Беда не приходит одна

Начало перестройки ознаменовалось не очень хорошими известиями.
Мне позвонила бывшая работница Анастасия Тимофеевна, и громко рыдая, рассказала, что погиб ее сын в каких-то разборках, но он не виноват. Просила меня собрать таких пострадавших и проводит работу, что у меня это получится. Это было на самом деле. Я порекомендовала ей чаще звонить и разговаривать. Успокоила, как могла.
А у меня сильно заболела спина, видимо сказались простуда и расстройство. Терапевт назначила обезболивающие уколы.
Ноябрь, вечер, восемнадцать часов, мы с мужем ужинаем.
Вдруг я молча встаю, одеваюсь и ничего не говоря, иду на улицу. Хотя после восемнадцати часов одна никогда не выходила. Перешла на другую сторону проспекта, и вместо езды на транспорте, пошла в сторону аптеки, а это порядочно.
Темно, слякоть, грязь. В аптеке приобрела необходимое и таким же образом вернулась домой. Муж не спросил, куда, зачем ходила? Позже сказал, что был удивлен моим молчаливым уходом.
А в это же самое время моя мама, проживающая в тридцати километрах от города Омска, и ходила, будто искала кого-то или что-то. Она жила в двухкомнатной благоустроенной квартире на втором этаже. С ней жил сын Владимир, электрик, работающий в совхозе.
А на первом этаже жил мой дядя, брат мамы. Он тоже был на улице и спросил маму:
- Что ты ищешь, поздно?
- Мне послышался голос Володи: Мама!
- Вот и вышла посмотреть, не упал ли где.
Дядя Федя уговорил ее идти домой отдыхать, а он еще походит.
Как мама провела эту ночь, только богу известно, хотя Володя предупредил, что будет дежурить на ферме в щитовой.
Но сердце матери – вещун – все чувствует. Утром раненько она снова на улице, стояла и смотрела в ту сторону, откуда должен был сын возвращаться.
А шла доярка, остановилась и спросила:
- Тетя Настя, что ты так рано стоишь?
- Жду Володю.
- Ты не дождешься, его уже увезли в анатомку.
Мама стойко вынесла это сообщение. Что случилось? Никто не знает. Комиссия списала на случайный пожар. А слухи были разные, что он сам этого хотел. Как-то он проронил фразу:
- Мама, ты меня хоронить не будешь.
Правда, затраты на похороны взял на себя совхоз, не без нашего участия. О несчастье мне сообщили в обед, мне стало плохо. Я бегала по квартире, не знала что делать, за что схватиться, что с собой взять, что одеть. Договорились с машиной, и вся семья уехала в деревню. Мы с Володей росли вместе, разница в два года. Часто общались, он делился, так как с семьей разошелся. Я помогала ему устроиться на работу и получить  квартиру на повторное заселение.
Какая же причина? Он мне сам сказал. Я часто ездила в деревню помочь по хозяйству. У мамы уже преклонный возраст. Мы сидели вдвоем. Он немного выпил и разрыдался. Сказал:
- Я не могу быть с женщиной.
Вот и стала ясной причина развода. Я успокаивала как могла. Сам интересный, симпатичный, очень много читающий. Столько женщин интересовалось им, он то обещал, то отшучивался, а сам чаще стал прикладываться к спиртному, хотя, как специалист, был на хорошем счету. Мог отремонтировать любой прибор: от телевизора до крупногабаритного: авто, трактора, комбайна.
Через пять дней поехали в анатомку, мой муж и зять. Я дала одежду, в которой обычно хоронят.
Возвратились, гроб не открывали. Муж сказал, что никогда ничего не расскажет, но одежду надели.
Я перенесла очень болезненно, да еще ходила в местный ФАП на уколы. Там «сестричку» попросила показать, как правильно ставить укол и даже объяснила, как ставить антибиотик. Ей я очень благодарна. Время идет, совхоз помог хорошо, поминали человек 80.
Ни бывшая жена, ни сын на похороны не приехали, хотя мы сказали, когда и где. Володя так любил сына, что его фото всегда носил в кармане, с ним и погиб.
Подошли 9 дней, помянули дома, 20 человек родни.
Я долго не хотела писать о трагедии, но время проходит, вспоминается хорошее, а память нужно оставить и о плохом. Володя умер 18 ноября, а в Омск я возвратилась 15 декабря. Мама будто в порядке, понимала, что домой тоже нужно.
Человек предполагает, а жизнь – Бог – располагает.
И тут приключилась еще беда. Правильно говорят: одна беда не приходит, и пришла беда – отворяй ворота.
В нашем 9-ти этажном доме установлен лифт, мальчишки постоянно прибегали, чтобы покататься. Рядом таких домов не было.
Строгая дежурная лифтерша, Раиса Ивановна, не мгла их удержать и запретить. Пенсионеры гоняли любителей покататься, а я их умоляла:
- Не связывайтесь, они могут натворить что-то посерьезнее, чем катание на лифте.
Как предчувствовала.
Прежнее предприятие мужа не работало, устроился заместителем начальника отряда военизированной охраны химического предприятия.
Однажды они с начальником отряда должны поехать на завод в полпервого ночи проверить посты. Пообещал быть через полтора-два часа.
- Хорошо.
Я смотрела передачу «Политбюро» программы ВИД. В тот вечер ее вел Политковский. Я с интересом смотрела.
Примерно через час меня почему-то потянуло к входной двери. Скорее интуиция. Было две двери. Первая обыкновенная, вторая тоже, но обита филенкой, но не металлическая.
Я открыла первую дверь, посмотрела в глазок – ничего не видно. А уже начало второго часа ночи. Я  вышла в подъезд, «как в горящую избу». Все в дыму, жильцы спят, перила обмотаны тряпками и горят. Мне стало очень страшно.
Я за телефон – он молчит. Я в спальню, включаю свет – лампочка взрывается. У меня мысль: горят провода. Пожар в квартире. А не сообразила, что через мое тело прошло статическое электрическое. Я быстро надела теплые вещи, взяла документы, деньги, что были, мизер, шпагат, на котором сушат белье. Думала:
- Если пожар, привяжу к балкону и вниз постараюсь добраться. Даже допускала, что если будет вывих или перелом ноги, все равно доберусь до телефона-автомата.
Декабрь. Температура -30 градусов. Открыла фрамугу и стала кричать:
- Помогите, у нас пожар.
Откуда взялся голос  объяснить трудно. По тротуару идут молодые люди, на улице светло от фонарей и луны. Я обратилась:
- Молодые люди, вызовите пожарную команду!!!
В ответ смех и реплики. Я продолжаю кричать, а уже третий час, мужа нет. Балкон у нас выходит не на центральную улицу, а на боковую, этаж два с половиной, такая планировка. У нас на каждой площадке квартиры. На нашей – две, а выше и ниже – по три. Не перестаю кричать.
Вдруг из переулка выходят два мужичка, рядом за углом мужское общежитие. Я стала их умолять, они:
- Сейчас вызовем, какой адрес?
Пообещали. Минут через десять вернулись:
- Вызвали!!!
Я не знала, как их благодарить, только просила Бога дать им здоровья, и до сих пор вспоминаю и благодарю. Услышала топот в подъезде. В глазок увидела пожарных.
Как я обрадовалась!!!
Вышла, кругом белый порошок насыпан, пожар потушен. Я поблагодарила, спросила:
- Что было?
- Поджог, горело до седьмого этажа.
В коробках тоже подожгли масляные тряпки.
Я позвонила соседке, Светлане.
- Что случилось?
- Вот посмотри.
- Спасибо вам.
Все потом благодарили. Уже четвертый час. Я на кухне оперлась на подоконник, жду мужа. Идет радостный, машет мне руками, не знает что здесь было. Зашел, увидел, все понял.
А меня так трясло, что не могла успокоиться. Налил мне 40 грамм водочки, выпила, успокоилась.
Я задумалась. Срочно требуется заменить двери на металлические и входную в подъезд. Жильцы все согласны, дверь поставили, ключи заказали на всех. Стало спокойнее, телефонную связь восстановили только к новому году.
Маме о происшествии сообщила из телефона-автомата.
Что я пережила за эту ночь одному богу известно и моему здоровью. По ночам часто вздрагивала, снились всякие кошмары. Хорошо то, что хорошо кончается.
Дай бог здоровья этим двум мужчинам, откликнувшимся на мою отчаянную мольбу.
Доброта у человека в душе сохранилась


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.