Шахерезада Часть V Глава XII

       - Кейд, чем занимаешься? – спросила мать, войдя в его комнату
       - Надо дописать работу, заданную на каникулы, - ответил он
       - Скоро освободишься? Я тебе обед приготовила…- как-то странно себя ведя сказала его мать
       - Да, мам, скоро, осталось не много…
       - О, а что это за мусор у тебя? Я заберу? – подошла мать к центру комнаты, где в кучке лежали видавшие виды пластмассовые стаканчики, бутылки, веревки и какие-то пластиковые ошметки, которые уже было сложно идентифицировать, чем они были когда-то.
       - Это? – развернулся он от стола, уставившись на кучу мусора, - Мама, это конец человечеству!
       - Что ты такое говоришь? Причем тут кучка пластиковых стаканчиков и человечество?
       - Ты действительно хочешь это узнать?
       - Да, мне интересно все то, что интересно тебе, правда я не уверена, что смогу это понять…
       - Поймешь, садись я тебе расскажу.
       Женщина уселась на кровать сына, а Кейд, сев на корточки у маленькой кучки с мусором сказал:
       - Это я выловил у Барьерного Рифа, когда погружался в воду и это начало конца нашей Планеты, а точнее всему живущему на ней…
      - Несколько стаканчиков – конец всему живому? – удивилась его мать
      - Мам, в Тихом океане вот из такого мусора образовались уже дрейфующие острова размером от семисот тысяч квадратных метров – это маленькие и около пятнадцати миллионов квадратных метров – это большие, Индийский океан почти весь поглощен пластиковым мусором, а это значит, что если в ближайшее время не начнётся тотальная очистка океанов, то нам всем крышка, мы задохнемся без кислорода…
      - Дорогой, но я не понимаю, что ты хочешь этим сказать, я думала, что наш воздух насыщают кислородом леса…
      - Я раньше тоже так думал, но выбрав курс «Океанографии» я теперь знаю и понял больше, пойдем обедать и заодно я тебе объясню, а потом мне нужно будет закончить свою работу.
      Они спустились на первый этаж и прошли в гостиную. На столе в вазе стоял букет цветов, а стол был сервирован. Мать быстро поставила на стол супницу и маленькую плетеную миску, наполненную нарезанных хлебом и булочками, а затем разлив суп, она напомнила сыну, что ждет пояснений.
      - Видишь ли, наши леса, на самом деле хоть и вырабатываю кислород, но поступления кислорода в атмосферу от этих лесов минимален, потому что кислород, вырабатываемый ими, в основном идет на самообеспечение самих лесов. Например, упало дерево и с этого момента начался многолетний процесс гниения, которому способствуют разные микроорганизмы, бактерии и грибы и все они существуют за счет кислорода. То есть большая часть кислорода леса расходуется на уборку отмерших растений, деревьев и погибших живых существ, другая, меньшая, часть кислорода, расходуется самими обитателями, которые обитают непосредственно в лесу, насекомыми, птицами, пресмыкающимися и млекопитающими, в том числе и людьми, которые живут непосредственно рядом с лесами, а потому кислород, поступающий в общую атмосферную массу минимален, понимаешь? Однако, к слову сказать, у лесов есть еще и дополнительная функция, когда есть лес, воздух не перегревается и почвы не скудеют от ветров…
      - А тогда за счет чего мы дышим? – удивилась его мать
      - За счет фитопланктона и болот!
      - Не поняла, это как?! – не донеся ложку до рта спросила она сына, в явном удивлении
      - Видишь ли, в болоте не могут жить бактерии и грибы, которые способствуют разложению, но в болоте присутствуют природные антисептики, которые образуются за счет растущих на болоте мхов и вот они как бы консервируют процессы разложения, то есть, отмершие части растений опускаются на дно не разлагаясь, образуя таким образом торф, а потому болота, являются поставщиками кислорода, так как потребляют минимальное его количество только для поддержания фауны этих мест, но болот не так уж много, да и мелиорация планомерно уничтожает их и с каждым годом болот становится все меньше и меньше, а потому основное производство кислорода остается за фитопланктоном…
      - Но насколько мне известно, фитопланктон это что-то такое микроскопическое… - начала было мать
      - Фитопланктон, вырабатываемый океанами для планеты – это всё! Да, действительно – это микроскопическая океаническая водоросль, но! Она вырабатывает кислород в десять раз больше, чем нужно ей самой, половина из этого выработанного кислорода поступает на нужды самого океана, для водных существ и разложения погибших организмов и животных, но в этом активно принимают участие падальщики, а потому кислород не поглощается полностью, половина выработанного фитопланктоном кислорода поступает в атмосферу Земли и именно этим кислородом мы с тобой дышим…
      - И этот пластик, который ты вытащил из воды… - начала мысль его мать
      - Он уничтожает экосистему океанов, а вместе с этим и выработку кислорода фитопланктоном, это ведь очевидно…
      - Сынок, я не училась пять лет как ты в университетах, так что объясни мне так, чтобы я поняла…
      - Ну, во-первых, сам по себе пластик – это мусор, который поглощает территорию океанов, что влияет на циркуляцию воздуха в атмосфере, а следовательно и на климат в целом, что приводит, например, к засухе в одних районах и муссонным дождям, не соответствующие сезонам, в других. Во-вторых, многие животные принимают сгустки пластиковых частиц за зоопланктон и потребляют его в пищу, например, медузы, рыбы, птицы, или более крупный пластик, который уже потребляют морские животные и, скажем, альбатросы, а употребляя все это в пищу они от отравления или несварения погибают, таким образом увеличивая падаль в океанах, которая не успевает перерабатываться падальщиками, причем падальщики тоже могут отравиться этими продуктами, а сокращение их численности приведет к большему потреблению кислорода океаном. В третьих, чем больше плавает мусора на поверхности, тем меньше на поверхности находится фитопланктона, который вырабатывает кислород и мы еще не говорим о том мусоре, в котором запутываются и гибнут рыбы и крупные животные, которые пытаются пробиться сквозь толщи этого хлама к поверхности для того чтобы просто вдохнуть воздух…
        - Но ты говорил пятнадцать миллионов квадратных метров пятно – это, это же…
        - Да, мама, мы постепенно сами приближаем свой конец… Кстати, а чего ты вообще тут устроила, цветы, тарелки и все такое?
        - А, я хотела поговорить с тобой, - явно смутившись произнесла его мать
        - Да, и о чем?
        - Я не знаю, как начать, ну в общем, помнишь к нам приезжал твой друг Лукас?
        - Ну да, помню… - сказал Кейд, начиная уже догадываться, о чем пойдет речь
        - Мы с ним долгое время общались по скайпу… ты учился, а я осталась одна… а теперь… в общем он пригласил меня к себе, - выдохнула она, - и эти цветы, это от него, - неуклюже закончила она наконец свою новость
        - Мам, а тебя не смущают его странности и вообще?
        - Ну ты же мне рассказал с чем они связаны… и…понимаешь? Когда я с ним общаюсь, мне с ним легко, будто знаешь, мы давно знакомы и просто ненадолго расстались…
        - Ясно… Ну что ж, я рад за вас, мам это твоя жизнь и если у вас что-то получится я буду только рад, только прошу, хотя бы пока, не стоит мне рассказывать подробностей о ваших отношениях, - и с этими словами он направился к лестнице, повернув голову к матери с широкой улыбкой на лице
        Мать снова смутившись улыбнулась ему в ответ и запев под нос какую-то песенку начала убирать со стола.

***
        Эйфория торжества победы уже прошла, осталась рутинная работа по исправлению недостатков прототипа, впрочем, для него это и являлось самой интересной частью его работы, чем он собственно и занимался все последнее время вместе с группой ученых и энтузиастов, которых насчитывалось уже больше ста человек по всему миру. Он закрыл диалоговое окно в компьютере и уставившись в окно задумался.
        В этом году ему исполнилось двадцать один, но он справедливо полагал, что его жизнь уже не прожита напрасно. С самого раннего детства он увлекался инженерными проектами и уже в четырнадцать попал в Книгу рекордов Гиннесса, запустив одновременно двести тринадцать водных ракет. Ракеты его интересовали больше всего на свете. Еще ребенком он мечтал, как станет инженером космического ракетостроения и будет запускать в космос собственные спутники, но судьба распорядилась иначе.
        Тогда же, после получения им премии, на отдыхе в Греции, занимаясь дайвингом, он увидел сколько плавает пластика в воде и это его потрясло. Когда он вернулся домой, в Данию, они, вместе со своим другом, решили посвятить исследованию загрязнения океанов и морей свой проект средней школы, это и стало началом его дела «всей жизни», но тогда он об этом еще не знал, а увлеченно искал возможность очистки акваторий Земли. Спустя четыре года он уже представил первую идею пассивной системы очистки океанов, которую назвал первоначально «Пальцами Тобиаса» и тогда же он отказался от обучения в области аэрокосмической техники, посвятив себя полностью воплощению своей идеи в жизнь. Идея же была проста и представляла из себя два двухкилометровых понтона, размещенных V-образно на естественных водоворотах и течениях океанов, в центр которого и смещался весь мусор, где затем прессовался оборудованием, работающим на солнечной энергии.
        Первый серьезный шаг в этом направлении он сделал в девятнадцать, открыв некоммерческую фирму и сплотив ученых всего мира на фундаменте своей разработки и уже на следующий год после этого, они совместно представили технико-экономическое обоснование более чем на пятистах страницах, которое спустя пять месяцев получило премию ООН по окружающей среде, а краудфандинговая компания, размещенная им в сетях, позволила собрать необходимые деньги на первый прототип.
И вот теперь, когда он получил миллионные суммы взносов со всего мира на реализацию самого амбициозного проекта, ему осталось устранить недостатки оборудования, выявленные за год работы прототипа и доказать на деле эффективность своей разработки, а именно, что за десять лет он сможет очистить океаны от пяти миллиардов тонн плавающего в нем пластикового мусора и на этом он и был сосредоточен все свое время.
         Перед ним лежали документы, где уже в следующем, две тысячи шестнадцатом году, оговаривалась установка первого очистного барьера в Японском море у острова Цусима, пролистнув их он открыл последнюю страницу и напротив надписи: «Генеральный директор «Очистка океана» Боян Слат», поставил свою подпись.

Следующая глава...
http://www.proza.ru/2018/04/25/1372


Рецензии