Ек. 2, 24-26 Наслаждения и отдых тоже суета

Выше во второй половине второй главы Екклесиаст говорил о работе, о том, почему она тоже – суета. А сейчас говорит о наслаждении результатами работы. Он пишет, что это от руки Божьей, и без Него никто не может есть и наслаждаться.

В 26-м стихе о человеке добром и о грешнике. Грешник отдаст собранное доброму пред лицом Божьим. Например, хананеяне владели хорошей землей, но когда пришло время, они отдали ее евреям.

Вопрос: к чему относится рефрен «и это суета и томление духа» – только к 26-му стиху, который говорит о том, что грешник отдаст накопленное доброму? Или и к двум предыдущим стихам, говорящим о получении наслаждений от руки Божьей?

Я думаю, что этот рефрен относится ко всем трем стихам. Т.е. по словам Екклесиаста даже наслаждение полученным от Бога – тоже суета. Подтверждение: до сих пор был такой порядок: выражение о суете подводило итог всему сказанному ранее, и во второй главе таких отрезочков много (о суете в 1, 11, 15, 17, 19, 21, 23 и 26 стихах). И до сих пор слова «и это суета» подразумевали все, сказанное в предыдущих стихах.

Какой из этого можно сделать вывод? Даже материальные наслаждения («есть и пить и услаждать душу свою от труда своего») во время отдыха после работы, получаемые от руки Божьей – суета. Не стоит искать счастья и смысла жизни в них. Они не насыщают душу. Они не дают полного удовлетворения. Они не могут быть конечной целью нашей жизни. Есть Бог и есть то, что от руки Божьей. Нам недостаточно даров из Его рук, нам нужен Он Сам.

27.03.2018


Рецензии