Между нами, казаками

Я днями отказался выступить в школе . Тема была заявлена - "В лучших традициях казачества".
Не то, чтобы я не знаком с традициями казачества. Но я отказался потому, что не хочу врать детям, вбивать им в головы то, чего никогда не было.
Я вижу общую заточенность на пропаганду казачьего образа жизни. В нашей местности в пример взято донское казачество. У нас теперь чуть не в каждом селе - свой атаман, скачки на лошадях, чубы и лампасы.
Создается впечатление, что казачья служба - вечное счастье. И потому к счастью этому надо приобщать детей со школьной скамьи.
Но то, что я не намерен говорить в школе, я вполне вправе сказать на своей страничке. Я никого не разубеждаю, не навязываю своей точки зрения.
Я просто привожу факты.
А они таковы, что со времени заселения нашего края, Бирюченский уезд и вся Воронежская губерния никогда не входили в Область войска Донского.Здесь была территория Московского военного округа. И формирование Армии до воинской реформы 1876 года осуществлялось с территории уезда путем жеребьевки - или рекрутского набора, а после - призывом в силу Закона о всеобщей воинской повинности.
В Области войска Донского комплектование шло согласно Положению о реестровом казачестве. Никакого рекрутского , или иного набора, на Дону не было. Там был семейный, фамильный принцип формирования полков. Здоровый мальчик, уже в силу рождения, был обречен на военную жизнь.
Добавлю еще, что и формы местного самоуправления в казачьих областях и глубинных губерниях отличался в корне. У казаков был круг, решавший все вопросы хозяйственной и бытовой жизни, полицейского надзора и судебной исполнительности, избиравший казачью старшИну с атаманами.
В Воронежской губернии, как и в большнстве губерний империи, местая власть на селе принадлежала волостному правлению. Правление возглавлял волостной старшина. Чтиобы понятнее - это был как бы позднейший председатель сельсовета. Полицеская власть принадлежала становому приставу - полицейскому офицеру.
При этом волость делилась , в хозяйственном плане, на общинное, помещичье и однодворческое землепользование.
Чтоб понятее. Община - это тот же колхоз. Управляли им сельские старосты, подчиненные волостному старшине. На общину в целом распространялся принцип круговой поруки. Помните песню "Меж высоких хлебов"? Там речь о самоубийце, найденном на общинном поле. Так вот при поиске убийцы, в частности, и использовался принцип круговой поруки. Становой пристав созывал сход и давал определенный срок на выдачу преступника. Если община никого не выдавала - на неё налагался огромный штраф. Поэтому, как правило, убийцу находили быстро, и раскрываемость у станового была под сто процентов.
В то же время ни помещик, ни однодворцы в сельскую общину не входили. Это были , по нынешнему - фермеры, и в отношении них работали другие законы.
Так вот. Куда ни кинь - ничего казачьего в наших местах и на дух не было. И я не понимаю ученых нашего университета, которые, прекрасно зная все это, продолжают потакать совершенно антииисторическим веяниям. А ведь, по большому счету, нам, в бирюченских палестинах, есть чем гордиться по-настоящему. Во первых - это один из немногих русских уездов с двуязычным населением. У нас села южнее Тихой Сосны - мелороссийские, а севернее - великорусские. У нас испокон веку не надо было перевода, чтобы верхососенец понял веселовца, а житель Палатовки - Казацкого обывателя...
Вы спрашиваете - а откуда же тогда взялось село Казацкое?
Опять вернемся на триста пятьдесят лет назад.
Были.
Были казаки в наших местах. От них и осталась старая топонимика.
Но то были городовые казаки - конная разновидность стрелецкого войска. Городовые казаки - те же солдаты, подневольные служилые. Они стояли гарнизонами в городах Белгородской засечной черты. И между городовыми казаками, и казаками реестровыми - ничего общего. Кроме имени. И вот эти городовые казаки, селившиеся посадами вокруг городов, и оставили нам села с названием Казацкие.
Кстати, городовое казачье войско было упразднено заодно со стрелецким войском.
А мы вернемся к наших москалям и хохлам.
Вот я и говорю. Мы, в Бирюческом районе - без всякого наносного казачества невероятно этнически богаты. Мы сразу, в одном месте - Россия и Украина. Нам не закрываться надо от неньки. Я бы в школах Белгородской области ввёл изучение украинского языка. Почитайте, например, стихи уроженца уезда, малороссиского поэта Олексы Коваленко. Вот его "Буря", к примеру:

"Сунуться купами чернii хмари,
Плинуть по небу, мов тii примари,
Сонце ласкаве, блискуче вкривають,
Холодом серце i душу проймають.
Витер в степу завива,
Куряву сиву збива…
Буря лютуе,
Хмари шматуе,
I враз над усiм
Котиться,
Гониться
Грiм."

Это же украинская классика! Объясните мне - почему на полтавщине чтят и изучают бирюченского поэта , а в Бирюче его напрочь забыли?
А ведь это - один из примеров нашего общего богатства.
Да ладно бы только малороссийская тема.
Но у нас - богатейшая великорусская крестьянская традиция! Платье, песни, язык, - это настолько совершенно, что и казаки могут позавидовать.
Но все это гибнет втуне. Нынче в области и самоё слово "крестьянин" исчезло.
В крестьянском крае крестьян нет , а казаки - пожалуйста.
Перекос явный.
Я уж не говорю об удивительном и неповторённом нигде опыте однодворчества. Это опыт рачительного и научно оправданного способа земледелия. Тут для исследователя - непаханный исторический пласт. Целина.
Вот о чем надо говорить со школьниками. Если мы всерьез хотим оставить нашим детям в наследие богатый хлебом и песнями край - им надо не сказки про казаков рассказывать, а доводить были о нашем достойном прошлом. Всё-равно ведь дети вырастут, и всё узнают. Но каково им будет осознать, что жизнь им глупые взрослые прививали к чужим корням?

Да. Для тех, кто утерял фамильные истоки, привожу перевод стихотворения Ковеленки "Буря" :

"Движутся по небу тучи сурово
Мрачными тенями мира иного,
Грудой зловещей на свет наползают,
Холодом сердце и душу пронзают…
Ветер в степи завывает,
Пыльные вихри взвивает,
Буря свирепствует,
Смеркло кругом,
Грозно рокочет
И близится
Гром".

Спасибо за внимание.


Рецензии
"Ничего казачьего в наших местах и на дух не было..."
Выходит и Бирюченского комиссарства Острогожского слободского казачьего полка тоже не было!? И Будённый не в этих краях Первую Конную собрал!? От же ж, до чего можно наашшаульничать!

Константин Брочер   14.04.2018 11:46     Заявить о нарушении
Острогожский казачий полк был подразделением Малороссийского казачества, перешедшим под руку Москвы.Они же Молскву при первой возможности и предали, за что были расказачены.
Может - этот пример взяли нынешние ряженые?
Они утверждают, что нет. И приписали себе родословную от Донских казаков.

А Бирюченское комиссарство никаким боком к Острогожскому полку отнесено не было. Комиссарства той поры - это сельскохозяйственные колонии петровской России.

Владимир Калуцкий   14.04.2018 13:10   Заявить о нарушении