Вокруг Питера. Царское село

      Прежде чем писать задумался с чего начать, от какой печки танцевать. В год моей первой поездки в Ленинград я увидел много интересного в городе. Но не менее интересны и окрестности Ленинграда. Об этом я тоже был осведомлен. Конечно, прежде свои стопы я направил в Царское село знаменитое для меня прежде всего лицеем, где учился Пушкин. Тогда еще прошло немного лет после войны. И к моему великому сожалению, я не мог увидеть все великолепие Екатерининского дворца и многих других архитектурных шедевров города. Просто еще многое не было отреставрировано после жутких разрушений в Великую отечественную войну. Практически во дворце работало всего несколько залов, в лицей вообще не пускали. Александровский парк также не был доступен для обозрения. И помню, что и внешний вид дворца был крайне печален. Что-то в нем отсутствовало, не было блеска и гармонии. Я побродил по парку, осмотрел все что там было восстановлено и вернулся в Ленинград. И для меня было большим удовольствием посетить Царское село уже в 2007 году. Я знал, что многое восстановлено, что уже вновь воссоздана Янтарная комната. Да и память юности поистерлась. И, естественно, мне захотелось еще раз там побывать.
      С нашим великолепным  экскурсоводом от гостиницы «Россия», что на Московском проспекте близ метро «Парк Победы», мы отъехали в восемь утра на экскурсию в Царское село. Немного об экскурсоводе. У нас экскурсоводом была женщина средних лет. Внешне ни чем не примечательная. Не очень большого роста, слегка в теле, аккуратно одета. В общем обычная женщина каких можно встретить во многих городах России. Но Бог мой, как она говорила, как она рассказывала о Петербурге. Сколько любви к городу, какие огромные знания стояли за ее рассказами о городе и его окрестностях. Рассказы интересные, нестандартные. Поэзия в ее рассказах присутствовала везде и всюду. Поэзия рассказа и собственно стихи поэтов о городе и его окрестностях. И вот этот экскурсовод повез нас в Царское село. Дорога не длинная. Мы как то незаметно под интересные рассказы экскурсовода приехали в Пушкин (Царское село). Выходим из автобуса. Оглядываюсь - вокруг все вроде бы и знакомое и незнакомое. Знакомое по прошлому посещению и новое сейчас. По дорожке подходим к Золотым воротам Екатерининского дворца. Не надо особо разбираться в искусстве, чтобы поразиться красоте и изяществу ворот, и одновременно их величию. Через открытую калитку проходим по Парадному двору к самому дворцу. Много лет назад здесь не было такой красоты, все было разрушено. Восстановили, реконструировали. Сколько же сил потратили наши современные реставраторы и строители на восстановление всего этого великолепия. НУЖНО ЛИ БЫЛО ЭТО ДЕЛАТЬ? Нужно чтобы мы и поколения идущих за нами людей любовались этой красотой, ценили наследие страны и гордились теми, кто восстановил все это, гордились силой духа народа потерявшего Царское село в войну и нашедшего в себе силы все вновь восстановить.
      Перед нами раскинулся бело - голубой с позолотой обширный дворец, справа и слева от аллеи, идущей от ворот к дворцу, расположены флигели, такие же бело - голубые с позолотой, а перед самим дворцом раскинулись зеленые лужайки, и по-моему, с фонтаном посередине. Впечатление праздника не покидало меня. К тому же в этот день была прекрасная ясная погода. И дворец просто сиял под горячими солнечными лучами.
      Входим во дворец. Великолепно. Богатство убранства. По белоснежной лестнице, устланной красной дорожкой, поднимаемся на второй этаж. Стены украшены лепным орнаментом, декоративными вазами и блюдами из фарфора. Здесь же на площадках лестницы расположены скульптуры. Красные шторы эффектно смотрятся на больших, расположенных в три яруса и блестящих чистотой, окнах. Входим в большой зал. Увиденное ошеломляет. Огромное пространство без всяких колонн и опор. Широченные окна  с двух сторон, выходящие в парк. Резьба и зеркала межоконных пространств. Бело - голубые стены с позолотой. Все это блестит и переливается под яркими лучами солнечного света, льющегося из окон. Изумительно расписанный плафон и искусно набранные паркетные полы. Зал оставляет колоссальное, неизгладимое ощущение праздничности и красоты, созданных людьми, шедевра. В него вложили всю душу лучшие архитекторы, художники и декораторы Италии и России.
      Переходим в другие залы и апартаменты царей. Они тоже роскошны, но больше приспособлены к вкусам их хозяев. Каждый из залов оформлен по-своему. Есть апартаменты Елизаветы, Екатерины II, Александра I, Александра II, Николая II. Архитекторы стремились к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения  интерьеров залов. Применялись разнообразные отделочные материалы. В каждом из залов своя обстановка и убранство. Можно было представить как жили цари, как они работали. Во многих залах есть портреты царей, членов царской семьи. Любопытно видеть их детские портреты, портреты в расцвете сил и уже портреты не в очень молодом возрасте. Они становятся ближе - понимаешь, что они тоже люди с людскими радостями и горестями.
      Еще мне хорошо запомнился картинный зал. Целая стена заполнена картинами. Можно стоять и долго рассматривать каждую из них. На это нужно много времени, которого у нас, к сожалению, не было.
      И наконец несколько слов об Янтарной комнате. О ней много говорили. Я не буду сильно утомлять читателя рассказом о ней. Я просто поделюсь своими впечатлениями. Мы знали, что комната восстановлена и мы можем ее осмотреть. Вот тут то и крылась большая неожиданность. В комнату пускали по 15-20 человек и всего на 10-15 минут. Так, по крайней мере, было в 2007 году. Входишь, тебя ослепляет блеск янтаря. Все кругом желтое. Первое время успеваешь только привыкнуть к этому блеску. Потихоньку начинаешь осваиваться. Хочешь подробнее осмотреть комнату, её убранство. И тут тебя обрывают - нужно покидать комнату. Так толком мы ее и не посмотрели. А повторить осмотр не имеет смысла. Не успеваешь освоиться как надо уже выходить. Конечно, блеск, красота комнаты несомненны. И несомненно - реставраторы комнаты проделали колоссальную работу по её восстановлению. Я советовал бы перед осмотром комнаты познакомиться с ее убранством  по интернету или по какой то литературе. Тогда можно будет войдя в комнату сразу же осмотреть понравившиеся вам экспонаты.
      Осмотрев дворец, выходим в регулярный парк. Дворцы всегда хороши. Но  меня больше удивляют и восхищают парки, разбитые вокруг дворцов. Это искусство. Это вдохновение. Это умение предвидеть. Создавая парк, особенно пейзажный, нужно предвидеть как вырастут деревья, как они будут сочетаться друг с другом. Это высокое искусство садовых архитекторов.
      Итак выходим в регулярный парк. Прямолинейные дорожки, подстриженные деревья и кустарники, постриженные газоны с яркими летними цветами. скульптуры и павильоны. По дорожке доходим до павильона Эрмитаж. Там нашли скамейку и сели отдохнуть. В парке много скамеек, с жесткими сиденьями и прямыми, но изящными кованными и ажурными, спинками. Отдохнули, прошли по крутому мостику через узкий канал к прудам и по другой дорожке попали в пейзажный парк, что раскинулся на берегах большого пруда. Дошли до девушки с кувшином, грустно сидящей на большом камне и смотрящей на тихо льющуюся в кувшин воду. Девушка присела отдохнуть от тяжелой работы пока кувшин медленно заполняется прозрачной и холодной водой. Потом она встанет и понесет полный, тяжелый кувшин в свой дом или, быть может, своей барыне, чтобы напоить ее ключевой водой. Полюбовались старыми раскидистыми деревьями, полянами раскинувшимися посреди парка, Чесменской колонной в центре Большого пруда. Я у одного старого дерева увидел современную девушку, но без кувшина. Она в легком летнем и светлом платье прислонилась к стволу старого дерева, стоящего на берегу пруда и своими сильными разветвленными корнями вцепившегося в берег, и мечтательно смотрела куда то в небо. Она мне понравилась, я попросил разрешения сфотографировать ее и с удовольствие смотрю на это фото, вспоминая тот парк и тот яркий солнечный день.
      Усталые возвращаемся к дворцу, к лицею. дети идут осматривать лицей. Мы с женой усаживаемся на скамейку рядом с памятником Пушкину, чтобы отдохнуть. Памятник Пушкину. Этот памятник мне очень нравится. Поэт сидит в задумчивости, облокотив голову на руку. Но он не отдыхает, он думает. О чём? Наверное о своем будущем, о своей роли в России. Он молод, еще в начале пути и ему только лишь предстоит многое написать, многое сказать и поведать своим читателям, всему народу России. Он еще ничего не знает о своей судьбе, но уже задумывается о ней.
      Вернулись дети. Мы уставшие, но довольные, садимся в автобус и возвращаемся в Питер в гостиницу «Россия».


Рецензии