Удивления Ялта-октябрь 2017, третье, театральное
Из серии рассказов: «Случайные записки» или «Ну, как?»
Чудесен, бесконечно чудесен вид с высоты птичьего полета на уходящий вверх к горизонту по крутым склонам яйлов Массандровский сад. Отсюда сверху всё кажется удивительным, интересным. Вон, к примеру…
…два кедра, голову склонив,
в окно гостиницы кивают,
а я в ответ, их не спросив,
с окна про них стихи слагаю
о том, как те глядят… влюблено,
друг к дружке ветки протянув,
стоят смиренно и безмолвно,
застыв на миг, на век уснув...
Но уже спустя полчаса…
…с гор вновь ползёт злодей-туман,
скрывая вся и всё,
нет света, цвета, лишь платан
по-прежнему цветёт
прекрасной рыжей шалью дня
сквозь серую вуаль,
так осень в Ялте «жжет» любя,
и солнце ей не жаль…
В предыдущие годы здесь, в Массандровском саду-парке всё было страшно запущенным, неухоженным: и дорожки с рассыпавшимся асфальтом, и лестницы без перил, и деревья с давно неубранными ветками-паданками вокруг. Но сегодня 17 октября 2017 года во всем парке кипит работа и это приятно, хотя он и прежде для нас был по-своему интересен, трогателен и… даже сакрален. Но до полного совершенства здесь далеко, во всяком случае, сами аллеи сада лишь подмели, да чуть подкрасили, а разбитый асфальт и, выпирающие, то там, то тут, плиты остались на своих местах, а это очень опасно для прогуливающихся тут, вот мы на ровном месте…
…ногу-то и подвернули,
среди шести сакральных сосен,
в тени хвои вдруг потонули,
упав наземь в златую осень...
Но, полежав, пошли как прежде,
навстречу с летом в центр Ялты,
где мол волну на части режет,
а чайки крутят в небе сальто.
Парк-сад, расползаясь в разные стороны по горе, чудесным образом имеет выход прямо в центр города к Морскому вокзалу, а значит и на центральную набережную города. Здесь-то на одной из круто спускающихся аллей и застала нас эта неприятность с ногой. Деваться некуда, поворачивать обратно поздно – в гору ползти трудней, чем хромать вниз – выходим на набережную, а там мы…
…на канатке в гору, вверх,
навстречу к облакам
летим вперед, мы выше всех,
все видно сверху нам...
И тут вдруг…
…солнце вышло из-за тучи,
туман ушел, удрал,
Ай-Петри виден, его кручи,
лишь дымкою объят,
а на лазурь небесной выси
накинута вуаль,
она хранит былые мысли, -
нам не слышны, а жаль…
Мы вновь на чудесной набережной, идём навстречу с удивительным платаном в конце набережной. Он в Ялте, похоже, самый старый, большой, красивый. Ничего подобного нигде больше нет, не считая, конечно, Никитского ботанического сада, где на центральной аллее-спуске стоит, кажется, более старое дерево и широкое в обхвате – где-то так на пять взрослых мужских рук. Но оно там растет среди густо многих других сакральных кедров и дубов, а это на набережной одно, как волшебный дуб у Лукоморья.
Платан на Пушкинской, что дуб
златою цепью опоясан:
красив, чудесен, вечен, груб,
как в сказке Пушкина, прекрасен.
Ялтинский Арбат – улица Пушкина прямо здесь у чудо-платана выходит на набережную. Мы естественно сворачиваем на неё, с удовольствием смотрим по сторонам, отыскиваем глазами многие памятные детали.
На Пушкинской у Спартака
чудесный магазинчик,
за ним течет сверхбыстрая река,
а в нём серебряный «сервизчик»…
У нашей внучки сегодня день рожденья, вот мы и зашли в него выбрать ей что-нибудь интересное, красивое, девичье, по пути сочиняем поздравление и шлем ей:
«С днем рождения внучка тебя,
поздравляем в седьмой уже раз,
говорим, как прежде любя:
будь счастливой без бед и прикрас!..
Чтобы в жизни тебе везло,
и всегда была рядом семья,
по волнам удач чтоб несло…
мы все вместе любим тебя!».
Пушкинская улица упирается в небольшую площадь, на которой с противоположной стороны расположился продовольственный рынок. Местные овощи лучше покупать там: дешевле, качественней, вкусней.
На рынке в Ялте, кажется, есть всё:
миндаль, хурма, изюм и сало,
и много всякого ещё,
что наша душенька желала…
Всё, мы устали! Пора в обратный путь, на вечер взяты билеты в местный театр Чехова, где соберется весь Ялтинский бомонд и малочисленные в это время гости города, но пока мы движемся…
…вдоль водопадного ручья
на Гоголя и Пушкинской,
ларьки, лотки, земля ничья,
машины, люди куксятся.
Толпа на Кирова, Морской,
Садовой, Карла Маркса,
вдоль речки Чистой небольшой,
у морвокзала старого.
А на Московской суета,
на Киевской движение,
у моря… тишь и красота,
людей преображение…
У-ух, добрались-таки до остановки нашего девятнадцатого автобуса, осталось только его дождаться и занять удобные места, чтоб проехать вокруг старого парка.
Нога прошла. Какое счастье!
Осталась опухоль чуть-чуть,
вновь за окном нет бед, ненастья,
а значит – что? – скорее в Путь:
на море к солнцу, ближе к свету
бежим, летим, не чуя ног,
ещё есть время взойти в лето…
Вот это счастье, вот восторг!
Наша гостиница на берегу. Бросив покупки в номер, мы и вправду бежим к серебрящейся воде, а там…
...на пляже тридцать, пятнадцать море
волна летит, шумит, зовёт,
собрав в кулак всю силу, волю,
ныряю в глубь… Душа поёт!
До этого купания наш температурный рекорд по запрыгиванию в холодную воду составлял плюс семнадцать, сегодня же мы превзошли себя аж на два градуса, но, возможно, это не предел – следующий наш отпуск в январе. Надеюсь, наша устойчивая туристической группа на сей раз приедет сюда в полном составе в дни каникул Младшенькой. Ну, это дело будущего, а пока мы вновь спешим, теперь, как и планировали, в театр. Там…
…Пигмалион дают сегодня
в саду старинном городском,
и мы, одевшись по погоде,
идем по Чехова пешком...
Ну, по улице Чехова имеется в виду, она, естественно, там, где одноименный с ней театр, идет параллельно центральной набережной. В Ялте Антон Павлович провел последние годы своей жизни и часто бывал в этом, тогда ещё деревянном здании театра, построенном в 1883 году. Здесь же он впервые слушал выступления молодых и неизвестных ещё тогда Фёдора Шаляпина и Сергея Рахманинова в 1898 году и, видимо, «в гроб сходя», благословил их на всемирную известность.
То здание давно сгорело, на его месте в 2008 году построен новый двухэтажный особняк с удобным достаточно большим залом где-то так на 1000 зрительских мест. Внутри театра теперь чудесное фае, огромный буфет, просторный бальный зал в стиле ампир. На спектакль свободных мест нет, но это и немудрено – Пигмалиона даёт известная в Крыму Севастопольская труппа. Нам достается балкон, зато вокруг много знакомых лиц: художники и поэты с Пушкинской, наш философ-таксист, есть и просто известные всей стране люди – на соседнем ряду, к примеру, оказалась популярный писатель и телеведущая Татьяна Устинова.
Действо на сцене впечатляет, в общем, спектакль…
…закончился аншлагом,
в прекрасном стиле налегке,
театру Севастопольскому браво
кричали мы, кричали все.
Но, а на набережной холод
пришел сегодня, в октябре,
народ на группки встал, расколот,
и мы спешим, спешим к себе...
Ну, в гостиницу, то есть, пора б уже немного и отдохнуть, от… отдыха! На такси до неё всего-то пять минут ходу, но стоит оно, как билет на балкон на замечательный четырехчасовой спектакль, впрочем, как и у нас в Питере.
Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) и приносит извинения за возможное совпадение имен, мыслей и диалогов в этом, безусловно, художественном литературном сочинении по следам реальных встреч и событий, случившихся в августе 2017 года и теперь осенью.
20.12.2017г.
Свидетельство о публикации №218033000592