Ответственность превыше всего

 - Деда, ты всегда такой упертый?
 - Дорогой внучек, ты хотел сказать, всегда ли я такой вредный, когда вытаскиваю тебя из-за компьютера, и никакие уговоры на меня не действуют. Владик, прости, но ответственность у меня превыше всего.

Мы договорились, что один час находишься за компьютером, а затем начинаешь выполнять домашнее школьное задание, а канючить и  истерить не нужно, я этого не терплю.

Я сейчас рубильник выключу и всего делов, в деревенском доме это делается без проблем, и здесь ты будешь жить по моему Уставу, понятно?

– Понятно, бабушка мне не раз говорила, что  тебя переубеждать бесполезно. Она рассказывала, как в восьмом классе на уроке истории, где учителем был сам директор школы, ты ему прямо в глаза заявил, что ни какого татаро-монгольского ига на Руси никогда не было, -  это брехня, и можете за эту тему ставить твердую пару, но я остаюсь при своем мнении. 

А директор у тебя строго спросил:
– Ты не доверяешь советским ученым? - а ты ему ответил:
– В этом вопросе не доверяю, здесь одни писательские фантазии, надуманности и ни каких артефактов. Это национальный позор, а не научное обоснование, -  наверное, после этого  инцидента  в классе бабушка и влюбилась в тебя. 

- Все может быть, хотя я, честно говоря,  свою одноклассницу и отличницу Людмилу – твою бабушку, по-настоящему рассмотрел только в десятом классе и влюблялся в нее целых семь лет, находясь в другом городе.

Целый роман в письмах освятил нашу привязанность друг к другу до официального брака. Положа руку на сердце, могу твердо констатировать, что  до сих пор не перестаю в нее влюбляться, поэтому не обижай бабушку и слушайся  ее во всем. 

После восьмого класса мой классный руководитель почему-то  не захотела дальше видеть меня в дневной школе, и  в истеричном запале, высказала все, что обо мне «бугае» думает, как о «авантюристе и разгильдяе», и  настоятельно рекомендовала «идти на стройку кирпичи таскать», а не «терроризировать школьных учителей»… 

Я рекомендации своей классной дамы счел вполне убедительными и даже разумными, поэтому оставил дневную школу и  уехал во Владивосток, где поступил в Техническое училище и одновременно в вечернюю школу (об этом в повествовании «Вечерняя школа и училище»).   

Правда, после восьмого класса,  я  подал заявление не в девятый, а  сразу в десятый класс.  И сподвигнуло меня к обману «Гороно» веское обстоятельство, я тогда подумал, а вдруг  и в вечерней школе введут одиннадцатый класс, а это  еще целый год за партой  «париться» и дурака валять…

Все получилось.  И к удивлению даже самого себя, я единственный в  10–ом классе Владивостокской вечерней школы №56 все выпускные экзамены сдал на одни пятерки! 

А дальше был бурный жизненный поток событий с поступлением  и окончанием института, где были обретены профессии инженера-механика и инженера по строительству мостов и дорог.

И почти 30 лет  профессиональной деятельности было отдано комариному царству, в районе приравненному к Крайнему Северу, где строили и вводили объекты народнохозяйственного и оборонного назначения.  С нуля на высоком берегу Амура был построен  новый город  Амурск,  где многие из комсомольской гвардии  выросли до матерых руководителей, и это учесть не минула и меня.


И хотя уже разменял восьмой десяток, а мысли часто переносят  на десятки лет назад в родной коллектив  и даже на заседания товарищеского суда, где звучали речи  в мою защиту, когда за «хулиганство» рассматривали мои юношеские «дела».

Я тогда с искренним удивлением слушал яркие речи своих старших товарищей, которые говорили, что у меня отец, уважаемый в городе татарин, который работает  на ремонтно-механическом заводе.  И, что моя мать, уважаемая в городе хохлушка, которая работает руководителем на промышленной железной дороге и, что у меня  уважаемые  родственники проживают на Кавказе.

Поэтому во мне, как в молодом джигите просто бурлит повышенная ответственность за общее дело, и я  вспыхиваю  праведным гневом к  разгильдяям, которые срывают производственные планы и задания, на таком Большом строительстве. Где я уже также уважаемый руководитель, но пока еще молодой и зеленый, поэтому на нервном запале и случается, что допускаю «неформальную лексику и распускаю не по делу руки».

Мои старшие коллеги убеждали членов суда, что это обязательно пройдет, и  я скоро повзрослею и буду таким же уважаемым, как мои родители!  Товарищеский суд после таких искренних и убедительных речей  дружно брал меня на поруки, потому что верили и,  наверное, точно знали, что я обязательно повзрослею и перестану «куролесить»…

Я бы об этом никогда не написал, но вдруг младший внук стал меня шантажировать и говорить:
– Деда, перестань прикидываться паенькой, я знаю, как ты «морду чистил уродам», мама мне говорит, что  я весь в тебя и отправила в деревню на перевоспитание, чтобы ты со мною здесь разобрался.

Дома снова скандал  из-за того, что мне пришлось двум одноклассникам «вмазать», чтобы  они девочкам не хамили, а это учительнице не понравилось, да и ребятам тоже…

- Деда, как ты со мною будешь разбираться, ремнем, что на стене вместо картины висит?  Ругать будешь и воспитывать, как папа, и к компьютеру не подпускать? 
- Нет, Владислав, наказывать тебя ремнем не буду, и ругаться не буду, что толку – это же не воспитание, а одно расстройство. Ты и так уже пострадал за правое дело и своим «фингалом» под глазом будешь «светить» еще две недели.

Дочка говорит, что ты пошел весь в меня. Честно говоря, не уверен. Ты весь  становишься какой-то лощенный и скользкий, тебе слово скажи,  а из тебя так и «прет» оправдательная словесная диарея и ты уже пытаешься шантажировать меня.

Тебя родители заласкали,  и ты превращаешься  в эгоиста  и барчонка, у которого уже мысли витают о модной прическе и прикиде.  Ты в этом плане совсем на меня не похож, как и своим детским красивым ликом.  Ты  скорей похож на свою прабабушку, маму моей матери – польскую еврейку, которая вся была из себя такая красавица.

Это твой прадед, Александр обзывал ее польской еврейкой, а кто она по документам, точно не знаю. Я вырос у нее на руках и помню, какая она  была добрая, умная и красивая, как и моя мама. Проходят десятилетия, а они  для меня по-прежнему самые близкие и родные. 

Так и твои родные каждую секунду беспокоятся за тебя, а ты ведешь себя как «паршивец» и обижаешь их чувства. Возьми и прочитай рассказ «Акула» Льва Толстого,  и проникся  бурей чувств и смятений в душе отца, который видел, как акула плывет к его сыну, и оставались считанные секунды  до трагедии и подвиге отца!

У тебя от мужского вида остался только этот красивый «фингал», поэтому  ты сам задумайся о своем поведении. А мы с тобой продолжим игру на «интерес», давай-ка  извилинами поработай и зарабатывай на свой компьютер в деревне, чтобы в мой  компьютер не влазил и меня не отвлекал,  и это будет лучшим твоим воспитанием.

Ты готов рискнуть?  На кону тысяча рублей, и так будет стоить каждая партия, если выиграешь - деньги твои, а если проиграешь, то будешь выполнять все мои распоряжения беспрекословно, как в армии.

- Деда,  я всегда готов, бабушка у меня уже не может выиграть ни в шашки, ни в домино. 
- А мы с тобой сейчас померимся силами за шахматной доской.   
– За шахматной, так за шахматной, все равно нужно умение оттачивать, но денег скорей всего я сейчас не заработаю… 

- Деда, давай  после шахмат повторим приемы рукопашного  боя, ты же обещал начать учить меня серьезному боксу.  Я на днях в интернете прочитал твою отповедь одному персонажу, который «корежил» русскую речь и попытался грубить тебе, и почему нам о случаях из своей жизни никогда не рассказал?   

- Владик,  у нас в семье как-то не принято говорить и сплетни перебирать о плохом, да и все хорошее события мы воспринимаем, как само собою разумеющееся, зачем хвастаться, или краснеть за свои подвиги и старые грешки?

У меня действительно бывают вспышки гнева и лучше никому в этот момент под «бранную раздачу» не попадаться.  Поверь наслово, дорогой внучек, если  своих родителей  не будешь слушаться и будешь их обижать, тебе от меня достанется по полной программе!

В жизни  действительно много чего происходит,  но примечательно то, что при всех негативных случаях, которые имели место быть, меня, ни разу не понизили и не сняли с должности.   Хотя  высшее начальство постоянно напоминало,  что я «непредсказуем и опасен». Возможно поэтому меня не раз направляли на отстающие производственные участки, где у многих не получалось, а мне люди доверяли и  план выполняли, как я написал в статьях:  «Стройка – живое дело» и «Беру всю ответственность на себя»!

Возможно поэтому, скрипя зубами, чиновники вынуждены были двигать меня по служебной  лестнице,  от бригадира до директора. Правда,  параллельно обвешивали выговорами, как Новогоднюю елку, и даже Решение об исключении из КПСС умудрились протащить в жизнь, но от должности директора отстранить не удалось. 

Это был уникальный случай в советский период времени, когда не член партии продолжал руководить Заводом. Вот такой у вас вредный дед и шантажировать меня не надо.

И коль внучата «раскопали» «темные пятна» в биографии, а также и  мой спонтанный ответ коллеге по Прозе, то повторюсь, -  как на духу, что в производственной практике -  это были единичные случаи вспышки гнева с «ломовой реакцией».  А вот препирательства с начальством были всегда, поэтому виноват, каюсь и, как говорится,  еще молодой исправлюсь, какие наши годы! 

В январе 2018 года  с супругой отметили свои первые 50 лет совместной жизни, где моя одноклассница Людмила подтвердила, что продолжает меня любить такого, какой я есть и был всегда и, что  я могу  и дальше «балагурить», но уже  на общественной ниве. 

Четко подтвердила, что могу и дальше с головой уходить в строительные проблемы и исполнять обязанности общественного технического надзора на капитальном ремонте школьных объектов, на ремонте по замене сельских инженерных сетей водоснабжения.   И  как Председатель Совета общественности села Рамзай и  Председатель административной комиссии  мобилизовывать народ на добрые дела и передавать опыт ветеранов села молодому поколению… 

В общем, моя Людмила заверила, чтобы я не беспокоился за деревенскую усадьбу.    Она с внучатами, пока я буду занят на сельских стройках, и общественной ниве не допустит, чтобы огород зарастал сорняками.

Поэтому у нас с ней полная гармония.  Обычно я поднимаюсь в пять утра, быстро опрокидываю на себя два ведра холодной воды, затем совершаю пробежку с собаками до 40 минут, а далее физразминка на плантации: прополка или окучивание не менее 15 рядков картофеля до восьми утра.  После приведения себя в порядок и завтрака,  прибытие на строительные объекты к девяти утра, где нужен глаз да глаз, чтобы не было «косяков».

А сыр бор с внучатами разгорелся из-за того, что они вдруг узнали из интернета, что я не такой уж и правильный во всем, как им рисуют меня воспринимать их родители, и вдруг всему миру я сам в этом публично признался…

Произошло следующее, я написал рецензию на  философское произведение «Эссе о Начале», где автору предложил разбить его большую работу на 26 самостоятельных произведений, чтобы читателям было легче воспринимать его философские размышления. Отметил, что автор проделал серьезную и важную работу…

И вдруг от коллеги из прозы Нестора Тупоглупай,  получаю хамский «пинок» со словами:

«Ну, шо, размышлитель. Блистяшшэ! Люблю такой  профессорско – птичий (как выражался Герцен что ли) изыск. Особенно эти «парадигмы» и всякие такие «экзиистальныя» и подобные словечки. Ничаво, шо не для людэй, а для воробьев. Поразмышляй! Разрыхлитель для воробьев. Ура!»

Я тут же спонтанно ответил:

- «Нестер, спасибо поднял мой отзыв до «профессорско – птичьего» языка. Говорить я действительно красиво так и не научился. У меня с детства «тугодумие», пока я мысли в голове формулирую, мои руки все действия без слов быстро выражают. Вот такой у меня большой недостаток. Возможно, поэтому и стали меня обзывать на работе и «Боксером» и «Бульдогом», говорили, что вцеплюсь не оторвать, пока дело не сделано, а скорее за вредность.

Я не буду говорить о загадках природы и конце света, пусть философы, как ученые раскапывают и ищут фундамент нашей вселенной. Мне повезло пройти производственный путь от бригадира до директора, а также повезло быстро определиться.

Меня, как «бугая», после восьмого класса выставили из школы, чтобы шел на стройку «кирпичи таскать», а не терроризировать учителей. Я и пошел в Техническое училище, где сразу определили еще и в секцию бокса, коль через кулаки мысли быстрее форматируются. Быстро дорос до мастера и вместе с ТУ окончил вечернюю школу.

Но тренер дорогу в большой спорт перекрыл словами, что я быстро вхожу в «раж» и могу соперника до смерти «зашибить», и что это не мое призвание. И посоветовал, пока мозги не отшибли, идти в Политех и поступать на факультет гидротехнического строительства (плотин, мостов и дорог), что я и сделал.

И как сказал выше, после учебы, почти тридцать лет была работа в районе приравненному к Крайнему Северу, где с нуля были построены и введены производственные мощности и целый белокаменный город Амурск.

Государственных наград не имею, одни грамоты, знаки отличия, выговора и четыре ходки в суд за «хулиганские действия». Где столкнулся с самым гуманным судом в мире, который для порядка журил и оправдывал  мои спонтанные действия, как «философию жизни» (это выражение судьи), поэтому тебе об этом решил сообщить, чтобы не «выкабенивался», ломая слова, а то нечаянно попадешь, впросак или под раздачу, как я, в те уже далекие времена.

Как сейчас помню, после дождя подтопило фундамент строящегося дома. Спрашиваю прораба:
- Почему не работает дренаж?  Отвечает:
- Заилился, наверное.
– А почему не работает насос?
– Насос сломался.   
– Тогда бери ведро и вычерпывай воду и очищай дренаж, потому что фундамент в опасности. Спокойно ему говорю, а он хамски отвечает:
- Ты начальник, вот бери ведро и вычерпывай.

Через секунду он уже был в «бассейне», из которого выбрался и набросился на меня драться. Пришлось его «отметелить» и снова бросить в «бассейн» -  грязь с себя смывать, и там он быстро сообразил, как от ила освободить дренаж. Но все-таки в милицию побежал и заявление «накатал».

Времена тогда были советские, поэтому судья вник в суть дела и вынес вердикт, что я защищал социалистическую собственность и направил дело о «хулиганстве» на рассмотрение товарищеского суда в родном коллективе.

Второй раз, вообще пострадал ни за что и костяшки рук до крови отбил. После десяти вечера решил перед уходом еще раз обойти пусковой объект, где наладчики проверяли работу двигателей рафинаторов, дефибраторов мощностью каждый из 12-и по 500 квт и рубительной машины мощностью 1500 квт с водяным кожухом охлаждения, как у пулемета «максим».

Смотрю, а мастер ходит среди этих гудящих агрегатов под «мухой», я его сгреб, и в сердцах «отметелил» и вышвырнул из цеха, чтобы живым домой шел и протрезвлялся.

Снова был товарищеский суд, но здесь жена пострадавшего за меня заступилась, потому что поняла, что ее муж под высоковольтное напряжение мог по дурости попасть и сгинуть.

В третий раз вообще вывел из равновесия начальник, который не ко времени оказался на объекте, когда на дворе бушевала пурга и мороз за минус 30. Из-за него пострадал кабинет. Мне пришлось до утра задержать рабочую смену и самому остаться на производстве, а он давай нудиться, что это грубое нарушение КЗОТ и отменяет мои решения, я его тогда спонтанно сгреб и выбросил с третьего этажа в ночь, чтобы не мешал.

Ничего страшного, из сугроба его вытащили и в здравпункте спать уложили после принятия медицинского спирта. А в кабинете действительно пострадало двойное остекление, которое пришлось срочно забивать древесноволокнистой плитой. Но и здесь повезло, Первый секретарь «отмазал», а родной товарищеский суд вник, что я действительно нарушаю КЗОТ и работаю пятый год без отпуска.

А история  с исключением из КПСС и партийных выговорах – это вообще форменное безобразие, поэтому при желании  найдете и ознакомитесь в одноименных статьях.

 А из «Эссе о Начале» я понял, что с головой нужно дружить и понимать, что снижение познаваемости мира повышает спрос на мистику, снижает потребность в науке, значит и в образовании, которое вырождается в инструмент социального контроля. Начинается архаизация человечества, его дегуманизация и скатывание в новое Средневековье…

Нестор  мой «профессорско-птичий» язык  прочитал и, не ломая слов, откликнулся словами: - «Ну, молодец! Хорошую дал информацию»…

А ремень, что на стене висит, как картина, это напоминание об отце и его священном ремне, которым он пользовался только по делу, как священник кадилом, – все плохое от меня отгонял, а точнее говоря, выколачивал и воспитательный опыт передавал!  Эта «картина», как выразился внук, напоминание об ответственности, которая возложена на каждого из нас…


Рецензии
Интересно! Познавательно! Счастья всей Вашей замечательной семье! С уважением Людмила.

Людмила Максимова 3   20.11.2020 19:27     Заявить о нарушении
Людмила, спасибо за поддержку, понимание и добрые пожелания. С поклоном,

Олег Намаконов   22.11.2020 09:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.