Она прожила чужую жизнь - 2. глава 56
Во время переезда и ремонта квартиры, сынишка находился у родителей.
И вот, наконец, вся семья в сборе.
Юре новая квартира понравилась. Ещё бы! Теперь у него есть своя собственная комната!
А у родителей возникла проблема: куда девать ребёнка? Срочно надо оформить его в детсад, но мест нет. Все ближайшие детсады переполнены, и заведующие не стали даже разговаривать.
Володя работал посменно, и Юра оставался с папой, когда тот спал после ночной смены.
Хуже, когда папа уходил на вторую смену, а мама ещё не пришла с работы, тогда он несколько часов сидел дома один.
И уж совсем плохо, когда мама и папа работали днём, тогда его запирали одного в доме на целый день. Правда, мама приходила во время обеденного перерыва, но это ведь всего лишь на какой-то час!
А у Ларисы сердце замирало от переживаний: как-бы не натворил чего-нибудь четырёхлетний ребёнок, целыми днями предоставленный самому себе.
Мальчик был спокойный и любознательный. Лариса купила ему кубики с картинками и буквами, соответствующими нарисованным картинкам, и он часами занимался с ними, рассматривая, что-то складывая и перебирая.
Через некоторое время спросил:
- Мама, а как читать?
Задумалась: как объяснить такому маленькому премудрости чтения? Буквы он уже знает, а читать пока рановато.
Но если просит, надо объяснить.
- Принеси два кубика с буквой «м», и два с буквой «а», - сказала, готовя на кухне овощи к обеду.
Юра побежал в свою комнату и через минуту положил на табурет нужные кубики.
- Та-ак, - она продолжала резать овощи, - теперь ставь кубик с буквой «м», - Юра послушно поставил кубик на табурет, - теперь «а», - он быстренько поставил, - теперь снова «м», и снова «а», - ребёнок всё сделал и внимательно смотрел на маму. - А теперь говори, что на первом кубике?
- М, - сказал Юра.
- А на втором?
- А.
- А вместе?
- М, А, - не понимал мальчик.
- Это не вместе, это по отдельности. «М» отдельно, и «А» отдельно. А вместе будет М-м-м-а-а-а - протянула медленно. Видишь? - она оторвалась от овощей и присела возле табуретки. - Мммааа, а дальше? Ну-ка, сам, - ребёнок смотрел на буквы, усиленно соображая.
- М. М. М, А.А.А, - раздельно произнёс он.
- А вместе?
- Мммааа, - вопросительно смотрел на маму.
- Правильно, - похвалила она. - А теперь говори всё, всё вместе. Не останавливайся, ладно?
Юра неуверенно посмотрел, она подбадривающе улыбнулась и кивнула головой:
- Ну, давай, давай! Только не останавливайся.
- Мммааа-мммааа, - выговаривал с трудом, но не останавливаясь.
- Правильно. И что получилось?
В глазах ребёнка появилась искорка догадки, но тень сомнения всё время прерывала её.
- Ну, ну! Что получилось?
Он сосредоточенно шевелил губами, что-то соображая:
- Мама! - догадался, наконец. - Мама! Я прочитал! Мама! - прыгал радостно, поняв сущность процесса чтения. - А ещё что-нибудь?! Мама, давай ещё что-нибудь я прочитаю?! - нетерпеливо подпрыгивал, в восторге от радости познания.
- Хорошо. Неси две буквы «П», и ещё две буквы «А».
Сложили «ПАПА», и сын долго трудился, пытаясь прочесть что-то такое знакомое и никак не дающееся сразу.
Лариса молчала. Пусть сам поймёт.
Наконец, получилось.
- Пппааа-пппааа, - прочёл и застыл на месте, изумлённый. Даже с каким-то испугом взглянул на маму. Может, здесь есть какой-то подвох, и она сейчас рассмеётся?
Но мама смотрела ободряюще.
- Папа! - закричал счастливый Юра. - Папа! Я сам прочёл! Папа!
Лариса улыбалась. Конечно, хорошо, что ребёнок понял её объяснения.
Но вряд ли это закрепится и он будет читать. Мал ещё. Всего четыре года.
Но тем не менее, покупала сынишке детские книжечки. И, прибегая домой в обеденный перерыв, облегчённо вздыхала, видя, как он сосредоточенно пытается осилить слова в книжечке, или возится с кубиками и другими игрушками, один в своей комнате.
Все попытки самостоятельно устроить ребёнка в детсад не увенчались успехом, и тогда обратилась за помощью к Анне Яковлевне, своему директору.
Она не отказала, и через некоторое время вручила путёвку в хороший детсад крупного машиностроительного завода, добыв её через знакомых своих знакомых.
Всё хорошо, вот только далеко от дома. Приходилось рано поднимать ребёнка и добираться полчаса в переполненном троллейбусе, и столько же назад, на работу.
Но спасибо, что он теперь ходит в детсад, можно работать спокойно.
А Юра уже вовсю читал, почти наизусть знал все свои книжечки и просил ещё.
Но в продаже детских книг не было. Детская литература, как ни странно, попала в очередной, необъяснимый здравым смыслом, перечень дефицитов того времени.
И тогда Лариса решила записать его в городскую библиотеку для детей.
Как же была удивлена, когда ей в этом отказали!
Нельзя записать в библиотеку четырёхлетнего ребёнка.
Нельзя, и точка!
Не положено ему так рано уметь читать. Вот пусть дорастёт до школьного возраста, тогда пожалуйста. А сейчас нельзя.
Нельзя и нельзя!
И всякий здравый смысл здесь ни при чём.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Свидетельство о публикации №218040100178