Кто главный?

                Кто главный?

Красноярск – мой родной город. Это сейчас я могу сказать с уверенностью. Я очень долго к нему привыкала, болезненно, трудно. Не год и даже не десять лет меня все тянуло в родные края. Не могу сказать, что я люблю Красноярск, но мы сдружились, как добрые соседи, и сейчас мне хорошо только дома, в Красноярске. И речь пойдет именно о нем.
Два больших сибирских города всегда спорили между собой, какой из них центр Сибири, какой главный. Одна из Красноярских радиостанций даже выдвинула лозунг: «Красноярск – главный». Правда, ходят слухи, что этим вопросом озабочены только жители моего города, а новосибирцы просто живут, не заморачивая свои головы такими глупостями: какая разница, кто главный.
Но речь немного не о том, а о прошлом и будущем. И начну я с будущего, что не совсем логично. Красноярск – это город будущего. Когда-нибудь у нас построят метро. Начали было строить, но бросили, закопали. Ой, простите, законсервировали. Но ведь будет. Не сейчас. Может мне даже и не посчастливится прокатиться. Дети прокатятся, внуки. У нас обязательно будут хорошие дороги и не будет изнуряющих пробок. А все детишки, как им и положено, будут в детских садиках. А у их родителей будет хорошая работа. Все это будет в нашем годе. Потом. Не сейчас.
Но красноярцы всегда гордились. С архитектурой у нас не очень. Город не старинный, не сравнится ни с Питером, ни с Новгородом, да и не строили в Сибири дворцов. Сюда в основном ссылали неугодных. Начали с декабристов, да и Владимир Ильич здесь побывал, память о себе оставил – несколько табличек на домах, что мол был. Проездом случалось и Чехову и Николаю II. Простых ссыльных и каторжан тоже хватало. Им дворцы ни к чему.         Разве что пара церквей. Молились и верили в Бога здесь всегда.
 Мостом железнодорожным гордились, все-таки первое место на Всемирной выставке в Париже вместе с Эйфелевой башней. Только башня стоит и стоять будет, берегут французы свою историю, а мост разобрали, старый стал не нужен, новый построили. Только на фотографиях остался и в нашей памяти.
Гордились своими заводами. Красноярск – город-трудяга. Теперь заводов не стало, и бывшие цеха, где ковалось могущество нашей родины, стали торгово-развлекательными центрами.
 А гордимся мы своими земляками. Тоже теми, которых, увы, уже нет с нами. Главная наша гордость – это, конечно, Виктор Петрович Астафьев. Наша совесть. Совесть всей страны. К которому на поклон в сибирскую деревушку президенты приезжали. Все, кто пишет о Викторе Петровиче, обязательно этот факт упоминают. Вот и я не удержалась. Трудно писать об Астафьеве. Мне кажется, что современники его не знали и не понимали, и я в том числе. Разве что очень близкие люди. Человек он сложный и порой очень трудный. Первое мое знакомство с его творчеством было не очень приятным. Было время, когда рок-музыканты только стали выползать из подвалов на сцену, и мы все вдохновенно напевали про поворот и марионеток, песни «Машины времени» казались революционными, от них в наш затхлый мир повеяло свежестью. Астафьев же в своей газетной статье громил рок и «Машину» в том числе. Мы, молодежь, конечно, до глубины души возмущались. Только какое-то время спустя я прочитала «Кражу», потом его светлые рассказы о детстве, о бабушке, которую он очень любил, его таежные рассказы и повести о войне. Полюбила его книги на всю жизнь. Для меня книги делятся на две категории: те, которые я просто читаю (их я обычно потом раздариваю) и те, которые я перечитываю. Астафьева я перечитываю. Виктором Петровичем гордились, восхищались, к его мнению прислушивались, протоптали народную тропу к его скромному дому в Овсянке. Он был одним из корифеев советской, а потом и русской литературы. И никто не ожидал от него такого романа как «Прокляты и убиты». Думаю, что последние годы жизни Виктора Петровича были очень тяжелыми – критика, непонимание, осуждение. Наверное, ему было очень горько. А роман – его последняя дань всем, кто не вернулся с той войны, книга, которая написана всей болью его уставшего сердца.
После смерти писателя назвали его именем Педагогический институт и поставили памятник, открыли два музея (дом бабушки и дом Астафьева).  Памятник поставили на берегу Енисея лицом к реке. А позже построили развлекательный центр, на который теперь гранитный Виктор Петрович и смотрит. Как умеем, так и гордимся.
Если после Астафьева остались книги, то после художников остаются картины. Великий Суриков. Когда из столичных музеев привозят его картины, все горожане приходят смотреть. А потом картины увозят обратно, а нам, его землякам остаются репродукции. С современными, но тоже уже ушедшими художниками получше. Бывают выставки и Ряузова, и Ряннеля, и Поздеева. Можно увидеть и потрясающие пейзажи первых, и необычные картины последнего. Некоторые картины Поздеева я не очень понимаю, слишком стилизованно, как детские рисунки. Наверное, нужно в душе сохранить ребенка, чтобы прочувствовать их до конца. Но одну из них очень люблю: зимний пейзаж с домиками, дымками и котом, который идет по поленнице, оставляя следы на снегу. Теплая и очень добрая картина.
Последняя наша потеря – это Дмитрий Хворостовский. Теперь уже великий. Дмитрия всегда любили в Красноярске, следили за его успехами. И он не забывал родной город, часто приезжал с концертами и  последний раз в своей жизни пел, уже смертельно больной, именно у нас. Его уход, наверное, каждый красноярец ощутил как личное горе, как большую потерю близкого человека. Его именем назвали оперный театр, поставят памятник перед институтом искусств, где он учился. Все, как всегда. По-другому не умеем. Да и как по-другому? Я тоже не знаю.
Чуть не забыла, в Красноярске умер командор Рязанов по пути в Петербург. Здесь он и похоронен.    Чем мы и гордимся. И, конечно же, памятник на одной из самых красивых площадей города.
 Есть прошлое и, надеюсь, есть у нашего города светлое будущее. О настоящем сказать почти нечего - суета. Как везде - выживание, дефицит бюджета, ямы на дорогах, нищие пенсионеры, безработица. Писатели перестали писать, художники рисовать. Есть крупицы золота, но ни одного слитка. Но гордости хватает, ведь Красноярск - главный. Или нет?

   
На фото картина А.Г.Поздеева "Зимний пейзаж"


Рецензии
"Главная наша гордость - это, конечно, Виктор Петрович Астафьев. Наша совесть. Совесть всей страны."
Совесть у человека должна быть личной, индивидуальной, а не в чужом лице.

Виктор Ушаков   01.04.2018 07:27     Заявить о нарушении
Согласна. Конечно же должна. Но есть люди особенные, они ,как индикаторы, очень чутко реагируют на происходящее. Астафьев был таким. И еще он умел об этом сказать. Всем нам. На всю страну. Я об этом.

Ирина Лисютина   01.04.2018 08:04   Заявить о нарушении