Как я заставляю героев самостоятельно создавать сю

Я пишу! Вот уже четвертый год как я с увлечением вместе с моими героями переживаю взлеты и падения, влюбленность и разочарования, необычные приключения и путешествия во времени. Когда в очередном интервью на радио мне посыпались вопросы: «Как начать писать? Где найти сюжет для книги? Как сделать его интересным?», — я поняла, что оказалась совсем не готова отвечать на них, потому что всегда просто писала, и всё. По крайней мере, мне так казалось. Но, когда позже я задумалась над моим творческим процессом, то поняла, что всё-таки выработала свою методику. Она позволяет побороть страх «чистого листа». И мне хочется поделиться её секретами с вами. Надеюсь, эта информация окажется полезной, и вы решитесь и напишете свою книгу.

Итак, начнём! А начинаю я с выбора жанра. Обратите внимание, я не ищу сюжет, героев, я выбираю стиль. Для своей первой книги я остановилась на фантастике, потому что мне захотелось ничем не ограничивать полет фантазии. Но советую начать с того, что вам ближе, как читателю. Все мои книги написаны в разных жанрах, не потому что я мечусь в поисках себя, а просто мне не интересно повторяться. На следующем этапе я, конечно же, выбираю главного героя. Кто он? Чем занимается? Его образ жизни? Далее определяюсь с местом и временем будущего сюжета или хотя бы первой сцены. И теперь самое главное — ключевая мысль рукописи. Это то, что я хочу донести до читателя, тот остов, вокруг которого будет выстраиваться весь сюжет. В качестве примера вот мои стержни для каждой из книг:
1. «Кубик Рубика» (фантастика) — направить читателя на размышления о самом себе, своей сущности, задуматься и ответить на вопрос: «Кто я?»
2. «Игра на выходные» (приключения) — главный вопрос книги: «Как нужно любить?»
3. «Семейный дневник, или Забег зебры в городских джунглях» (семейная психология, дневниковые записи мамы и дочки) — задача произведения показать насколько мы все разные, и что именно семья объединяет нас таких многогранных в одно целое.

На мой взгляд, без такой собирающей точки, произведение становится не интересным, так как не несет читателю познавательного элемента.
А вы заметили, насколько хорошо сочетаются выбранный мной жанр с ключевой мыслью? Фантастика позволяет раскрыть новые пути для самопознания. Приключения испытывают чувства влюбленных. Записи в дневниках наиболее полно раскрывают внутренний мир героев.

Подведём небольшой итог. Мы сделали следующее:
1. Выбрали жанр рукописи.
2. Создали образ главного героя.
3. Определили место и время действия.
4. Выбрали ключевую мысль произведения.

И теперь начинается самая сложная, но не менее интересная часть работы — это сбор материала. Да, да, не само написание рукописи, а именно поиск информации везде, где только возможно. В ход идут цитаты, размышления на заданную тему, отзывы людей на события. Не забывайте, что вы должны стать экспертом в той области, о которой пишите. Ведь хорошо можно написать только о том, что действительно знаешь! Для фантастики я собирала все новейшие достижения в науке. Для приключений пришлось созваниваться со знакомыми, чтобы узнать, как устроен плот для сплава по реке, их воспоминания о поездке, эмоции, чувства. Для дневниковых записей вообще была проделана колоссальная работа - изучение специальной литературы по психологии, консультации с подругами - мамами девочек, отслеживание форумов на тему. То есть в поисках вдохновения помогают статьи участников тех или иных событий в интернете, научно-публицистическая литература и т.д. Здесь на ум приходит известное высказывание: «Хорошие художники копируют, великие художники воруют». Почему этот процесс так важен? Во время него вы вживаетесь в образ главного героя. Он внутри вас как губка начинает впитывать информацию и выбирать то, что ему нравиться. В какой-то момент вы почувствуете, как он заживет внутри вас и захочет вырваться наружу. Хватайте удачу за хвост и начинайте творить!

Хочу отметить, что я никогда не планирую более двух-трех сцен заранее, потому что не хочу лишать возможности героев самих определять свою судьбу. Конечно, у меня тоже бывают периоды застоя, когда не знаешь, что дальше. Тогда выход только один — снова садиться за сбор материала. Главное — это не терять нить, связывающую тебя с сюжетом, постоянно возвращаться к нему. Заметила интересную деталь - в этот период нужная информация начинает сама к тебе стекаться из самых разных источников, из книг, из общения, из ТВ-программ и т.д.
Обязательно перечитывайте написанный материал, когда садитесь творить, не менее пяти страниц (когда они уже есть конечно). Это позволит правильно выстроить хронологию событий, заново вжиться в образ, оценить рукопись со стороны читателя.

И еще один совет напоследок — разбавляйте сюжет небольшими всплесками и падениями, чтобы удержать внимание читателя. Не стоит вести героев только вверх по лестнице событий. И даже если вы такие эпизоды — заманилки добавите позже, это тоже здорово. Мне, например, пришлось переписать книгу «Семейный дневник, или Забег зебры в городских джунглях», когда уже было готово две трети рукописи. Я поняла, что сюжету не хватает оригинальности, легкости в прочтении, поэтому добавила третьего героя — собаку, от лица (или морды) которого также идет повествование. И тогда книга заиграла новыми красками.

В завершении хочу сказать, что во время вашего творчества постарайтесь превратиться одновременно в писателя, читателя и героев сюжета. Каждое написанное произведение должно, прежде всего, обогатить вас, тогда и другим будет интересно погрузиться в созданный вами мир! Удачи!


Рецензии
Не совсем так. Можно начать с послесловия, а не с первых пяти страниц, и постепенно дойти до истоков. Я именно так поступаю.

Алексей Мильков   24.04.2021 19:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.