Семейное чтение в моей жизни

Более двух лет назад  меня и моих товарищей случайно  заинтересовали вопросы, связанные с семейным чтением. Я стал «фанатом» этого явления в  обществе и литературе.

На мой взгляд, семейное чтение, это частный случай коллективного чтения. Сразу необходимо пояснить, что под семейным чтением я понимаю не только чтение родителей, бабушек, дедушек детям, или детей своим родным, но и взаимные регулярные чтения в семье друг другу независимо от возраста на протяжении длительного периода. Интерес к  семейному чтению в обществе резко снизился с развитием радио, затем телевидения, а сейчас еще интернета. Семейное чтение, это не только средство духовного объединения  семьи, но и возможность дополнительного укрепления семейных уз. Половина созданных семей разрушается, приводя к тяжким трагедиям множество людей. И скорее всего, в их счастливой жизни до мыслей о расставании, семейного чтения не было.

О пользе семейного чтения и чтения вслух в последнее время говорится много. Я повторяться не буду. Остановлюсь на одном моменте. Можно быть замечательным специалистом в любой отрасли политики, экономики, культуры, техники, науки, но без грамотной, убедительной речи стать успешным в своей специальности очень проблематично. При этом существенно затрудняется даже поиск второй половины. Есть версия, что «женщины любят ушами». Да если и мужчине на жизненном пути повстречается симпатичная женщина с ограниченным словарным запасом, то результат подобной встречи может стать нулевым. Самый простой способ приобретения навыков красивой речи - чтение вслух художественной литературы.

Я задумался и понял, что мое детство прошло без семейного чтения. Много читал, но почему  не читал вслух эти книги  любимым родителям?  Объяснение одно – в моем окружении такая традиция отсутствовала. Такой традиции  не появилось в то время, когда и у меня самого возникла семья. Это не удивительно. По статистике только в одном проценте семей на регулярной основе читают книги друг другу. Моя семья в этот процент не вошла.

Семейное чтение – это чтение вслух. Читать вслух можно и одному. А зачем читать вслух самому себе? Элементарно … Чтобы быть сильным и выносливым необходимо тренировать свое тело, чтобы хорошо говорить необходимо тренировать свою речь. По молодости об этом не задумываются. Тренировка речевого аппарата происходит автоматически при решении учебных, производственных и бытовых вопросов. С возрастом круг общения сужается,  особенно это касается мужчин, и многие из них, как ни странно звучит, разговаривают с заметным усилием. Они сами начинают  замечать, что  их речь ухудшается, и чтобы не портить о себе впечатление, стараются еще меньше разговаривать. Получается цепная реакция с минусовым результатом. Качество жизни такого человека в обществе неминуемо снижается. Вполне возможно, что это один из факторов, влияющих на продолжительность жизни. Самый простой способ выйти из этого замкнутого круга  читать вслух. Я стараюсь читать вслух по полчаса в день.

Я начал читать вслух и заметил, что у меня появился интерес к художественной литературе. Стал читать классиков,  которых в школьные годы просто игнорировал. Читал приключения, фантастику, техническую литературу. Мне все это пригодилось, я получил инженерное образование с соответствующим словарным запасом. Такого багажа мне в настоящее время не хватает, поскольку занялся сочинением  прозаических произведений. Чтение вслух происходит с небольшой скоростью. Я не замахиваюсь на большие романы, читаю хрестоматии по литературе для старшеклассников. Очень практично и полезно!

Творчество писателя подразумевает наличие обратной связи. Не тешу себя иллюзиями, что за моими литературными шедеврами выстроится очередь издателей. Можно слыть хорошим писателем в литературной среде, но не быть популярным среди читателей. Для такой популярности  необходимо попасть в «струю». Пока этой «струи»  на моем горизонте не видно. Я публикуюсь на замечательном сайте проза.ру и  читаю мои рассказы на взаимной основе другим самодеятельным авторам на заседаниях литературного клуба. Для этого желательно читать с выражением, а это уже «высший пилотаж»! К счастью, имеются методики по улучшению выразительности чтения, было бы желание.

А что все-таки с семейным чтением лично у меня? Мои родные от меня за тысячи километров… Многие скажут: « В наше время это не проблема. Есть «скайп» и другие современные способы общения на расстоянии.»  Я об этом знаю, но  у меня «аллергия» на общение по телефону, каким бы современным он не был. А во-вторых, график жизни моих родных и у меня очень напряженный и собраться у компьютеров в согласованное время нереально. Но выход найден, для моих любимых внучек и внука я записываю сказки на диктофон и посылаю им по электронной почте.

На этом можно поставить точку. Однако растущие запросы требуют при чтении вслух искать живое общение и непосредственных слушателей. Этот вопрос успешно решили самодеятельные авторы, особенно авторы поэтических произведений. При многих библиотеках созданы их литературные объединения. А как быть тем, кто хочет читать вслух классику, но не может стать участником театральной студии? Я пытался этот вопрос обсудить с некоторыми руководителями библиотек. Они готовы предоставить помещения, но при этом требуют сразу назвать количество участников подобных литературных встреч. А для их первоначального поиска необходима площадка для сбора энтузиастов. Есть надежда, что этот  замкнутый круг удастся разорвать. В ходе длительных поисков были найдены общественные организации, которые готовы предоставить и помещения и свои ресурсы для популяризации семейного чтения.

Пожелаем успехов всем энтузиастам поддержки традиций семейного чтения  и коллективного чтения вслух!

ЮРИЙ  АНДРОНОВ
Калининград – Сочи, февраль – март, 2018 год


Рецензии