294. Школа даосов о нищете и богатстве

294.

О НИЩЕТЕ И БОГАТСТВЕ

Как-то мы со стариком Накамура заговорили о бесах, и он сказал, что бесов нужно бояться богатым, а не бедным. Услышав это, я очень удивился и спросил его, почему от так думает. И старик Накамура объяснил мне: «У богачей очень много соблазнов и излишеств в жизни, которые обычно людям вредят и разрушают их здоровье. Богатому человеку очень трудно удержаться, чтобы не совершить какую-нибудь непотребность. К тому же он думает, что богач по своему положению как бы стоит выше бедняка, но Небо определяет совсем по-другому, и напускает на богача больше бед, чем на бедного человека, потому что всё в мире должно уравновешиваться. Многие богачи думают, что они откупаются от несчастий, жертвуя большие суммы на храмы, но этим самым привлекают к себе бесов, которые очень часто обитают в храмах, потому что высшим силам нужны не материальные богатства людей и их отношение к жизни, когда человек создаёт не земные богатства, а духовные, которые вор не унесёт и ржа не источит. Откупаясь от высших сил деньгами, богач ведёт себя как раб, в постоянном страхе наказаний, которые могут покарать его за его непотребности. Человек среднего достатка, считающий себя праведным, ведёт себя как наёмник, который за свою праведность, ожидает от высших сил какой-то награды, и только бедняк может рассчитывать на благосклонность высших сил, потому что он является как бы обделённым сыном у отца, которого он почитает, и которому может возносить свои молитвы с верой и надеждой, что высшие силы одарят его здоровьем и помогут избежать несчастья, которые постоянно случаются в его жизни. Все бедные являются любимыми сынами богом».

Сказав эти слова, Накамура дал мне один древний текст из серии «О чём не говорил Конфуций», который я перевёл так:


ПОЧЕМУ БЕСЫ БОЯТСЯ НИЩЕТЫ

Ло Лян-фэн (1) из Янчжоу говорил, что видел бесов:
- «Любой их может лицезреть, имелось бы желанье,
Единственное, надобно что, схожесть интересов
И обладанье свойством – обращать на всё вниманье.

И каждый раз, в конце дня, когда солнышко заходит,
На всех дорогах полно бесов, нужно приглядеться,
Особенно по вечерам они к домам подходят
Всех богачей и знати и не могут наглядеться.

Обычно бесы на чи (2) два-три людей ростом ниже,
И разглядеть их трудно, они лица свои прячут,
Хотя и многословны, говорят, как можно тише,
Почти что шёпотом, в тиши – как будто кто-то плачет.

Все ходят они боком, а стоят слегка склонившись,
По виду, будто чёрный пар, что от земли струится,
В тепле любят бывать, в домах, от холода укрывшись,
Преуспевающих людей, стараясь с чем-то слиться».

Ян Цзы-юнь (3) говорил: «Ведут все бесы наблюденье
За теми, кто силён, преуспевающий и знатный,
Могуществом, богатством кто владеет необъятным,
Кто среди всех людей уже добился уваженья».

Когда столкнутся со стеной, окном или оградой,
Насквозь проходят, ничего им в доме не мешает,
Они везде бывают и не чувствуют преграды,
С людьми же не общаются, вреда не причиняют.

Лишь оборотень людям в темноте свой лик являет,
Иль бес, кто мстит за причинённую ему обиду.
В домах у бедняков и нищих бесов не бывает,
Так как коробит бесов лишь от одного их вида.

Но роскошь удовольствие у бесов вызывает,
А бедность и убожество – совсем не их стихия,
В пословице народной, говорят, что есть такие
Слова, что «даже бесы бедняков не посещают».
 

Пояснение

1. Ло Лян-фэн – прозвание художника и поэта XVIII века Ло Пиня, любившего рисовать бесов.

2. Чи – мера длинны в 33, 33 сантиметра.

3. Ян Цзы-юнь – прозвание известного конфуцианского мыслителя Ян Сюня (53 г. до н. э. – 18 г. н. э.).

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии