Сибелиус - аккорды между жизнью и смертью
Кто-то увидит в монументе образ органа, кто-то прислушивается к звукам ветра в трубах. Металлическая конструкция откликается на порывы ветра,служит умопомрачительным музыкальным инструментом в парке, посвященном Яну Сибелиусу. Конструкция изначально должна была олицетворять природу в творчестве композитора, однако все узнают в монументе орган. Памятник финскому композитору можно не только рассматривать, но и слушать. Кажется, будто звуки ветра в трубах напоминают музыку Яна Сибелиуса. Некоторые говорят, будто при соответственном (соответствующем) ветре, трубки начинают «напевать», если прислонить к ним ухо, что я и попытался сделать. Меня охватило чувство странного перемещения пространства – ветер, звуки, закованные в трубах, их попытки обрести свободу… Памятник был открыт в Хельсинки в 1967 году через 10 лет после его смерти и до сей поры вызывает неоднозначные эмоции местных жителей и приезжих гостей Хельсинки. Вблизи изображен и сам композитор – в облике огромной бронзовой головы. На нас внимательно смотрит суровый профиль композитора, ненавидевшего царизм и создавшего неофициальный гимн Финляндии, который был под запретом во время царствования Николая II.
Загадку Сибелиуса разгадать непросто. Он хоть и странный композитор, но, безусловно, великий. Его музыка действует, как некий настой из таинственных трав. Вы будто пьете его и не знаете, чем это кончится – весельем, грустью, забытьем, а может и смертью. Несмотря на проникшую в музыку сумрачность, она очень красивая и выразительная. Про своё отношение к тембровым краскам Сибелиус
говорил: «Я никогда не состоял с оркестром в законном браке, я всегда был его любовником...» Самое популярное и часто исполняемое произведение Сибелиуса – это маленький шедевр «Грустный вальс» (Valse triste).
Должно быть не все знают, что это только одна часть из музыки к драме А.Ярнефельта «Смерть» (Kuolema).Многое в его музыке пропитано конечным миром.Да и смерть самого Яна Сибелиуса окружена трагической тайной, хотя многие знали, что алкоголь и бедность из-за начавшейся Первой мировой войны подкосили его творчество. Маэстро умер в "Айноле" в тот самый момент, когда в зале торжеств Хельсинского университета исполнялась его Пятая симфония, которая считается самой жизнеутверждающей из всех его произведений.
Когда узнаёшь всё это под порывами морского бриза, действительно создаётся впечатление таинственности и жизни, и….
Весь обратный путь до центра мы сосредоточенно молчали, проникаясь чувствами к великому финну.
Свидетельство о публикации №218033102339