Глава 5. Камень преткновения

Олег очень скоро сделал Алисе предложение, которое та не задумываясь приняла. Свадьба была намечена на август. После регистрации брака должно было состояться венчание. Однако с вопросом о венчании возникла проблема, поскольку Алиса принадлежала к католической, а Олег к православной церкви. Конечно, Алиса предложила жениху перейти в католичество, но тот возразил, что обычно жена принимает вероисповедание мужа. Алиса вздохнула: «Ради тебя я готова даже на это». Большего доказательства своей любви представить она не могла. Тем более что заранее предвидела реакцию своих родных. Она очень боялась говорить матери о своём решении, но сказать всё-таки пришлось.

Когда Альбина узнала о намерении дочери принять вероисповедание мужа, то всеми силами пыталась переубедить её. В пример приводила Вячеслава:

– Твой отец взял моё вероисповедание, хотя у него в родне все православные. Пусть и твой жених примет католичество, если он действительно тебя любит.
– Папа до встречи с тобой был некрещёный, – возразила Алиса. – Поэтому он мог выбрать любое направление христианства и вообще любую веру. Хоть буддизм. Лишь бы это было искренне.
– Что за ересь ты несёшь? – возмутилась Альбина. – При чём тут буддизм?
– А что, очень хорошая религия. Единственная, которая внятно объясняет происходящее в мире зло – страдания не только взрослых людей, но детей и животных. Ещё несчастья, происходящие с детьми, традиционное христианство может объяснить грехами родителей – за смертные грехи страдают все до седьмого колена. А почему мучаются животные, ни католичество, ни православие, ни протестантство внятных объяснений не даёт, потому что догматическое христианство отрицает у животных бессмертную душу. Получается, что животные на земле мучаются напрасно. А между тем они безгрешны и страдают ни за что. В Библии сказано, что они страдают за первородный грех человека.  А буддизм, напротив, признает душу любого живого существа бессмертной. Закон кармы мне очень понятен. Тут всё справедливо. И в Евангелии об этом есть: «Взявший меч от меча погибнет». Да и бессмертная душа животных не отрицается. Напротив, сказано, что в Царстве Света лев с ягнёнком будут пить из одного источника, и никто никому не причинит вреда. Так что все толкования Библии, которые расходятся с этим утверждением, на мой взгляд, неверны. Всё мудрствования человеческие, от лукавого. Поэтому не всё ли равно, к какому из христианских течений принадлежать – к католичеству или к православию, если и то и другое течение признаёт бессмертной только человеческую душу. Мне этого мало! – заявила Алиса.

 – Насчёт животных ты права, – вздохнула Альбина. – Я уверена, что душа нашей Дианы и любой из нашей кошек куда лучше, чем души многих известных мне личностей. И, тем не менее, даже если ты не согласна с какими-то догматическими установками, раз уж тебе суждено было родиться именно в этом вероисповедании и к нему принадлежат все твои родные, то нужно придерживаться веры отцов.  Попробуй лучше других обратить в свою веру.
– Но и родные Олега могут сказать то же самое. Если мы встретились и полюбили друг друга – а я, как ты знаешь, полюбила ещё задолго до встречи – и если мы хотим связать наши судьбы и жить в венчанном  браке, то одному из нас всё равно придётся принять веру другого.
– Тот, чья вера сильнее, не только сохраняет её независимо от обстоятельств, но и обращает в свою веру других. Я не думаю, что твой Олег до такой степени религиозен, чтобы для него этот вопрос был принципиален.  А для нашей семьи этот вопрос принципиален. Поэтому ты должна обратить мужа в свою веру. В Евангелии сказано, что неверующий муж спасается через веру жены,  – констатировала Альбина.
– Но Олег верующий! – возразила Алиса. – И как иначе я могу доказать ему свою любовь? Если я хочу быть с ним, я должна принять его веру.
– Ты свою любовь доказала своими стихами. Пусть теперь он докажет свою любовь к тебе, приняв твоё вероисповедание.
– Я уже пообещала ему, что приму православное крещение. И мы будем венчаться в православной Церкви.
– И какое же имя ты возьмёшь? Ведь наших с тобой имён в православных святцах нет.
– Ты сама дала мне уменьшительное Ася. Поэтому Анастасия. Тут без вариантов. И с Россией рифмуется.
– И еще с мессией, – добавила Альбина. – Что ж, Анастасия – имя хорошее.  Но учти: ни на смену имени, ни на венчание в православной церкви я своего благословения не даю. Уж лучше просто зарегистрируйте гражданский брак, ограничась штампом в паспорте и оставаясь каждый в своей вере.
– Мамочка, ну пожалуйста, пойми меня! Неужели ты бы не приняла вероисповедание любимого человека, если бы он просил тебя об этом?
– Нет! – отрезала Альбина. – Я бы убедила его принять моё. И только на этом условии согласилась бы вступить в брак. А если не хочет ради меня взять мою веру, значит, и не любит.
– Мамочка, но я же не в ислам перехожу! Владимир Соловьёв считал, что католичество и православие равноценны. К тому же сошествие святого огня происходит только во время православной пасхи! Разве это не свидетельство в пользу православия?
– Это свидетельство в пользу того, что, может быть, не нужно было переходить на новое летоисчисление. Вот и всё. Значит, юлианский календарь всё-таки предпочтительнее григорианского, хотя и считается, что последний точнее.
– А может быть причина не только в этом? – возразила Алиса. – В католичестве была инквизиция, и иезуитство уже стало именем нарицательным для обозначения подлости и двуличия. В православии ничего подобного не было.
– Скажи это старообрядцам! – парировала Альбина. – Они-то как раз отстаивали чистоту православия. И за это горели на кострах и терпели гонения. Про Аввакума и боярыню Морозову сама знаешь из школьной программы.
– Да, это было чудовищно, – согласилась Алиса.
– Так что если хочешь в православие переходить, то переходи сразу в старообрядство. А современных православных деятелей послушать – они только отпугнут нормального человека от православия. Как будто их специально набрали, чтобы не определившихся в вере от православия отталкивать.
– Ну почему же! Андрей Кураев – умнейший человек. Я его всегда слушаю с большим интересом. И он считает себя проповедником православия среди молодёжи. Православным миссионером.
– Кураев умный, и отличный оратор, тут не поспоришь. Но он один и практически в оппозиции. А речи Амвросия Юрасова или Дмитрия Смирнова, к примеру, тебе слушать не приходилось? Они тоже на центральных радиостанциях вещают. И даже на ТВ.
– Ты же знаешь, что я телевизор не смотрю. Но сказано ведь: не судите и не судимы будете.
– Это не относится к тем людям, которые вещают от лица всей церкви и утверждают своё мнение как истину в последней инстанции.  Потому что они-то как раз и будут подвергнуты самому суровому суду, когда предстанут перед лицом Создателя. Поскольку призваны были обращать людей к вере, а на деле убивали в людях веру. А от своего вероисповедания отвращали точно.
– В любом религиозном течении могут быть люди недалёкие. А истина нам дана в Священном Писании. А также открывается в творчестве гениальных людей, через которых говорит Дух, который, как известно, дышит, где хочет. Между прочим, Достоевский утверждал истину православия. Католичество он вообще не признавал.
– Достоевский меня тоже в своё время зацепил. Я заинтересовалась расхождениями между католичеством и православием и, углубившись в догматику, нашла очень веские аргументы в пользу католичества.
– И какие же? – поинтересовалась Алиса.
– Во-первых, целибат для священников. Почти во всех религиях от служителей культа требовалось безбрачие. Женатый священник – это что-то противоестественное. Человек, посвятивший себя Богу, должен отказаться от всего земного.
– С этим я согласна, – отозвалась Алиса.
– Второй аргумент, ещё более весомый: православие признает только рай и ад, отвергая чистилище. А поскольку каждому будет дано по вере, то  где же окажутся души православных, не достигших при жизни святости и не успевших покаяться перед смертью? Только в преддверии ада. Или в аду. Других вариантов нет. А душа католика имеет возможность очиститься и перейдя в мир иной. Что закрыто для православных. Тех могут спасти только молитвы других людей. Но если человек был одинок и молиться за него некому? Значит, и надежда его потеряна.
– Мне очень не нравится описание Чистилища у Данте, – заметила Алиса. – Уж очень похоже на ад. Хотя ад у него описан гениально. А вообще, мне часто кажется, что наш мир – это и есть Чистилище. И все мы искупаем здесь свои прошлые грехи.
– В таком случае следует признать реинкарнацию, а церковь её отрицает. 
– Но в Евангелии ведь есть указания на реинкарнацию.
– Конкретно?
– Ну, например, взявший меч от меча погибнет. Ведь в одной жизни человек, взявший меч, далеко не всегда погибает от меча. Значит, от меча он погибнет в одной из следующих.
– Логично, – согласилась Альбина.
–  Кроме того, Христос говорит об Иоанне Крестителе, что он и есть Илия – разве это не прямое указание на реинкарнацию?
– Мне тоже всегда так казалось. Но отцы церкви утверждают обратное.
– Их утверждения против утверждения Христа. Ты веришь ИМ?
– Нет, именно здесь они неубедительны. И объясняют это место как-то невнятно. Кроме того, я думаю, каждая душа идёт к совершенству, – а достичь совершенства в течение одной жизни обычному человеку вряд ли возможно. Поэтому требуются повторные воплощения. И пока душа не очистится до конца, будет оставаться в этом мире. Так что мысль о том, что наш мир Чистилище, вполне допустима. 
– Видишь, ты сама разошлась с церковной догматикой.
– Католичество Чистилища не отрицает.
– Но оно же отрицает реинкарнацию. Значит, отводит Чистилищу место где-то вовне.
– Это не так важно. Православие  ему вообще нигде места не отводит. Там при жизни только наш мир, где добро и зло в борьбе, а после смерти – только ад и рай. И единственное земное воплощение, в котором мало кто достигает совершенства или святости.
– Но Вечность для всех одна и та же, – возразила Алиса. – Не может для католиков быть что-то одно, для православных другое, а для протестантов или мусульман третье и четвёртое.
– Почему же? Христос говорит: «В доме Отца моего обителей много». И ещё – что каждому будет дано по вере его. Поэтому вполне допустимо, что души католиков обретут в посмертии одно, души православных – другое, а души протестантов, мусульман, буддистов – третье, четвёртое и пятое.
– А что обретут души материалистов? Ведь душа бессмертна, а они это отрицают.
– Каверзный вопрос. По логике вещей их душам следовало бы испариться, перейти в небытие, как они и верили. Но ведь от воздаяния за грехи никто уйти не может. Значит, и они не уйдут в небытие сразу, а сначала ответят за всё, что натворили в этой жизни. А в повторном воплощении, глядишь, и к вере придут.   И потом получат по вере своей.
– Интересно ты рассуждаешь!
– И наконец ещё один аргумент в пользу католичества, – продолжала Альбина. – Католическая Церковь признает непорочное зачатие Христа и Девы Марии. А в православии не принят наш догмат о непорочном зачатии Богоматери.  Переходя в православие, ты готова усомниться, что Дева Мария была зачата непорочно?
– Нет! – откликнулась Алиса. – Странно, что православная церковь не признаёт очевидного. Ведь в Библии есть и другие примеры сверхъестественных зачатий. Столетняя Сарра никак не могла бы забеременеть обычным способом. 
– Именно. Отсюда вывод: еврейский народ – это народ, искусственно созданный. Но свободная воля развратила и его. Однако вернёмся к Достоевскому. Эпилепсия – это одержимость бесами. Фёдор Михайлович страдал этой болезнью. Поэтому он не мог вещать истину.
– Но он многое предсказал. У него определённо был дар пророчества.
– Он предсказывал, что Константинополь будет русским. Так что мечтал о русских крестовых походах. Но эти мечты и пророчества не сбылись. А истинный пророк, через которого вещает Дух, всегда делает правильные предсказания. Однако многое из того, что предсказывал Достоевский, не сбылось. Кроме того, его православие не имело ничего общего с официальным церковным православием. Он считал, что русский народ – носитель истинного православия, и русскому народу суждено спасти Европу от чумы коммунизма – если только церковники православный дух в народе не задушат. По его мнению, православные семинарии – это рассадник атеизма. И семинаристы у него – самые отвратительные персонажи. Ты же читала Достоевского. Сама всё это должна знать.
– Мамочка, я говорю тебе, что для меня всё это слишком сложно. Я верю в Христа и в то, что он принёс слово истины в мир. Но, на мой взгляд, ни одно из главных христианских течений не сохранило эту истину в полной мере. У всех есть те или иные отступления от истины. Но, конечно, самые сильные отступления у протестантов. Вот в их религию я бы точно не перешла. Там, где официально торжествует содомия, мерзость запустения уже сидит на святом месте.
– Ну а раз ты признаешь, что во всех христианских течениях есть отступления от первоначальной веры, то нужно придерживаться того вероисповедания, в котором тебе суждено было родиться и к которому принадлежат твои родные. Поэтому, если ты не изменишь своё решение, я благословения на ваш брак не дам и на венчании вашем присутствовать не буду. И никто из твоих родных не будет присутствовать.

Алиса заплакала. Она понимала, что переубедить мать невозможно. У неё еще была надежда убедить в своей правоте отца или бабушку, но надежда была слабой. К тому же первой об Алисином решении сменить веру сообщила родным Альбина. И если Вячеслав Михайлович воспринял это известие не так трагически, как его жена, то Елена Николаевна расстроилась не меньше дочери. Обе женщины вспоминали Анну Альбертовну, бескомпромиссную в вопросах веры, и сошлись на одном: хорошо, что та не дожила до этого момента. 

Альбина с матерью отказались присутствовать на бракосочетании Алисы, что последнюю очень расстроило. Альбина хотела и мужа убедить игнорировать свадьбу дочери, но тот сказал, что прекрасно понимает чувства жены и разделяет их, но не сможет так поступить в отношении любимой дочки. Кто-то из родных должен присутствовать на её свадьбе. И это будет отец.

«Алиса возвращается к своим корням по отцовской линии», – шутил Слава. Но шутку не оценила ни одна из женщин.   Им было не до шуток.  Альбина расстраивалась, что не смогла привить дочери бескомпромиссность в вопросах веры – и та вместо того, чтобы любящего её человека обратить в свою веру, согласилась принять его вероисповедание. Но Альбина молила Бога, чтобы Он вразумил её дочь и направил на путь истинный.

А Алиса была очень расстроена из-за того, что не получит родительского благословения на свой брак, а мама и вовсе отказалась присутствовать на свадьбе. И Алика не пустит. Хорошо, что хоть папа будет на бракосочетании!

Но Олега она в свои проблемы не посвящала. В конце концов – всё хорошо не бывает. Самое главное, что Господь осуществил её мечту, даровал ей встречу с Олегом, и Олег  сделал ей предложение руки и сердца. И, конечно, они с Олегом должны быть одной веры. И именно жена должна принять веру мужа. Таким образом, любимому человеку Алиса отдала предпочтение перед своей семьёй, перед своими корнями. Ради него она согласилась «предать веру отцов». Большего доказательства своей любви она и не могла бы дать, учитывая, что была очень религиозна и её с младых ногтей воспитывали в духе католической веры.



http://www.proza.ru/2018/04/20/1853


Рецензии
Потрясающий разбор мировых вероиповеданий и тонкая ирония относительно наших, довольно известных священников)))

Вера Коварская   11.09.2020 05:06     Заявить о нарушении
Вера, от всей души спасибо! Мне очень дорог Ваш отзыв! Рада, что отметили именно эту главу - одну из наиболее важных для меня.

С признательностью,
Аглая

Аглая Львова   11.09.2020 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.