Степь. Праздник жаворонков

    Далеко, далеко, за многими горами, лесами темными, за разными реками и речушками,за таинственными морями располагается удивительная, разнообразная,
красивая, хоть не очень большая страна. В ней есть все: свои горы и речки и два моря, которые соединены неспокойным проливом. Есть там светлые лиственные
леса и, ельники... И много чего еще есть! Но сегодня я расскажу Вам о самой веселой красоте, о прекрасном сухом море и о празднике жаворонков.
    Степь-она так же беспокойна как море; Многообразна и даже, в определенное
время опасна! Ну вот, я же не об этом хотела рассказать! Перед Пасхальными
праздниками в этой стороне зовут весну, что бы поскорей пришла! Кличут жаворонков-степных соловьев. Просят ветры угомониться, а дожди шли что бы
 теплые. Мамы, бабушки, старшие женщины рода, семьи готовят жаворонков, сажают
в печь. В ближайший солнечный день, раскрашивают и ребята мастерят
в саду, или во дворе, в заветном местечке гнездышко для жаворонка на ночь.
Рано утром родные будят всех на молитву. Никто не капризничает и не ленится.
Быстро умывшись из- под рукомойника ледяной водой, становятся перед Иконами
держат в руке своего заветного жаворонка и, читают повторяя за старшими
все Молитвы, от утренних до прославляющих и благодарственных! Читают поочередно и терпеливо. Но когда вырывались из дому, удержу радости и веселью не было конца!Шумной ватагой мчались на "Пятигорку" у пруда и уже там подбрасывали
 кто выше-своих жаворонков, стараясь поймать своего.Если проглядели, или поймали чужого, устраивали просьбы: Просили Небо чтоб простило нерадивость
и не наказывало слишком сухим летом. Что бы все Пасхальные праздники были сытными и веселыми, чтоб отцы наши и старшие братья не упивались и не дрались; Не наказывали нас строго. Но самая заветная просьба у многих ребят, что бы не обижали маму и бабушку!  Если же жаворонок падая кого то ударял
становились вокруг него, брались за руки, водили хоровод, предлогая пострадавшему своих жаворонков. И если выбор падал на твоего-надо было отдавать его с радостью; Считалось что это принесет в  родительский дом дополнительный достаток,за щедрость твою. В этот день мы были свободны,
бежали на пруд, но купались только мальчишки. Девчонкам еще почему то нельзя!
Так утверждали мамы и мы им верили. В веселых хлопотах и подготовке  к Светлому Пасхальному Воскресению незаметно пролетало время. И если в эти дни
родители уезжали на стан в поля, мне везло! Потому что к нам приезжала моя
любимая бабушка! Вот это был для меня настоящий праздник! Сколько мы узнавали от нее интересного, нового. И про наши древние корни, и про древних жителей крымских степей, про завоевателей,про гнет и слезы наших народов!
И почему в Крыму так много разных национальностей и верований. И почему люди должны любить и жалеть друг друга. Она всегда рассказывала о добре и взаимопомощи так искренне что до сих пор удивляюсь и восхищаюсь глубокой
добротой ее сердца!Ведь она в шесть лет ссталась сиротой, без родителей, без
крова! И ей достались все "прелести" сиротства... С каждым приездом привозила она новые рассказы, легенды,Сказки и игры! И мы с удовольствием подхватывали все что она передавала нам! все оставалось уже навсегда с нами
Беда была только в одном: Я ревновала ее к ребятам, но она говорила:-"Торопыжка моя сердитая, да ты же у меня самая лучшая! И мы с тобою
делимся с твоими друзьями тем, что у нас есть!"
-"А что у нас есть?" Спрашивала я каждый раз раздраженно.
-"Как это што? Мы с тобой дарим тепло души нашей, мы же не жадные?"
-"Ну да, мы не жадные. Но ты так редко у нас бываешь! А они все время здесь."
-"И што же?" Удивлялась каждый раз бабуля. В конечном счете я сдавалась. И снова наступали мир и радость.
В этот раз бабушка привезла новую игру, называлась она "ременная передача"
Сначала шла считалочка:-кому называть первому цветок, следом по очереди называют цветок все остальные -но нельзя повторно назвать тот же цветок, сразу ремень лежащий на середине круга оказывался у самого шустрого в руках.
Круг рассыпался, в разные стороны. Мешкать в этой игре нельзя! Иначе кто половчей может отобрать ремень, да так что ведущему и достанется! Было и смешно и больно,когда в горячах нарывались прямо на ремень, от неожиданности оба летели в траву. А если в пылу игры передвинулся круг немного в сторону
, то часто попадали в крапиву! Ребята вставали в круг снова, крепко держась
за руки, что бы разорвать круг было нелегко. И если убегающий успел вбежать в круг, трогать  его нельзя! Зато остальные попадают в зону риска. Надо очень быстро кружить хоровод, чуть приостановится хоровод убегай, иначе настигнет ремень! Догонявший должен бросить ремень вверх, кто схватит?-Элемент неожиданности! Но была возможность и откупиться своим жаворонком.
Откупались очень редко, чаще это были девочки. Откупаться считалось плохой приметой-накликаешь на свой род голод! В те послевоенные годы практически знали о голоде не по наслышке. Потому терпели удар, а хлестал ремень- будь здоров! И все равно не так больно как крапивой.
Вечером усталые и голодные, но счастливые, разбегались по домам до завтра.
А дома мой праздник продолжался,потому что меня ждали бабушка и Надюша.
И я все рассказывала им,сбиваясь по нескольку раз! Но они были чудесными слушателями. Волшебный день заканчивался. Свою добычу я, как правило,дарила Наде и бабуле. А рано утром, когда Надя еще спала, мы уходили в степь, собирать нужную бабушке травушку и гоношить жаворонкам гнезда. Усаживали под разные кустики, теперь это были их дома. Сколько раз пыталась я найти хоть одно гнездо! Легче было найти настоящее гнездо перепелки, или жаворонка.Трогать гнезда нельзя! Бабуля строго следила за этим! И я подчинялась безприкословно.
-"Бабушка, ну почему не могу найти ни одного гнезда нашего жавороночка?"
А бабушка только посмеивалась и предлогала:-"Ну-ка внимательнее вглядись в небо, да прислушайся, разве не слышишь как заливается он и выводит для нас
песенку? Это же наш жавороночек! Потому и гнездышко не приметно,некогда ему рассиживаться! Да и нам с тобой,мое сокровище, некогда!Пошли што ли, а то ведь солнышко скоро на обед завернет, да Надюшка проснется... Давай уж дособираем на этой полянке Матушку- Травушку, да и пойдем домой.
Какое счастливое было время! Мне совсем не хотелось что бы она уезжала от нас...
Но вот уже выпекли куличи и пироги с
яблоками, капустой и творогом. Наступило
время всеношной. Отец,мама и бабуля собрав кой-какую снедь уезжали на загруженной вкусностями телеге  в город.
Оставаться нам вдвоем было страшно, но мы никогда в этом не признавались. Деревня от нашего хутора находилась далеко, за речкой у самой трассы,Цыгане в это время еще отсутствовали. Появлялись они где-то в августе а то и позже.
 Забор вокруг двора и сада был высок и крепок. Да и калитку открыть было
не возможно, она была на замке. На эти два-три дня Марту не гоняли в стадо.
Ей хватало травы на хоз. дворе.Отец перед отъездом обязательно подкашивал два
-три мешка травы, и я отдавала частями эту траву Когда доила Марту Надюшка приставала:-"Дай, дай я попробую" Иногда я разрешала  Но было смешно да и
опасно, к тому же молоко не попадало в ведро!  Но пришло и ее время примерно через год и нам было не до смеха. У нас появилась вторая коровка брыкастая, но молочная. Доставалось мне от нее. В обед мы ходили на выгон и доили, Надя
 Марту, я-Ночку. Идти на выгон всегда было легче, потому что в ведрах было по одному  литру чистой воды, что бы вымыть вымя коровкам, и скамеечки не
 казались тяжелыми. Зато домой дорога казалась долгой и тяжелой. Когда родные собирались в эту поездку в город, мы и побаивались и радовались.В общем-то нам было совсем не плохо Если Надя засыпала днем, я не тревожила  ее. Она была слабенькой и до трех лет почти не ходила. Все время садилась
на землю. А то еще, ляжет и тут же заснет,укрою ее от назойливых мух,сделаю
из старой маминой юбки тень, а она спит сладко  так.
 К сараю была приставлена лестница. Лазать по ней мне не разрешали, но тем и приманивала она. И пока Надюша спит, забираюсь на сарай и вглядываюсь не в
сторону деревни, или Пятигорок у пруда, а в степь!И было на что смотреть:
какие закаты! А утром прежде чем подоить Марту я снова лезу на сарай и любуюсь  чудесными, необыкновенными восходами. Иногда можно было увидеть
звезды. Как же сильно жалела что не умею рисовать. Влезать на сарай тяжело
было, но слезать еще труднее. В одно из моих путешествий на крышу я свалилась с лестницы, когда уже стала спускаться вниз.Сильно ударилась спиной, обо-что то ободрала бок, сбила локоть, ушибла голову... Но та степь
которой я любовалась летом, осенью, зимой и весной, покорила меня навсегда.
 Я не видела и не знала что такое море, но прекрасно "плавала" в серебристых
волнах ковыля, тонула в ромашковых просторах степи! Собирала "Заячьи ушки"   угощала Надюшу и ела с удовольствием эту сочную сладость сама. А по весне, перед маем, когда все лощины и балки заполнены разноцветьем тюльпанов, я с
деревенскими ребятишками и бабулей собирали тюльпаны щебрец и любисток в ведра.
Все это богатство бабушка увозила в город, на рынок.
-"Бабуль,неужели все продашь?"
-"Продам, милая, продам! И вам с Надюшей что нибудь вкусненькое привезу".
-"нет, лучше книжку привези, а Наде вкусненькое что нибудь привезешь.
-" Ну что спрашивала бабушка, говори чего тебе привезти? Надя морщила лобик
о чем то размышляя и выдавала:  -"Мне тозе книзку! А то Лелка забелет мои вкусности, я знаю ее!" Поглядывая в сторону сестры она хитро улыбалась.
Лере было обидно-"Ты зачем врешь?"- возмущалась она. -"Нет, я налошно так
говолю: будит у нас две книзки, а ты будис мне цитать!" Лере нравилось читать
книги потому она уже не сердилась на сестру.Но бабушка не привозила книг никогда. И всегда находила отговорку:-"Нет книг в тех магазинах которые я знаю. Да и вообще, они нигде сейчас не продаются. Гладила нас по головам, обязательно приговаривая-"У жизни учитесь! Вот она самая большая книга."
Как  это далеко! Все изменилось- большая часть степи засеивается пшеницей
рожью, кукурузой и викой, или клевером. Вытянулись посаженные трудами мамы
отца и других лесхозовцев, лесополосы. И чего только в них нет! Акации,
 жардельки, миндаль,Джуда, орех грецкий,арония черная, бузина, боярышник, сирень, бересклет, да много еще чего,  все и не перечтешь! Садили добро это специально, что бы Кубанские ветра не уносили степную растительность, оголяя нашу красавицу- степь! Да,давно все это было...
Иногда дрогнет сердце, когда проезжаю мимо подсолнуховых,Свекольных, огуречных полей, мимо помидоровых, или баштанов, больно!Нет больше моей степи! Странно...Должна бы радоваться,а мне грустно... А вот бесконечные
сады и виноградники как то смиряют мое сердце,возможно потому,что они пережили в свое время,людскую глупость, предательство и нерадивость!
Слава Богу, все вернулось на круги своя, по крайней мере с виноградниками и садами.               


Рецензии