Молитва и лекарство. Еще раз про елеопомазание
В древности считалось, что оливковое масло обладает лечебными свойствами, елей использовался как лекарство от множества болезней. Об этом говорит Лук.10:34: добрый самарянин возлил елей на раны человека, пострадавшего от разбойников. Исайя писал о страждущем, чьи раны не смазаны елеем (Ис.1:6). В этих стихах о елее говорится не как о каком-то сакральном символе, но как о лечебном средстве.
При этом важно обратить внимание на то, что когда речь шла о ритуальном помазании, использовалось слово chrio (отсюда Христос – Помазанник). Слово, которое употребил Иаков (aleipho), обычно означает "втирать" или просто "прикладывать". Его использовали, когда говорилось о применении мазей, притираний и благовоний на масляной основе. Оно употреблялось даже тогда, когда речь шла об обмазывании стен. Тренер, который в античные времена натирал тела атлетов маслом в гимнастических школах, назывался aleiptes. Слово aleipho часто встречалось в медицинских трактатах.
Таким образом, говоря о елее, Иаков рекомендовал применять наилучшее лекарственное средство своего времени. Он просто сказал, чтобы тело больного помазали елеем (который часто использовался как основа травяных микстур) и чтобы о больном помолились.
Иаков хотел, чтобы больных лечили известным, надежным лекарством. В этом отрывке он призывал лечить больных медицинскими средствами, при этом молясь о них. И эти средства надо было использовать совместно, а не одно вместо другого. В тексте говорится не об исцелении по вере без лекарств, а о совместном использовании духовных и медицинских средств. Лекарство надо применять вместе с молитвой.
Но Иаков не считал, что лекарство и молитва сами по себе произведут желаемое действие, если больной согрешил и причиной его болезни являются грехи. В таких случаях ему надо исповедать грехи.
Я не к тому, чтобы отвергать нашу практику елеопомазания. Но хочу подчеркнуть важность использования на своем месте медицинских средств. Бог часто (или даже главным образом) действует не сверхъестественным образом, но через обычные, повседневные средства. Прибегая же к молитве с елеопомазанием, не надо придавать особого, чуть не магического значения самому елею.
Главное внимание при елеопомазании (если уж его проводить) надо уделить не елею, а ситуации больного, его отношениям с ближними и Богом, молитве, Самому Богу и Его действиям в жизни больного. Т.е. максимально "разобрядить" обряд. Плюс упомянуть, еще раз повторяю, что медицинскими средствами не надо пренебрегать.
Это как с практикой освящения Домов молитвы, да и жилых наших домов тоже. В Новом Завете об этом упоминаний нет, т.е. это в принципе не евангельская практика (в строгом смысле слова). Но и плохого в ней нет, если не превращать это в неосмысляемый ритуал.
Может, пример с Домами молитвы не самый удачный, но таких вещей, которые у нас на положении законов мидян и персов – тьма (последовательность действий на богослужении, порядок бракосочетания, особенности празднования праздников и т.п.). Пока Предание а) не переходит дорогу Писанию, б) не теряет свою актуальность и в) не становится бременем неудобоносимым, то ничего страшного в нем нет, его стоит соблюдать. Главное, чтобы буква не стала править над духом.
30.03.2018
Свидетельство о публикации №218033001101
Юрий Борисенко 24.02.2019 20:16 Заявить о нарушении