Все могут короли?

                .        .        Призрак бродит по инету - призрак популизма…
                .        .        Суть проблемы извращает, все предельно упрощает,
                .        .        .        Одичанием стращает,
                .        .        .        .        Разрушенье обещает -
                .        .        .        .        .        Вестник пессимизма…




Со страницы на страницу кочует пугАлка о крысином короле, приписываемая Александру Зиновьеву* – писателю, социологу, профессору, - очень известному и даже знаменитому философу. В ней он живописует мрачную картину современного общества, которое разрушает некая зловещая технология.

Ее цель состоит в том, чтобы подорвать нравственность народа, упразднить понятие «свой» и разобщить людей. Пусть каждый привыкнет жить сам по себе и бороться сам за себя. Ну а потом, дескать, таких одиночек можно будет брать голыми руками…

Коварные разрушители, по словам автора, опираются на известный эксперимент, в котором биологи превращают обычную сильную крысу в т.н. «крысиного короля» («крысоеда», «крысобоя», «крысиного волка»)

          Сначала «претендента на трон» долго морили голодом, а затем подбрасывали к нему в клетку
          МЕРТВОГО собрата.
          Крысы не едят своих – ни живых, ни мертвых - но лютый голод в конце концов одолевал запрет, и
          подопытный самец пожирал труп. Так совершался первый шаг к каннибализму.
          Через некоторое время изголодавшемуся «трупоеду» бросали ПОЛУЖИВУЮ крысу и тот, помаявшись,
          съедал себе подобного. Наверное, думал, что она все равно умрет.
          Наконец, в клетку бросали вполне ЖИВУЮ «пищу», и кровожадный собрат разрывал ее…
          Готово, дело сделано! Теперь крысоеда («крысиного короля») можно выпускать на волю, где он,
          не колеблясь, станет убивать и пожирать своих сородичей одного за другим, одного за другим…

Так подрывают нравственные устои не только крыс. Теми же приемами, дескать, развращают и разобщают людей, поскольку, уверяет А. Зиновьев, ЛЮБОЙ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАПРЕТ МОЖНО РАЗРУШИТЬ.

------------------------------------------------------
   * Смущает то, что статья http://zinoviev-alex.livejournal.com/4169.html датирована 2009 годом, а ее
     автор умер в 2006 (?!)
------------------------------------------------------



                                .        .        .        Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада
        .        .        .        .        .        .        .        Деяния 20:29


Было бы желание, а уж средства найдутся - умелые Кукловоды присмотрят себе подходящих «пациентов» и шаг за шагом превратят их в людоедов, действуя по той самой - «крысиной» - технологии:

           ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ.
           Соблазнить, запугать - создать ситуацию, когда «пациента» терзает сильное влечение (голод,
           страх, вожделение, алчность), а удовлетворить его не позволяют нравственные запреты (табу
           на каннибализм, на инцест, на убийство, на подлость, на поругание)

           ГУСЬ СВИНЬЕ НЕ ТОВАРИЩ.
           Корни этих запретов - в подобии, сродстве злодея и жертвы («ты и я одной крови»), поэтому
           инстинкт надо убедить в том, что «Я – другой, он мне чужой!»
           С этой целью предложить жаждущему запретный плод – своего, подобного ему, но ПОЧТИ ЧУЖОГО (такой
           же, но мертвый; вроде бы человек, но пьяный, как свинья; он - глупый избиратель, а я - кандидат;
           он - жалкий проситель, а я - хозяин)

          ВРАГИ, КРУГОМ ВРАГИ.
          Искушать и искушать, предлагая «пациенту» все более похожих на него «смертников», пока он не
          привыкнет считать ВСЕХ сородичей «чужими».


Вот этот вот результат – тотальное РАЗОБЩЕНИЕ ОБЩЕСТВА («все против всех») – А. Зиновьев и считает главной целью таинственных Кукловодов, а в доказательство их происков приводит множество примеров «вредительства» - и в бизнесе, и в политике, и в криминале, и на госслужбе.

                Современный делец, по его мнению, деградирует постепенно: сначала соглашается на массовые
                сокращения, потом не выплачивает оставшимся зарплату, а уж затем решается на выпуск вредной
                продукции, то есть причиняет ущерб всему обществу.
                Политик начинает свое падение с раздачи невыполнимых обещаний, затем торгует местами в
                партии, фракции и, наконец, переходит к лоббированию опасных для общества законов.
                Преступниками тоже, мол, становятся не сразу: сначала обирают пьяного, потом вынимают
                кошелек у полупьяного, потом – нападают и грабят обычных граждан.
                Поэтапно развращаются и чиновники: начинают с «доплаты» за срочность, следом идут
                «откаты» за финансирование соцобъектов, а их сменяют – под благовидными предлогами -
                кражи средств, отпущенных на больницы и школы.

Что и говорить, подобных фактов мы знаем немало и с ними не поспоришь. Но это вовсе не означает, что до сих пор ничего подобного история не знала и именно наше время стало ареной какого-то вопиющего упадка.

Возьмем…ну хотя бы жестокость,  д о п у с т и м у ю    жестокость. Сегодня нам трудно представить, что каких-нибудь 300-400 лет назад НА ЗАКОННОМ ОСНОВАНИИ практиковались такие изуверские казни, как сожжение, четвертование, колесование, посажение на кол, сдирание кожи живьем. Вплоть до XIX века ПЫТКИ считались НОРМАЛЬНЫМ методом допроса, а 200 лет назад ПУБЛИЧНЫЕ КАЗНИ совершались по всей Европе*.

Может быть, нынче возросла   ж а д н о с т ь    дельцов? Они никогда не церемонились. НИКОГДА!**.

А давайте вспомним такую многочисленную категорию населения, как   д е т и .   В прежние, недалекие и якобы «нравственные» времена, ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ считались полезными и обязательными.  «Сбережешь розги — испортишь дитя», — учили в XIX веке английские педагоги. На рубеже XIX-XX веков ТЯЖЕЛЫЙ ДЕТСКИЙ ТРУД на фабриках и шахтах использовался повсеместно***.

Помимо этого, в ХХ веке заметно изменилось в лучшую сторону отношение к женщинам, меньшинствам, старикам, инвалидам, гуманизировалось уголовное законодательство, семейное право, уходят в прошлое расовые конфликты, геноцид. 

Все эти масштабные сдвиги в законах и нормах несомненно отражают значительный прогресс нравственности.

------------------------------------------------------
         * В более отдаленные времена пытки были покруче: в Ассирии, например, перед лицом допрашиваемого
            свежевали его ребенка.
      ** «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он
             становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает
             все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы
             пойти, хотя бы под страхом виселицы»
             Это писал Карл Маркс 150 лет назад.
    *** «В семь лет Джонни пошел на фабрику наматывать шпульки. В восемь получил работу на другой фабрике»
             Джек Лондон. «Отступник» (1906)
------------------------------------------------------





        .        .        ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ – ВОЛК
        .        .        .        .        или
        .        .        ДРУГ, ТОВАРИЩ И БРАТ?

По многим позициям прогресс вроде бы налицо и, тем не менее, что-то нас все-таки тревожит…
Как, например, сегодня обстоит дело с солидарностью, отзывчивостью, взаимовыручкой? Разве не слабеют они от разгула эпидемии индивидуализма, как уверяет А. Зиновьев?

И да, и нет. Здесь ситуация куда сложней, чем представляется знаменитому «вестнику пессимизма», поскольку одновременно действуют две прямо противоположные тенденции – к сплочению и размежеванию.

Сплочение («Свои»)
Не только у нас в Отечестве, но и за рубежом поднимается волна национализма, то есть    с о б и р а н и е    «своих». Стремление людей к общению, социализации демонстрирует Интернет - разрастаются соцсети, множатся разнообразные сетевые сообщества (группы «своих» по интересам). По-прежнему велико число болельщиков и фан-клубов. И у нас, и «у них» школьников приучают к командной работе, организуют совместные проекты. Даже якобы «разобщенная» элита в минуты опасности прекрасно объединяется против «пипла» - тогда верхи становятся друг для друга очень даже «своими».

Размежевание («Чужие»)
Так уж повелось, что оборотной стороной сплочения, национализма, нередко становится ксенофобия (и наоборот), то есть          е д и н с т в о    с одними приводит к   р а с к о л у    с другими.
Трудно отрицать, что в обществе постепенно слабеет традиционный коллективизм – семейный, клановый, общинный – и это часто кличут эгоизмом, отчуждением. Современные люди и впрямь не бросаются на помощь родственникам и соседям, зато охотнее оказывают поддержку (через благотворительные фонды, петиции и акции) каким-нибудь незнакомым страдальцам. Можно сказать, что готовность к самопожертвованию снижается, но расширяется контингент, вызывающий сочувствие.

Итак, с идеей о глобальной порче мира можно поспорить, хотя некоторые аспекты нравственности – привычные и привлекательные – действительно уходят в прошлое и это представляется нам крахом*.

Ну а управляет всем, конечно, злая воля, вооруженная бездушной технологией.
Но где же, в таком случае, находится ее обитель - тайный центр зловещей интриги?

Мы ждем от философа изобличения Кукловодов, этих новоявленных ловцов человеков, но ничего определенного автор, увы, не сообщает. Переходя от опытов с крысами к манипуляциям над людьми, он напрочь забывает про мировой заговор социальных Экспериментаторов.
У него в статье «крысиное развращение» людей происходит как-то само собой: невесть откуда появляются отдельные «людоеды», они заражают беспринципностью других и, пользуясь собственным превосходством, быстро захватывают командные высоты в государстве. В общем, - что-то вроде опасного вируса, приводящего к эпидемии.

Такова «концепция пессимизма», которая лично мне кажется популистской, поскольку выставляет общество стадом баранов. Волчары их пожирают, а они пасутся и терпят…Некоторые, правда, начинают подражать волкам и сами становятся мясоедами…

------------------------------------------------------
       * Далекие предки тоже были настроены пессимистично:
                «К несчастью, мир сейчас не таков, каким был раньше. Дети перестали слушаться своих
                родителей, каждый хочет написать книгу. Конец света уже близок» (Папирус Присса, примерно
                3350 лет до н.э.)
                «Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не
                будут походить на молодёжь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет
                сохранить нашу культуру»
                (Надпись на горшке, найденном в Месопотамии, около 3000 лет до н.э.)
                «У меня чувство, что мир доживает последние дни. Повсюду царит взяточничество и коррупция...»
                (Глиняная табличка, найденная в Месопотамии, 2800 лет до н. э.)
                «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра
                возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна,
                просто ужасна» (Гесиод, около 720 лет до н.э.)
------------------------------------------------------





                Паситесь, мирные народы!
                Вас не разбудит чести клич.
                К чему стадам дары свободы?
                Их должно резать или стричь.
                А. С. Пушкин


В самом деле, вся концепция строится на том, что общество пассивно, а асоциальное поведение эффективно и заразно.

                Посмотри, как благоденствуют беспринципные злодеи, и поступай так же. Освободись от пут морали,
                грабь, убивай, обманывай – и ты заживешь куда лучше, чем твои наивные сограждане.  Пусть
                соблюдают заповеди лохи и овцы – это их удел, а смелые, свободные волки всегда забирают самые
                лакомые куски.

Нас всячески убеждают, что социум и его предписания являются обузой, а выгоднее быть циником и эгоистом. Он – эгоист и циник – лишь делает вид, что живет законопослушно, но в действительности правилами пренебрегает, точнее – использует общество как благоприятную среду для поживы.

На этот счет любой без труда приведет несколько примеров торжества беззакония. Еще бы, ведь удача — это то, что бросается в глаза прежде всего.
Так уж получается, что картины успеха - роскошные особняки, поместья, машины, наряды, яхты, эскорты - мы видим, а плачевные итоги «охоты» - громкие отставки, суровые приговоры, месть партнеров, бегство, разорение, бойкот, презрение, остракизм – неудачливые «короли» не афишируют. Но ведь случается и такое.

Выходит, общество не так уж беззащитно и вполне способно постоять за себя?
Это подтверждают, в частности, некоторые поучительные события последнего времени.

        Мартин Шкерли.
        Успешный бизнесмен, скупавший и продававший (не всегда честно) фармацевтические компании,
        в 2015 году приобрел права на препарат  Daraprim для онкобольных и сразу поднял его цену в 50 раз.
        Возмущенная общественность называла его «самым ненавистным человеком в Америке», а он подсчитывал
        барыши.
        Охота удалась? Не совсем: презираемые «овцы» обложили его со всех сторон и в конце концов обвинили в
        мошенничестве с ценными бумагами. Свои компании он потерял, а в марте 2018 года был осужден на
        7 лет.

        Харви Вайнштейн, да-да, тот самый.
        Влиятельнейшего продюсера Голливуда 50 женщин обвинили в сексуальных домогательствах. Скандал
        начался 5 октября 2017 года, а уже 10 октября его оставила жена, он был лишен всех наград, исключен
        из всевозможных Гильдий и Академий, уволен из своей же компании и полиция завела на него уголовное дело.

Не имея статистики, я не берусь утверждать, что коллективизм решительно берет верх над эгоизмом. Последний, к сожалению, постоянно показывает зубы. Однако посыпать из-за этого голову пеплом и предрекать Апокалипсис тоже не стоит - хотя бы из общих соображений.
А общие соображения подсказывают, что мироеды появились отнюдь не сегодня. И вирус вседозволенности разъедал не только современное общество. Все это было, было, было…

Судя по литературе, оборотни – звери в оболочке людей - известны с давних времен. Живут-поживают, прикидываясь добропорядочными гражданами, а сами тем временем пожирают неосторожных и заражают податливых.
Тем не менее, сообщества не разрушаются, а разрастаются и укрепляются, поскольку вся история человечества доказывает, что СОТРУДНИЧЕСТВО ВЫГОДНЕЙ ВРАЖДЫ.

            Убогое мышление войны твердит, что ВСЕГДА выигрывает ЛИБО ОДИН, ЛИБО ДРУГОЙ. Мышление
            партнерское легко доказывает, что, СОТРУДНИЧАЯ, выигрывают ОБА.
            Мы даже не задумываемся, насколько наша сегодняшняя жизнь зависит от СЛАЖЕННОЙ работы
            бесчисленного множества людей.
            Стоит одному разгильдяю устроить крупное ДТП на железной дороге, чтобы проблемы возникли у
            тысяч пассажиров.
            Серьезный сбой в метро мгновенно вызывает транспортный коллапс.
            Перебои в электросети, котельной, газоснабжении, вывозе мусора, уборке снега, работе
            Сбербанка, Пенсионного фонда, учебных заведений, медучреждений, интернета способны осложнить
            жизнь миллионов.
            Достаточно одного предателя, чтобы сорвать масштабную войсковую операцию.

В реальной жизни любого социума случаются и сбои, и предательства, однако общественный организм продолжает жить, то есть его «иммунная» система худо-бедно, но справляется с разрушительными «вирусами» эгоизма. Они атакуют, заражают, а он справляется…

В общем, не так страшен «король», как его малюют пессимисты.


               
                *  *  *  *  *  *  *  *  *




ПРИЛОЖЕНИЕ
======================================================

Тем, кто все еще питает иллюзии относительно безупречной нравственности пращуров, полезно ознакомиться с книгой этнографа О. П. Семеновой-Тян-Шанской «Жизнь «Ивана»» (1914 г) о быте крестьян Рязанской губернии:

БИТЬЕ.        .«В трезвом виде бил редко, в пьяном часто и чем попало…бьют не только жену, но иногда и
              старого отца…»
ТРУД.        .«Идеал крестьянский -- теплая печка и "хоть час да мой".  Каждый мужик, когда он обеспечен
             своим урожаем до нового урожая, ложится на печку и ничего не делает»
ЦЕЛОМУДРИЕ.  .«Прежде чаще встречались целомудренные малые и девушки, а теперь целомудренного малого
              уже не найти, да и девушек таких совсем мало. В шестнадцать-семнадцать лет малый
              обыкновенно уже сходится с женщиной»
ДЕТИ.        .«нажуют или картошки, или черного хлеба, или баранку, выплюнут в реденькую тряпку, завяжут
              ниткой — и соска готова. Иногда одна и та же тряпица долго употребляется, не
              прополаскиваясь»
              «уход за ребенком самый плохой: он преет в грязной люльке, в мокрой пеленке, надрывается от
              голодного крику». «Побираются дети, начиная даже с шести лет»
              «на свадьбах подпаивали девяти-десятилетних девочек и заставляли таким способом их плясать, к
              всеобщей потехе». 
ЛОЖЬ.        .Ребенок учился лгать очень рано – «как только понял, за что его бьют…Били его за крик, за то,
              что вываляется в грязи или стащит какой-нибудь кусок…За драку и ложь, за скверные слова не
              били.
              Лгал он, разумеется, только из самообороны… — сваливал свою провинность на какого-нибудь
              «суседского» Алешку и удирал благополучно... Для того чтобы уверить родителей в своей мнимой
              невиновности, самые маленькие клопы очень основательно божатся…»
СКВЕРНОСЛОВИЕ. «дети, начиная с самых маленьких, знакомы почти со всем репертуаром крестьянских
              бранных слов»
ДЕТОУБИЙСТВО.  «Случаи убийства новорожденных незаконных младенцев очень нередки. Родит баба или девка
                где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит его либо в воду
                (с камнем на шее),
                либо в густой конопле… Родила раз баба (вдова) под самое Светлое Воскресенье, когда все были
                в церкви, и задушила ребенка. «Все равно околел бы с голоду»…Старые старухи очень безжалостно
                и хладнокровно относятся к убийству мешающего и обременительного незаконного "щенка"… Что
                касается до процента смертности, то в большинстве семей умирает более половины всех рожденных
                детей»
СПРАВЕДЛИВОСТЬ. «В нашем миру никакой правды нет". Так говорит всякий почти мужик… За водку да
                за деньги у всякого судьи виноватый прав буде...Не одни старшины берут взятки. Берут их и
                другие начальники»
                «Старшина… держит в руках мирскую сходку -- беря взятки и, в свою очередь, подкупая продажный
                элемент в крестьянском мире для решения разных вопросов, как ему (старшине) это сподручно»
                «Продажный элемент существует во всяком обществе: "крикуны, глоты", как их называют крестьяне.
                Глоты в том смысле, что у них широкая глотка для того, чтобы кричать, и для того, чтоб пить…За
                глотами скрывается старшина, а за старшиною нередко какой-нибудь крупный землевладелец…»
                «Старшина (опять-таки благодаря своим глотам) сидит крепко и по истечении трехлетнего срока
                вновь избирается на свою должность. По новом избрании он обыкновенно карает тех крестьян,
                которые подавали голос против него, притесняя их при сборе податей и т.п.»
ЖИВОТНЫЕ.     «Жалеют лошадь или корову, главным образом, как рабочую силу и ценность. Под пьяную руку это
                не мешает мужику срывать свой гнев на лошади, когда он рассердится: колотит ее по бокам и по
                морде, если она не в силах сдвинуть воз и т.д. Нечего и говорить уж про собак и про кошек…с ними
                совсем не церемонятся…даже мучают их так себе, из удовольствия посмотреть, что из этого будет.
                Ребятишки любят бросать кошек, маленьких щенят, если поймают, в воду и смотреть, выплывут ли
                они. «И тебе не жалко?» — «Чаво там жалеть, что ж, это не человек ведь, а пес, собака!»".
======================================================


Рецензии
Прочитала, как и обещала. Развеселили цитаты из посланий далеких предков про растление молодежи.

И еще напрасно вы наехали на эгоистов и циников, тут смотря что вкладывать в эти слова. Зачастую это милейшие люди, к коим и себя я отношу. :) Все мы эгоисты, так уж устроено, да и к многим традиционным порядкам невозможно относиться без доли цинизма (Ожегов: пренебрежение к нормам нравственности и благопристойности). Важно не это, а те рамки, которые устанавливает для себя человек. Да, я индивидуалистка.

Теперь про изменения в морали. Говорить по теме можно много, и примеров всяких куча найдется и в ту, и в другую сторону. Но из всего этого никак не следует, что нравственность цивилизации возрастает во времени. Ведь именно поэтому вы дали мне ссылку на эту вашу статью? Я же отрицала ее рост.

Да, какие-то тяжелейшие обычаи и издевательства уходят, но появляются иные формы. Не слыхала, чтобы раньше массовый терроризм имел такой масштаб как в нынешних просвещенных веках. Это лишь один пример, найдутся и другие. И еще, не столь важно творятся ли массовые пытки по закону или вроде бы против него (как у нас), если система такая, что закон бессилен.

Особенно знакомо мне это в России, где живу. Безусловно, немало и других порочных стран, но проще говорить о том, что знакомо. Общий вывод такой: в безнравственность чаще скатываются слабые психологически особи. Среди сильных тоже найдутся прирожденные подонки, но о слабых иной разговор.

Фактически любой (почти любой?) психологически слабый тип под длительным губительным воздействием может скатиться на самое дно аморализма, даже если не имеет к тому склонности. У него нет сил противостоять. «Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?» - пел еще Виктор Цой. Вот и я про то.

Потому в России, ослабленной бесконечными войнами, посадками, массовыми и единичными убийствами, эмиграциями, тоталитаризмом, сейчас так тяжело жить. Зная этот народ изнутри, мне никак не грозит тяга к национализму. А значит и ксенофобия.

Человек должен уметь противостоять не только неким якобы «чуждым», но и всяким «близким». Цена морали должна быть выше, чем цена жизни. Вспомните дуэли. Хотя это чрезмерное средство, но действенное.

При такой постановке вопроса уже неактуально ваше утверждение: «е д и н с т в о с одними приводит к р а с к о л у с другими».

Я считаю, что в идеале у каждого должен быть принцип: нельзя решать свои проблемы за счет других людей, никоим образом не виноватых в данной ситуации. А у нас часто принуждают к тому, такая политика: я бью тебя, а ты бей вон того, слабее тебя. Это массовое явление, вы не можете не знать.

Так что и «тотальное РАЗОБЩЕНИЕ ОБЩЕСТВА» не приведет нормальных людей к зверствам. Тут какие-то другие причины. Наверное, люди просто разные внутри. Потому им так тяжело уживаться в одном обществе. А распределение морали по цивилизации есть величина усредненная и, думаю, не сильно колеблющаяся.

Елена Конюшкова   08.05.2022 12:30     Заявить о нарушении
Вы затрагиваете очень много тем и каждая заслуживает отдельной статьи. Поэтому прокомментирую только некоторые Ваши утверждения.
Мне кажется, что принцип "нельзя решать свои проблемы за счет других людей" направлен против эгоизма и эгоистов, хотя в другом месте Вы защищаете их.
Крайним индивидуалистам не нужно общество и, стало быть, мораль, которая общественные отношения регулирует. Между тем, Вы цените мораль очень высоко.
Согласен, что сопоставлять уровни нравственности разных эпох очень сложно, но ведь Вы сравниваете (выше - ниже - такой же) Корректнее было бы не делать никаких выводов или использовать единые показатели для сравнения (то есть допустить, что "они" такие же , как "мы")
Тотальное разобщение общества (то есть упразднение связей между индивидами) ликвидирует нормальных людей, поскольку существенную часть "нормального" человека составляет "человек социальный", цивилизованный. Без него остаётся только человек-зверь, дикарь.
С уважением,

Томас Твин   09.05.2022 17:55   Заявить о нарушении
Извините поздний ответ, жизнь выматывает своими проблемами, не остается сил на интернет.

Я затронула много тем потому как это же рецензия на вашу статью, я пробежалась по ней и отметила то, что как-то привлекло внимание.

Вот меня всегда умиляют разговоры о вредном и поганом эгоизме. Странные люди. Мы все эгоисты по определению. Любое существо не может жить не будучи эгоистичным, это заложено в саму конструкцию. Это же очевидная вещь. Другое дело, что в одном и том же человеке эгоизм может сочетаться с рационализмом и даже альтруизмом в самых разных пропорциях в зависимости от ситуации.

А то, что нельзя решать свои проблемы за счет других людей – это уже из другой оперы. Как известно, ваша свобода кончается около носа другого человека. Вот если этот человек сам к вам обратится за помощью, а вы пошлете его на фиг – это может быть эгоизмом. А если ваша проблема решается путем двинуть его по носу, то это уже не эгоизм, а насилие. Причем, формы насилия могут быть не столь очевидны, как в вышеуказанном примере. Надеюсь, согласны?

Далее. Человек – существо социальное по определению. Как всем известно, он не может стать именно человеком вне общества. Потому говорить, что кому-то там не нужно общество некорректно. Общество – это просто среда обитания. Если есть общество, то есть и некая мораль, т.е. нормы поведения. Большинство этих норм занесено в уголовный кодекс, потому нет смысла обсуждать, нужна кому-то мораль или не нужна. Просто из чувства самосохранения абсолютное большинство людей будет соблюдать УК.

Т.е. даже крайний индивидуализм обычно существует на этом понятном базисе, а выражается обычно в том, что человек может не поддерживать некие, так сказать, добрые пожелания как «партии и правительства», так и всяких там озабоченных граждан из числа сотрудников, родственников и просто граждан с АЖП (активной жизненной позицией). Как правило, самому же этому индивидуалисту от того бывает хуже, но это его добровольный выбор. Я вас не трогаю, и пошли вы все в задницу – девиз этого асоциального элемента. А базовые социальные нормы он в общем случае, естественно, соблюдает.

Не очень поняла пассаж про уровни нравственности разных эпох. Конечно, жизнь меняется и формы морали вместе с ней. Но, как я уже говорила, очевидного улучшения не видно.

Теперь про разобщение. Никаких «нормальных людей» оно не ликвидирует. Абсолютного разобщения быть не может, просто форма жизни этого не позволяет. Я лишь говорила, что нет необходимости вливаться в какие-то группировки и противостоять с ними вместе другим группировкам. Человек может быть свободным в этом смысле и индивидуально делать выводы по всем социальным проблемам, уклоняясь как от единства, так и от противостояния. Ни в какого человека-зверя он от этого не превратится.

И даже единство с кем-либо может быть условным и временным, не заставляя отступать от своих принципов. Проще разбежаться в подобных случаях с бывшими единомышленниками.

Елена Конюшкова   16.05.2022 10:29   Заявить о нарушении
Всё живое потребляет чужое (ресурсы) и, стало быть, эгоистично. Но в житейском смысле эгоистами, не мудрствуя лукаво, считают тех, кто ставит свои интересы выше чужих. Ну а дальше начинается: что считать своим (например, интересы семьи, клана, страны)? А если он поможет, но только ради собственного спокойствия?

Кажется, Лосев давал определение символа, которое занимало 2 страницы и пользоваться которым было невозможно. Так и здесь - либо простота критерия, либо его полнота.

На практике людям надо отличать тех, кто В НЕСЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ поделится, поможет, от тех, кто будет «тянуть одеяло на себя». И это – вполне прагматичный подход, поскольку большинство обыденных ситуаций – несложные. Поэтому меня не умиляют разговоры о «вредном и поганом» эгоисте, когда рассматриваются обычные, постоянно встречающиеся обстоятельства.

Что касается разобщения, то ущерб зависит от степени – абсолютное, очень сильное, существенное… Чем больше социальная изоляция (в том числе, утрата культурных связей), тем меньше в человеке человека. Да Вы и сами подтверждаете: «Человек – существо социальное по определению». А уж КАК он социализуется – через группировки, родных, разнообразные знакомства, погружение в культуру – это вопрос другой.

Ну и, наконец, - о непонятном «пассаже». Нередко говорят, что современный человек физически, психологически сильно отличается, скажем, от средневекового. У того, мол, «шкура гораздо толще». Соответственно, «толстокожей» была и мораль. Менялся человек, менялись условия, менялась и мораль. Как сравнивать ту и эту, если ? По-моему, лучше не сравнивать вообще (не ниже, не выше, не так же), если нет единого критерия.

С уважением,

Томас Твин   19.05.2022 21:17   Заявить о нарушении
Да все «ставят свои интересы выше чужих» в большинстве случаев, но не всегда! По существу речь лишь о том – как часто. Обычно это зависит от ситуации, пусть даже несложной. Большинство где-то «поделится, поможет», а где-то – нет. Абсолютных альтруистов крайне мало, и это нормально. И я не вижу ничего плохого в том, что кто-то «поможет, но только ради собственного спокойствия». Думаю, что главное – результат, помощь оказана, человеку стало легче. А копание в мотивах – дело сугубо внутреннее.

Даже тому, кто нуждается в помощи, нужна ведь именно помощь. Сочувствие тоже иногда бывает нужно, но это отдельная тема, не равнозначная той, что мы обсуждаем.

Абсолютного разобщения тоже почти не существует, разве что единичные религиозные фанатики. Так что тут и говорить не о чем. Вы же говорили о социализации через группировки, а я возражала, что нет необходимости именно в такой социализации. В общем, договорились.

О сравнении морали. Думаю, сравнивать все же можно. Хотя бы по процентам убитых, замученных пытками. По количеству и «качеству» войн также.

Елена Конюшкова   22.05.2022 04:07   Заявить о нарушении
Похоже, что в основном наши позиции совпадают.
С уважением,

Томас Твин   22.05.2022 08:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.