Эссе 12 Проблемы русской лингвистики Русско-украин

Проблемы русской лингвистики Русско-украинский диалог

Эссе 12

Автор «Проза.Ру» Сергей Викторович Савченко иногда заглядывает на мою страничку, за что я ему благодарен. Я стараюсь посмотреть на творческий и человеческий, естественно, облик своих читателей, но каюсь, на страничку Сергея Викторовича заглянуть было недосуг, и вот заглянул на страницу этого плодовитого автора. Сразу отмечу внутреннюю культуру публикации Савченко, что совершенно необходимо любому публичному автору.

 Я познакомился пока только с добротной полемической статьей автора «Об украинском языке или малорусском наречии»  и сразу захотел внести свой вклад в многослойное видение этого вопроса.

И так начнем - Савченко и его статья «Об украинском языке или малорусском наречии»: -

«Самые невероятные сведения об украинском языке можно почерпнуть из многочисленных сообщений, появляющихся в интернете, в прессе и на телевидении в последние несколько лет российско-украинского противостояния. Их общая идея сводится к тому, что ни украинская культура, ни украинская государственность, ни украинская история, ни, тем более, украинский язык никогда ранее не существовали.

Как правило, подобные рассуждения сводятся к одному нерушимому выводу: скоро люди в Украине образумятся, отбросят чуждое им украинство. Так называемый украинский язык вернется туда, откуда он пришел - в Галицию! В остальной же части Украины возобладает единый и могучий русский язык».

Мое предварительное резюме.

Сергей Викторович тут Вы не правы. Русский Мiръ (конечно не кремляди, москали) думает совсем по иному. Он чает, когда же кончится у оболваниваемого украинского народа, смесью этнонационализма и подспудных усилий смены  нравственных приоритетов самой Украины, как государства, на приоритеты изоляционно разделительные с братским русским народом и Мы снова заживем в согласии и по братски . Само разделительное и этнонационалистическое забалдение и вброшенно, именно с этой целью, на «рiдну неньку». Вброшено, мерзавцами паразитами либерального клана, под мещанским бытовым лозунгом «Украина це Европа». Вброшено идеей «свободного доступа к европейским ценностям». Вброшено, чтобы окончательно убить прежнее центростремительное имперское чувство братских народов или их ветвей (что совершенно не существенно). И уж никто из русских людей не мечтает заставить Украину говорить на русском языке и чаять, что «в остальной же части Украины возобладает единый и могучий русский язык».

Мы, Русские люди, мечтаем лишь о том, чтобы вместе восстановить и далее строить, Наш общий с Вами Русский Имперский Мiръ Государственности, с теми общими связями, которые диктует современная жизнь. А уж говорят и пишут жители Украины пусть так, как подсказывает им их природа внутренней Культуры и воспитания, но ни мова, ни русский язык не должны ущемляться там никоим образом. И здесь препятствие одно, с Вашей стороны – Ваш политический этнонационализм, охвативший многих в «неньке». И с нашей стороны, конечно, свой огромный вклад вносит предательская политика наших либералов «пятой колоны» и конкретно СМИ, с мерзкими антиукраинскими «ток-шоу», но там участники одна примитивная политизированная шваль, и истинными русскими людьми, там и не пахнет.

Далее Савченко: -

(Здесь Вы Сергей Викторович отмечаете, что вышли указы, касающиеся мовы  В.М.)

«1763г. – указ императрицы Екатерины II о запрещении преподавания в Киево-Могилянской академии на малороссийском наречии; 1863г. – Валуевский циркуляр запрещающий давать цензурное разрешение на печатание малороссийской духовной и популярной образовательной литературы; 1864г. – принятие Устава о начальной школе, по которому обучение должно было проводиться только на русском языке; 1876г. – Эмский указ Александра II о запрещении печатания и ввоза из-за границы любой литературы на малороссийском наречии, а также о запрете сценических представлений на этом наречии и печатания малороссийских текстов под нотами (то есть, украинских народных песен)».

Мое промежуточное резюме.

Здесь это целый огромный клубок вопросов и все гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Великий Раскол XVII века вызвала «правка» богослужебных книг, где негативную роль, наряду с «лукавыми греками» сыграло влиятельное малоросское духовенство, что сразу настроило негативно против него русский народ.

Русское церковное и мирское пение изначально от природы Великоруссов было «крюковым» одноголосым или хоровым, слитным, и на него началось гонение от нововеров официальной Русской Православной Церкви, тогда как русские старообрядцы сохраняли певческие «крюковые традиции единоголосия и сохраняют их до сих пор. Малороссийское священничество стало пионерами внедрения «партесного» многоголосого, раздельного на разные голоса, пения западного католического типа (и в дальнейшем это выразилось, как и в разделении мовы и русского языка, в конечном итоге вылилось в церковное униатство).

Русская Великоруссия на дух не воспринимала ломку строя и традиций богослужения (так тогда мятежник «пугач», «петр третий» прямо обещал вернуть русскому народу старую веру со всеми атрибутами, от которой отошли еретики нововеры, попутно обвиняя царицу в попытке убийства собственного мужа (себя) Императора Петра III). Там конфликт был глубочайший и разносторонний, и вкупе совершенно не отраженный достаточно полно, ни ранее придворными, ни «советскими» историками. Это уже век, как губители Русского Мiра «марксисты-ленинцы», погрузили русский и украинский народ в пучину примитивной дикости, от «карлы марксы» и «ильича». И террористически не дают осмыслить глубинные духовные процессы, Нашей с Вами, общей истории. А так Мы с Вами быстро бы дошли до Высокой Эстетики Истины Духа, как созидания Нашей общей Имперской Государственности.

 И далее, церковные раскольники малоросского Архирейства и духовенства, печатали на малорусской мове подрывную богослужебную и духовную литературу. А имперско-синодаидальная церковная цензура не успевала отслеживать этот процесс, толком не зная духа мовы. Вот где, очень приблизительно, корни указов и Императрицы Екатерины II, и всех последующих. А «партесное» многоголосое церковное пение прижилось в Малороссии и далее в Великоруссии, и украинских народных песнях (я в пустыне Средней Азии, работая по «нефтянке» с киевлянами, с большим удовольствием слушал их красивые, завораживающие дух, «партесные» распевы народных песен «неньки», от киевлян). 

Далее Савченко: -

«Языковеды А.А.Потебня, П.И.Житецкий, М.А.Колосов, А.И.Соболевский, А.А.Шахматов в этом вопросе единодушны. Их взгляды академик А.А.Шахматов обобщил в одном предложении - «Русский язык еще в доисторическое время распался на три группы говоров: севернорусскую, среднерусскую и южнорусскую».

Между прочим, имя академика А.А.Потебни, единомышленника Т.Д.Флоринского, продолжает носить Институт языкознания Национальной академии наук Украины, несмотря на то, что взгляды этого российского ученого на происхождение и роль украинского языка противоречат представлениям большинства современных украинских и зарубежных славистов.

Академик А.А.Потебня уточняет – «Раздробление этого (единого древнерусского – прим.авт.) языка на наречия началось многим раньше XII века, потому, что «в начале XIII века находим уже несомненные следы разделения самого великорусского наречия на северовеликорусское и южновеликорусское, и такое разделение необходимо предполагает уже и существование малорусского, которое более отличается от каждого из великорусских, чем эти последние - друг от друга».

          Т.Д.Флоринский приводит цитату А.А.Потебни в подтверждение теории в которой их взгляды, как и взгляды всей русской дореволюционной академической науки, сходятся.

  По всей видимости, коренные жители северо-востока Руси, того периода, были вполне достойными людьми, но рускими они не были, южного или северного наречия великорусского языка, равно как и малорусского языка, понимать не могли ибо относились к финско-угорской языковой группе и являли собою мерю на Волге и мурому на Оке. Они еще не были колонизированы славянами, только лишь начавшими селиться в их суровом и диком краю.

          Первые русичи шли на северо-восток из Новгорода, Смоленска и Полоцка. Движение из Киева началось позднее, когда по непроходимым лесам и болотам вятичей стали прокладывать пути между юго-западными княжествами Руси и Суздальской землей, называемой в Приднепровье Залиссям. До того пользовались обходными путями через верховья Волги».

Подведем промежуточные итоги этой части.

Здесь последними абзацами Сергей Викторович вторгается в огромный океан фактического материала и разных мнений. Вот что я писал в предисловии к своей программной большой работе «Мы, Русские. Русский Мiръ»: -

Русская трагедия XX и начала XXI веков затронула нашу жизнь не только, как трагедия Русского Мiра, нет волны от нее разошлись кругами по другим странам. Разобраться в истоках нашей общей беды, знать ее причины жаждут многие Русские люди и народы нашей страны, разделившие издавна нашу судьбу. И с позиции истоков наших бед, счастий и несчастий надо попытаться наметить пути и тропы для решения и разрешения, стоящих перед Русским Мiром «горящих» и не очень «горящих» задач.

Проблемы рассматриваются разными авторами, то ли с позиций экономики, то ли исторической перспективы, ограниченной узкой темой, то ли православия или какой либо другой, то есть с позиций крайне ограниченных. Нас с Вами пытаются подвести к истине по крайне узкой тропе, не уделяя должного внимания взаимосвязи многих наших данных проблем или событий, с другими проблемами окружающего мира. От правильного понимания и толкования смысла многих основополагающих понятий зависит достижение согласия в нашем обществе.  Главное то, что этот материал для тех, кто чувствует в себе Русский Дух и свою причастность к Русскому Мiру».

А статья С.В. Савченко нуждается в подробном освещении, тем более на нее поступило много комментариев, которые Мы с Вами также подробно обсудим, они того стоят. А сегодня заканчиваю.


Рецензии