Роман Три царевича. Предисловие
Место действия – Северо-восточная Африка, Древний Египет.
Время действия – около 1500 лет до нашей эры, то есть 3500 лет назад; т.н. Второй Переходный период (1715 — 1554 до н.э.).
Некоторые персонажи и события являются вымышленными, допущены отклонения во временной сетке и прочие вольности, обусловленные жанром.
Предисловие.
БИТВА ЗА СВОБОДУ.
«Около 2200 л. до Р.Х. Египет перенес самое страшное бедствие, какое выпадает на долю народа: вторжение чужеземцев и частичное завоевание. …Под предводительством своих царей-пастухов, называемых Гиксами, чужеземцы затопили Дельту и средний Египет. Цари отщепенцы принесли с собой испорченную цивилизацию, ионийскую изнеженность, азиатскую роскошь, нравы гарема, грубое идолопоклонство. Национальное существование Египта было подорвано, его духовная жизнь была в опасности, его мировой миссии угрожала гибель. Но Египет обладал душой, полной жизни…
Из глубины храма вышел спаситель Египта, Амос, изгнавший Гиксов… и восстановивший в своих правах египетскую науку и религию Осириса».
Эдуард Шюре. «Великие посвященные».
«Было, очевидно, какое-то особое качество в воздухе южных областей, сосредоточенных вокруг Фив, склонявшее южан к непокорности. Так или иначе, знамя восстания было поднято в Фивах».
Барбара Мертц. «Древний Египет. Храмы. Гробницы. Иероглифы».
*****
Несколько лет назад мне случилось приобрести две книги немецкого египтолога Барбары Мертц, посвященные древней истории Египта, причем информативное и в то же время живое и остроумное повествование произвело на меня сильное впечатление. Автору удалось сблизить легендарную древность и нашу современность таким образом, словно через пропасть многих тысячелетий оказался наведен мост.
Совершенно другое время, страна, условия жизни, обычаи, культура… Однако, коль скоро речь идет о людях, то есть о нас же, то сходство, причем разительное, между теми, кто жил когда-то, и теми, кто живет сейчас, должно быть непременно, причем не только внешнее, но и внутреннее. И некоторые их проблемы кажутся внятными и близкими. Видимо, эти проблемы вечные.
Одна из глав книги называлась «Битва за свободу». В тысячелетней истории Древнего Египта было много такого, что способно заинтересовать и поразить воображение. Одним из наиболее драматических периодов является так называемый Второй переходный период, события которого разворачивались во 2-ом тысячелетии до н.э. и состояли в том, что доброй половиной Египта завладели азиатские народы, причем оккупация продолжалась порядка 150 лет.
В древнеегипетских текстах эти народы именовались «ааму», т.е. просто «азиаты» («ааму, амореи» – люди из Ханаана и Месопотамии). Иноземные цари, обосновавшиеся в Египте, называли себя «Повелителями чужих стран» - «Хека-хесут», что было закреплено позднее в имени одного из них и искажено в просторечье, откуда предположительно и взялись «гиксосы». Иосиф Флавий, римский историк, цитируя в своем 1-ом веке нашей эры более древний труд Манефона, причем история Манефона была создана в 280 году до н.э во время правления Египтом греческой династии Птолемеев, употребляя вслед за первоисточником народное название завоевателей «гиксосы», перевел это слово как «цари пастухов». Перевод неправильный, но колоритный, тем более что египтяне, носители высокой культуры, презирали их как дикарей (которыми они, справедливости ради, вероятнее всего, не были, поскольку имеются свидетельства, указывающие на то, что под их правлением Египет стал на какое-то время частью большой империи, о которой пока что исследователям известно очень мало, простиравшейся в землях Палестины и Сирии).
Гиксосы, о чьем происхождении существуют самые противоречивые мнения, были, вероятнее всего, составной ордой, в числе которой находились семиты из Аравии, бедуины, амореи, финикийцы, ливийцы, а за их спиной, возможно, стояли усилившиеся в это время хетты. Их появление в непосредственной близости от Египта и затем в нем самом представляло собой одну из волн переселения народов, начало которой ученые ищут в Закавказье. Захватчики имели прекрасное по тем временам вооружение – конные двухколесные колесницы, на которых было по два воина – возничий и стрелок, и составные дальнобойные луки. Вооружение египтян первоначально уступало этому арсеналу, лошадей у них не было, соответственно не было и боевых колесниц. В этом видят одну из причин, почему египтяне не сумели отбиться от нашествия. К тому же они тогда были ослаблены и разобщены, чему имелись свои причины.
Завоевание египетских земель гиксосами, как считают историки, «не было слишком кровавым и разрушительным». Очевидно, в деморализованном Египетском царстве (Та-Хемет – Великая Черная земля) того времени, находящемся по ряду совпавших причин в состоянии фактического безвластия, нахлынувшим племенам завоевателей просто некому было дать в то время достойный организованный отпор. Сначала был захвачен Нижний Египет, затем Средний, включая древнюю столицу Та-Хемет – Анкх-ауи («Душа двух земель», Мемфис). И только в Верхнем Египте дело обстояло по-другому, поэтому завоеван он не был, хотя, видимо, являлся какое-то время данником сильных врагов, в то же время представляя для них опасного соседа.
Единая прежде страна распалась на две части, расположенные в нижнем и верхнем течении великой реки, ее образовавшей. То обстоятельство, что частей было две, не новость – всегда выделялись земля Нижняя (Север) и Верхняя (Юг). Однако теперь они были враждебны друг другу и управлялись царями различного происхождения: Нижняя страна – это были пришлые азиаты, гиксосы, а Верхняя страна – коренная египетская династия. Соответственно столиц также было две – столица гиксосов Хут-Уарет (греческое название Аварис) в восточной части дельты - и египетская столица Уасет, позднее Опет (греческое название Фивы, ныне Луксор) в речных верховьях, причем первая, соответственно, в обширном разветвленном устье Реки, влажном и болотистом, вторая же в ее верховьях, знойном и засушливом. (Река эта ныне известна нам как Нил, предположительно, от греческого «Нейлос» - темная, черная, то есть текущая в Черной земле, но египтяне называли ее просто Река – Итеру, или уж Река бога Хапи, который являлся воплощением ее плодотворной силы.)
Поблизости от руин Хут-Уарета (Авариса), посвященного культу богу Сутеха – ипостаси Сета, позднее возникли города Тан (греческое название Танис, современный Сан-эль-Хаггар) и Пер-Рамсес (Дом Рамзеса, современный Кантир). Известно, что XIX династия, происходившая из Таниса в речной дельте и имевшая азиатские корни, традиционно поклонялась богу Сету, в связи с чем один из ее первых представителей носил имя Сети. В современное нам время археологические раскопки помогли установить местонахождение древнего Авариса в Телль-эль-Даба.
В связи с тем, что почитаемый гиксосами Сет-Сутех был антиподом почитаемого египтянами Усира-Осириса, то борьба противников носила религиозную окраску.
Правители Уасета, опираясь на заключенные ими дружественные союзы, присвоили себе царские титулы и вступили в открытую борьбу с гиксосами, причем им также приходилось бороться с другими местными претендентами на высшую власть – крупными землевладельцами из числа знати, имевших свои войска, а, кроме того, ситуация усугублялась участием, в основном военным, во всех этих делах Нубии (в Та-Хемет известной как Куш).
Впервые город в верховьях – Уасет – сказал свое слово после падения Древнего царства, в т.н. Первый переходный период (2173-2040гг. до н.э.), когда здесь пришла к власти XI династия, вновь объединившая страну (родовые имена царей - Ионитефы, Монтухотепы). Ее предки были областными правителями, людьми не царского происхождения, но объявили себя царями. Династия XI имела непосредственное продолжение в династиях XII и XIII.
Цари династии XII (Аменемхеты, Сенусерты) перенесли столицу из Уасета ниже по течению, в город Иттауи (оазис Файюм, ныне Эль-Лишт), их длинная череда заканчивается на правительнице-царице Себекнофру. Дальше начался период нестабильности, восстаний бедноты и иноплеменных завоеваний.
Во время Второго переходного периода (1786-1552гг. до н.э.) на фоне охватившего страну хаоса, когда она распалась на несколько маленьких царств, враждовавших между собою, а затем была наполовину завоевана гиксосами, власть в Иттауи принадлежала династии XIII, которая правила уже только на юге, да и то не на всей территории, в то время как в дельте мелькнула египетская династия XIV, а далее там укрепилась династия гиксосов, имеющая в общем списке номер XV (Великие гиксосы, основатель Салитис), причем параллельно с нею правила вассальная по отношению к ней династия XVI (Малые гиксосы).
Среди списков египетских царей династии XIII часто повторяются имена Себекхотепов. Правили эти цари также в Иттауи, однако гиксосы продвинулись дальше на юг, захватив Мемфис, и южным центром снова стал Уасет, где к власти пришел следующий правящий дом – династия XVII, последние члены которой носили лунные имена (Яхмосиды), далее, поскольку Яхмосидам удалось справиться с гиксосами, продолженная без перерыва династией XVIII (и это уже начало периода Нового царства).
О корнях династии XVII, список царей которой начинается с некоего Рахотепа (Сехемра-Уакхара-Хотеп) и в конце включает в себя потомков Тао I Снахтенра и Тети-шери, известно мало. Возможно, начало ей дала предыдущая династия XIII, однако точно это не известно. Не все династические линии сходятся. Есть также предположение, что эти цари, носившие имена, в которых упоминается бог луны – Ях, имели отношение к культовому центру лунных божеств – городу Хемену (Хмуну, Гермополь), хотя в самом Уасете также традиционно поклонялись лунному божеству – сыну бога Амона и богини Мут – Хонсу, которого изображали с лунным серпом и диском на голове и чей культ был здесь вполне развит.
Время правления Рахотепа начинается приблизительно с 1650 года до н.э. Этим же годом примерно датируется смерть царя Себекаи из династии XIII – Себекаи был убит в бою, на его мумии, найденной в Абидосе совсем недавно, порядка 18-ти ран, причем, судя по характерам ранений, он сражался верхом. С 1640 года власть сосредоточилась в руках царя гиксосов Хиана. Печати с его именем были найдены археологами в Верхнем Египте южнее Уасета (выше по течению) – свидетельство возможного завоевания либо выраженной вассальной зависимости, принятой южными правителями добровольно, в связи с невозможностью противостоять сильному врагу.
Следующие за Раххотепом представители династии XVII - Иниотеф V, Иниотеф VI и Собекемсаф II - поддерживали мирные отношения с гиксосами, разрыв которых был спровоцирован рядом факторов, и главный среди них - усиление Уасета, цари которого желали быть независимыми, в результате чего очередной царь главной гиксоской династии XV по имени Апопи решил, что настало время указать им их место, в результате чего, согласно народным преданиям, именно он и спровоцировал конфликт.
Уасет, город в гигантской излучине Реки, начал открытое сопротивление завоевателям при царе династии XVII – Тао II Секененра, который правил порядка 15-ти лет и после гибели которого (имевшей место примерно в 1554 году до н.э.) престол занимали его сыновья, продолжившие начатую им борьбу.
В Древнем Египте верховные правители считались сыновьями бога и подлежали обожествлению еще при жизни, однако во времена потрясений и испытаний именно их человеческая сущность должна была выступить со всей яркостью на первый план, определяя судьбу их самих и их подданных. Слабый правитель, не обладающий необходимыми для уверенного лидирования способностями, неминуемо, не смотря на свою признанную божественность, был обречен стать жертвой своих более сильных противников. Так что царь, желавший удержать на своих плечах свою голову, а на ней свою корону, должен был поменять свой трон на боевую колесницу, придворный наряд из тонкого льна на избитые доспехи, а прохладу и тишину многоколонного дворцового зала - на палящее солнце, пыль и грохот военных дорог и полей сражений.
По причине крайней нестабильности исторической обстановки, от эпохи Второго переходного периода уцелело весьма малое количество артефактов. Генеалогия царской семьи прослеживается плохо, что дает пищу для различных версий – и для разгула фантазии, разумеется. Многочисленные пробелы в отрывочной летописи тех смутных времен вряд ли когда-нибудь удастся восполнить. Времена тогда были суровые. Уделом мужчин фиванской правящей семьи с печальной регулярностью оказывалась смерть на поле боя в молодом возрасте, их сыновья-наследники взрослели без них, опекаемые рано овдовевшими женщинами, которые оказывались вынужденными взвалить на свои хрупкие плечи бремя государственной власти и заботы о будущем своей страны и своих детей, пока наконец последний представитель доблестной XVII династии не разгромил гиксосов не только на своей земле, но и в Палестине, став основателем династии XVIII и передав своим наследникам власть над объединенным, окрепшим, могущественным государством, которому больше не грозили уничтожением ни внешние, ни внутренние враги.
Несмотря на огромную пропасть (глубину которой нам и представить сегодня сложно), существовавшую между простым народом и его вознесенной на недосягаемую вершину, ближе к самим богам, аристократией, общая ненависть к завоевателям и боль за родную землю сближали то, что сближению, кажется, не подлежит. Иногда происходит такое совпадение, когда ни у богатых и знатных, ни у бедных и безвестных нет иного выхода, как только, будучи охвачены общим стремлением, выступить вместе против общего врага, грозящего порабощением и уничтожением всем им одинаково, и тогда совершаются великие дела, и высокопоставленные царственные вожди, тем не менее не щадившие себя в деле борьбы за свободу своей страны, становились близки самым широким слоям населения, становились народными героями и в этом качестве запоминались поколениями, будучи наделены в народном восприятии идеальными чертами – красотой, внешней и внутренней, способностью к самопожертвованию во имя высоких целей, неустрашимостью, справедливостью.
Когда такое происходит, совершаются великие дела.
(2004-2005, 2018гг.)
*****
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие. Битва за свободу.
http://www.proza.ru/2018/03/30/1705
Часть 1. Тао I Снахтенра.
Страшный дар.
http://www.proza.ru/2018/03/30/1718
Часть 2. Тао II Секененра Смелый.
Второй акт драмы.
http://www.proza.ru/2018/03/30/1723
Часть 3. Тао III.
Ушедшие к звездам.
http://www.proza.ru/2018/03/30/1731
Часть 4. Камосу Уаджхеперре.
Праздник Реки.
http://www.proza.ru/2018/03/30/2269
Часть 5. Камосу Уаджхеперре.
Путь на юг, ведущий на запад.
http://www.proza.ru/2018/03/31/1018
Часть 6. Яхмос Победоносный.
Правительница и третий царевич.
http://www.proza.ru/2018/03/31/1973
Часть 7. Яхмос Победоносный.
Монту, бог войны.
http://www.proza.ru/2018/03/31/1984
Часть 8. Яхмос Победоносный.
Богиня молчания Меритсегер.
http://www.proza.ru/2018/04/02/846
Часть 9. Яхмос Победоносный.
Праздник Хеб-сед, пирамида Джосера.
http://www.proza.ru/2018/04/03/1029
Заключение. Звездный путь.
http://www.proza.ru/2018/04/03/1040
Свидетельство о публикации №218033001705