Соприкосновение

Соприкосновение
 
Горы серьёзны. И суровы. Их тишина обманчива. Входить в этот мир нужно в молчании, как в храм. Слушать шорохи, и себя изнутри; отстранённо и собранно. Здесь темнеет рано, особенно зимой. На миг горы полыхнут пламенем, и вот уже только контуры угадываются. В темноте ходить опасно; снег как растопленное масло, однажды поплывёт под ногами без предупреждения. И закроет девственным покрывалом.

Не каждого примет эта страна. Да и не всякий бывалый надолго останется здесь. Но если получится вжиться, то умирает всё равнинное в душе. Это одна из тайн горной страны, когда остаётся только постепенное восхождение. 

… я оявил себя перед альпинистами, когда они уже разбили лагерь, поставили палатки и разожгли костёр. Пахло кашей и горячим кофе, бодро стучали ложки, и быстро распределялась добавка. Парни не ждали меня и удивились.

- Зимний егерь? Мы нарушили правила парковки?
- Вы откуда?
И хотя мне хорошо известен их путь, предпочитаю видеть и слышать людей. Старший группы показал карту с отмеченным красным маршрутом.
- Вы будете нас сопровождать?
- Для чего? Опасных мест на маршруте нет, погода тоже не помеха. Есть рация, будем на связи.

И мы расстались. Но я ошибся, группа изменила маршрут. Они направлялись вглубь горного массива. И, разложив перед собой карту, стал думать, куда они могли идти. Осенило чуть позже – заброшенный монастырь.

Должно быть, группа была очередными искателями приключений. Что они хотели там найти? Вопрос безопасности в горах далеко не праздный. И я пошёл за ними. Но не след в след, а другими путями; всё-таки я вырос в горах.

… ветер здесь рвал камни, выглаживая их до зеркального блеска. В глазах слепило от солнца и снега, и каменные зеркала добавляли нереальности. Узкая тропа была совершенно незаметна. Зато дорога внизу широкая, по ней я ожидал группу. Стены монастыря сливались с коричневыми скалами, провалы окон сливались с тенями и световыми бликами. Пройдёшь рядом и не заметишь. Это было безлюдное и дикое место.

Группа подошла днём. Под скальным навесом разбили лагерь и несколько человек гуськом стали подниматься по узкой тропе к монастырю. Я встретил их посередине каменного дворика.

- Куда направляемся?
Они были настолько потрясены моим появлением, что лишь молча таращились
- Ну, так я вас внимательно слушаю.
Высокий парень откашлялся.
- Простите, а как вы нас вычислили?
- Горы мой дом.

Над горами внезапно появилась дымка, значит, скоро будет буран. А здесь он опасен вдвойне, о чём я и сказал парням. В таком случае нам всем придётся искать прибежища среди этих стен. И лагерь нужно перенести сюда.
Парни согласились и быстро рванули вниз за остальными. Через малое время мы все устроились в глубине монастыря,  в молельне. Здесь не было снега, лишь стены искрились инеем в свете фонарей. В глубине помещения высилось каменное изваяние древнего бога.

Буран налетел и со всей свирепостью обрушился на монастырь. Завывало и ревело так, словно тысячи драконов требовали своих жертв. За стенами царил мрак, а здесь уже горел костёр, и в котелке варилась похлёбка. Вокруг огня мы кругом поставили палатки.

- Итак, почему вы скрыли маршрут?
В ожидании ответа положил кашу в мисочку, потом хлеб и сухофрукты. Ребята с интересом смотрели на мои действия.
- Это для чего?
- Для хозяина дома, - я встал, и пошёл вглубь молельни, к изваянию. Там, у гигантских ступней, подняв голову, встретился с ответным взглядом. С высоты на меня смотрели выразительные глаза божества.

- Извини, я не знаю, как полагается обращаться к тебе. Но вот, прими, пожалуйста, эту еду и дай нам кров, - и я поставил мисочку к ногам статуи. Камень не шелохнулся, но мне почудилось невидимое одобрение и согласие. Помещение постепенно нагрелось, и это было чудом для горной зимы и выстуженных морозом стен.

- Что вы хотели здесь найти? Клад, тайный ход или рукописи? – спрашиваю у ребят, вернувшись к костру.
- Мы читали про этот монастырь, и про древние ангары в скалах.
- И решили найти их, - закончил я за них. Ребята кивнули.
- Надо же, древние ангары. Но заброшенное не означает пустое, вы это знали?
Они помотали головами.
- Вламываться без спроса в чужой дом невежливо, вот буран и появился посреди ясного неба.

Тем временем в молельне стало очень тепло. Ребята, с удивлением переглядываясь, скинули тёплые куртки.
- Лучше бы вам представиться хозяину этого дома, - сказал я им, - поздороваться, в конце концов. Ведь нам дали приют и тепло. Вы хотели чудес, так будьте вежливы, когда дают просимое.

И ребята по одному стали подниматься и уходить в глубину помещения. Возвращались тихие и задумчивые. Ужинали молча. Ещё одно чудо было нам подарено – пламя плясало на дровах, почти не трогая их. Древесина обугливалась очень медленно и сгорала полностью, не оставляя угольков.

А потом в молельню вошёл странник. Он был одет в длинную холщовую накидку и грубую рубаху, чей подол скрывал башмаки. В руке толстая палка, кожаная сумка за плечами. Войдя, стряхнул снег и, поставив к стене палку и сумку, подошёл к огню. Улыбка озарила нас.

Мы освободили ему место у костра, предложив поесть. Но он принял лишь кружку с чаем. Мне вдруг показалось, что он уже поел нашей трапезы и пришёл посидеть с нами. Встретившись глазами со старцем, я увидел тот же взгляд, что и у каменного изваяния совсем недавно. Старик улыбнулся в ответ.

За стенами продолжало завывать, реветь и рычать. Буран и не думал прекращаться.
- Очень много снега, - старец заговорил тихо и медленно, - вы не найдёте дороги домой. Много обвалов. Я пришёл, чтобы отвести вас в лагерь.
- Простите, а как вы узнали про нас? – спросили его ребята.
Старик улыбнулся: «Здесь мой дом».
- И Вам известно о нашем лагере?!
- Мы живём здесь, - старец, наклонив голову, выразительно посмотрел на меня, - не так ли?

Я вспомнил, где видел его. В своих снах. Он был моим проводником, помогая на запутанных тропах. Старец кивнул моей догадке.
- Тогда собирайте лагерь и пойдём.

Сборы были недолгими. Потушили костёр, убрали за собой. Зажгли фонари и направились за старцем; он неспешно уходил вглубь молельни. Было такое ощущение, что тепло отправилось вместе с нами. Проходя мимо изваяния, я посмотрел ввысь – глаза божества улыбались.

- Спасибо тебе за приют, - прошептал я чуть слышно, и голова статуи чуть качнулась. Или это была причудливая пляска теней…

Старик шёл дальше. Там, в кромешной темноте у дальней стены виднелся узкий проход. Один за одним мы входили во тьму, погружаясь в чрево горы. Тишина ничем не нарушалась, мы старались идти почти без шума. Свет от фонарей лишь уплотнял мрак, ничего не высвечивая. Проводник шёл впереди без фонаря.

Мы шли довольно долго. Как вдруг старик остановился.
- Дальше поедем.
Подойдя поближе, мы увидели сани внушительных размеров. Они стояли на высоком помосте, дальше начинался ледяной склон, уходящий куда-то вниз и вдаль. Стало жутковато. В темноте, да санях…

- Это совсем не страшно, - ответил наш проводник, - садитесь.
Ребята неуверенно топтались рядом с санями.
- Давайте, давайте! – подбодрил я их, - потом будет чем похвастаться.
- Ага…, - неуверенно сказал кто-то из них.

Моё место оказалось рядом со стариком. Он поднял свою толстую палку и оттолкнулся ею от помоста. Сани удивительно легко стронулись с места. И через миг мы уже летели сквозь мрак. Не знаю, было ли страшно ребятам, но у меня всё пело от восторга. Наш полёт окончился внезапно. Просто старец сказал:
- Всё, приехали. Выходите.
Сани уже стояли. Ни удара, ни торможения, ни скрежета. Ничего.
- Ух, ты! А где мы сейчас?
- Рядом с лагерем.

И мы одновременно вспомнили про непонятное скопление камней, лежавшее у подножия горного кряжа позади лагеря. Наш горный слалом окончился там. Старец проводил нас до широкой тропы, ведущей к свету, который явно угадывался впереди.
- Вот, возьми, - сказал он и что-то сунул в мою руку. Когда я поднял глаза, его уже не было.

- Ну, что парни, - обратился к группе, - вы хотели чудес, вы их получили. Теперь по домам.
В лагере мы появились незаметно, и, видя меня с группой, никто не расспрашивал, откуда мы вышли. Буран действительно всё засыпал снегом. Я проводил ребят до их стоянки и распрощался. И только отойдя от лагеря, рассмотрел, что отдал мне старец. Это был маленький кожаный мешочек. Дома рассмотрю содержимое.
Снова вспомнились глаза божества из древней молельни.
И я с благодарностью улыбнулся.
Потому что горы – дом.
И не только мой.


Рецензии