Весёлый ручеёк

       В самом начале жизни в бамовском посёлке со мной случилась поучительная история.
       Прилетела я в Северомуйск в июле, а в конце августа три женщины, Роза Хребтовская, её подруга Нина Цырендондукова и я, пошли за голубикой. Это был мой первый в жизни поход за ягодой. Тётя Роза хотела, чтобы нас сопровождал их великолепный, черной масти добродушный пёс Амур, я в первый раз в жизни видела такого большого пса. Но он не откликнулся на зов хозяйки, скорее всего, увязался с мальчишками, сыновьями тёти Розы.
       С Муяканского моста мы свернули направо, пошли на север в сторону гор вдоль Муякана против её течения. Примерно около часа ходьбы дошли до глубокого оврага, по дну которого тёк весёленький ручеёк, спустились вниз, горстями попили прямо из ручья чистейшей вкуснейшей, по камням перешли на противоположный берег. Я с удивлением увидела над головой гладкий ствол дерева, словно мосток, перекинутый с берега на берег, но особого значения не придала. Дошли до места, было страшновато, так как опытные ягодницы здесь увидели следы недавнего пребывания медведя, а собаки нет с нами, заранее оповестить нас о нежелательном визите лесного хозяина некому. Женщины обсудили между собой, что медведь сытый, ягод много, может, не вернётся. От их обсуждения у меня холодок по спине пробегает, но я уповаю на их опыт, успокаиваюсь. Нашли рясную поляну, по совету тёти Розы я сначала сама поела сладкой голубики, вкусилась этой ягодой, что и про медведя забыла, в молодости страхи быстро улетучиваются из головы.
       Пока собирали ягоды, настало время обеда, тётя Роза объявила обеденный перерыв, прежде всего подала местным духам угощения. До чего вкусна на природе даже та нехитрая еда, что взяли с собой! Пообедали, отдохнули, весело о чём-то переговариваясь. Поморосил небольшой дождичек. Мы ещё насобирали ягоды, наполнили свои вёдра, перевязали платками, чтоб ягода нечаянно не просыпалась, пошли в обратный путь.
       Идём, чем дальше, тем явственнее слышу шум  реки. Вдруг вижу, что дорогу перегородила бурная горная река, которую не переплыть, унесёт вмиг, тем более я плавать не умею. Спрашиваю у опытных бамовских женщин:
       - Мы что, другой дорогой возвращаемся? - хотя по солнцу и горам определяю, что двигаемся по тому же пути, как и пришли, только в обратном направлении.
       Они смеются, говорят, что возвращаемся обратно по тому же пути, как и пришли. Подойдя близко к берегу грохочущей реки, я с опаской увидела ствол дерева, перекинутый с берега на берег. Сознание не хотело соглашаться, что это то самое знакомое утреннее дерево. Задаюсь вопросом, как же мы теперь перейдём на тот берег, неужели по нему?! Ах вот оно зачем заботливо перекинуто, будь оно неладно! Надо же, позаботился же кто-то! Это я так досадовала на препятствие, вдруг возникшее на пути домой.
       О чём-то переговорив со своей подругой, тётя Роза ступила на это дерево. Я наблюдаю со страхом, как она легко, грациозно, ни разу не пошатнувшись, словно заправская гимнастка на бревне, проворно оказалась на том берегу. Пришла моя очередь, ужас... Я подошла, одной ногой осторожно наступила на дерево, а оно скользкое, я ещё больше испугалась, плавать то я не умею, да это умение и не помогло бы, вода внизу ярится, клокочет, бурлит, зовёт к себе: "Проглочу, проглочу!!!"
       Кричу тёте Розе:
       - А с ведром-то что делать? Вам его бросить? - но понимаю, что не доброшу, далеко, а ведро-то полное ягод.
       - Нельзя, ягода же рассыплется!
       - Не смогу с ведром перейти! Тут даже держаться не за что!
       - Не бойся, делай как я, в воду не смотри, на бревно смотри и иди!
       Я оглядываюсь назад, спрашиваю у подруги тёти Розы:
       - Может, Вам я оставлю ведро?
       - Нет, у меня же своё.
       Что делать?! Тут я решаюсь, глубоко вдохнула, выдохнула, сажусь на бревно, седлаю его как коня, обхватываю ногами, ведро перед собой переставляю, зажмурилась и вперёд! Через несколько перестановок ведра пришлось открыть глаза, что-то помешало дальнейшему его продвижению. Хотя дерево было гладкое, вода давно очистила его от коры, отполировала, я обнаружила небольшой остаток сучка. Этот сучок стал для меня уж очень неприятным препятствием. Сижу, назад ходу нет, задний ход при таком перемещении включить невозможно. Только вперёд, на бурлящий внизу поток стараюсь не смотреть, даже его шум перестал меня доставать. Видимо, все моё сознание включилось в решение, как преодолеть этот сучок. На коленки встать не смогу, рассуждаю я, тогда точно упаду.
       Промелькнула мысль, бросить ведро в реку, но посмотрела на тётю Розу, стыдно стало. А она спокойно смотрит на меня, даже переживаний на её лице не наблюдаю. Тут уж я рассердилась на себя, доелозила вплотную до злополучного сучка, взялась за него рукой, другой рукой на расстояние полусогнутой руки переставила ведро за сучок. Уселась на дереве почти боком, осторожно держась за сучок свободной рукой. На секунду отпустила сучок, перекинула через него правую ногу, которой мешал дальше продвигаться этот злополучный сучок, быстро опять схватилась за него, перекинулась таким образом через препятствие. Успеваю подумать, хорошо, что он хоть не сверху бревна торчит, а под некоторым углом. А дальше только успевала скакать, и вот уже тётя Роза протянула мне руку, взяла моё ведро, а затем помогла подняться  с дерева, которое я обхватила ногами намертво. Моё первое преодоление горной реки! А ведро-то, наоборот, мне помогло, было ощущение дополнительной опоры для рук.
       Нина Цырендондукова последовала моему примеру. Теперь мы уже вдвоём наблюдали, как она ехала по дереву. У неё получилось быстрее, мне тогда так показалось. Собравшись на правом берегу горной речки, присели тут же отдохнуть.
Первой начала смеяться тётя Роза, потом подключилась её подруга, глядя на них и я покатилась со смеху. Вот хохоту-то было, когда, перебивая друг друга, делились своими страхами. Оказалось, что они тоже не ожидали такого серьёзного подвоха от ручейка, не меньше меня были шокированы.
       Что делать, пока я стояла перед взбунтовавшимся ручейком, они поделились своими опасениями, смогут ли перебраться, но большее беспокойство вызывала у них я, совсем неопытная, молодая спутница. Бывалые бамовки решили не показывать мне их тревоги, и во чтобы-то ни стало преодолеть реку.
       Лидер должен быть один, вот тётя Роза с колотящимся сердцем, собрав всё мужество, перешла по дереву. А я сзади наблюдала грациозную гимнастку на бревне. Как легко наблюдать со стороны! Второй решили пустить меня, на всякий случай быть на подхвате с двух берегов. И, как выяснилось, тут же тётя Роза успела миллион раз пожалеть, что взяла меня с собой в эту "безобидную" вылазку за ягодами. А я видела её, наполненную спокойствием на том берегу, "Как же ей не быть спокойной, она то уже в безопасности!" - думалось мне в тот момент. Ну а Нина Цырендондукова, увидев, как я спокойно и безопасно проехала верхом по дереву, решила воспользоваться этим более безопасным методом для преодоления горного бушующего препятствия.
       Бамовки со стажем мне объяснили, что тот дождик, что поморосил над нами, всю силу оставил в горах, объяснение возникшей на нашем обратном пути водной преграды.
       Сколько мне ещё предстояло узнать премудростей  жизни в тайге! До меня дошло, что большой души человек заботливо спилил дерево, мастерски уронив его с берега на берег!
       "Овраг" - то оказался руслом нешуточной горной  реки!
       Вот тебе и безобидный весёленький ручеёк!


Рецензии