Митрополит Пётр1 Петрович Негош
В период 70-х - начале 80-х годов 18 века архимандрит Пётр Петрович Негош играл второстепенную роль в Черногории.
В конце 1777 года архимандрит Пётр Петрович Негош был членом делегации черногории в России. Где и зарекомендовал себя среди российской элиты как новый её ставленник в Черногории.
После смерти митрополита Арсения Пламенца в 1784 году митрополичий престол занял выдающийся государственный деятель Черногории Пётр1 Петрович-Негош. Новый митрополит, в отличии от подавляющего большинства своих соотечественников, был широко эрудированным человеком. В период 1764-1766 годов он обучался в Александро-Невской лавре. Благодаря его стараниям библиотека Цетинского монастыря, которая располагала богатой коллекцией рукописей и книг, в том числе и изданных в России, постоянно пополнялась не только религиозными книгами, но и произведениями античных авторов, а так же современной европейской литературой. Пётр1 Петрович-Негош знал несколько языков, сочинял стихи, его послания к народу являются образцом не только политической мысли, но и литературного творчества. Митрополит так же работал над написанием истории Черногории; Часть его исторических исследований была в 1835 году опубликована в черногорском альманахе "Грлица".
В сан митрополита Петра Негоша Петровича посвятил Карловицкий митрополит Моисей Путник, чья митрополия находится в австрийских владениях. Во время последовавшей затем аудиенции императора Австрии Иосифа2 Габсбурга митрополит попытался договорится о получении от Австрии помощи боеприпасами, в которых так нуждалась Черногория. В безвозмездной помощи ему было отказано, но было предложено купить порох и свинец. На это черногорский владыка не без язвительности заметил императору, что, имея деньги, он купил бы порох у самого албанского паши.
Понимая всю пагубность отсутствия даже начального образования в Черногории, первое - что сделал Пётр1 Негош Петрович, став митрополитом, - это его попытка открыть школу для детей. В ноябре 1784 года Пётр1 Негош Петрович обратился с просьбой к митрополиту петербургскому и новгородскому Гавриилу с просьбой о содействии в устройстве школы при Цетинском монастыре. Однако ответа из России не последовало, и митрополит Пётр1 Негош Петрович своими усилиями организовал при монастыре небольшую группу учеников, обучая их чтению богослужебных книг.
В 1785 году Пётр1 Негош Петрович из Вены отправился в Россию. По дороги он остановился в городе Шклове, в имении генерала русской службы, выходца из Сербии и бывшего фаворита императрицы России Екатерины2 С.Зоричо, но, не застав хозяина, продолжил свою поездку и вначале ноября прибыл в Петербург - там он провёл несколько дней, но не был удостоен официального приёма и выслан из Петербурга по предписанию обер-полицмейстера, за спиной которого стоял истинный инициатор выселки - князь Г.А.Потёмкин. Официально Петру1 Негошу Петровичу было предъявлено обвинение в ом, что он стал митрополитом без согласия Синода. В письме, адресованном в коллегию иностранных дел, Пётр1 Негош Петрович выразил негодование по поводу поведения князя Потёмкина и несогласие с таким обвинением. "Странно слышать такое, как это мне, человеку свободному, не быть архиереем без согласия Синода," - писал он. - "Разве они не знают, что власть Русского Синода не выходит за пределы русского государства"... Раздосадованный и разгневанный митрополит Пётр1 Негош Петрович так же заявил, что покуда он жив, его ноги не будет в России. Слово своё он сдержал, хотя вся его дальнейшая жизнь и политика будут тесно связаны именно с Россией.
В литературе нет единого мнения по поводу этого поступка русских властей в отношении черногорского митрополита Петра1 Негоша Петровича. Некоторые авторы считают, что причиной высылки владыки Петра1 Негоша Петровича послужил его визит к Зоричу с которым Пётр1 Негош Петрович состоял в переписке и к которому Потёмкин испытывал личную неприязнь. Другие видят во всём этом происки выдававшего себя за потомка князей Юговичей Софрония Юговича-Марковича, который служил секретарём у князя Потёмкина и интриговал против митрополита Петра1 Негоша Петровича. Кроме того, в сербской литературе существует устойчивая точка зрения, что истинная причина изгнания Петра1 Негоша Петровича из России заключалась в том, что согласно греческому проекту, один из творцов которого был князь Потёмкин, Черногория попадала в сферу влияния Австрии.
Вернувшись из России в 1786 году Пётр1 Негош Петрович застал разорённую Цетинскую обитель. Кроме того, в Черногории выдался не урожайный год, и голодная смерть унесла около 700 жизней. На состоявшемся вскоре обще черногорском зборе митрополит Пётр1 Негош Петрович, обращался к черногорцам, с гневом говорил: "Ваши споры, ваша зависть и ненависть, ваше самолюбие и мщение погубили вас. Посмотрите: всюду разорение, сожжённые дома, церкви и монастыри - древние памятники ваших славных предков".
В 1788 году российские эмиссары подвергли критике австрийское правительство и Петра1 Негоша Петровича за преждевременное выступление против Шкодры. После военных неудач австрийцы тайно бежали из Черногории.
Митрополит Пётр1 Негош Петрович возглавляя отряд черногорцев в союзе с Россией и бокельцами участвовал в начале 19 века в войне с Республикой Святого Марка. Он лично принимал участие в осаде Дубровника. Взять Дубровник правда им так и не удалось. Результат этой войны, был таков, что при воздействии французской армии и дипломатии, а так же по попустительству Высокой Порты, с 31 января 1808 года Республика Святого Марка пала. Тысячелетнее государство прекратило своё существование. Черногорцы сполна отплатил за предательство и блокаду византийцев Черногории.
В правление Петра1 Петровича Негоша (у власти в 1784-1830 года) связи Черногории с Россией особенно укрепились. В ходе Австро-Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов, победой 22 сентября 1796 года над войсками Скадарского визиря Махмуда-Паши Бушатли в битве при Крусах черногорцы положили начало своей фактической независимости. В период наполеоновских войн и подъёма национально-освободительной борьбы сербского народа (1804-1815 года) Черногория выступала на стороне России и Сербии. В 1813 году черногорцы овладели Бокой Которской, однако по решению Венского конгресса 1814-1815 годов она вновь отошла к Австрии.
В 16 веке начали вспыхивать первые анти турецкие восстания в Черногории. Национально-освободительная борьба продолжается аж до 1796 года. В 1796 году после разгрома турецких войск фактической независимости добилась наконец-то Черногория. И по сути Пётр1 Петрович Негош стал первым самостоятельным (независимым) правителем Черногории. Все правители до него зависели от Высокой Порты либо Республики Святого Марка. Те которые были ставленниками России вынуждены были либо жить за пределами Черногории и довольствоваться редкими в неё визитами, либо признавать над собой власть Высокой Порты и платить ей дань. Так, что во время правления Петра1 Петровича Негоша Черногория обрела полную независимость, - перестала быть вассалом Высокой Порты.
Военные победы 1796 года укрепили фактическую независимость страны, создали в Черногории условия для централизации государственной власти. Важным шагом в этом направлении являлось принятие "Законника Общего Черногорского и Брдского" - известного в истории Югославии и правовой науке как "Законник Петра1, владыки Черногорского", - который был утверждён 18 октября 1798 года скупщиной в Станевичах. Тогда же было сформировано правительство суда черногорского и брдского, или Кулук - обще черногорский орган власти.
Законник общий черногорский и брдский включал 16 статей, а позже, в 1803 году, был дополнен ещё 17 статьями и насчитывал всего 33 статьи. Законник базировался на нормах обычного права, некоторые исследователи прослеживают в нём византийское влияние. Его автором был Пётр1 Негош Петрович.
Цель основной статьи Законника - разрушение остатков родоплеменных обычаев, пресечение кровной мести.
Вот некоторые статьи из Законника:
"Если черногорец убьёт брата своего черногорца или брдянина без всякой вины, то он подвергается смертной казни" - статья№2.
"Если преступник, повинный в кровной мести, скрывался за пределами Чёрногории и не мог быть пойман, то его имущество подлежало конфискации, часть в пользу семьи пострадавшего, другая часть - в государственную казну" - статья№3.
"Поймавший убийцу мог убить его, и за это не нёс ответственности перед законом" - статья№5.
Одна из статей закона гласила так: Тот кто будет укрывать убийцу "подлежал одинаковому с ним наказанию", то-есть смертной казни.
Неумышленное убийство в целях обороны, наказывалось менее сурово, чем просто убийство - статья№10.
Защита интересов в первую очереди зажиточной части населения, выражалась в охране частной собственности, предопределила суровость мер, направленных на пресечение грабежей и воровства - статья№13, статья№14, статья№16, статья№17.
Угон чужого скота, а так же убийство вора на месте преступления не подлежало наказанию - статья№13.
"Купля-продажа недвижимого имущества представляла преимущественное право на покупку родственникам и ближайшим соседям владельца" - статья№15.
"Беспорядки на базаре приравнивались по силе вины к беспорядкам в церкви" - статья№19.
Черногорцы обязывались "держать с приморцами добрососедский мир и тишину, какая приносит обеим сторонам взаимную пользу" - статья№18.
Закон предписывал каждому чёрногорцу и брдянину "подчиняться, уважать и любить судей ими же выбранных"- статья№26.
Правительство и сам Пётр1 Петрович-Негош наказывали судей за следование патриархальным обычаям в судебной практике.
Пётр1 Негош Петрович писал: "Ни один народ не может быть уважаемым и счастливым, не имея законного суда и хорошего правительства, а ни одно правительство без помощи народа существовать не может. По этому все народы на свете ежегодно платят общий налог, сколько в каком месте и государстве установлено, платят его не для других, а для самих себя, что бы на эти деньги содержать правительство, суды и войско, которые их будут защищать от нападения неприятелей и охранять от всякого злого и дурного человека, что бы народ мог мирно и без всякого страха заниматься своим делом и жить спокойно и мирно. А это и нам очень нужно, и потому постановляем, чтобы всякий дом платил ежегодно налог в 60 динаров" - статья№20.
Во времена Петра1 Негоша Петровича, так и не удалось наладить регулярный сбор упомянутого выше налога.
Некоторые историки представляют митрополита Петра1 Негоша Петровича как смиренного духовного пастыря, который видя зло, царящее вокруг, лишь по-отечески увещевал враждующих. Безусловно, Пётр1 Негош Петрович в борьбе за искоренение беззаконий использовал свой авторитет главы церкви, но в случае необходимости возглавляемое им правительство чёрногорского и брдского не останавливались не перед наказаниями, в плоть до смертной казни.
В 1796 году Пётр1 Негош Петрович в письме императрице России Екатерине2 Великой предсказывал и предупреждал, что французы, продолжая наступательное движение, "намереваются принять шествие к Молдавии и далее, даже к прежде бывшим польским границам и пределам Российской империи".
Черногорский митрополит Пётр1 Негош Петрович жаловался в письме императору России Павлу1 Романову от 3 (14) сентября 1797 года: "Сила австрийского оружия" простёрлась "до самой Чёрной горы".
Император России Павел1 Романов живо откликнулся на обращение митрополита, импульсивность его натуры проявилась в самом тоне его грамоты Петру1 Негош Петровичу и старейшинам: "Усмотрев же ваше прошение о подтверждении императорского нашего благоволения о не оставлении вас и всего черногорского и бердского славяно-сербского общества нашим императорским покровительством по единоверию и уважению к вашей храбрости и заслугам, восхотели мы подать вам... Новые удостоверения, что мы не перестанем принимать участие в жребии вашем". На полях прошения - царские пометки. "Выдать", "послать грамоту в требуемом смысле", "дать крест". Цетинскому монастырю выслали "милостинные деньги" за прошедшие годы и на шесть лет в перёд, установили ежегодную "пенсию или пособие" в размере 3000 червонных (9000 рублей).
Н.Чиркович-Давидович в 1797 году с грамотой императора России Павла1 Романова, 15 золотыми медалями для старейшин брдских и чёрногорских, и "сверх того 4 медали серебром для чиновников", и сам Н.Чиркович-Давидович получил медаль, а так же медали и ордена для митрополита. По прибытию в Черногорию аферист Н.Чиркович-Давидович встретился с митрополитом Петром1 Негош Петровичем, который до того не подозревал о его существовании. Однако, получив из рук Н.Чирковича-Давидовича конкретные подтверждения возросшего интереса и внимания России к Чёрногории, был "пленён оным до восхищения".
Н.Чиркович-Давидович, получив соответствующие официальные полномочия от митрополита Петра1 Негош Петровича, отбыл в Россию. Петру1 Негош Петровичу что бы не навлечь беды на Н.Чирковича-Давидовича со стороны русского правительства, пришлось признать за ним нелепый для Чёрногории титул графа и обер-воеводы. Таким образов ещё один еврей Н.Чиркович-Давидович стал Чёрногорским графом и обер-воеводой, и европейским дворянином, который мог теперь служить офицером в любой армии мира. А был обычным посланником, посыльным императорского двора его величества, то-есть мелким бюрократом.
Пётр1 Негш Петрович предложил в 1797 году бокельцам принять покровительство Австрии, и австрийский флот занял Боку Которскую.
Пётр1 Негош Петрович оказал поддержку австрийцам, в противоречь политики Франции на Балканах, вызвав тем самым напряжённость отношений с Францией; Поскольку он помнил, что Австрия и Россия были союзниками в Русско-Турецкую войну 1787-1791 годов, к тому же его настораживала и пугала резко антиклерикальная политика Директории. В то время заслуги черногорцев перед Австрией признавались Венским двором, и император Франц2 Габсбург в знак благодарности послал Петру1 Негошу Петровичу "Отменной величины крест и перстень бриллиантовый в шесть тысяч червонных".
В марте 1798 года митрополит Пётр1 Негош Петрович информировал константинопольскую патриархию о том, что губернатор Радонич "между нами почтенен именем, а не властью".
Сам же Пётр1 Негош Петрович на одной из скупщин в 1799 году объявил себя "явным неприятелем Австрийского дома, преданным по смерть России". На той же скупщине народ едва не расправился с губернатором и его сторонника, но митрополит Пётр1 Негош Петрович, успокаивая черногорцев, довольствовался тем, что "сии главари формально и письменно отказались иметь наималейшее сношение и согласие с австрийцами".
Русское правительство, учитывая военно-стратегическое значение Черногории, ведшей борьбу с Турцией, было заинтересовано в поддержании единства чёрногорских племён, в укреплении власти митрополита. В ответ на просьбу Петра1 Негоша Петровича император России Павел1 Романов установил в 1799 году ежегодную субсидию в размере 1000 червонных (3000 рублей). По поводу этой субсидии указывалось, что она учреждается "на общенародные надобности, а ни паче на всякия полезныя заведения, кои утверждая в народе христианская добродетели и доставляя оному просвещение, споспешествовать будут неминуемо благосостоянию земли". Вскоре по предписанию императора России Павла1 Романова адмирал Ф,Ф,Ушаков, командовавший объединённой Русско-Турецкой эскадрой в Средиземном море, отправил в Чёрногорию капитан-лейтенанта Х.И.Клопакиса. Прибытие русского офицера уверило черногорцев в том, что все начинания Петра1 Негоша Петровича поддерживаются русским правительством, и оживило надежду на "официальное покровительство" России.
Существовали обстоятельства, побуждавшие относится к Негошу с особым вниманием. Наполеон1 Бонопарт разослал грамоты которые совращали балканское население "демократическими мыслями". Митрополит Пётр1 Негош Петрович, ознакомился с посланием Наполеона1 Бонопарта, и Российская консульская служба роздобыла его письмо генералу Наполеону1 Бонопарду. Последствий оно не имело, но Россия была начеку.
Митрополит Пётр1 Петрович-Негош сам владел гуслями и сочинял песни. В частности, он являлся автором песни: "Чуприлич", - которая повествует об ужасающем разгроме Черногории турками в 1714 году.
В конце 18- первой четверти 19 веков особой известностью пользовался Джуро Милутинович Черногорец, слепой гусляр, который неоднократно выполнял поручения митрополита Петра1 Петровича-Негоша.
Время правления Петра1 Негош-Петровича для черногории стало началом государственности и централизации со всеми её атрибутами.
Свидетельство о публикации №218032901419