Находка на чердаке

Все действительное-разумно, все разумное -действительно.


Между прогулками и домашними делами листал книгу с лекциями Гегеля, которая обнаружилась в моем "Китайском шкафу". Том IX "Лекции по истории философии", издание 1932 г. института Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК КПСС. Откуда эта книга взялась? Скорее всего с  чердака друга-приятеля, который мы как-то вычищали. По Гегелю, "Философия - это проникновение в сущность вещей, природы, духа и Бога". И еще: «Образованность, искусство, наука могут придти в состояние застоя, как, например у  китайцев, которые две тысячи лет тому назад   находились в том же состоянии, в котором они находятся ныне".

Интересно, в каком состоянии находимся мы, - задумался я. По Гегелю Конфуций жил за пять веков до Р. Х, и его учение произвело фурор на Лейбница. Его жизнеописание было впервые переведено французскими миссионерами с китайских оригиналов. Конфуций жил одновременно с греком Фалесом. По мнению Гегеля, Конфуций являлся проповедником практической мудрости, нравственности и морали, однако, как он подчеркнул, одна книга Цицерона дает больше чем все книги Конфуция. И далее: "Для славы Конфуция, лучше было бы, если бы они не были переведены". Тут мне не совсем понятно.

Гегель утверждал, что европейцы получили свою религию, свое представление о потустороннем, о более отдаленном, не от Греции, а от Востока, точнее от Сирии. Греки же стоят в прекрасной середине между двумя крайностям Востока и Запада. Их религия и природна, и духовна. Духовность все же господствующая. Богатство греческого мира состоит лишь в бесконечном множестве красивых, милых прелестных подробностей всего существующего.
О чем же еще поведал Гегель: «Греческая философия начинается в VI веке до Р.Х. в царствование Кира, в эпоху упадка Ионических свободных государств в Малой Азии. Когда погиб тот мир - возникла философия. По Фукидиту Ионисткие колонии в Малой Азии происходили из Афин. Люди туда переселились вследствие перенаселения Аттики. Это свидетельствовало о величайшей подвижности греческой жизни.
В Малой Азии жили Фалес, Гераклит, Демокрит, Диоген Критский. Пифагор Самосский жил в Италии. Всего из философов этой эпохи он насчитывает 19 имен. Среди них первейшие  Фалес, Солон. Кажется, последний так и сказал: "Законы подобны паутине - маленькие в них попадаются, большие - разрывают" И еще: "Свяжи свое "Я" с чем нибудь определенным и ты попадешь в беду...".

Самым знаменитым Гегель считал изречение Креза:  "Никого нельзя назвать счастливым ранее его смерти". Что же счастье? Гегель поясняет: "Это удовлетворение потребностей человека (физиологических и духовных удовольствий). Временное состояние не заслуживает названия счастья..... От Фалеса до Аристотеля были: Анаксагор, софисты, Сократ и сократии, Платон, а потом уже Аристотель. Были и другие. Неоплатоников называли эклектиками. Софисты придумали многое. В частности, они сделали вывод: "Все есть истина, не существует заблуждения".
Фалес был милетцем и происходил из финикийского рода Телидов. Я вспомнил, что именно они милетцы возвели  Феодосию и первые колонии в Крыму. Фалес родился в 640 г. до Р.Х. Он помогал Крезу в войне с Киром. Крез потерпел поражение.

Милетцы не потеряли уверенности за свою судьбу, так как у них не было союза с Крезом. Фалес рано ушел от государственных дел и занимался наукой. Со слов Гегеля, он научил египтян измерять высоту пирамид по соотношению роста и тени. Он умер в 78 лет от жары и жажды на стадионе. Есть и другое мнение, что он упал в яму, когда рассматривал звезды. По Фалесу вода есть Бог, а текучесть - понятие жизни. Вода по Фалесу абсолют, а жизнь природы находится в соответствии одного с другим.
Родиной Пифагора – остров Самос. Он был "софос" - мудрец, точнее - искатель мудрости. Он утверждал, что ум развивается посредством культуры; тем, что человек молча воздерживается от суждений и научается понимать других, начинает догадываться, что его мысли и возражения никуда не годятся. Пифагор первый учитель в Греции, введший преподавание наук. До него не преподавали наук, да их и не было. Пифагор создал свой союз (орден) и считал, что музыка (как и в Китае) является одним из главных предметов греческого преподавания и греческого образования вообще. Также им уважались гимнастические упражнения (борьба, бег, метание). Главной пищей был мед и хлеб, а вода главным напитком. Пифагорийцы долго стояли во главе государства. Греки уже тогда преодолели установленные общие правила: одежда, омовения, пища - это было лишь частным делом, проявлением индивидуальности лица, а не государственной нормой.

У пифагорийцев число есть сущность всех вещей и организации вселенной. Пифагор первый открыл определения: "Единство, множество, противоположность". Противоположностей было десять: "Граница и бесконечное; чет и нечет; правое и левое; мужское и женское; покоящееся и движущее; прямое и кривое; светлое и тьма; доброе и злое; квадрат и параллелограмм".
Именно слияние противоположностей рождает жизнь, а день и ночь - это сутки. Пифагорийцы говорили, что вся вселенная и все вещи определены троицей (трiас), то есть имеют абсолютную форму. Исходили из того, что единица это от бога, два - мы называем "оба", но не все. Только, то, что определено тремя, есть целостность:  кое что в одном, другое - лишь в цифре два, и только три содержит в себе все. Теперь понятно, почему христиане нашли свое триединство - троицу. Триада, видимо, тоже из этой оперы. У китайцев это понятие включает: небо, землю и человека.

Пифагор однажды проходил мимо кузнецы и обратил внимание на удары, в результате которых получалось особенное звучание. Он определил (по весу молотка и частоте ударов) особенности созвучия. В результате, оказалось, что гармония звуков - есть соотношение чисел. Пифагорийцы определяли числа, как начала всей вселенной. Ферсепид, учитель Пифагора, был первым, сказавшим, что душа человека бессмертна.
Ксенофан был первым, кто определил абсолютное существо, назвавший его Богом. "Вселенная едина, и тот кто присутствует во всех вещах; он неизменен, не имеет ни начала, ни середины, ни конца". Так как Бог повсюду одинаков, то он имеет форму шара. Так, решил Ксенофан. У китайцев «абсолютное существо» приравнено к понятию «Дао». Абель Ремюза предлагал выразить его на греческом языке через "Логос".

Другой философ - Мелис заявил, что если нечто существует, оно существует вечно. Невозможно, чтобы ничто возникло из ничего. Про Зенона я особенно ничего не узнал, записал, что он основатель диалектики. Больше сказано о Гераклите. Он был первым философом отошедшим от общественных дел и интересов своего отечества и жил в уединении. По его мнению природа есть никогда не останавливающееся движение - переход от одного к другому. По Гераклиту, люди это смертные Боги, а Боги - бессмертные люди. Жизнь первых - смерть, а смерть последних - жизнь. Согласно истине, существующее теплое, холодное, сладкое и горькое - это лишь атомы и пустота.
По Гегелю, с Анаксагора философия окончательно перекочевала из Малой Азии непосредственно в Грецию и Италию. В Малой Азии она умерла с приходом персов. Афины достигли зенита творческой мысли - там жили созвездие светил науки и искусства: Эсхил, Софокл, Аристофан, Фукидит, Диоген, Анаксагор и другие малоазиатцы.

В Лакеденонии - Спарте процветал стойкий дорийский дух, где всякая личность подчинялась, или вернее сказать, приносилась в жертву общей цели государственной жизни. Она имела гегемонию в троянскую эпоху. Солон в Греции первый издал законы единства и свободы духа.
В век Перикла настал век развития нравственности государства. Анаксагор говорил, что душа начало движения. На этом мои философские упражнения в разговоре с Гегелем в деревне закончились.
С лекций Гегя по философии переключился на эссе Т. Каипбергенова о черных клобуках - «Каракалпак - намэ" из племени огузов.  Произведение было напечатано в «Роман-газете» и тоже хранилось с незапамятных времен. Из него следовало, что в России каракалпаки  появились с джунгарского нашествия 1723 года.  Время "Ак табан шубырынды" – в переводе - "Година белых пяток". Тогда каракалпаки бежали и остановились вместе с ханами Малого жуза казахов  у Аральского моря. Земля их называлась "Барса кельмес" - "Пойдешь не воротишься". Интересно, по-калпакски баба - это дед. Получалось, что Али - баба, это дед Али. Сразу позвонил другу детства Алику и обратился к нему, как к Али-бабе.

Бабушка у калпаков - айдос, что-то напоминает название одного из первых катушечных магнитофонов «Айдас». Был такой у одного моего однокашника. Помню как постоянно рвалась лента и мы склеивали ее с помощью уксуса.
В 1743 году знаменитый Бий Машан возглавил посольство калпаков в Петербург и добился приема у Елизаветы Петровны. Когда в Туркестан вступил русский генерал Кауфман, черные клобуки отделились от Хорезмского ханства. До этого их называли - хорезмские узбеки, живущие на Аральском море. С большим любопытством прочитал, как калпакам в советское время выдавали метрики - свидетельства о рождении.
"Дед помнил, что внук родился в год лошади, в год расспределения сапог, а это значит в 1929 году». И все благодаря предкам, что решили каждому году дать название одного из 12 животных. Нельзя же при определения возраста, ошибиться на 12 лет. Год понятно, а как же быть с днем рождения? День выбирали произвольно, с помощью местного коше-бия (кошевого). Выбрать надо было не черный по календарю день, а красный. Так автору книги и достался День радио - 7 мая.
 
В степи все не так просто - самая большая возвышенность, это порог дома, а главное достоинство - вести себя скромно. Ибн-Сина говорил: «Сколько богатства ни копи, а твое лишь то, что съел. Остальное достанется другим».  И еще: «У людей у каждого свое понятие, люди разные, как пальцы на руке, а будь они одинаковые, разве можно было сжать их в один кулак».
Еще один интересный момент. Талак! Талак! Талак! Так по законам шариата муж отрекается от изменившей ему жены. А если вдруг захочет взять ее обратно, то она обязательно должна провести ночь с другим. Мудрые утверждали: «Из каждых трех женщин, лишь одна происходит от женщины, а две другие от кошки, если шипит, и от собаки, если лает". Записал хорошее правило: "Никогда не хватай первым кусок. Никогда не ешь, если твой напарник перестал есть". Козак - у калпаков - старинный ткацкий станок, а шаир - поэт.

Когда я читал, в Сибири случилась катастрофа, полетела турбина на Саяношушенской ГЭС, затопило цех и поибло 65 человек. По некоторым оценкам, чтобы восстановить ГЭС, понадобиться до 40 миллиардов рублей. Взрыв в РОВД в Назрани, погибло до 40 человек. Повторилась старая история, когда смертник въехал на автомобиле во двор отдела и взорвал всех, кто с утра был в подразделении на разводе. Еще одно горе - в г. Жуковске, где я дважды отдыхал в санатории "Кратово" накануне авиашоу на тренировке упал самолет МИГ- 27, погиб руководитель группы «Витязь».
Нынче у нас в Кемерово тоже беда. И правильно говорят — все это от бескультурья и невежества. Люди потеряли совесть, утратили всякую ответственность. Самое время почитать лекции Гегеля и наставления каракалпаков. Скромнее надо быть и думать о долге и  вечном!


Рецензии