Моя Дхама. 18, 19 дни. Супердень во Вриндаване
…Приехав во Вриндаван, Према-мурти пошел искать нам жильё, а мы сидим на чемоданах в грязнющем переулке с горой мусора и текущей мимо канализацией, рядом скачут обезьяны, на свалке роются бездомные бычки – ищут еду вместе с собаками. Здесь стоят гостиницы, где живут русские – русский дом и что-то напротив. Видим выходящего из напротив Рохини суту Махараджа… Мимо проходит бычок – наши прабху давай его наглаживать. Я говорю «у нас булка есть с поезда недоеденная – дайте ему». Прабху угощают…и что тут начинается! Бычок, как щен, начинает ласкаться ко всем – клянчить ещё. А у нас нет! Обойдя прочих, подходит к мне и начинает облизывать мне руки, всё лицо – это любовь! Народ встает в ряд и проводит коллективную фотосессию... А я побаиваюсь вообще-то крупнорогатых, не ожидала такой нежности к себе – и вот те на…
Према-мурти нашел нам жильё в красивой гостинице неподалеку – Ананда-Кришна ван. Там роскошный двор, наконец мягкие кровати, аж кондиционер и вентиляторы, холодильник, горячая-холодная с душем. Нет только стиральной машинки и кулера. Но всё равно – хоромы. У меня – своя тумбочка прикроватная. Предел мечтаний!.. По тыще в день. Ух, жаба давит! Тут некоторые снимают жилье за 100 в день, а мы буржуйствуем снова…
Нам достается порция неплохой русской еды в русском доме – готовит там моя любимая Шьямарани из Омска. Обходим галопом Кришна-Баларам мандир – према-Мурти рассказывает, что там как располагается (будто можно это всё запомнить))) Когда прикасаюсь к «мурти стоп» с тыльной стороны самадхи Прабхупады – совершенно улетаю, не хочу уходить. Спустя немного замечаю, что там уже выстроилась очередь индусов… Божества Гаура-Нитай, Кришна-Баларамы, Радха-Кришны с Лалитой и Вишакой прекрасны, но в сердце как-то мне не падают, муж вот к последним после ходит – стоит подолгу…
9 марта
С утра идем в русский дом на лекцию Гуру-Махараджи. Потом у Према-мурти вечные его дела по доставанию того и этого. А мы с мужем решили просто идти по парикрамной дороге и заглядывать, куда занесет. Это было потрясающее путешествие!
Сразу видим вывеску "Храм Баладжи". Это как в Тирупати, только храм намного скромнее, и там - пустынно. О! Идем! Правда, муж без знания английского что-то узнал про то, что "пока наряжают божество и кормят, надо подождать". Ждем долго и я начинаю сомневаться, правильно ли муж понял пуджари. Но таки дожидаемся (Баладжи, видимо, заставляет всегда долго ждать. Ну, должна ж быть какая-то аскеза перед тем, как он исполнит желания) - алтарь открывают, Божество - лизко, большое! - и мы снова стоим и шепчем. Я здесь уже так нашепталась, что к концу и желания закончились - фантазия иссякла. Местные говорят, что Баладжи сюда сбежал отдохнуть от толп попрошаек. Получаем гирлянды и махапрасад. Бананы даем обезьянам - пусть тоже получат милость. Идем приключаться дальше.
Заходим в неброские воротца - попадаем в сад с маленькими домиками и чисто выметенной террииторией.Это - бхаджан-кутир Хита Харивамша Госвами. Нас встречает добрый дедушка, дает маха-прасад и даже ведет к себе домой - показывает своих Божеств Радха-Кришну, дает от Них маха-прасад. Так скромно живет! - в лачуге с кроватью и Божествами в кресле, в коридоре - инструменты для подметания сада... И делится последним...Кришна! Муж говорит, что должны быть где-то рядом богатые храмы этой паривары и странно, что дедуля вот так живет...Ну, может, ему ничего не нужно... Ой, кто поймет этих святых...
Вечером галопом бежим по куче храмов за Ллой-базаром. Володя с Ксюшей во Вриндаване только три дня, надо по максимуму им всё показать. Сначала доходим до храма Радха-Дамодара. Там - самадхи моего любимого Дживы Госвами, Кришнадаса кавираджа, написавшего Чайтанья Чаритамриту. Самадхи Рупы Госвами, увы, на реставрации.Заходим в прихрамовые комнату и кухню, где жил иписал Прабхупада - маленькие кельи, но зато они прямо около Божеств - почетные места! В комнате - мурти Прабхупады за столом, что-то пишущего.
Потом храм Радха-Шьямасундары. Эти Божества красиво одеты - за ними хороший уход.
Потом - храм Радха-Рамана, в который я мечтала попасть - самопроявленное Божество, одно из тех, которое не пришлось увозить из Вриндавана во время мусульманских набегов. Радха-Раман очень маленький, стоит в глубокой нише. Видимо, чем мистичнее божество - чем оно дальше от людских глаз. Когда в храме толпа, Его вообще можно не разглядеть. Мы подходим к самому алтарю, и то видим с трудом...Здесь же самадхи Гопал Бхатты Госвами. ой, голова кругом, что все наши святые - здесь. Вообще туго доходит, где мы, по каким тропам ходим - не верится, не укладывается...
После - храм Радха-Гокулананды. Здесь под отдельным навесом самадхи Локанатха Госвами, Нароттам Дас Тхакура и Вишванатха Чакраварти Тхакура. Я обхожу самадхи и храмы благоговейно, но (и даже радуюсь - сколько можно истерить-то!) без слез. Но когда прикасаюсь к самадхи Нароттама - меня снова вырубает. Я встаю перед ним, пою "Шри Гуру Чаранааа падмааа" - и слезы водопадом. Че по чем?! Шьяма предполагает, что, возможно, меня пробивает там, где я была в прошлых жизнях. Кто бы знал, кто бы выстроил закономерность...
После идем в храм Гаура-Гададхары, где данта-самадхи зуба Гададхары.
Ой, трудно описать все эти храмы и всех Божеств. Божества - вот те самые древние, с выпученными глазенками, не похожие на реальных людей. Но от Них от каждого веет жизнью, от каждого - своим настроением, Они очень гармоничны и вот какие-то такие - вот именно такие, как надо, другими Они и быть не могут! Никаких там вопросов в голове, как когда рассматриваешь фото, типа "а почему такие глаза" - вот именно такие должны быть у них глаза, никакие иначе!!! Храмы - полузапущенные, с нулевой реставрацией, но от этого сильнее веет их древностью, намоленностью, везде - какой-то непередаваемый мистицизм. Даже пришедшая невесть откуда - из-за темных колонн в отдалении - бабушка-пуджари кажется неземной. Как пришла - рассказала нам все - так и ушла. В другое измерение... просто на время проявилась здесь...
Самое грандиозное - это наш бег в темноте по лабиринтам ночного Кеши-гхата на набережной Ямуны. Снова абсолютное дежавю - именно здесь я сигала в своих снах, по этим лабиринтам, узким проемам с высокими порогами, провалами лестниц (нам подсвечивают телефонами и предупреждают - обходите! здесь провал!)... В нишах наверху сидят тощие бабаджи, девчонок хватают за руки малявки, клянчащие купить пушпу для предложения Ямуне - просто не отвертишься от этих назойливых прилипал! Внизу идет аратипуджа Госпоже Ямуне с огнями и биением в колокола... описать экстаз от этого похода - невозможно.
Ещё впечатления от дня - это как на пороге одного храма маленькая обезьянка посмотрела мне в глаза- испугалась и протянула за спину лапу-нащупать маму. Вот с чего б меня бояться??? Ещё мы вкушали маха-прасад (маленький сандешик) в домике Прабхупады при Кришна-Баларам-мандире, его готовят старые русские преданные. Впервые я поняла, что такое взрыв вкуса! У меня и на языке, и в голове и в животе взорвалось - разлилось блаженство от шарика. не потому что он тм как-то сильно вкусен, просто энергия тех, кто готовил и Прабхупады...наконец я поняла, что такое волшебство прасада...
Ну а самое-самое впечатление, которое не выходит до сих пор у меня из головы - это моя встреча взглядами с каким-то бабой на Кеши-Гхате. Он так грозно-насквозь - просверлил меня, заматывая тюрбан, что мне захотелось...встать напротив него, выпустить из пальцев когти, вырасти до размеров морской царицы зарычать на него - помериться силами, кто кого. Я не знаю, что это было... но вечером у меня была истерика. Я ревела и несла околесицу. Прокашлялась, проревелась и успокоилась. Не знаю, что это было. я вообще с трудом понимаю всё, что со мной там происходило. Наутро и следа истерики и боли не было...
Свидетельство о публикации №218033000932