Сибелиус - аккорды между жизнью и смертью

     Утречком следующего дня наши главные планы рисовались походом в парк Сибелиуса. Во-первых, Иваныч был со мной солидарен в величии его музыки, во-вторых, никто из нас двоих с ним не встречался, а тут  как раз поездочка из отеля наклюнулась и мы согласились, молча внимая друг другу два великовозрастных «вчителя».Потом запланировали пройтись по авениде Александра I, чтобы иметь представление о самых лестных местах суоминской столицы. Полчаса петляний по улицам Хельсинки на микроавтобусе и, наконец, мы в парке имени великого финна в районе Така-Тёёлё. Нас встречают сосны, песок, легкий морской бриз и… сказочная композиция, конструкция-орган из 600 медных и стальных труб, соединённых в волнообразном узоре … сама суть музыки великого финна по мнению Эйлы Хилтунен, творившей этот монумент целых семь лет. Они расположены таким образом, что создается иллюзия движения. Архитектор стремилась отобразить саму сущность музыки Яна Сибелиуса, сотворить ей памятник-символ.

     Кто-то увидит в монументе образ органа, кто-то прислушивается к звукам ветра в трубах. Металлическая конструкция откликается на порывы ветра,служит умопомрачительным музыкальным инструментом в парке, посвященном Яну Сибелиусу. Конструкция изначально должна была олицетворять природу в творчестве композитора, однако все узнают в монументе орган. Памятник финскому композитору можно не только рассматривать, но и слушать. Кажется, будто звуки ветра в трубах напоминают музыку Яна Сибелиуса. Некоторые говорят, будто при соответственном (соответствующем) ветре, трубки начинают «напевать», если прислонить к ним ухо, что я и попытался сделать. Меня охватило чувство странного перемещения пространства – ветер, звуки, закованные в трубах, их попытки обрести свободу… Памятник был открыт в Хельсинки в 1967 году через 10 лет после его смерти и до сей поры вызывает неоднозначные эмоции местных жителей и приезжих гостей  Хельсинки. Вблизи изображен и сам композитор – в облике огромной бронзовой головы. На нас внимательно смотрит суровый профиль композитора, ненавидевшего царизм и создавшего неофициальный гимн Финляндии, который  был под запретом во время царствования Николая II.
   
    Загадку Сибелиуса разгадать непросто. Он хоть и странный композитор, но, безусловно, великий. Его музыка действует, как некий настой из таинственных трав. Вы будто пьете его и не знаете, чем это кончится – весельем, грустью, забытьем, а может и смертью. Несмотря на проникшую в музыку сумрачность, она очень красивая и выразительная. Про своё отношение к тембровым краскам Сибелиус
говорил: «Я никогда не состоял с оркестром в законном браке, я всегда был его любовником...» Самое популярное и часто исполняемое произведение Сибелиуса – это маленький шедевр «Грустный вальс» (Valse triste).

    Должно быть не все знают, что это только одна часть из музыки к драме А.Ярнефельта «Смерть» (Kuolema).Многое в его музыке пропитано конечным миром.Да и смерть самого Яна Сибелиуса окружена трагической тайной, хотя многие знали, что алкоголь и бедность из-за начавшейся Первой мировой войны подкосили его творчество. Маэстро умер в "Айноле" в тот самый момент, когда в зале торжеств Хельсинского университета исполнялась его Пятая симфония, которая считается самой жизнеутверждающей из всех его произведений.
    Когда узнаёшь всё это под порывами морского бриза, действительно создаётся впечатление таинственности и жизни, и….
    Весь обратный путь до центра мы сосредоточенно молчали, проникаясь чувствами к великому финну.
      


Рецензии