Время выбрало нас Ян Ицкевич

Туркестан-80... В Москве Олимпиада, а у нас в Бухаре огнеподобная жарища!!! После выпуска из военного училища, надев серебренные лейтенантские погоны, направлен Родиной служить в 16 отдельный батальон химической защиты.

К концу дня жара не унимается, а наоборот, палит не только сверху лучами выцветшего солнца, но и снизу сама земля жарит, как угли кострища, огромного и безграничного.

Лишь минул я КПП военного городка, с автомобильной стоянки меня окликнули:

- Коля, присядь на пару минут,- подполковник Ицкевич Ян Яковлевич распахнул двери своего «Жигулёнка»,- послушай, пожалуйста.

Я оробел перед подполковником, который не только званием значительно выше вчерашнего курсанта, но и по возрасту в отцы мне годен. За пять лет казармы вымуштровали так, что присесть в машину подполковника... Тут носок сапога сам оттягивается, а правая ладонь уже у козырька. Оробел и растерялся...

- Коля, не стесняйся, садись, - не по Уставу фамильярно, быть может, по-дружески указал на пассажирское кресло.

Из старенькой советской автомагнитолы с лёгким техническим скрипом и хрипом приятный тенор исполнял под гитару песню на местную тему: «Пустыня».

Пустыня, пустыня, пустыня...
Куда только ты не гляди,
Где соль белым инеем стынет
На знойной песчаной груди.
Где соль белым инеем стынет
На знойной песчаной груди.

Тут в небе бездонном ни тучки,
Лишь тени парящих орлов.
Колючки, колючки, колючки...
И гулкая песня ветров.
Колючки, колючки, колючки...
И гулкая песня ветров.

В песках обитаю вараны,
И змеи повсюду снуют.
Барханы, барханы, барханы...
Как в даль уходящий верблюд.
Барханы, барханы, барханы...
Как в даль уходящий верблюд.


И пусть мы, как в бане, потеем,
Коль лето длиною здесь в год.
Браток подтяни портупею
И верь что замена придет.
Браток подтяни портупею
И верь что замена придет.

Робость моя не прошла и довольно значительно мешала восприятию музыки.

- А кто поёт? - дабы как-то разрядить обстановку, спрашиваю у подполковника.

- Да я и пою. Нравится?

- Неплохо, слушать можно. Простите,  пожалуйста, товарищ подполковник, я в музыке не сильно разбираюсь, хотя иногда и люблю послушать.

Проиграла магнитола ещё пару песен, которых, к сожалению, я не помню. Чтобы не расставаться так скоро с единственным, да ещё и новым, слушателем, Ян Яковлевич подвёз меня до остановки «Ёш кооператор»...

Так я познакомился с поэтом, военным бардом Яном Яковлевичем Ицкевичем.

В конце августа, когда жара ещё не отпускала наши пропотевшие души, но вселяла надежду на скорое, пусть лёгкое, похолодание, в обеденное время Ян Яковлевич опять пригласил меня послушать магнитолу в машине. Старенькие и слабенькие колонки издавали знакомый хриплый голос. Слова разобрать было трудно, а гитара угадывалась лишь скрипом струн, когда музыкант менял аккорды.

- Представь, Коля, вчера уже в десятом часу мне позвонили: «Высоцкий Володя в ресторане гостиницы «Зарафшан». Не поверил. Рванул с магнитофоном! Швейцару червонец сунул, чтобы пропустил. Собралось нас, любителей песни, более десятка человек. Просили спеть, гитару принесли. А он нет, отдыхаю, говорит, и всё тут. И мы-то хороши! Не дали человеку поужинать спокойно. И всё-таки Владимир взял гитару, правда, свою попросил принести. Спел три песни и ушёл в номер. Больше не смогли его упросить. Усталый какой-то он был. Я на свой магнитофон пытался записывать, но, сам видишь, шумно было, да и микрофон никудышный...

Свои песни Ян Яковлевич не включал... Рассказывал что-то о Высоцком, называл ещё какие-то имена, которые в те годы мне абсолютно ничего не говорили. Далёк я был от авторской песни, а слово «бард», как мне кажется, и вовсе не существовало.

Кстати, в том далёком 1980 году был отменён Грушинский фестиваль авторской песни...

Но авторская песня была: Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины... Появлялись новые молодые поэты и музыканты, в ряду которых заметное место занимали военные барды. Об одном из их я и продолжу свой рассказ.

А через день, приветствуя своего старшего товарища у КПП, я услышал от Яна Яковлевича:

- Умер Высоцкий Володя...

В «Жигулях» Ицкевича надрывный тенор рыдал:

- Ах, Володя, ты, Володя...
Не болел ничем ты вроде,
Окромя поэзией своей....

Ян Яковлевич в один вечер написал и исполнил песню «Памяти Высоцкого». К сожалению, у меня этой записи нет... Может у кого сохранилась? А?

Через пару месяцев подполковник Ицкевич Я.Я. был переведён из Бухары в Чирчик преподавателем в Ташкентское танковое училище. Чуть позже и я был направлен защищать западные рубежи Отчизны на берега Эльбы... С Благословленной Бухарой попрощались песней Яна Яковлевича:

Сквозь марево знойного лета
И белых саманных построек
Бредем в лабиринт минаретов
С веселым туристским настроем.

Священные белые птицы
Здесь издавна вьют свои гнезда.
Тут небом никак не напиться
И не наглядеться на звезды.

И не пугает нас жара,
Нам просто уезжать пора.
До свиданья, смуглая,
До свиданья, добрая,
Древняя Бухара.


Прощайте, седые мазары,
Покрытые пылью столетий,
Прощайте, цветные базары,
С живым языком междометий.

И не пугает нас жара,
Нам просто уезжать пора.
До свиданья, смуглая,
До свиданья, добрая,
Древняя Бухара.

Шла служба, вместе с ней и годы... В 1986 году я вернулся в Туркестан. В Ташкенте встретился со своим бывшим комбатом Лапшиным В.И. - преподавателем Ташкентского общевойскового училища, а вот добраться до Чирчика, где служил полковник Ицкевич Я.Я. у меня не получилось, о чём жалею до сих пор.

Но заочная встреча состоялась неожиданно в 1989 году. В Термезе всем выходящим из Афганистана военнослужащим вручали в качестве подарка музыкальный сборник «Время выбрало нас» на четырёх виниловых дисках. В числе военных исполнителей авторской песни на третьем диске присутствовал Ян Ицкевич с двумя песнями. Одну я привёл в начале своего рассказа - «Пустыня», вторая - «Песня о друге» стала культовой среди воинов-интернационалистов. Кстати, исполняется и до сих пор как любителями, так и известными музыкантами.

Am E
Я в прорези прицела бывал немало раз,
E? (*) Am A7
Но вот остался целым: меня товарищ спас.
Dm Am
А друг бесценный Вовка, красавец и пижон,
E Am
Из БУРа, из винтовки, душманом был сражен.

Am Dm
Он не пройдет со мною по Арбату,
G C
Не улыбнется солнцу и весне.
A7 Dm Am
Хорошим был он другом и солдатом,
C Am
Вы на слово должны поверить мне.
A7 Dm Am
Хорошим был он парнем и солдатом,
C Am
Вы на слово должны поверить мне.

Мы в рейды с ним ходили и с круч срывались вниз,
Из автоматов били, где лепится карниз.
В лицо плевала вьюга, и жег нещадно зной,
Но всюду помощь друга я чувствовал спиной.

Мечтали мы пройти с ним по Арбату,
Смеяться вместе солнцу и весне.
Хорошим был он другом и солдатом,
Вы на слово должны поверить мне.
Хорошим был он парнем и солдатом,
Вы на слово должны поверить мне.

Немного моросило, дул только слабый норд,
Мы с Вовкой через силу покинули наш борт.
Внизу земля, сверкая, в объятия брала,
А враг, нас поджидая, дырявил купола.

Мечтали мы пройти с ним по Арбату,
Смеяться вместе солнцу и весне.
Хорошим был он другом и солдатом,
Вы на слово должны поверить мне.
Хорошим был он парнем и солдатом,
Вы на слово должны поверить мне.

Тоска порою гложет, и я смотрю вокруг:
А вдруг среди прохожих мелькнет мой лучший друг.
Но быть того не может, сражен он наповал,
И горю не поможет не бог,  не генерал.

Он не пройдет со мною по Арбату,
Не улыбнется солнцу и весне.
Хорошим был он другом и солдатом,
Вы на слово должны поверить мне.
Хорошим был он парнем и солдатом,
Вы на слово должны поверить мне.

Ян Яковлевич Ицкевич эти виниловые пластинки не увидел... Весной годом ранее, в 1988, по дороге на службу ему стало плохо. Полковнику Ицкевичу, преподавателю военного училища, поэту, барду было всего пятьдесят лет...

Яна Яковлевича Ицкевича нет с нами уже тридцать лет.

Но песни Яна Яковлевича продолжают жить! Их исполняют в России, Украине, Казахстане и других странах, где жива память о боевой юности воинов-«афганцев». Вот неполный список исполнителей песен Яна Ицкевича: Игорь Морозов, Олег Чепурных, Сергей Буковский, В. Петухов...

Выражаю благодарность за неоценимую помощь при работе над этим очерком однополчанину майору в отставке Геннадию Шамаеву, который предоставил фото Я.Я.Ицкевича, слова песни «Бухара», поделился воспоминаниями.

Аудиозапись  «Песня о друге» (слова, музыка и исполнение Яна Ицкевича) из альбома «Время выбрало нас».

Жаль, что на этом сайте нет возможности предоставить Читателю аудизапись... Жаль...

Николай Талызин
март 2018


Рецензии
Спасибо за душевный очерк. Тронуло. Включил поиск - и вот результат: песню Яна Ицкевича о друге можно послушать и скачать на сайте http://zaycev.net/pages/24265/2426508.shtml

Георгий Иванченко   28.09.2019 19:45     Заявить о нарушении
Да, Георгий! Песни Яна Яковлевича живы! Их исполняют в России, Казахстане, на Украине. В очерке есть имена нескольких исполнителей.
Благодарю Вас за память и сочувствие.
С уважением Николай.

Николай Талызин   28.09.2019 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.