Баллада о собаке. Часть 1

Нередко бывает так,что перелистав с ленивой зевотцей
страницы какого-нибудь рассказа или повести,дотошный
читатель,не мудрствуя лукаво,объявляет о том,что всё
это выдумки. Однако,ведь и выдумка выдумке рознь.
Как говорится:"Сказка - ложь,да в ней намёк..."
В этой связи небесполезно вспомнить мысль
М.Ю.Лермонтова в предисловии к "Герою нашего времени"
о том,что порой мы готовы объявить выдумкой именно всё
то,что похоже на правду более,чем нам бы того хотелось.
 История,о которой пойдёт речь,почти лишена вымысла,за
исключением тех немногих мест,где обойтись без этого
было бы затруднительно по чисто техническим причинам.
Являя собой второстепенное значение по отношению к сюжету,он не искажает сути происходящего,а есть лишь
одно из средств художественного оформления основной
идеи,то есть служит чисто техническим приёмом.
 А,впрочем,так ли уж мало мы знаем действительных
примеров из жизни,которые не будучи подслащены фантазией
и без того являют собой достаточно замысловатый сюжет для рассказа,повести,а то и романа. И так ли уж редки случаи,когда внимательный глаз в состоянии выделить из кажущейся непримечательности факта,историю,достойную внимания и размышления над ней.

***

  В один из пасмурных осенних вечеров,когда многих людей
не вытащить из уюта домашнего тепла не только для прогулки,но даже по неотложным делам,я наедине со своим по случаю не весёлым настроением,прогуливался где-то вдали от города,на задворках,долго петляя среди каких-то
сараев и мусорных курганов,прежде чем выбрался наконец
на приличную тропинку,ведущую в глубь леса.Напрасно пытался я,в уединении,осенней прохладой и влажным,чистым
воздухом сколько-нибудь ослабить свою хандру. Мозг был наполнен бессвязными клочками разорванных и разбросанных
мыслей. В воображении гнездились обрывки картин,
спутанных как во времени,так и по смыслу,а на душе было
неуютно и тоскливо. Даже не пытаясь привести в порядок абракадабру в своём мозгу,но всё же будучи увлечённым её,в какои-то мере занятной игрой,я брёл,не замечая ничего вокруг,скорее автоматически,чем осознанно.
 Мышка-полёвка,шарахнувшись,вдруг,из под ноги,досмерти
перепугала меня,отчего я даже отскочил в сторону,
чертыхнувшись про себя. Она же,серой молнией метнувшись к
трухлявому пню,пыталась юркнуть в какую-то щель между растрескавшимися корнями,но потом,видимо поняв тщетность
своих усилий,взгромоздилась на его,поросший мхом,давний срез и стала умываться,быстро-быстро перебирая передними
лапками около усатой мордочки,до смешного забавными,
суетливыми движениями приводила себя в порядок. Это развеселило меня. Рассмеявшись,я хлопнул в ладоши. Её,
словно ветром сдуло куда-то в сторону настолько стремительно,что я даже не успел заметить,куда именно.
Ещё раз приглядевшись по сторонам,но не увидев больше
моей неожиданной незнакомки,для которой встреча со мной
едва не обернулась роковой "десницей господней",я побрёл
дальше,уже определённо пытаясь хоть как-то понять и
осмыслить высшую целесообразность в природе,благодаря
которой,мир столь целен и гармоничен.

Смеркалось.начал накрапывать мелкий дождь. Я уже подумал
о том,чтобы повернуть обратно,живо представив себе
возможность оказаться в уюте домашнего тепла,наедине с
диваном и мягкой подушкой,неизменной спутницей,порой
невероятных,хороших и дурных снов.
Вдруг,какое-то приглушённое ворчанье в стороне,заставило
меня остановиться и инстинктивно потянуться рукой к поясу,где в кожаном чехле висел складной охотничий нож.
Чисто по мальчишески,я очень гордился своим оружием и
часто брал его с собой в своих прогулках по лесу,и,
который больше служил для откупоривания консервных банок
и бутылок,чем мог быть применимым в деле защиты своего
организма от посягательств маловероятных недоброжелателей. Приглядевшись в сгущающихся сумерках,
я едва смог разглядеть среди хаоса мелколесья и кустов,
метрах в десяти от себя,смутный силуэт не то собаки,
не то волка. Теперь уже не испуг,а скорее какое-то нервное возбуждение - память далёких предков,заставило
учащённо забиться сердце и напрячь все мышцы. Расстегнув
кнопку на чехле ножа,я ждал,сжав в руке прохладную
пластмассу рукоятки и не отрываясь смотрел на этот
серый силуэт,пытаясь угадать его дальнейшее поведение.
Он тоже застыл в неподвижности и только два слабо светящихся глаза недвусмысленно подтверждали то,что и он
весь внимание и настороженность. Так мы простояли друг
против друга около минуты,я и серый силуэт то ли собаки,
то ли волка. За эту минуту я успел подумать о том,что
мои опасения могут быть напрасными. Встреча с волком представлялась маловеоятной,а от встречи с собакой особой опасности не усматривалось,хотя невольно вспоминались жуткие истории о нападении собак на людей.
Уняв противный холодок под"ложечкой",я медленно пошёл
навстречу серому незнакомцу,отпустив рукоятку ножа,
стараясь вести себя вмеру непринуждённо и открыто.
Почему-то мне захотелось поближе познакомиться с этим
товарищем по прогулке в серой шубе. Я видел,как он весь
напрягся до мелкой дрожи,верхняя губа приподнялась,
вздрагивая,обнажив ряд белых зубов на верхней челюсти с
выступающими по бокам двумя острыми клыками. Раздалось
то же приглушённое рычание,но теперь уже явно угрожающее. (продолжение в след.публикации)


Рецензии