Мои лучшие учителя

  Прозвенел звонок. В класс вошел новый учитель истории. Он прихрамывал, ходил с палкой. Уже потом мы узнали, что он был ранен на фронте во время Отечественной войны. А тогда встретили его настороженно. Некоторые мальчики посмеивались.


 - Во время урока в классе должна быть такая тишина, чтобы слышно было как муха пролетела, - сказал учитель. По классу прошел ропот.


  - Мы с вами будем изучать историю древнего мира, - начал учитель. По мере того, как он говорил, в классе становилось все тише и тише, пока не установилось полное безмолвие. В дальнейшем, на всех его уроках стояла абсолютная тишина. Весь класс, включая самых отъявленных хулиганов, сидел раскрыв рты и, затаив дыхание, внимал рассказу   Самуила Моисеевича. Было слышно, как муха пролетела.


  Учительница географии была очень строгой, по крайней мере, мне так казалось. Я ее даже побаивалась. Она говорила громким, хорошо поставленным голосом, уверенным тоном, не допускающим возражений. Но, когда она объясняла новый материал, я замирала и ловила каждое ее слово. До того было интересно! Возможно, благодаря ей, у меня до сих пор сохранился интерес к географии. Однажды Зоя Степановна заболела, ее несколько дней не было в школе. Мы, три девочки решили ее навестить. В домашней обстановке это была добрая, милая, приветливая женщина. Она напоила нас чаем, мы поговорили о школьных делах, ушли от нее в приподнятом настроении.


  Новая учительница химии (к сожалению, я не помню ее имени отчества, но зато прекрасно помню ее визуально, а еще лучше ее уроки) совершила переворот в моем сознании. Она так увлеченно рассказывала о химии и химических процессах, проводила интересные опыты, что я и еще несколько человек из нашего класса решили поступать в химический вуз. Недавно Борис Теодорович, учитель математики, рассказал мне, что на самом деле, она была инженер-химик. У них с Борисом Теодоровичем  были добрые дружеские отношения. Учительница химии жила в частном доме и держала козла. Своего козла она назвала в честь учителя математики Борькой. Позднее она сообщила ему, что Борьку зарезали...


  Учитель математики был у нас классным руководителем. В те времена в первом классе учеников принимали в октябрята, в третьем классе - в пионеры, а в восьмом - в комсомольцы. Ученик, которого не принимали в пионеры из-за плохой учебы или поведения чувствовал себя очень неуютно. Всем хотелось быть принятыми. В каждом классе был свой пионерский отряд. Пионеры проводили работу по изучению своего края, их называли юными следопытами. В результате выпускался альбом с фотографиями и отчетом о проделанной работе.

 Пионерский отряд нашего класса под руководством Бориса Теодоровича установил, что, освобождая наш родной город Житомир от фашистских захватчиков, погиб майор Моксютов, а его родные получили извещение, что он пропал без вести. Наш отряд нашел могилу майора, сфотографировал ее. Разыскали семью героя, его близкие приехали на могилу. Жена и дети были очень благодарны Борису Теодоровичу и всему классу, они уже не надеялись найти могилу своего отца и мужа. Потом удалось добиться, чтобы одну из улиц города назвали именем героя-освободителя. Это была старая улочка на окраине города с покосившимися одноэтажными домиками, выбоинами и лужами на дорогах. Называлась она Почтовая. Благодаря усилиям нашего классного руководителя ее переименовали в улицу майора  Моксютова. Теперь предстояло оформить альбом.


  Борис Теодорович в плаще, шляпе и очках, вооружившись фотоаппаратом, торжественно отправился на эту улицу, чтобы сфотографировать ее и табличку на доме: ул. им. майора  Моксютова. Надо отметить, что в те времена в славном городе Житомир мало кто ходил в плаще и шляпе, да еще с фотоаппаратом. Неудивительно, что постовой милиционер заподозрил в нашем учителе иностранного шпиона, который хочет ославить нашу страну на весь мир, и привел его в районное отделение милиции. Борису Теодоровичу пришлось, как на духу, во всем признаться. После того, как милиция навела справки в школе и в городском отделе народного образования, его с миром отпустили.


  Борис Теодорович так хорошо знал и любил свой предмет, что сумел привить своим ученикам любовь к этой строгой и стройной науке. Он вел в школе математический кружок, где открывал перед нами красоту и возможности царицы наук, развивал наши мыслительные способности. Его повзрослевшие ученики часто сокрушаются:
  - Как жаль, что у наших детей нет такого учителя, как Борис Теодорович! 


Рецензии