Коменты на 1-е послание к коринфянам ап Павла-8, 9

8 глава

«1 Теперь к вопросу о пище, принесенной в жертву идолам.
Мы знаем, что «все из нас обладают знанием», но знание делает людей гордыми, а любовь назидает.
2 Тот, кто думает, что он что-то знает, на самом деле еще не знает так, как ему следовало бы знать.
3 Но кто любит Бога, тот познан Им.»

Неточность: знание делает людей мудрыми… Чувство обладания чем-то делает людей гордыми? – нет, и оно  делает только довольным и расслабленным. Гордость – это чувство превосходства в чем-то, «я обладаю, я знаю, а он нет». Т.е. гордость – это суетное чувство, основанное на сравнении себя с другими. Естественно сравнивать себя с другими и не так трудно хоть в чем-то чувствовать свое превосходство – пусть и ошибочно. Не просто «я горд, потому что добился чего-то», но всегда «я горд, потому что добился чего-то, чего не каждый добьется»… Но Павел тут говорит весьма мудрую вещь (которую не так просто узнать!): знание часто оказывается иллюзорным, неполным – и несостоятельным… Но и любовь может разбиться о быт! …Любовь – это гармония (в этом смысле я понимаю темную фразу  «кто любит Бога, тот познан Им»), а гармония способствует легкому приобретению правильного знания. И наоборот – мудрость способствует любви к этому миру… Раньше, кстати, я больше верил в любовь… - но сейчас больше реально люблю! Вот такой парадокс… - просто раньше я был слишком далек от реальности… Любить «Бога», значит любить любовь и знание в себе!! У всех трех сущностей – тела, души и духа  - есть как светлая, так и темная стороны – светлая есть Бог, а темная есть дьявол. Наша задача – чтобы было побольше света и Бога… Но выполнима ли она? – я столько воюю, но тьмы во мне меньше не становится. Обратной стороной гармонии является механизм компенсации – и если гармония любой мусор превращает в цветы и поэзию, то компенсация сводит на нет даже и самые значительные наши усилия (а также позволяет грешить почти безнаказанно!) Хочется двигаться пусть по спирали, но вверх, однако вновь и вновь начинаешь прокручивать и двигаться по кругу, по удобной, привычной, знакомой его колее… (вероятно, то же самое потихоньку начинает происходить и в этих комментариях!) И гордость, самодовольство, расслабленность, возникающие после каждого успешного действия играют в этом компенсаторном механизме главную роль (а главную роль в успехах играет  мобилизующее отчаяние! – тоже компенсация…) Всякая палка о двух концах и ты то бываешь избит обоими концами, а то сам ею  орудуешь ловко и изворотливо… В общем, я не смог вырваться из этого круга,  и хотя и набрался опыта, но лишь к тому времени, когда силы стали убывать… Более того, я не верю, что хоть кто-то из этого круга выбирался! Наша планета – шар и движется она по кругу – все это не предполагает развития! Запущен  некий вечный механизм, а чтобы мы тут не уснули вконец от этой космической монотонности и предопределенности, развешаны всякие суетные приманки. Я сам готов смотреть футбольный матч, лишь бы увидеть движение! – и чью-то, пусть и локальную, победу! …Да, движение вертикально вверх, как по лесенке, невозможно, но движение по спирали – все-таки да. Т.е. нам всем не хватает терпения (вот он, мой опыт! И как похож на опыт других…) И, видимо, не случайно, существует такая масса людей – в одиночку не справиться. И также не случайно столь огромно отпущенное нам время…


«4 Итак, о пище, принесенной в жертву идолам. Всем нам известно, что идолы, которым мир поклоняется, ничего не значат, и что нет другого Бога, кроме Единого.
5 И хотя есть так называемые «боги», будь то на небе или на земле (а в мире действительно много разных «богов» и «господ»),
6 но для нас есть только один Бог – Отец, Которым все было сотворено и для Которого мы и живем, и только один Господь – Иисус Христос, через Которого все было сотворено и через Которого мы получили жизнь.»

Четкая система: идолы – зеро; Бог – один, «Отец», «Творец», «Тот, для которого мы живем»; Господин – тоже один, Иисус, как персонализация всемирной души, ее лучший образец; через душу, с душой все творилось Богом на этой земле – с той самой душой, которая не только в Иисусе, но и в каждом из нас! И мы в любой момент ее в себе можем почувствовать… Причем, раз идолы – зеро, то и товары – зеро, ведь их суть едина! Раз Бог – отец и т.д., то семья, творчество и смысл жизни – это навсегда самые важные понятия! А раз образцом душевной жизни является Иисус (а не, к примеру, какие-нибудь письменные поэты), то мы и должны так же крестно подвизаться – и лучше всматриваться в то, как Он жил на земле, отделяя правду от вымысла и проникаясь Его мироощущением…


«7 Но не всем еще это известно. Некоторые настолько привыкли к идолам, что, когда они едят такую пищу, они до сих пор думают о ней, как о жертве, принесенной идолам, и при этом их слабая совесть внушает им, что они нечисты.
8 Но пища не помогает приблизиться к Богу. Нам не становится хуже, если мы не едим чего-то, и не становится лучше, если мы едим.
9 Смотрите, однако, чтобы ваша свобода в выборе пищи не стала камнем преткновения для слабых.
10 Потому что если кто-то увидит, что ты при всем твоем знании ешь в языческом храме, то и он со своей слабой совестью вслед за тобой станет есть пищу, принесенную в жертву идолам.
11 А значит, твое знание погубит слабого брата, за которого умер Христос.
12 Согрешая таким образом против братьев и раня их слабую совесть, вы согрешаете против Христа.
13 Поэтому, если из-за моей пищи может согрешить мой брат, я лучше не буду есть мяса вообще, чтобы этим не ввести брата в грех.»

Опять у Павла равнение на слабых (которого не было у Иисуса! Иисус иногда чуть ли не специально искушал слабоверных своими странными поступками – или грязными руками апостолов) Хотя сам в другом месте пишет «оставляя заднее и устремляясь вперед» - заднее оставляется, потому что оно слабое и только тормозит движение. Но с другой стороны Павел прав: когда движешься отрядом в обычной ситуации, нельзя бросать детей, женщин, подкаблучников, раненых и слабоверных, к каждому надо отнестись терпеливо (опять же, у Иисуса есть притча об одной отбившейся овце, ради которой наоборот все стадо бросается!) Каков же итог?! Поступать надо по ситуации, прислушиваясь к собственной совести – на войне бывают ситуации когда бросить раненого и слабого необходимо и бывают ситуации, когда их бросить недопустимо…(В данном случае речь идет о мирной жрачке и потому есть возможность позаботиться о слабых) Опять же, надо различать и «идолов» - есть идолы сравнительно безобидные, а есть смертоносные. Т.е. одно дело, если ты смотришь футбол или боевик, и другое, если ты включаешь порнушку… - первое только другого соблазнит (если у него были относительно тебя завышенные ожидания), а второе и тебя самого погубить может… Хотя с третьей стороны по настоящему сильный даже порнушки не боится! (или быть со львами в клетке?!) В общем, важно оберегать слабых, но задача еще превосходнейшая – делать их сильными! Причем, сильными люди делаются, только проходя через крестные испытания и искушения… (учитель, совет и наглядный пример нужны для ускорения, облегчения и благополучного завершения этих процессов, ведь иначе велика вероятность, что ты проиграешь, будешь крестом трудностей  поломан и болотом легких искушений поглощен)


9 глава

«1 Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело – вы в Господе?
2 Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.
3 Вот моя защита против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницей сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем права не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не питается молоком от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: «Не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорит? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждой, и кто молотит, должен молотить с надеждой получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не тем ли более мы? Однако мы не пользовались властью, но всё переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безвозмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании.»

Речь о том, что миссия Павла всегда ставилась под сомнение его собственной паствой! (про осуждение внешних и говорить не приходится). «А апостол ли он?! Что это за выскочка, себя превозносящая?» «А почему шляется по миру и, наверное, нигде не работает?!» Или: «да,  он был вначале нашего движения важной фигурой, одним из основателей – но теперь-то выросли новые руководители!» И даже нашлись считающие, что они даром кормят его! «Пусть-ка ручками поработает, а не только языком!» В общем, обычная для любого смердящего, из смердов состоящего, народа история… (Павел не апостол, потому что его христиане не христиане, а обычные твари!) Т.е. он их учил, но этим бестолочам учение было  без пользы – а раз нет пользы, то зачем и кормить такого учителя?! В общем-то, Павлу не на что жаловаться, сам связался с такими ослами, самому не хватило силы их переродить или хотя бы перевоспитать. Погнался за всем миром, но надо каждым конкретным заниматься! «Что толку, если ты приобретешь весь мир, но душу каждого в этом мире потеряешь». Т.е. Павел – это сеятель, и, конечно, большинство его зерен погибло, подавляющее большинство!  Некая движуха под названием «христианство» укоренилась, то настоящих христиан там было совсем мало – как и во все века без исключения их было очень мало и кто они, мы и судить не можем, двое лежат на одной постели и ходят в одно собрание – один берется, а другая оставляется (или наоборот) В общем-то, настоящие христиане нужны были только как образцы, как эталоны – и как форточка в настоящий мир – который в целом всегда являлся симулякром, в котором все не образцовы, все с брачком («все согрешили, ни в ком нет полноты истины») И я про себя скажу, что я тоже с брачком…

Обида Павла понятна, но он все же не совсем прав: в христианстве не может быть наемников в принципе! А он, по сути, допустил такую возможность – и вновь стал смешивать Старый и Новый завет… В итоге, его перетолковали так, что могут быть платные учителя и руководители, причем уже на совершенно регулярной и жесткой основе. Хотя он хотел сказать только то, что если бы он и пользовался их услугами -  или даже  платой! – то в этом не было бы ничего особенно плохого ни по мирским понятиям, ни по понятиям иудейским (хотя слабые души и искушаются! – смотри предыдущую главу) Все, опять-таки зависит от того, насколько ты «вол молотящий», насколько тебе в данное время некогда… - даже Павел находил время и для ремесла! (руки заняты, голова свободна). И я нахожу время для работок – хотя вроде бы постоянно молочу что-то на духовных нивах… «Ты можешь жениться – но лучше не жениться. Ты можешь учить за плату – но лучше быть бесплатным». Жена станет сильнее с тобой – но тебя самого ослабит. И плата ослабит самого учителя – хотя даже придаст некоторой важности его ученику, ведь он будет ценить и учение, за которое заплатил и ценить саму свою помощь учителю, которому дал подзаработать… Опять же, критерием является Иисус – Его невозможно представить ни женатым, ни получающим плату… Да, но пока есть семьи, нужны будут и деньги для их содержания… Учителями могут быть только одинокие бродяги или отшельники! А семьянины всегда будут не слишком разумными и сильными овцами, потому что в семьях всегда сильно влияние женщин и детей… Перефразируя: «когда овца учит овцу, не обе ли угодят на вертел?!» Т.е. когда женатый и платный проповедник учит таких же женатиков, то хотя они и блеют согласно, но на самом деле ничему духовному  научиться не могут!

Да, но раз лучше не жениться, то получается, что семья уже не высшая ценность? Нет, на земле она «высшая» ценность (хотя у земли нет высоты, она горизонтальна и кругла!) – Бог-Отец творил жизнь именно на земле… И творчество – это «высшая» земная ценность, по сути оно есть высшая стадия ремесла, ручной работы… Однако уже высшей душевной ценностью является не семья – хотя казалось бы… - а церковь, собрание единомышленников, близких друзей, которые изначально были далеки друг от друга и стали близки. Но такое собрание, по сути, подобно семье, является ее развитием… Высшей же духовной ценностью является контакт с самим Богом и собственное перерождение в бога, ты все вмещаешь в себя и становишься самодостаточным и вездесущим существом. Относительно такого бога семья оказывается чем-то вроде теплой уютной пещеры, в которой жили древние… И ему уже даже дома не нужны… (церквам они нужны) Может быть, он в капсуле машины перемещается по миру  и в ней его жилище?! …Творчество на душевной и духовной стадиях тоже перерождается, все больше становясь связанным с людьми и смыслом жизни… Но мне почему-то жалко терять и идею семьи (хотя я и не и женат, но все еще мог бы жениться по взаимной любви!), и идею теплых ремесел (хотя у меня вовсе  не золотые руки, но я все еще надеюсь на развитие!)! Для основной массы людей они всегда будут нужны! Всегда будут главными светочами, в которых можно бесконечно совершенствоваться… И не об этом ли говорит и Иисус, когда в молитве призывает, чтобы и на земле было как на небе. Иначе получится, что Бог-Отец материи, будет заменен Богом-Духом, невидимкой – эти Сущности лишь дополнят друг друга, вступят друг с другом в такой резонансный (семейный?!) союз, который преобразит мир на раз, вдруг, революционно… (Но я же буквально на днях писал о медленной эволюции как единственной надежде?! Видимо, это эволюция по направлению к революции, к резонансу – мы долго будем ползти туда, где очень быстро изменимся…)


«19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых.»

Павел был хамелеоном! – и это хамелеонство типично для всех евреев. Т.е. у этого явления есть и положительная сторона, евреи универсалисты и интернационалисты. А с другой стороны, они же любители ювелирной работы или часовщики, к примеру – т.е. любят не только растекаться по древу, но и углубляться в детали. Любят и смотреть вдаль и не видеть дальше собственного носа… Пожалуй, только со средней дистанцией у них есть проблемы? И это проблемы с душой. Кстати, они есть у всех горцев – слишком много камней, слишком мало воды. Такой расклад уродует душу - как и тюремные стены, к примеру… Собственно, сами горы легко счесть уродством земли! Хотя, наверное, это всего лишь вкусовщина, ведь наши души только с одной стороны всеядны и едины – с другой они крайне капризны и разборчивы… Проблемы с душой только у тех, кто чувствует себя несчастным человеком? А евреи вроде как недовольны всеми, но только не собой… Евреи  деревянные? Но, во-первых, дерево – хороший материал, а во-вторых, все горцы деревянные, невозможно быть не деревянным, когда вокруг камни… Евреи скрытные? – станешь иммигрантом и тоже станешь что-нибудь скрывать… Сначала маленькая, жаркая и скудная страна (страной молока и меда она казалась только после пустынь и египетского плена), потом скудный иммигрантский быт – у них просто не было шансов заиметь щедрые, широкие и открытые души… Другое дело, что они издревле стали продавать свои услуги королям и баронам, причем для всяких грязных делишек – и в этих интригах сами  быстро превратились в коварных и лукавых людей. Не только самим богачам трудно попасть в царствие небесное, но и всем, кто с ними плотно сотрудничает… «Лучше ничего не делать, чем делать неправильно» - богачи именно неправильно строят царствие божие на земле – полагаясь на античные завитушки и прочую муру… Когда я вижу коттеджи и евроремонты, меня по настоящему радует только чистота и благородство – в остальном же у меня всегда присутствует молчаливое изумление перед тем, как люди вбухивают столь огромные средства на воплощение картинок из букваря, зачем им понадобились столь огромные игрушки… - при том, что все они  делают эти самые грязные дела, а также мертвые дела, едва ли не ежедневно… Они все злы и сентиментальны; сентиментальная цель – родом из раннего детства - оправдывает злые средства – родом из взрослого  конкурентного мира… В горах все люди одновременно и возлюблены Богом и прокляты Им – не только евреи, любые народы. Именно об этом говорят тамошние вершины и пропасти… То же самое коварство в горцах сидит еще до всяких богачей – ведь в горах слишком легко прятаться. И слишком легко убивать… А с другой стороны, там люди, конечно, смелее и тверже… (У меня, например, просто смелости не хватает быть человеком публичным! С самого детства…)


«23 Но все это делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвизающиеся воздерживаются от всего: те – для получения венца тленного, а мы – нетленного.
26 И потому я бегу не бесцельно, бьюсь не так, чтобы только бить воздух,
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.»

Эти слова обличают меня, потому как я сам уже не бегу, а тащусь или вовсе куда-то отлучился (погнался за весьма мирскими миражами). Но с другой стороны возможно ли всю жизнь бежать, надрывая пупок – причем, чувствуя, что и при всех стараниях только бьешь воздух? И все равно остаешься недостойным… Причем, проблема даже не в теле, а в разуме больше – в нашу информационную эру для глаз и ушей и умов слишком много развелось соблазнов и отвлечений… С третьей стороны, я не хочу «воздерживаться от всего», хочу, напротив, все испытать, чтобы не быть сухим схоластом и идеалистом… Вообще, это характер – в моем характере увлекаться и залезать в какое-либо дело с ушами – бросая все остальное (даже эти вот комментарии! даже христианство в целом!) Иллюзии, что я смогу все разумно сочетать и свои увлеченности контролировать, то включать, то выключать, то одним по заказу увлекаться, а через час уже совсем другим – такое не очень-то работает… Видимо, надо хотя бы ограничивать набор занятий и увлечений каждого отдельного дня – а с другой стороны, все время сосредотачиваться на ценных отстающих элементах, ради них с самого утра не пускать в голову ничто иное… Мой опыт говорит о том, что на отстающих уже почти невозможно переключиться, если поставишь их во вторую очередь, на них надо всеми силами наваливаться и с чистой головой…

Пример у Павла какой-то неудачный – все бегут так, чтобы получить награду (а иначе зачем бы стали бегать?!) Просто с годами свои амбиции поневоле приходится ограничивать… - и интересоваться наградками поменьше… А у него вообще получается, что все забирает только победитель! Разве это христианство?! Христианское соревнование за звание ударника христианских добродетелей! Вводятся баллы и прочие критерии оценки, назначаются судьи, вывешивается табель и график с расписанием…

Вообще, бежать в христианство, к Иисусу совершенно прямо (как и совершенно быстро) невозможно – мы как деревья по любому будем пускать боковые ветви и в итоге израсходуемся на них и остановимся в росте… Мы ведь должны и осваивать землю, а не только к небу стремиться… Так что, это еще вопрос, как нам бегать и куда… И странное впечатление производят протестанты (и даже сам Павел!) – не совсем понятно, чем же наполнена их жизнь, кроме проповедей! Абсурдно же только проповедовать и не жить! Или же жить самым обычным образом – проповедуя предельные необычности…


Рецензии