Цаца

Давай представим, что у всех пропало чувство собственной важности (далее – ЧСВ).
Пропала необходимость в усилиях по накручиванию имиджа, не нужна неестественная эмоциональность. Ушла зависимость от чужого мнения, улеглись конфликты.
Появляется новое ощущение – честность. Тебе уже не нужно дурачить окружающих своей важностью. При том, что успех это приносит только тогда, когда обманываешь себя и этому обману веришь. Вместо всего этого можно заняться реальным развитием.

Но зачем тогда мне развитие? Если я не смогу стать выше других? Отобрать то, чего у меня нет, но мне требуется?!

На иллюзорное чаще ведутся плохо видящие. Громче всех кричат не слышащие. Самообман дорастает до стадии, когда сам начинаешь верить в свою же ложь. Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – в этом твой выбор.

Очевидно ведь, что жизнь с завидным постоянством сталкивает тебя в лоб с самообманом. И учит, что это – тупик. Можно убедить окружающих в своей важности, и отрезать себя от хороших и честных людей. Можно убеждать других в своей крутости, лишь бы не видеть своих страхов. А ведь реальное развитие возможно только тогда, когда принимаешь себя таким, каков есть. Только честность с самим собой даст возможность исправления и развития. А надутая фальшивка бежит от развития, чтобы не проявился факт лжи.

Любой намёк на попытки доказать свою «крутизну» – это признак ЧСВ, зависимость и самообман. ЧСВ – это тот самый «ингредиент», который тебе суждено распознать, принять, а потом растворить, чтобы перестать создавать проблемы себе и другим, и через других – снова себе.

При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей.

Почему-то почти все, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе. Чтобы действительно помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но - очень чутко, иначе твои «благие намерения» будут выглядеть как, опять же, возвеличивание собственной персоны через унижение другого.

Приходится ещё видеть коучинги с коучами, на которых учат накачивать свою важность для повышения своей эффективности. Но критический жизненный опыт потом всё расставит на места. Лучший способ стать эффективным человеком (а сначала – просто человеком), - быть бескомпромиссным с собственной важностью.

А вот бескомпромиссность к чувству собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии. Мотивация таких действий – всё то же возвеличивание и укрепление собственной важности.

Тут полезно ясно осознавать именно собственные мотивы. Если они для самоутверждения, человек тебя не услышит, и всё будет воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады при «опускании» другого. Если у тебя искреннее желание помочь, помни, что никто по твоей указке меняться не обязан.

Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.

Обычно ЧСВ приравнивают к гордыне и самоутверждению, осуждают и называют чуть ли не главным препятствием на духовном пути. Если воспринимать ЧСВ как смесь эгоизма, самоутверждения и спесивой гордыни, тогда действительно – всё так. Но так ли тут всё однозначно? Ведь если бы ЧСВ и вправду было настолько очевидно вредной чертой, вряд ли мы бы так крепко за него держались.

В психологии есть такое понятие – «вторичная выгода», которое используют, когда говорят о скрытой позитивной стороне какого-то в целом негативного явления. Например, больной не спешит выздоравливать, пока из-за болезни получает желанное внимание и заботу. Точно также и в потакании чувству собственной важности есть свои явные и скрытые выгоды.

По сути внешние проявления ЧСВ сводятся к действиям, через которые мы надеемся понравиться другим. То бишь, изначально ничего порочного в таком желании нет. Это просто выгодно, когда ценят и любят, то хорошо и относятся: приглашают, помогают или сотрудничают. Это само по себе не приносит никаких проблем. А проблемная сторона ЧСВ – в другом. И она вполне отделима от выгоды.

Другими словами, чистая важность как естественное проявление желания, чтобы тебя ценили и любили – это одно. Беда в том, что эта любовь становится настолько приятна и желанна, что помимо естественных проявлений своей важности, начинаешь фабриковать искусственные.

Искусственный имидж создается исключительно из самолюбия, а выдается за нечто истинное. Проблемная сторона ЧСВ, в отличие от выгодной, засасывает.

Одна из любимых ипостасей ЧСВ – хвастовство. Но хвастунов не любят и ставят на место.

Второе наглядное проявление проблемной стороны ЧСВ – «понты». Это похоже на хвастовство, но с эдаким пацанским оттенком принадлежности к какой-то касте. Понты могут выглядеть менее наивно, чем хвастовство, поэтому на них покупаются чаще.

Самоутверждение – это уже извращенная форма ЧСВ. В данном случае все действия нацелены не на общественную любовь и признание, а на принижение чужих достоинств, чтобы на фоне боли окружающих ощутить своё величие.

Если бы мы видели собственную ложь, то не смогли бы так ловко себя дурачить. Чаще всего мы лжем себе и другим на грани бессознательного. И тут нет иного выхода, кроме как внимательно вглядываться в собственные мотивы, памятуя о возможных последствиях «сделки с лукавым».

Когда вместо желанной любви снова и снова получаешь обратное – нелюбовь и недоверие, стоит задуматься. Люди не любят, когда перед ними выделываются, и по-настоящему ценят искренность, даже если явно этого и не признают.

И при всём при этом самореклама как таковая не обязательно бесполезна и вредна. Опасность представляют ее версии, когда нет представления о возможных последствиях, а раскрутка происходит под влиянием самолюбования. А вот сознательный пиар своих талантов может в итоге привести к выгодному сотрудничеству – например, к искренним и стабильным отношениям.

В конечном итоге мы абсолютно все делаем для себя, даже, когда стараемся другим понравиться. Эдакий взаимообмен. Но бывает нелегко признать за своими мотивами даже здоровые формы эгоизма, потому что он традиционно является предметом всеобщего осуждения.

А вообще, внешние проявления внутренней силы – это вовсе не чувство собственной важности. Ведь ЧСВ – это не событие, а переживание. Иногда мы и сами не замечаем, как нравимся другим без каких-либо дополнительных стараний. В этом в общем-то и состоит секрет привлекательности. Наверное, у каждого есть такой опыт, когда старания понравиться потенциальному партнеру к успеху не приводили, и напротив, расслабленная естественность неожиданно выставляла собственную персону в лучшем свете.

Снова не лишне будет напомнить, что ЧСВ полезно выслеживать и постигать прежде всего в себе, а не в окружающих. Необязательно воспринимать это, как серьезную практику. Ведь по сути это больше походит на непростую, но увлекательную игру, которая многому учит. Но искушения остаются. Будьте бдительны!


Рецензии