Стеклянный шарик

- Будешь делать то, что я тебе скажу, - заявил Сережка.
Мальчишка хитро глядел на меня сизыми крохотными глазками. В сочетании с остреньким носиком они делали его похожим на крысенка. Словно это не его привели ко мне на урок фортепиано, а наоборот.

Кто бы мог подумать, что ему всего четыре года, а мне раз в десять больше!
Я впервые столкнулась с русским малышом из зажиточной семьи, выросшим в Таиланде, и еще не поняла, что его поведение - это скорее правило, чем исключение из общего порядка вещей.
То ли непреходящая жара плюс царящие на острове "санук и сабай" расслабляют деток настолько, что им лень заставить душу хоть как-то потрудиться, то ли всеобщая установка на развлечения, то ли пресыщение как результат вседозволенности, но юные соотечественники в тропических широтах рано превращаются в крохотных тиранов и ловких манипуляторов, которые прочно держат в кулаке собственных родителей.
Вот и Сережин папаша, вроде бывалый бизнесмен с вытатуированной гильзой на плече и шрамом от ножевого ранения под грудью, - и тот поспешно ретировался, наскоро сдав мне чадо и не очень убедительно попросив его слушаться учительницу.

- Вот сейчас мы будем с тобой играть в прятки, - приказал мне этот Вождь Краснокожих, выглядывая из комнаты на лестницу.
- Тут и прятаться-то негде, - возразила я, включая электрическое пианино. - Вот посмотри, что у меня здесь имеется, - и я взяла несколько аккордов.
Мощный тембр концертного рояля "Ямаха", "вшитый" в клавиатуру, наполнил комнату, но не поразил мальчишку.
- Нравится?
- Нет! - Серегу не так просто было взять голыми руками.
- Ты разве не хочешь научиться играть на пианино? - задала я очередной глупый вопрос, уже предвидя ответ.
- Нет!
- А петь?
- Не хочу!
- А что ты хочешь?
- Играть в прятки.
Я села за инструмент и призадумалась.
В былые советские  времена педагоги с нами не церемонились, и порой пианино приравнивалось к орудию пытки. Теперь все иначе. Говорят, обучение должно носить игровой характер, и я уже согласна. Но даже куча хитроумных игровых учебных приемов не пригодится, если ученик отказывается от игры.

И тут у меня неожиданно возникла одна идея...
- Знаешь, у меня есть одна ужасно интересная вещь, она мне самой не очень-то нужна, я бы даже подарила ее тебе... - размышляла я вслух.
- Какая? - глаза у Сережки округлились, и вместо хитрого крысенка передо мной стоял самый обычный любопытный ребенок. - Покажи!
- Сейчас я не могу, - развела я руками. - У меня же урок идет. Давай после урока? Договорились?
Торг удался: парню так интересно было узнать, какую такую вещь он получит, что он послушно, хоть и не блестяще, выполнял все мои задания и откликался на музыкальные игры.
Наконец, я объявила ему, что урок наш подошел к концу, и вот сейчас он получит эту вещь...
Я подошла к тумбочке и из коробочки вытащила ...синий перламутровый стеклянный шарик.
Я иногда нахожу такие на тротуарах - здешние дети часто играют с этими шариками, бросая их на землю, иногда теряя. У меня уже с дюжину таких, и все разных цветов. Не знаю, зачем я их собираю, но я не могу пройти мимо - такие они обаятельные. Попадись они мне в моем детстве!..

Я торжественно протянула шарик Сережке, и на его худеньком личике отразился искренний восторг.
- Еще есть? - деловито спросил он.
- Есть, - сказала я. - На следующем уроке я подарю тебе еще один шарик, но...
- Что? - впился он в меня глазами.
- ...Но он совсем другой...
- Какой?!
- Узнаешь в следующую субботу, - загадочно улыбнувшись, я отвела ребенка к отцу на первый этаж.
- Как он? - опасливо спросил дядька. - Вы еще не отказываетесь от нас? Вот спасибо! А то нас даже на таэквондо не взяли...

На следующий урок Сережка пришел безо всякого принуждения. Правда, он попытался выторговать у меня шарик в самом начале урока, но не вышло. Ему пришлось отзаниматься по полной, прежде чем он получил новую драгоценность. На сей раз это был мутно-белый шарик, тускло светившийся изнутри, как лунный камень.
- Ох... - пробормотал восхищенный мальчишка. - Ты мне дашь еще таких?
- Конечно, на следующем уроке.
- У тебе их много?
" Полтора месяца я еще продержусь," - подумала я.

- ...Что вы с ним сделали? - спросил меня довольный отец через пару уроков. - Никто не мог с ним справиться. А тут он сам ходит на уроки - просто какое-то чудо!
- Никакого чуда - это я так интригую, - засмеявшись, я вполголоса поведала ему о шариках.

 Появившись у меня в очередной раз, Сережка с порога  заявил, вызывающе глядя мне в глаза:
- Не нужны мне больше твои шарики - у меня теперь их целая куча: мне папа купил таких сто штук!
- Добрый у тебя папа, - проговорила я, чуть не заплакав.
- А теперь давай играть в прятки!..


Рецензии