то руки не доходили. А тут удача явилась собственной персоной. В редакцию позвонили из службы социальной защиты Лазаревского района Сочи.

     - Вы знаете, что жительнице станции Волконка Анисье Стрельцовой в новогодние дни исполняется 90 лет?

     - Рады за нее! Передайте поздравления! Но только скажите: а наша газета тут при чем?

     - Как при чем! Да это же старейшая читательница «Вольной Кубани»! Помнит ваше издание еще с довоенных лет! Наш вам совет: срочно приезжайте в Волконку…

     Поехали! Познакомились! Все подтвердилось до деталей! Действительно, старейшая читательница нашей газеты Анисья Стрельцова живет неподалеку от станции Волконка, в жилом поселке, состоящем из домов санатория военных летчиков «Чемитоквадже». Выписывает «Вольную Кубань» уже многие годы. И биография у нее оказалась просто замечательной!

     Родилась наша старейшая читательница в 1918 году на Урале. Отец плотничал на строительстве химического комбината в Березниках. В семье шестеро детей. Прокормить всех было трудновато, дети начинали работать очень рано. Едва Анисья окончила школу-семилетку, как пошла трудиться медсестрой в поликлинике. По вечерам училась на фельдшерских курсах.

     Тем временем заканчивались 30-е годы, война замаячила на пороге. По выходным дням с группой местных девушек и юношей начальной военной подготовкой стал заниматься молоденький лейтенант Григорий Стрельцов. Очень четкие команды отдавал: «Стройся! Равняйсь! Штыком коли! Целься точнее! Огонь!» И только однажды вечером, совсем не по уставу, обратился к молоденькой медсестре из группы:

     - Может, погуляем по парку сегодня…

     Через неделю он явился к родителям нашей героини и заявил:

     - Меня переводят служить на Кубань! Прошу у вас руки вашей дочери и надеюсь, что она поедет со мной. Обещаю быть хорошим мужем…

     В декабре 1940 года молодая семья приехала к месту службы в город Кропоткин. Лейтенант Григорий Стрельцов был человеком партийным и в первый же вечер принес домой свежий номер газеты «Большевик», именно так называлась в довоенные годы «Вольная Кубань».

     - И вы помните, какой тогда была наша газета? — начали мы расспрашивать Анисью Стрельцову.

     - Отлично помню! Тогда Кубань готовилась к весеннему севу, и журналист Валентин Овечкин призывал всех обратить особое внимание на содержание сельскохозяйственной техники. Еще тогда подписка велась на набор грампластинок с выступлениями Иосифа Сталина. Да и про театр мне нравилось читать, в Краснодаре как раз была премьера спектакля «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского.

     Ну а потом, уже летом, муж мне вашу газету показал с обращением Вячеслава Молотова: «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня утром фашистская Германия вероломно напала на нашу страну!» Тогда нам уже стало ясно, что эта война надолго разлучит нас. Гриша сразу же уехал в школу разведчиков в Армавире, да и меня, как медсестру, призвали в армию. Наш госпиталь вначале был в станице Казанской, затем его перевели в Новороссийск…

     - Ого! Да в Новороссийске в войну такие ужасы творились!

     - Это верно! Помню, бригада моряков на передовую мимо наших палаток шла. Все кричали нам, дескать, дождитесь нас, девушки! Напрасно мы их ждали, никто не вернулся, все полегли на подступах к городу! Потом давку в порту помню! Один катер остался, а женщин с детьми эвакуировать не успевали! Крики, слезы! А вагон-памятник в Новороссийске знаете? Он же на моих глазах горел! В нем лошади были, они так страшно ржали, выскакивая из огня! А немцы с самолетов этих лошадей расстреливали, в крови была вся площадь…

     - Ваш госпиталь полевым был?

     - Да, он так и назывался 116-м полевым госпиталем. Принимали раненых с линии фронта, перевязывали и вывозили в Туапсе. Кстати, по вечерам мы солдатам вашу газету читали, тогда в ней военные сводки печатались. А однажды довелось и впрямую столкнуться с вашим братом. На КПП возле Архипо-Осиповки часовой остановил:

     - Кто старший в санитарной машине? Вам в штаб велели зайти!

     Захожу, представляюсь:

     - Лейтенант медицинской службы Анисья Стрельцова!

     А коренастый офицер встает из-за стола и говорит в ответ:

     - Фронтовой корреспондент Михаил Светлов!

     - Вы часом не из «Большевика» будете? Мы эту газету до войны в доме читали…

     Он тогда засмеялся! Нет, говорит, не из «Большевика», а из «Комсомольской правды». Почти час расспрашивал о нашей службе. Впервые узнала, какими они бывают, настоящие-то газетчики! Он мне на прощание еще стихи свои почитал, про Гренаду. Это область такая в Испании есть…

     - А как дальше жизнь сложилась?

     - Да как у всей Красной Армии! Из Новороссийска перевели нас в Курск, там танковая битва была! Днепр переплыли и Киев взяли! Вислу форсировали и Варшаву взяли! Через Одер перебрались, а там уже и Берлин! Когда стрельба закончилась, мы с девочками отпросились к рейхстагу сбегать. Примчались, а там Лидия Русланова на ступеньках концерт дает, все про русские валенки распевает!

     Гляжу, возле колонны ведро с краской стоит. Ну я за себя и за мужа написала: «Анисья и Григорий Стрельцовы. Дошли до Берлина!» Хотя Гриши-то уже в живых не было, погиб он в Карпатах. Горько, конечно, было! После войны из армии не ушла. Вначале в окружных госпиталях работала, а потом меня направили в поселок Лазаревское. Снова я стала выписывать вашу газету, она уже «Советской Кубанью» называлась. А служба моя была медсестрой в санатории «Чемитоквадже». У нас военные летчики отдыхали.

     - Интересные люди попадались?

     - Конечно же! Вот однажды привезли группу молоденьких пилотов, а с ними целую бригаду врачей. Все целыми днями пропадали в спортивном зале, занимались. Ночью гляжу, один паренек в холле сидит, учебник какой-то читает. Вам, говорю, спать положено! А он говорит: да у меня экзамен завтра, хочу знаниями блеснуть! Что же за экзамен такой серьезный? Да я, говорит, к звездам собираюсь!

     Тогда я только улыбнулась про себя. Скажет тоже, к звездам. Но ведь правда! Месяца через три раскрываю «Советскую Кубань», а там этот паренек на портрете! И подпись: «Советский человек в космосе! Первый космонавт планеты — Юрий Гагарин!» Знала бы раньше, подольше бы с ним в ту ночь поговорила…

     - Вы и сейчас нашу газету выписываете?

     - Конечно! И о муже это память, и о боях под Новороссийском, и о работе в санатории летчиков-космонавтов. Когда Евгений Рожанский о Малой земле пишет, все знакомые имена в его статьях разыскиваю. Нахожу иногда! И Ольгу Цветкову очень люблю читать. Она недавно про Валентину Терешкову очерк сочинила, приятно было вспомнить и о своих встречах с «Чайкой». Словом, спасибо, что не забываете нас, пенсионеров! Вы нас и дальше не забывайте…

     Боже мой, да какие же замечательные у нас читатели! Сколько добрых дел они успели в своей жизни совершить! И страну отстояли в войну! И на рейхстаге нашли время расписаться! И Юрия Гагарина в полет достойно проводили! А самое главное, до седых волос сохранили интерес к жизни, интерес ко всему, что происходит в стране!

     Вот уж кем по праву может гордиться «Вольная Кубань»! Наши читатели — наша главная гордость, можно сказать!

     С юбилеем Вас, наша дорогая старейшая читательница Анисья Стрельцова! Мы гордимся Вами!

     Мы гордимся вами сегодня и будем гордиться всегда…».

                *  *  *

     Пожалуй, лучше о фронтовиках-Победителях, независимо от того, удалось им оставить на Рейхстаге Автографы Победы, или нет, и не скажешь! Для нас, потомков, они навсегда останутся Победителями, которые ценой огромных лишений, страданий и жертв спасли мир от ужасающих последствий катастрофы, уготованной человечеству нацистами.

     Вечная им Слава, и вечная Память!..

     Примечание: Анисья Никифоровна Стрельцова ушла из жизни, когда ей было далеко за 90. Однако, в 2012 г. она успела записать видео-рассказ, в котором выразила мысли и чувства своего поколения.
(См. https://www.youtube.com/watch?v=L9tJGIoP9EA ).

                *  *  *

     Как бы далеко в прошлое ни ушли события Второй мировой войны, они не перестанут привлекать к себе внимание людей. Ежедневным напоминанием об ужасах войны являются сотни братских могил, обелисков, различных мемориальных сооружений, размещенных по всей Европе.

     Такой же благородной миссии служат и надписи советских воинов, сохраненных волей депутатов немецкого парламента на стенах Рейхстага – они стали рукотворным памятником тем, кто их оставил, единственным и неповторимым в своем роде.

     Как свет путеводной звезды в бескрайнем океане, сохраненные победные надписи воинов многонациональной Красной Армии, а также армий ее бывших союзников, всегда будут служить предметом гордости у потомков победителей, а для европейских политиков – напоминанием о той самоубийственной социальной катастрофе, которая постигла Европу в 1939 – 1945 гг. вследствие прихода к власти нацистов.

                *  *  *

     На фото: 1945 г. Берлин. Красноармеец Шатрун Надежда Михайловна и ст. лейтенант Шатрун Михаил Устинович. Фото публикуется с разрешения семьи Шатрун.

                *  *  *


     2018 - 2021 гг.

     Для ознакомления с данными о других воинах Красной Армии, фамилии которых сохранены на стенах Рейхстага, и идентифицированы, необходимо перейти на начальную страницу, по ссылке: http://www.proza.ru/avtor/ignatenko1949  .

     В 2020 г. в украинском издательстве «Харьков на ладонях» была издана моя книга «Автографы на стенах Рейхстага», куда вошли биографии первых 212* идентифицированных мною авторов автографов Победы (см. первую статью - «О книге «Автографы на стенах Рейхстага» по ссылке: http://proza.ru/2020/02/23/1988 ).

     *После дальнейших исследований стали известны биографические данные еще более 100 авторов надписей.


Рецензии
Глубочайший, Вам Леонид Александрович, поклон и всемерная благодарность, за то что вернули мне деда, старого вояку, и гениального врача, и Георгиевского кавалера. До последней минуты жизни лечашего, практикующего, преподающего ДОКТОРА!! Какую Вы работу делаете - это неоценимо !! Маленький штришок, может Вам пригодится, в книжке о Доме Специалистов. Дед лежал с тяжелейшим инсультом, всё бы ничего - не впервой. но новость 5го Марта 1953 года, он воспринял как катастрофу вселенского масштаба..

Юрий Файнштейн   04.04.2018 11:08     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо Вам за добрые слова в мой адрес! Ради такой, самой чистой человеческой благодарности, стоит жить и работать. И идти по неизведанному ранее пути, во имя сохранения нашей же собственной, подлинной Истории, и памяти о людях, ее творивших. Ваш дед прожил достойную жизнь, в чем и расписался собственноручно, «на века», в одном из самых видных и посещаемых мест в центре Европы! Я надеюсь, что результаты моих исследований помогут нашим современникам и потомкам увидеть в надписях на стенах Рейхстага не примитивные граффити многочисленной солдатской массы, какими их упорно преподносят западноевропейские журналисты, а автографы – победные автографы, оставленные на память человечеству конкретными людьми, воинами, поставившими окончательную точку в кровавой бойне, организованной «цивилизованной Европой». Именно в этом я, собственно, и вижу смысл проделанной мною работы, весьма нелегкой. Удачи Вам в исполнении всех Ваших творческих планов!

Леонид Игнатенко   09.04.2018 19:54   Заявить о нарушении