Противодействие проявлениям современного фашизма

Тезисы выступления Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. в Московской академии Следственного комитета Российской Федерации на круглом столе «Противодействие проявлениям фашизма в современном обществе»


Добрый день,

уважаемые участники и гости конференции!

Организованный сегодня Московской академией Следственного комитета совместно с Экспертным центром международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» круглый стол на тему «Противодействие проявлениям фашизма в современном обществе» будет являться очередным шагом по пресечению идей фашизма, национализма, антисемитизма и ксенофобии.

Все мы крайне заинтересованы в живом обмене мнениями и выработке общих подходов к решению наиболее важных задач в этой сфере.

Своё выступление хотел бы посвятить актуальным вопросам противодействия преступлениям экстремистской направленности и террористического характера, а также обозначить пути совершенствования действующего законодательства на этом направлении.

Вначале отмечу, что важнейшим условием успешной реализации задач, стоящих перед Следственным комитетом Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и его крайней формы проявления – терроризму, является активное и целенаправленное взаимодействие с институтами гражданского общества, без которых успех борьбы с этими явлениями просто невозможен.

К сожалению, сегодня молодое поколение, которое отчасти впитало в себя идеологический вакуум 1990-х годов, нередко становится жертвой злонамеренной идеологической обработки, толкающей её на путь экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости.

Молодёжь пытаются разложить новые религиозные движения («Свидетели Иеговы», саентологи и другие), чуждые нашей духовной культуре.

Вместе с тем в патриотическом воспитании молодёжи, в её духовном и нравственном развитии огромную роль играет Русская Православная Церковь, Всемирный Русский Народный Собор, вся многогранная деятельность которых направлена на единение, сплоченность народов в нашем многонациональном государстве, на укрепление мира и справедливости в обществе, на поддержку авторитета семьи.

Особо следует подчеркнуть важную работу Русской Православной Церкви, направленную на объективное освещение богатейшей истории нашей страны, в борьбе за целостность нашего народа, на духовную и нравственную общность живущих в нашей стране людей, завещанную нам нашими славными предками.

Ведь в единстве, заложенном ещё крестителем Руси князем Владимиром, заключено огромное преимущество России.

Прекратив междоусобицы, князь Владимир, тем самым показал стремление нашего народа к высоким идеалам добра, правды и справедливости.

Федор Михайлович Достоевский назвал всё это «всечеловечностью».

Огромная сила нашей страны заключается в том, что на протяжении одиннадцати с половиной столетий российское государство развивалось путем объединения земель на основе уважения прав и традиций всех населявших их народов.

Именно это и предопределило создание такой обширной и уникальной державы, как Российская Империя, а впоследствии – Российская Федерация.

На торжествах в День народного единства 4 ноября 2017 года Президент России Владимир Владимирович Путин напомнил, что «Единство и патриотизм были для народа самой надёжной опорой и в годы тяжёлых испытаний, и при решении масштабных задач развития. Бережное отношение к Родине, забота о ней, верность искренней дружбе и неприятие какого-либо давления извне – это несущие конструкции российской государственности, наш генетический и культурный код. Традиции взаимного доверия и согласия народов России наполняют единство нации особой внутренней силой».

На надёжную защиту этих ценностей направлен весь государственный механизм. Его составной частью является Следственный комитет Российской Федерации, решающий чрезвычайно важную задачу по расследованию наиболее опасных для общества преступлений экстремистского характера и террористической направленности.

И понимая глобальную угрозу подобных деяний, мы совместно с общественными институтами принимаем все предусмотренные законом меры для их немедленного предотвращения.

Достаточно сказать, что в сентябре текущего года в Санкт-Петербургской академии Следственного комитета состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Противостояние фашизму в современном мире», в которой принял активное участие член Бюро Президиума Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор», руководитель Экспертного Центра Александр Борисович Рудаков.

Уважаемые коллеги!

Современный мир находится в условиях, когда международные террористические группировки угрожают безопасности граждан всех цивилизованных стран.

В настоящее время разрозненные отряды террористов из ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры» и других международных террористических группировок всё ещё продолжают оказывать вооруженное сопротивление законным властям в Сирии и в Ираке. Они пытаются через свои «ячейки» распространить идеологическое влияние на другие страны, включая Российскую Федерацию.

Так, в конце августа 2017 года сотрудниками ФСБ России задержаны два уроженца Средней Азии, готовивших теракты накануне Дня знаний – 1 сентября 2017 года. Одним из задержанных в сети Интернет было размещено обращение к членам террористической организации «Исламское государство», в котором он дал так называемую клятву верности террористам.

В Уральском федеральном округе следователями Следственного комитета пресечена деятельность Юсупова, который, совершая разбойные нападения на граждан, одновременно осуществлял подготовку к выезду в Сирийскую Арабскую Республику для участия в деятельности международных террористических организаций.

Всё это свидетельствует о необходимости дальнейшей координации усилий всех противодействующих экстремизму и терроризму структур, оперативного пресечения вербовочной деятельности со стороны международных террористических организаций, ликвидации ресурсного и финансового обеспечения бандгрупп, ужесточения контроля миграционных потоков с одновременными мерами по улучшению социально-культурной адаптации и  интеграции мигрантов.

Следует подчеркнуть, что на основе анализа следственной практики Следственный комитет системно подходит к разработке уголовно-правовых мер по предотвращению и пресечению любых форм расовой дискриминации, национализма, антисемитизма и ксенофобии.

На всех уровнях, в том числе на заседаниях межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации и Национального антитеррористического комитета мы совместно с коллегами из правоохранительных структур прорабатывали и вносили конкретные предложения об усилении уголовной ответственности за экстремизм и терроризм.

В итоге в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены существенные поправки, ужесточающие уголовную ответственность за экстремистские и террористические преступления, уточнено понятие «финансирование терроризма», введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (статья 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма»). Нормы этой статьи уже активно применяются к тем, кто пытается распространять нацистскую символику и идеологию фашизма.

К примеру, собранные следственными органами Следственного комитета по Красноярскому краю доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора по части 3 статьи 354.1 Уголовного кодекса РФ («Реабилитация нацизма») троим жителям г. Красноярска, которые 9 января 2015 года в парке «Гвардейский», являющемся символом воинской славы, нанесли краской нацистскую символику на скульптуры советских воинов.

Кроме того, Федеральным законом от 6 июля 2016 года № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 205.6 «Несообщение о преступлении».

Эта норма устанавливает ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности.

Помимо этого, Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 361 «Акт международного терроризма», выделяющей в отдельный состав совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан России в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов нашей страны. Именно по этой статье Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета возбуждено уголовное дело по факту убийства 19 декабря 2016 года Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике Андрея Карлова. В рамках уголовного дела в соответствии с нормами российского уголовно-процессуального законодательства и международного права проводятся следственные действия, направленные на установление всех возможных причастных к подготовке и нападению на российского дипломата лиц.

Что касается принятых мер по информационному противодействию экстремизму, следует отметить, что в Российской Федерации в 2013 году принят закон о блокировке экстремистских сайтов (Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). В ноябре 2014 года Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации.

Кроме того, в декабре 2015 года Указом Президента Российской Федерации (от 31 декабря 2015 года № 683) утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Как мной уже сказано, сложная оперативная обстановка требует чёткой координации усилий всех противодействующих экстремизму и терроризму структур.

В целом такая координация осуществляется в соответствии с Указом Президента России от 15 февраля 2006 года №116 «О мерах по противодействию терроризму» Национальным антитеррористическим комитетом, в состав которого включен Председатель Следственного комитета Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 579).

Всё это дает возможность Следственному комитету Российской Федерации совместно с другими государственными органами, прежде всего с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Генеральной прокуратурой и Минюстом России, объединить усилия и оперативно реагировать на провокации экстремистов, использующих интернет-ресурсы для разжигания национальной и религиозной вражды. Позволяет своевременно удалять информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Аналогичная работа будет нами проводиться с Федеральным агентством по делам национальностей, которое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2017 года № 1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций», определено как оператор мониторинга (в сети «Интернет») в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

Уважаемые коллеги!

Вместе с тем несмотря на принимаемые меры ситуация в области противодействия экстремизму и терроризму в России всё ещё остаётся непростой.

К примеру, в 2016 году следователями Следственного комитета возбуждено 882 уголовных дела о преступлениях экстремистской направленности и 283 дела о преступлениях террористического характера.

В суд направлено 522 уголовных дела об экстремизме и 98 – о терроризме, по которым уже вынесены обвинительные приговоры.

Так, совместно с сотрудниками ФСБ России следователями Главного следственного управления были изобличены члены банды Галлиева, которые, проповедуя идеи радикального ислама, совершили серию подрывов объектов топливно-энергетического комплекса в ряде субъектов Приволжского федерального округа (в республиках Башкортостан, Татарстан, в Кировской, Ульяновской и Самарской областях).

В ходе следствия перекрыты каналы финансирования банды, изъято значительное количество экстремистской литературы. Установлены пути, по которым члены банды получали оружие, методическую литературу по осуществлению террористических актов (изготовлению и использованию взрывных устройств), идеологические материалы, пропагандирующие так называемый джихад. В настоящее время большинство членов банды осуждены к длительным срокам лишения свободы (в том числе главарь банды Галлиев – к 22 годам лишения свободы).

Помимо этого, Главным следственным управлением Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу расследовано уголовное дело в отношении жителя Республики Дагестан (Девлетмурзаева), который осуществлял сбор денежных средств (в сумме свыше 650 тысяч рублей на свою банковскую карту и банковскую карту своей матери) для участия жителей Республики Саха (Якутия) и Ставропольского края в деятельности запрещенной в России террористической организации ИГИЛ.

Приведенные примеры наглядно свидетельствуют о согласованных действиях следователей Следственного комитета и сотрудников оперативных подразделений МВД и ФСБ России по активному пресечению деятельности экстремистов и террористов.

Уважаемые коллеги!
Если проанализировать показатели статистики в текущем году, то в первом полугодии 2017 года в стране зарегистрировано 848 преступлений экстремистской направленности, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года (831, далее – 2016 г.).

За 6 месяцев текущего  года на 14,2% уменьшилось число преступлений террористического характера (всего зарегистрировано 1 126 преступлений; за 6 мес. 2016 г. – 1 312). При этом, на стадии приготовления и покушения предотвращено 58 преступлений.

Следователями Следственного комитета направлено в суд с обвинительным заключением 314 уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности (предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ), что на четверть больше, чем за 6 месяцев 2016 года (+26,1%, 2016 г. – 249).

Анализ показал, что 112 преступлений террористического характера совершены с использованием сети Интернет (+5,7%, 2016 г. – 106).

Подобные методы экстремистов и террористов должны без промедления пресекаться, чтобы не дать им даже малейшего шанса для расшатывания общественно-политической обстановки в стране.

В связи с этим для выявления и блокировки экстремистских сайтов, мной на оперативных совещаниях, проведенных в федеральных округах в текущем году, дано указание продолжить активное взаимодействие с органами прокуратуры и Роскомнадзором, куда оперативно представлять полученные в ходе следствия материалы, подтверждающие распространение в Интернете противоправной информации.

Положительный опыт такой работы уже накоплен.

Так, ранее уже заблокированы такие сайты, как «Кавказ-центр», «Имарат Кавказ» и ряд других, которые осуществляли информационное обеспечение деятельности участников бандформирований Северно-Кавказского федерального округа, подробно освещали совершаемые ими убийства сотрудников правоохранительных органов и нападения на здания органов власти.

Помимо этого, в Главном следственном управлении Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу несколько лет успешно действует межведомственная оперативная группа, а в каждом субъекте Российской Федерации этого округа работают постоянно действующие межведомственные координационно-аналитические следственно-оперативные группы.

Их основная задача – раскрытие и расследование убийств, а также преступлений экстремисткой направленности и террористического характера.

Благодаря слаженным действиям таких групп изобличены члены бандподполья, совершившие диверсию на Баксанской гидроэлектростанции в Кабардино-Балкарской Республике, а в Республике Дагестан в короткие сроки были раскрыты убийства заместителя начальника штаба Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России Липинского, заместителя прокурора города Махачкалы Махсудова, министра внутренних дел Республики Дагестан Магомедтагирова и начальника тылового подразделения МВД республики Абакарова, а также целый ряд других особо опасных преступлений.

Помимо этого следователями Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу разработаны методики расследования уголовных дел указанной категории в целях выработки единообразного подхода к организации предварительного следствия и недопущению фактов, негативно влияющих на его исход.

Большое внимание в этом направлении уделяется аналитической работе.

Так, в 2016 и 2017 годах Главным следственным управлением Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу подготовлены и направлены в следственные управления по субъектам Северо-Кавказского федерального округа и Южного федерального округа следующие информационные письма:

- «Анализ следственной практики раскрытия преступлений террористической направленности, совершенных путем взрыва»;

- «Об изучении уголовных дел, возбужденных в отношении лиц, принимавших участие в террористической деятельности на территории Сирийской Арабской Республики»;

- «О применении членами незаконных вооруженных формирований на территории Республики Дагестан самодельных взрывных устройств нового типа («ударное ядро»);

-  «Положительный опыт проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа при расследовании преступлений террористической направленности».

Кроме этого, в Главном следственном управлении по СКФО подготовлены методические рекомендации: «Особенности расследования уголовных дел о совершении преступлений гражданами Российской Федерации в составе международной террористической организации».

Наряду с этим Следственным комитетом создана и ведется база данных самодельных взрывных устройств, которая содержит сведения о совершении на территории Российской Федерации преступлений с применением самодельных взрывных устройств.

Перечисленные организационные меры позволили оперативно пресечь деятельность нескольких десятков преступных группировок, совершавших особо опасные преступления по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти, включая убийства сотрудников правоохранительных органов.

Приведу лишь несколько характерных примеров.

Так, по результатам нашего расследования к длительным срокам лишения свободы осуждены:

– несколько участников преступного сообщества, возглавляемого Асланом Гагиевым, совершившие в 2004 – 2014 годах 60 убийств (в том числе сотрудников правоохранительных органов) на территории Республики Северная Осетия – Алания и других субъектах Российской Федерации;

– Али Тазиев – один из приспешников Шамиля Басаева и организатор банды, на счету которой 78 убийств, в том числе сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в Северо-Кавказском федеральном округе;

– участники банды, совершившие убийство сотрудника отдела вневедомственной охраны по г. Каспийску Росгвардии Магомеда Нурбагандова (удостоенного посмертно Указам Президента РФ звания Героя России);

– бывший мэр Махачкалы Саид Амиров и его подельники, готовившие террористический акт против главы регионального Пенсионного фонда.

Кроме того, следователями Главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу совместно с сотрудниками ФСБ России изобличены 6 участников банды так называемого Хасавюртовского сектора, совершивших теракт около здания МВД России в г. Пятигорске в 2013 году. Приговором суда все они осуждены к длительным срокам лишения свободы.

Изоляция от общества этих и других особо опасных преступников в значительной мере позволила нанести ощутимый урон бандподполью.

Уважаемые коллеги!

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 в числе угроз государственной и общественной безопасности, помимо прочих, названа деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма.

В целях пресечения этих угроз представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют данную информацию

При этом, если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, пусть обжалуют соответствующие действия уполномоченных госорганов в суд. Считаю, что такой порядок даст возможность более оперативно реагировать на пропаганду экстремизма в Интернете (по данным ФСБ России, озвученным 4 октября 2017 года на  Совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств – партнёров ФСБ России, у международных группировок экстремистов и террористов более 10 тысяч сайтов в Интернете, а в социальных сетях русскоязычного сегмента экстремистами создаются «закрытые группы», в которых ведётся психологическая обработка для вербовки сторонников террористов).

Здесь уместно привести методы по пресечению распространения противоправной информации в Китайской Народной Республике.

К примеру, Министерство промышленности и информатизации Китая в 2016 году ввело запрет на работу электронных СМИ, полностью или частично принадлежащих иностранным резидентам. Теперь такие СМИ больше не смогут распространять информацию через сеть Интернет, а в лучшем случае только посредством печатных изданий. Китайские же СМИ будут сотрудничать с иностранными онлайн-СМИ только при наличии разрешения этого министерства. В руководстве национальных СМИ смогут работать только граждане Китая, а серверы онлайн-СМИ могут находиться только в КНР.

Представляется, что в разумной мере этот опыт вполне мог бы быть взят на вооружение и в России.

Помимо этого в целях пресечения экстремизма следует ужесточить порядок выезда российской молодежи, исповедующей ислам на учебу в зарубежные теологические учебные заведения.

Кроме того, учитывая имеющиеся факты выезда из России в «горячие точки» радикально настроенных лиц (и въезда оттуда), в первую очередь из числа молодёжи, необходимо принять дополнительные меры к исправлению ситуации.

Важнейшим условием успешной реализации задач, стоящих перед Следственным комитетом Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и терроризму является целенаправленное взаимодействие с институтами гражданского общества.

В этом направлении следует усилить антиэкстремистскую работу с участием представителей Минобрнауки, МВД, Роскомнадзора, Росмолодежи и Роспечати, шире привлекать общественность и средства массовой информации, молодёжные и студенческие организации, волонтёров, преподавательский состав вузов, а в наиболее проблемных регионах – инициировать профилактическую работу на уровне школ.

Особая роль в осуществлении этой работы принадлежит общественным советам при следственных органах Следственного комитета, деятельность которых позволяет на постоянной основе объединить усилия работников следственных органов и наиболее авторитетных представителей общественности для достижения общих целей по укреплению правопорядка.

Касаясь этого важного вопроса, следует также отметить, что в целях противодействия различного рода попыткам дестабилизировать обстановку в стране необходима продуманная и последовательная концепция информационной политики.

Представляется важным определиться с пределами цензурирования в России глобальной сети Интернет и средств массовой информации, так как эта проблема в настоящее время вызывает острые дискуссии в свете активизации защитников прав на свободу получения и распространения информации.

Кроме того, для разоблачения истинных целей и намерений исламских экстремистов, установления несостоятельности их теоретических подходов, противоречащих реалиям современного мира и коренным интересам исламских стран, видится также полезным регулярно проводить на площадке Государственной Думы специальные слушания с привлечением экспертов Федеральной службы безопасности, а также представителей официальных мусульманских конфессиональных организаций, проповедующих цивилизованный, мирный ислам.

Широко освещать в прессе материалы таких слушаний.

На государственных и общественных телеканалах сократить в телепрограммах объемы внеморального показа насилия и агрессии.

А в целом Следственный комитет поддерживает мнение Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Валерия Дмитриевича Зорькина о том, что для уголовного преследования глав террористических групп и движений «назрела необходимость учредить особый международный трибунал под эгидой ООН, подобно тем, что были созданы по бывшей Югославии и Руанде».

Уважаемые коллеги!

Следует также отметить, что после исторического воссоединения Крыма с Россией Следственным комитетом совместно с другими правоохранительными органами проводится активная работа по предупреждению экстремизма и терроризма в Крыму (где предпринимаются усилия сформировать антироссийские настроения, путем фальсификации сведений об исторических фактах и искажения трактовки современных событий, чтобы поставить под сомнение результаты референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации).

Создана межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремистской и террористической деятельности.

Образована также постоянно действующая следственно-оперативная группа по раскрытию умышленных убийств.

Все эти организационные меры и нацеленность на конечный результат позволили значительно активизировать работу по раскрытию и расследованию указанных преступлений, совершенных, в том числе с применением огнестрельного оружия.

К примеру, по результатам расследования Главного следственного управления Следственного комитета по Республике Крым в г. Симферополе вынесен приговор активному участнику массовых беспорядков в феврале 2014 года в г. Киеве (Костенко), незаконно хранившего по месту жительства огнестрельное оружие и причинившего телесные повреждения сотруднику крымского спецподразделения «Беркут» (виновному назначено наказание в виде четырех лет двух месяцев лишения свободы).

Уважаемые коллеги!

Как мной уже отмечено, с учетом того что вербовщики террористической организации ИГИЛ целенаправленно используют среду мигрантов для радикализации не сумевших адаптироваться в России граждан ближнего зарубежья, стремятся создать так называемые спящие ячейки, которые можно мобилизовать на теракты, думаю, что необходимо принять комплексные меры, в том числе законодательного характера, для ужесточения контроля миграционных потоков.

Как вы знаете, в 2016 году в ходе реформы правоохранительных органов полномочия в сферах контроля за миграцией и противодействия незаконному обороту наркотиков отнесены в первую очередь к компетенции МВД России.

Считаю, что это значительно повысит результативность противодействия данным угрозам.

Вместе с тем полагаю, что назрел вопрос о кодифицировании миграционного законодательства (в настоящее время вопросы миграции в общей сложности регулируют уже свыше 700 нормативных актов), где требуется указать все формы миграции, а также нормы, связанные с регистрацией иностранцев и выдачей квот на занятие трудовой деятельностью, чётко определив порядок учёта мигрантов, их дактилоскопирования и другие виды контроля. Здесь же следует закрепить порядок взаимодействия всех правоохранительных органов по пресечению незаконной миграции, что позволит осуществлять более действенный и результативный миграционный контроль.

Представляется, что именно такие меры послужат главной цели – не только оперативно пресекать правонарушения в сфере миграции, но и своевременно их предупреждать.

Кроме того, в целях повышения эффективности профилактики экстремизма полагаю, что территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний необходимо разработать дополнительные профилактические и административные меры, направленные на снижение степени влияния радикалов на осужденных, на воспрепятствование осуществлению бывшими членами бандподполья идеологической обработки контингента учреждений пенитенциарной системы, а также вербовки среди них своих новых сторонников.

Примеры такого влияния уже имеются.

Так, по результатам расследования Главного следственного управления Следственного комитета по городу Москве в августе 2016 года суд приговорил к четырем годам лишения свободы Юсупова за призывы к сокамерникам в следственном изоляторе после отбытия наказания присоединиться к террористам ИГИЛ, воюющим в Сирии.

Следственным комитетом также неоднократно предлагалось принять дальнейшие меры к ужесточению контроля за распространением SIM-карт, принимая строгие административные меры, включая приостановление деятельности и лишение лицензии операторов мобильной связи, не соблюдающих правила предоставления услуг связи по предъявлению документов, удостоверяющих личность. Помимо этого, считаем, что необходимо принять действенные меры к запрету торговли SIM-картами вне официальных офисов операторов мобильной связи.

Помимо этого, полагаю, что в целях противодействия экстремизму и терроризму необходимо также принять меры к закреплению на законодательном уровне сроков хранения сведений о получателях оружия на заводах-изготовителях минимум 40 – 50 лет, обязательного клеймения оружия, позволяющего проследить его путь от изготовителя к потребителю, а также создания базы данных, обеспечивающей ведение подобного контроля и доступной для работы следователей по указанной категории уголовных дел.

Кроме того, Следственным комитетом поддерживается предложение ФСБ России о создании на международной арене общей базы данных иностранных террористов-боевиков и разработке дополнительных способов установления их местонахождения, что позволит поставить дополнительный барьер для перемещения террористов в нашу страну.

Еще одна мера, которая способствовала бы эффективной борьбе с экстремизмом, терроризмом и другими опасными проявлениями преступности – конфискация имущества как вид уголовного наказания. Соответствующие законодательные предложения подготовлены и нуждаются в скорейшей законодательной реализации. К сожалению, этот процесс неоправданно затянулся, но мы прилагаем усилия для его реализации.

Следственный комитет выступает также за введение уголовной ответственности в отношении юридических лиц, без которой невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих терроризм, спонсирующих дестабилизацию политической обстановки, а также другие транснациональные преступления, совершаемые на территории России.

Без этого института невозможна и репатриация капитала, нажитого преступным путем и выведенного за рубеж.

Уважаемые коллеги!

Особо подчеркну, что Следственный комитет Российской Федерации не остается в стороне от трагических событий на юго-востоке Украины.

Оперативно возбуждается уголовное преследование военных преступников и националистов, от рук которых гибнет мирное население, наши соотечественники.

Всего с 2014 года по настоящее время возбуждено 196 уголовных дел, по которым привлекаются к уголовной ответственности 127 лиц, в числе которых высокопоставленные должностные лица Минобороны Украины (в том числе министр обороны Украины Полторак, его заместители, начальник генштаба Муженко и его заместители).

Указанные лица в нарушение Протокола о прекращении применения оружия на юго-востоке Украины и Меморандума к нему, а также положений Конвенции о защите гражданского населения во время войны, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о предупрежеднии преступления геноцида и наказания за него и других нормативных правовых актов отдавали заведомо преступные приказы о проведении прицельных артиллерийских обстрелов из тяжелых видов вооружения объектов гражданской инфраструктуры и населенных пунктов самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. В результате таких преступных действий погибли и получили тяжелые ранения сотни гражданских лиц, в том числе дети.

Кроме того, по фактам осквернения скульптурных и архитектурных сооружений, посвященным борьбе с фашизмом и жертвам фашизма, а также осквернения символов воинской славы России на территории Украины (в том числе в городе Глиняны Львовской области, в городе Новомосковск Днепропетровской области) Следственным комитетом возбуждены уголовные дела о преступлениях предусмотренных статьей 354.1 Уголовного кодекса РФ («Реабилитация нацизма»).

Эти уголовные дела всесторонне расследуются, собираются необходимые доказательства, чтобы виновных лиц настигло справедливое возмездие.

Уважаемые коллеги!

В завершение отмечу, что в условиях сложной международной обстановки нам важно принять и другие действенные меры к обеспечению адекватного реагирования на возрастающие экстремистские проявления и террористические угрозы, наращивать усилия, направленные на дальнейшее снижение активности бандподполья на Северном Кавказе.

В качестве дополнительной меры считаю также необходимым совместно с законодателями ещё раз внимательно проанализировать действующую нормативную правовую базу с целью её корректировки в направлении ужесточения уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.

Это касается также усиления противодействия так называемому телефонному терроризму.

В частности, предлагается в статье 207 Уголовного кодекса Российской Федерации увеличить санкции в виде лишения свободы с тем, чтобы повысить предупредительное значение этой нормы, а также дать возможность осуществлять весь необходимый комплекс оперативно-розыскных мероприятий в целях установления виновных лиц, подготавливающих либо совершающих указанные опасные преступления.

Что касается вопроса об использовании в нашей страны для расчетов виртуальных валют (криптопвалют), то технология их использования привлекательна не только для финансовых учреждений, но и для криминальных и террористических структур, так как налоговые и правоохранительные органы не могут воздействовать на транзакции участников платежной системы (так как не используются данные владельцев адресов).

В конце выступления скажу несколько слов о Концепции внешней политики, которую Президент Российской Федерации утвердил 30 ноября 2016 года.

Это обновленная Концепция, в которой отражено, что глобальная террористическая угроза приобрела качественно новый характер с появлением международной террористической организации «Исламское государство» и подобных ей объединений, поднявших насилие на невиданный уровень жестокости, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана. Согласно Концепции Главным направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества, прежде всего в целях предупреждения терроризма и экстремизма, противодействия распространению радикальных идей.

Добавлю, что в преддверии проведения в Российской Федерации крупного международного футбольного турнира – чемпионата мира по футболу в 2018 году в числе первоочередных задач следственных органов Следственного комитета Российской Федерации стоит организация надлежащей готовности к реагированию на экстремизм и террористические угрозы, обеспечение надёжной безопасности проведения Чемпионата в целом.

В завершение отмечу, что для каждого из нас участие в круглом столе, организованном Московской академией Следственного комитета откроет дополнительные возможности для продуктивной научной, законотворческой и правоприменительной работы, направленной на противодействие экстремизму и терроризму в Российской Федерации.

Самым важным сегодня является обеспечение национального единства России и сплочение её многонационального народа.

Благодарю за внимание!


Рецензии