58. Третье слово

Продолжение темы о католицизме (http://www.proza.ru/2018/03/06/592) пришло так же, как тема и зачиналась - через изучение полного церковно-славянского словаря (репринт 1900 года издания, Г. Дьяченко), а именно:
КАНОНИЗОВАТИ (Барон. Церковн. истор. част. 2, лист 10) - по обряду западной церкви значит: огласить кого святым и внести в святцы съ следующими семью преимуществами:
1) чтобы все канонизованного почитали святым;
2) призывали бы его в церковных молитвах;
3) созидали бы въ честь его храмы и алтари;
4) отправляли бы ему церковную службу во дни установленные;
5) праздновали бы дни его преставления и обретения мощей;
6) изображение его писали бы с сиянием около главы;
7) мощи его хранили бы в драгоценном ковчеге с благоговейным почитанием их.
Это право принадлежит римскому папе. Из церковной истории видно, что в западной церкви нередко были канонизуемы люди и не отличавшиеся благочестием, по корыстолюбивым или политическим видам.


Написано так, как будто речь идет о присвоении нимба живым людям (это я про корысть и политику - какая может быть корысть в том, чтобы назвать святым покойника? Да и политика - дело быстрое).
Википедия  же аполитична:
Канониза;ция (от лат. Canonizatio — брать за правило) — процесс причисления кого-либо к лику святых в христианской церкви.

Для того, чтобы понять суть вопроса, нужно представлять его составляющие: что такое "святость"? Что такое "лик"? Что такое "причисление"?

Читаем Четвероевангелие: "на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия", признаки святости - это признаки веры: исцеления, чудотворения, "неубиваемость", то есть все то, что не в состоянии сам себе "приписать" человек. Все то, что возможно только Богу, хотя, помилуй, Господи, нынче коли хочешь исцелиться - гугль тебе в помощь и сеть аптек! А на чудесах мы ездим на работу, летаем в отпуск и храним рыбу, чтобы не испортилась (последнее - про холодильник). Все ли пророки? Все ли целители? Все ли учителя? Да каждый! Каждый крещеный...

Однако каждый крещеный знает: если "доктора не помогают" - надо бежать в церковь.

Как бы ни выросло Человечество по сравнению с тринадцатым, пятнадцатым или даже девятнадцатым веком - Господь выше. И Он противится гордым: не от каждого заболевания подает людям придумать лекарства. А, бывает, и лекарства не помогают - в тех случаях, когда весь человеческий опыт говорит: "Должно помогать!", ан нет, не помогает... Верный признак - Господь к Себе призывает человека.

К Себе - куда? На небо? Очень не хочется "этой дорогой", поэтому - через Дивеево, купели со святой водой, через Сергиев Посад и мощи, через Матрону Московскую, у которых списки исцелений настолько огромны, что...
Причем - они и при жизни были не маленькими.

Признак веры номер один: если человек в состоянии исцелить безнадежного больного, от которого "человеческий опыт" отказался - он крепок в вере. Вопрос - вере в кого? Кашпировский тоже исцелял...

Но я сейчас о канонизации, значит, Кашпировского - отбрасываю. Святость - это свойство веры, причем веры действенной и дерзновенной, когда либо Бог говорит человеку: "Дерзай!", либо сам человек нудит Бога: "Дай!".

Что такое "лик"?

Есть понятие "лицо", оно - общераспространенно и понятно: "со спины" можно перепутать людей, одетых одинаково, "в лицо" перепутать можно только близнецов. Лик - это то же "лицо", только "внутреннее", "тайное", именно поэтому иконы не являются портретами, они отображают что-то другое, типа "дорожки от слез", "морщины от глубоких и тяжких дум", ножи, воткнутые в сердце, как олицетворение непрестанной боли сердечной. Лик - это "духовный паспорт, трудовая книжка и пенсионное удостоверение", лик - это персональный и индивидуальный крестный путь верующего.

При этом "Лик святых" - это, скорее, координата мегаполиса, где нет разницы - носил ли человек вериги, казнили ли его мученической смертью, болел ли он, прожил ли жизнь спокойно и благочестиво, главное - не подвиг, а то, что было достигнуто жизнью: благоволение Божие, то есть как-то так: "Отец, сделай так, как я прошу, чтобы прославилось Имя Твое!", и Отец - делает, но прежде нужно придумать же самому - что предложить Отцу для делания... То есть, лик святых - это множество неповторимости при единичности результата (есть Бог, и есть я, и мы - вдвоем, делаем что-то, несмотря на то, что у Бога - много таких "я-шек").

Причисление. При числение. И каждый святой - индивидуален. И каждого святого "знают в лик", если не люди, то Бог - точно. Причисление - это "+1" к сонму.

Возможно ли это все сделать одному человеку, Папе Римскому? Пурква па, коли Бог дает на это добро, но почему автор статьи так негативно настроен против западной церкви? "В западной церкви нередко были канонизуемы люди и не отличавшиеся благочестием, по корыстолюбивым или политическим видам".

И почему "канонизование" вдруг стало "третьим словом про католиков"?

Вопрос опять упирается в филикуэ: если Дух Святой исходит от Сына равно как и от Отца, то канонизование - это "Папа Римский всел на Престол Божий и усадил одесную Себя канонизуемого святого", поскольку: "научитесь от Меня", следовательно - и распространять Духа Святаго в том числе, генерировать Его (ну, есть солнце, оно - светит. Хочется, чтобы и ночью тоже было светло, значит, надо запустить на орбиту атомный генератор, нехай светит, как солнце, какая-то такая логика, потому что - скорбно и обидно, что Господь Иисус Христос взял, да и ушел на Третье Небо к Отцу Небесному, вместо того, чтобы по земле ходить и всех исцелять, кормить, претворять воду в вино, коли уж бессмертный такой... А мы бы за Ним бы - хвостиком... Слушали бы и слушали, кушали бы и кушали... А Он взял, да и... Впрочем, я повторяюсь).

Наверное, весь вопрос вот в чем: как только хоть что-нибудь "божественное" получает "земную обязаловку под угрозой инквизиции", оно тут же перестает быть любовью, а в этом случае "я могу говорить языками человеческими и ангельскими, но если во мне нет любви - то медь я звенящая"...


Рецензии