Потомки немецких переселенцев Часть 3

         Потомки немецких переселенцев в Сибири

              На фотографии Василий Регер (в центре в белом пиджаке) на покосе

            Глава из книги воспоминаний угуйских учеников
                «ПОЧУВСТВУЙ СЕРДЦЕМ РОДИНУ СВОЮ»

    Рассказ  Галины  Васильевны Арефьевой (Регер) печатается с разрешения автора воспоминаний.
 
     Я родилась  1951г. в селе Угуй, НСО, была  восьмым ребёнком в многодетной семье. Моя мама, Пелагея Васильевна (1908г -1982г) – уроженка Угуя, в девичестве Резина.  Её муж, Пётр Анисимович Арефьев, был призван в 1941г. в армию и в одном из боёв пропал без вести. От первого брака у мамы  было шесть детей, двое из которых умерли в младенчестве. Оставшиеся четыре девочки: Мария, Александра, Валентина, Татьяна - мои сёстры по матери.
 
   Мой отец, Василий Андреевич Регер (1921г – 1958г), - из поволжских немцев.
В 1939г. он был призван на советско-финскую войну, участвовал в Великой Отечественной, а в 1943г. его  комиссовали по болезни (туберкулёз лёгких).

     Но за это время по приказу Сталина его семью  депортировали в Сибирь. Они поселились в Угуе, и он целый месяц, будучи уже  больным, добирался до села.
Не знаю, как получилось, но вскоре он стал жить с мамой. От этого союза родились двое детей: Лида(1949г) и я.  Отец медленно угасал, не имея возможности поправить своё здоровье. У него, наверное, был медицинский справочник, потому что о своей болезни он знал всё. 

     К нам, детям, он относился очень нежно и бережно, помня, что у него такая болезнь. А я очень хотела побыть с ним рядом, обнять его…. У него были такие красивые руки, с длинными тонкими пальцами, - вот эти пальцы и серые глаза перешли  ко мне. После его смерти мама часто смотрела на меня и говорила со слезами: «Вот это твоё наследство от отца» Помню его грустные глаза, когда он смотрел на нас с Лидой и говорил: «Вот, Пелагея, твои девочки уже выросли. А как  же мои девчонки будут без меня?»

      Не знаю, была ли у него какая-то профессия, но в нашей деревне лучшего кузнеца, чем наш отец не было. Все жители обращались к нему с просьбами, и он никогда никому не отказал. Каждую заработанную копейку нёс в семью.      

    Позднее отец стал работать объездчиком, и в его распоряжении была лошадь, звали её, как женщину, Зинка. Мы с Лидой очень любили на ней кататься, и однажды так её загоняли, что от бедного животного шёл пар. Отец никогда нас не бил, он поставил нас в угол за печку, предупредив, что в следующий раз накажет, при этом снял калошу с валенка и показал нам, чем именно накажет. А у отца размер был  45-46, так как  он сам был  высокого роста.

        Вспоминается, как мы с отцом идём в гости к  Марусе Ремпель. Я очень  любила эти визиты в немецкие дома, там было как-то по-особенному уютно, очень чисто и пахло всякими вкусностями, которых не готовили в русских семьях. У отца был друг, которого он очень уважал, - это Василий Петерс, тоже из сосланных немцев.    

   Брат отца, Яков Андреевич, занимал руководящие должности в колхозе. Был женат на Юлии Яковлевой, работавшей в медпункте. Их дочь Галина, моя двоюродная сестра,  сейчас живёт в Германии.

      Умер отец в июне на крыльце дома своей матери. Нам эту недобрую весть принесла Маруся Ремпель, когда мы носились с ребятнёй на окраине деревни. Мне было семь  лет, и я ещё  не осознавала, как трудно придётся нам без отца.

    Сёстры уехали: Мария и Валя -  в Ангарск, Таня - в Новосибирск, а Лида – на строительство БАМа.  Остались мы с мамой вдвоём в нашем старом доме, крыша которого  часто протекала. Приходилось вырезать из дёрна круглые «блины» и закрывать дыры в крыше. Как и во всякой деревенской избе, наш дом состоял из сеней, где мы хранили различные продукты, кухни с большой русской печью и, конечно, горницы. О русской печи нужно сказать особо. На ней и спали, и сушили мокрые вещи, а мы любили там играть.
 
    Маме, бедной, приходилось работать и за себя, и за покойного отца, я была плохой помощницей, потому что  возраст не позволял мне выполнять тяжёлую работу.
Помню, поехали мы с мамой готовить дрова на зиму. Конечно, всю основную работу сделала мама. Возвращаемся домой, и вот этот воз, который мы с ней кое-как укрепили, развалился на полпути. Мама села на рассыпавшиеся дрова и в отчаянии зарыдала, а вместе с ней и я.

     Жизнь в деревне очень тяжёлая, если в доме нет мужчины. Почти у всех моих одноклассников были отцы, их мамы выполняли именно женскую работу. Моя же мама « и баба, и мужик» в одном лице. Сенокос, прополка, полив такого огромного огорода, копка картофеля - всё на ней.

    Вот тогда я вспомнила отца и его слова: «Как вы будете жить без меня?» Испытав на себе все «прелести» сельской жизни, я сказала себе, что ни за что не вернусь в деревню. Мама была строгой и справедливой, работала на износ, чтобы мы все выросли и стали достойными людьми. Покупки для меня она совершала один раз в год. Для этого нужно было вырастить овечку, кабана или телёнка, продать - тогда в семье появлялись деньги.

          В детстве я дружила больше с мальчиками, благо они жили рядом с нами. И хоть в наших огородах было всего полным полно, своего есть не хотелось. Мы частенько совершали набеги на огороды наших соседей. Уж  очень вкусные были горох и бобы у Максима Андреича, а у Лукерьи  и Алексея, наших соседей напротив,- черёмуха и крыжовник. Влезая за черёмухой, мы падали, ломали изгородь, разбивали коленки, но это нас не останавливало. Вот  такие росли хулиганистые, чего уж тут скрывать.               

      Повзрослев и поумнев, я начала работать. Это было, наверное, в классе 7-8. Кто-то предложил нам (мне и моей подруге Вале Ивановой)  поработать летом поваром на сенокосе. Мы согласились. Не забыть, как мы с ней  варили в первый раз, сколько натерпелись страха, ведь нужно было накормить огромное количество голодных мужчин и парней!

      На сенокосе мы были целое лето. А как тогда работали мужчины, это нужно было видеть!  Две бригады соревновались между собой по количеству смётанных стогов. Великие труженики – Егор Завадский и Павел Николашин, сильные, мужественные! Мои ровесники - мальчишки работали на конных граблях, помогали стогомётчикам. Все мы ночевали вместе в шалашах. Но какие же люди были целомудренными и чистыми: ни у кого не возникло даже намёка совершить что-то  непозволительное в отношении двух девочек. Мы с Валей  работали каждое лето. Помню, на заработанные деньги, я даже купила себе часы «Чайка». В старших классах  помогали родному колхозу: копали картошку, возили силос.

        ИЗ  ПИСЕМ  ГАЛИНЫ  ЭЛЛЕ  ЕВГЕНЬЕВНЕ
«.. .И вот мы десятиклассники! Как это здорово и... печально! Очень жаль будет расставаться со школой. Я не представляю себе жизни без школьных друзей, без школьного звонка и вообще без всего школьного».

    «...На этой неделе наш класс занял 1-е место за общественную работу. Вчера проводили диспут: «Как ты понимаешь счастье?» Говорили о том, что мы оставим после себя. И снова С. оказал полное равнодушие ко всему. Мы крепко поспорили с ним. Почему он стал таким?! Как ему помочь?»

     «...Уже заливают площадку во дворе школы, устанавливают ёлку. А какой сейчас снег! А иней! Берёзы похожи на фонтаны. Школьный сад, как заколдованный из сказки. Недавно у нас была беседа о любви. Мы заполняли анкету с такими вопросами:
1) Что тебе больше всего нравится в человеке? - Я ответила: «Честность». А С. ответил: «Мне нравится тот, кому до всего есть дело».

2) Какая черта в человеке вызывает у вас отвращение? - Я считаю, что это равнодушие. Ведь недаром сказано: равнодушные не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия совершаются на Земле предательства и убийства.

3) От какого недостатка вы хотели бы избавиться? - А вот на этот вопрос я не ответила совсем. У меня ещё много недостатков, и я не знаю, с какого начать. А как бы вы ответили на эти вопросы?»

     «...Школа в первый раз устроила Праздник весны. Было очень интересно и весело. Расчистили на озере каток, устроили карусель, построили крепости, сложили костры. К тому же нам дали лошадей и запрягли две тройки. Катались с Дедом Морозом, Снегурочкой и с песнями.  Звенели колокольчики! Нарядили в красивый костюм Весну! Вы можете это представить? Жаль, что вас не было с нами!  «Проводили»   Зиму, и действительно  стало теплее».

    «...Вчера мальчики организовали в школе вечер в честь 8 марта. Оформили кафе «Равноправие» и концерт по заявкам девочек - в собственном исполнении. Эх, Элла Евгеньевна, вы, наверное, помните нас (особенно мальчишек) непослушными или дерзкими, но сейчас все так изменились».

      «...В клубном саду цветёт черёмуха. Учить уроки весной как всегда не хочется, но - надо! Ровно через шесть дней для нас прозвенит последний школьный звонок. Даже не верится, что прошло уже 10 лет. И мы совсем взрослые. Сейчас у нас только и разговоров - о последнем звонке, об экзаменах, о неизвестном, полном тайн будущем...»
                ************
     После школы Галина  поступала в Новосибирский пединститут, но не поступила: конкурс был огромный.   Сдала документы в медучилище и  потом ни разу не пожалела, что посвятила жизнь больным людям. Проработала 41 год заведующей здравпунктом на предприятии. Очень любит  свою профессию, любит общаться с людьми, помогать им. В 1972 году вышла замуж, родились две дочери, Наталья и Алевтина. У обеих высшее образование.  Она счастливая бабушка, у неё два внука и внучка.

         О Володе Котовщикове рассказ на  http://proza.ru/2020/09/01/1564


Рецензии
"...Какая черта в человеке вызывает у вас отвращение? - Я считаю, что это равнодушие..." - как это верно...

Дорогая Элла, вот о Вас совершенно точно можно сказать, что такая черта Вам совсем неведома. И это замечательно.

Спасибо за очередной, очень важный и нужный цикл о человеческих судьбах.

С искренним теплом,

Ольга Малышкина   29.10.2023 11:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Олечка!
Всем нациям досталось пережить беды в те страшные дни и годы...
С уважением и теплом,

Элла Лякишева   31.10.2023 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.