Выступление председателя СК РФ на сессии Интерпола

Тезисы выступления Председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина перед сотрудниками Интерпола в Китайской Народной Республике


Добрый день, уважаемые коллеги!
В начале своего выступления хочу выразить признательность организаторам нашей встречи.
Пользуясь предоставленной мне возможностью, хотел бы отметить очень высокий уровень организации сегодняшних мероприятий и обстановку взаимного доверия.
Следственный комитет  России образован Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Общее руководство его деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации.
Следственный комитет Российской Федерации стал правопреемником Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, образованного Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 года № 1007 (вступил в силу с 7 сентября 2007 года).
Как видите, это – молодая государственная структура, численность которой немногим более 23 тысяч сотрудников.
Создание Следственного комитета явилось логическим продолжением проводимой в Российской Федерации судебной реформы, в ходе которой первоначально суды были высвобождены из-под надзора прокуроров, а впоследствии из их же подчинения выведен ведомственный следственный аппарат.
Таким образом, к компетенции Следственного комитета Российской Федерации отнесено расследование преступлений, подследственных ранее следователям прокуратуры. В результате реализован основополагающий принцип организации прокурорского надзора: кто надзирает, тот не расследует. Эти преобразования явились закономерным итогом политики четкого определения современного места и роли прокуратуры как надзорной составляющей в системе органов государственной власти.
Сейчас прокурор осуществляет уголовное преследование посредством утверждения обвинительного заключения и поддержания государственного обвинения в суде.
В результате разделением функций прокурорского надзора и производства следствия в российской правовой системе достигнут необходимый баланс полномочий, что позитивно отразилось на системе защиты прав и интересов личности на стадии досудебного производства.
Поясню, что в целом такая глобальная реорганизация следственных органов проведена впервые. Исторически идея создания «независимого следствия» возникла ещё со времён Всероссийского императора Петра Великого, когда в ходе реформы в 1713 году им были учреждены первые специальные следственные органы – так называемые майорские следственные канцелярии.
Непосредственная подчиненность главе государства и их самостоятельность позволили обеспечить объективность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.
Современники отмечали, что даже Сенат (Правительствующий сенат, учрежден Петром I – 22 февраля 1711 года, как высший орган государственной власти и законодательства) не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии.
Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. Следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.
И, по сути, создание Следственного комитета Российской Федерации – это возвращение к истокам, достаточно точно обозначенным еще Петром I.
Символично также и то, что обретение Следственным комитетом самостоятельности совпало со 150-летием проведения в России судебной реформы и началом развития института досудебного расследования, когда в июне 1860 года Указом императора Александра II следственная часть была отделена от полиции. Ну, а в нашем случае следствие было отделено от надзорного органа – прокуратуры.
С первых же шагов самостоятельной работы Следственного комитета стало очевидно, что благодаря открытости и квалифицированному оперативному реагированию на любые проявления преступности, а также активной позиции по разработке новых подходов к уголовно-правовому регулированию общественных отношений Следственный комитет прочно вошёл в жизнь российского государства. Завоевал доверие в обществе.
И поэтому не случайно, что одно из важнейших направлений нашей деятельности – это работа с обращениями граждан. «Обратной» связи с населением мы уделяем особое внимание и оцениваем её как главную составляющую реализации конституционных прав жителей страны.
Для этого в каждом субъекте Российской Федерации организована работа Общественной приемной Председателя Следственного комитета Российской Федерации, куда может обратиться любой гражданин. Кроме того, повсеместно введены «телефоны доверия», действует Интернет-приемная Следственного комитета.
И все без исключения обращения: будь они переданы по «телефону доверия», через сеть Интернет или на личном приеме, – регистрируются и тщательно проверяются в соответствии с действующим российским законодательством в строго определенные сроки, по результатам заявителю даётся квалифицированный ответ, и там где это требуется принимаются необходимые меры.
Уважаемые коллеги!
Кратко остановлюсь на основных задачах Следственного комитета, в числе которых определены:
разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;
организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершенствованию преступлений, принятие мер по их устранению;
оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества.
В соответствии с Законом следователи Следственного комитета расследуют наиболее тяжкие и опасные преступления – умышленные убийства; преступления сексуального характера; факты причинения вреда здоровью, повлекшие смерть, а также наиболее сложные преступления о коррупции; в сфере государственной службы; преступления совершенные лицами особого правового статуса – депутатами, судьями, прокурорами.
Образование независимой федеральной следственной структуры – Следственного комитета и состоявшееся чёткое разделение функций расследования и надзора за ним, безусловно, повысили его качество и объективность.
О значительном улучшении качества предварительного следствия, бесспорно, свидетельствует, например, тот факт, что, число уголовных дел, которые возвращены на доработку судами, в сравнении с 2006 годом, то есть до проведения реформы – уменьшилось в 3 раза (с 5 047 дел до 1 427).
Находясь на переднем крае борьбы с преступностью наши сотрудники трудятся самоотверженно, защищая граждан, государство и общество от преступных посягательств.
За прошедшие 10 лет следователями Следственного комитета, штатная численность которых в настоящее время составляет 8 731 человек (включая военных следователей), рассмотрено почти 9 миллионов сообщений о преступлениях, возбуждено более одного миллиона двухсот тысяч уголовных дел, в суды направлено свыше одного миллиона дел. Осуществлено два миллиона выездов на место происшествия.
Это – огромный и напряженный труд.
Заметным шагом, направленным на то, чтобы придать Следственному комитету импульс для быстрого самостоятельного развития и в то же время доказать свою пользу обществу, стали наши приоритетные проекты:
раскрытие и расследование преступлений прошлых лет;
выявление и расследование преступлений против социально незащищенных категорий граждан, в первую очередь детей;
расследование коррупционных преступлений.
Уважаемые коллеги!
С первых дней существования Следственного комитета мы направили свои усилия на формирование мобильной и дееспособной системы следственных органов.
Причем многие вопросы приходилось решать, что называется, с нуля.
Необходимо было в условиях изменившегося законодательства так выстроить работу следователей, чтобы качество следствия не только не снизилось, но и возросло. Задача осложнялась тем, что на должности руководителей следственных органов были назначены в большинстве вчерашние следователи, которым если и приходилось заниматься вопросами организации, то это касалось их личного труда или работы следственно-оперативных групп.
Несмотря на имевшиеся сложности, поставленную задачу мы решили, о чем свидетельствует ранее упомянутое мною трехкратное (по сравнению с 2006 годом) снижение числа возвратов уголовных дел судами.
В новой правовой реальности удержание качества предварительного следствия на приемлемом уровне служит важным детектором жизнеспособности следственных органов.
Убежден, что идя в ногу со временем, используя как современные технологии, так и проверенные временем методы нам удастся существенно укрепить профессиональное ядро следственных работников и обеспечить его дальнейшее развитие.
За счет мобилизации организационных и интеллектуальных ресурсов мы добились весомых результатов в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений. В некоторых регионах России мы достигли стопроцентной раскрываемости убийств. А в среднем по России раскрывается от 80 до 90% убийств. Это хороший результат и он закономерен. Почему?
Ответ простой – мы придаем огромное значение криминалистическому обеспечению наших следственных органов, без которого невозможна успешная работа по раскрытию преступлений, получению и квалифицированному закреплению доказательств.
Следователи-криминалисты – это уникальный субъект следственной деятельности, обладающий уголовно-процессуальным статусом, и которого нет в других российских следственных органах.
С самого первого дня образования Следственного комитета мы постарались изменить привычные стереотипы отечественной правоохранительной системы, введя в обязанность наших следователей и криминалистов не только расследование уголовных дел, но и раскрытие преступлений, что раньше по довольно распространенному мнению было прерогативой лишь органов дознания.
Создавая мощный корпус следователей-криминалистов, мы исходили, прежде всего, из того, что его наличие должно обеспечить конкурентное преимущество Следственного комитета перед другими следственными органами, в первую очередь, по такому направлению, как раскрытие преступлений, совершенных в условиях неочевидности, и преступлений прошлых лет.
Наши криминалисты изучают уголовные дела о преступлениях прошлых лет, проверяя полноту выдвинутых версий и степень их «отработки», эффективность розыска лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов следствия, результативность использования базы оперативных и криминалистических учетов.
Всего в период с 2007 по 2016 год в ходе расследования раскрыто более 62 тысяч преступлений, уголовные дела по которым были приостановлены в прошлые годы (и что называется, пылились на полках), в их числе – свыше шести тысяч семисот убийств и более трёх с половиной тысяч фактов умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего.
Несомненно, эти результаты достигнуты благодаря обширному арсеналу криминалистических подразделений Следственного комитета, который состоит из передового высокотехнологичного оборудования как отечественного, так и зарубежного производства, включая беспилотные летательные аппараты для фото- и видеосъемки больших территорий и поиска пропавших без вести людей, комплексы оборудования для поисковых работ в воде и под землей, портативные спектрометры для идентификации различных видов веществ.
Нашими криминалистами успешно проводится анализ и обработка биллинговой информации, восстановление и извлечение удаленной информации из цифровых электронных устройств.
Развивается новое направление – использование возможностей космической фотосъемки при расследовании преступлений. В Главном управлении криминалистики создана точка удаленного доступа к данным дистанционного зондирования поверхности Земли внутренней сети Роскосмоса. Полученные космические снимки неоднократно использовались следствием для установления обстоятельств преступлений и как доказательства по уголовным делам.
В 2016 году нашими криминалистами организована апробация 2-х роботизированных станций для производства молекулярно-генетических экспертиз.
В современном обществе, живущем в эпоху технологического подъема, органы следствия неизбежно должны использовать самые современные технологии для раскрытия преступлений.
Регулярное обновление и широкое применение технических средств в расследовании – один из путей качественного и эффективного осуществления данной деятельности и одно из неотъемлемых условий успеха в деле уголовного преследования.
На сегодняшний день нами полностью преодолено отставание от западных правоохранительных органов в части оснащенности новейшими образцами криминалистической техники.
Проводится активная работа по развитию криминалистической психологии, для расследования уголовных дел используются возможности психологов и специалистов в области активизации памяти и составлении рисованных портретов преступников.
Участие специалистов-психологов в психологическом сопровождении расследования уголовных дел позволило раскрыть ряд особо тяжких преступлений.
Например, мероприятия по активизации памяти потерпевших и использование изготовленных с их слов субъективных портретов лиц, совершивших преступления, позволили в совокупности с другими доказательствами установить ряд сексуальных насильников и убийц.
В целях научного обеспечения деятельности следователей-криминалистов в Академии Следственного комитета образован Научно-исследовательский институт криминалистики.
В июле этого года принято решение о создании Криминалистического центра Следственного комитета России на базе Главного управления криминалистики.
Основные направления деятельности центра: разработка, апробация и внедрение в следственную практику новых образцов криминалистической и специальной техники; совершенствование действующих и новых методик расследования преступлений; оказание практической помощи при проведении следственных действий; психологическое сопровождение расследования преступлений; формирование и ведение ведомственных криминалистических и экспертных учетов, баз данных криминалистической информации.
В состав криминалистического центра войдет и НИИ криминалистики.
Уважаемые коллеги!
Особенно остро Следственный комитет реагирует на все сообщения о нарушениях прав наших несовершеннолетних граждан. По каждому факту насилия в отношении детей, а оно, к сожалению, имеет место, мы немедленно проводим проверку и уголовно-правовыми мерами восстанавливаем справедливость.
Только в первом полугодии 2017 года следователями Следственного комитета Российской Федерации расследовано 9 695 преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних лиц, из них – 219 убийств, 798 изнасилований, 2 402 факта насильственных действий сексуального характера.
Признаны потерпевшими 9 330 несовершеннолетних. Погибло от преступных посягательств 1 077 детей. Покончили с собой 360 подростков.
Об итогах расследования преступлений в отношении детей, получивших широкий общественный резонанс, Следственный комитет оперативно информирует население, используя для этого возможности телевидения, радио, периодической печати и сети Интернет.
Кроме того, в Следственном комитете активно работает Консультативный совет по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При содействии Уполномоченного при Президенте Российской Федерации на заседаниях Совета реализовываются меры по повышению эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, прорабатываются вопросы обеспечения жильём сирот, а также совершенствования законодательства, регулирующего защиту их прав и интересов.
Осуществляет свою деятельность Координационный совет Следственного комитета Российской Федерации по оказанию помощи детям, пострадавшим при катастрофах и войнах.
Помимо этого, Следственный комитет активно участвует в воспитания подрастающего поколения и развитии кадетского движения в Российской Федерации. Под патронатом Следственного комитета находятся Муромский Дом ребенка и кадетские классы Следственного комитета.
На сегодняшний день для комплектования должностей следователей квалифицированными кадрами создана система образования Следственного комитета. В состав системы образования Следственного комитета входят четыре образовательные организации: Московская академия, Санкт-Петербургская академия, Московский кадетский корпус и Санкт-Петербургский кадетский корпус.
Для подготовки к поступлению в образовательные организации высшего образования Следственного комитета в наших кадетских корпусах реализуется образовательные программы основного и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к государственной службе в Следственном комитете.
В Московской и Санкт-Петербургской академиях Следственного комитета регулярно проводятся Дни открытых дверей. Приходит молодежь, от которой мы ждем истинной заинтересованности в постижении азов будущей профессии и надеемся на искренность помыслов, с которыми она приходит в стены вузов.
При отборе студентов мы не только учитываем уровень образования и физической подготовки, но стараемся исключать возможность прохождения службы лицами, имеющими корыстную мотивацию, неустойчивую психику, склонными к нарушениям служебной дисциплины.
В 2017 году мы подняли на качественно новый уровень профессиональную подготовку будущих следователей, организовав ее таким образом, чтобы студенты получили специфические знания, в том числе о новейшей криминалистической технике, умели расследовать преступления любой сложности.
Мы должны воспитать настоящих офицеров, любящих Родину, надежных, верных служебному долгу, желающих служить правде, справедливости и закону.
С каждым годом увеличивается число учебных заведений, в которых мы растим свою смену.
Первого сентября этого года распахнул свои двери Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации, в котором азы государственной службы начали постигать сорок будущих следователей. Материально-техническое оснащение кадетского корпуса позволит кадетам освоить образовательные программы основного общего образования, а также изучить предметы ранней профессиональной направленности.
Новые кадетские классы открыты с началом учебного года в Крыму, Астрахани и Нижнем Новгороде. Действующие сотрудники будут проводить уроки по правовым дисциплинам, поделятся эффективными формами и методами организации следственного процесса, расскажут о технике и методике расследования преступлений, применении новейших научно-технических достижений в области криминалистики и использовании возможностей различных судебных экспертиз. Данная программа обеспечит подготовку обучающихся к поступлению в профильные вузы страны, осуществляющие формирование кадрового потенциала в интересах Следственного комитета России.
Не оставались подростки вне нашего внимания и в период школьных каникул. Так, в июле – августе 2017 года в Международном детском Центре «АРТЕК» реализована дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный следователь». Артековцы узнали о целях и задачах Следственного комитета, познакомились с историей органов предварительного следствия, с основными видами судебных экспертиз и следственными действиями. Увидели в действии криминалистическую технику, сами опробовали отдельные ее экземпляры под руководством опытных криминалистов. Именные сертификаты «Юный следователь» получили 112 участников программы.
Возможно, кто-то из них этим летом определил свой жизненный путь.
Уважаемые коллеги!
Как мною отмечалось ранее, с первых дней существования Следственного комитета Российской Федерации одним из приоритетных направлений нашей работы является борьба с коррупцией.
И это не случайно.
Необходимо отметить, что, как одно из средств создания нормальных и комфортных условий для спокойной и достойной жизни граждан России, уголовная политика призвана защищать права и свободы человека и гражданина, их собственность. И представляется совершенно очевидным, что добиться позитивных результатов в защите ценностей можно лишь посредством энергичной и успешной борьбы с таким характерным для всех стран явлением, как коррупция.
Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене.
И поскольку в руках следователей Следственного комитета находятся самые эффективные инструменты борьбы с коррупционными проявлениями, Председатель Следственного комитета Российской Федерации включен в состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Это – специализированный орган, уполномоченный координировать борьбу с коррупцией в России. И это налагает особую ответственность на возглавляемые мной следственные органы.
В соответствии с позицией Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина мы предельно жестко подходим к вопросам привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных чиновников любого ранга.
За 5 лет нашей деятельности в качестве самостоятельного федерального государственного органа в суд направлено более 60 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Из них свыше 36 тысяч – в отношении должностных лиц и почти 25 тысяч уголовных дел в отношении взяткодателей.
Без преувеличения можно сказать, что нам удалось нанести существенный урон организованной преступности. В суд направлено 347 уголовных дел об организованных коррупционных группах и 25 – о преступных сообществах (преступных организациях).
Мы смогли добиться существенного увеличения возмещения ущерба по делам о коррупции.
Возмещено свыше 26 миллиардов рублей и, кроме того, на сумму более 45 миллиарда рублей наложен арест на имущество обвиняемых.
Мы добиваемся изобличения и наказания любого взяточника, невзирая на его должностное положение.
С 2011 года в отношении более четырёх тысяч обвиняемых (4 120), обладающих особым правовым статусом, уголовные дела направлены в суд.
В их числе 487 следователей различных ведомств, 98 прокуроров, 386 адвокатов, 2 655 депутатов органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, 75 депутатов законодательных органов субъектов России и 26 судей.
Цифры не могут в полной мере передать объем проделанной работы, но за каждой из них – прекращение преступной деятельности проворовавшегося служащего, взяткодателя, их соучастников.
Появились действительно знаковые уголовные дела и факты привлечения к уголовной ответственности чиновников,  которых многие считали неприкасаемыми.
Мы вновь убедительно продемонстрировали, что ни наличие значительных капиталов, ни высокий пост не являются  индульгенцией, гарантированно защищающей от следственных органов.
Следственный комитет Российской Федерации не собирается останавливаться. Взаимодействуя с оперативными подразделениями, надзорными и контролирующими органами мы способны вычислить и законными методами добиться привлечения к ответственности каждого коррупционера.
Разумеется, ни о каких даже самых незначительных успехах в деле борьбы с коррупцией не приходилось бы говорить, если бы с этой многоголовой гидрой Следственный комитет сражался в одиночку.
Отмечу повышение качества и результативности работы оперативных подразделений МВД России и ФСБ России в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности. Увеличилась доля поступивших из указанных структур сообщений, по результатам которых возбуждены уголовные дела.
Существенным подспорьем для предотвращения хищений и нецелевого использования бюджетных средств являются возможности и ресурсы Росфинмониторинга, Банка России, Счётной палаты Российской Федерации, органов государственного и муниципального контроля.
Уважаемые коллеги!
Мы находимся в условиях, когда международные террористические группировки угрожают безопасности граждан всех цивилизованных стран.
Только в текущем году террористами из ИГИЛ, а также примкнувшими к ним экстремистами из числа беженцев Северной Африки и Ближнего Востока совершены теракты в Стокгольме, в Париже, в Манчестере, других крупных городах ряда стран.
Как вы знаете, в настоящее время террористам из «ИГИЛ», «Джабхат ан-Нусры» и другим подобным террористическим объединениям удалось поставить под контроль значительные территории в Сирии и Ираке. Они пытаются распространить свое влияние на другие страны, включая Россию.
Как мы все наблюдаем, прогнозируемое обострение ситуации с началом участия Воздушно-космических сил России в боевых действиях против террористов в Сирийской Арабской Республике подтверждается исходящими угрозами от ИГИЛ и других международных террористических организаций. В Российскую Федерацию пытаются проникать боевики из «горячих точек» (Сирии, Ливии, Йемена, Ирака), проводятся теракты в отношении российских граждан за рубежом.
Такая сложная оперативная обстановка требует координации усилий всех противодействующих экстремизму и терроризму структур, пресечения вербовочной деятельности со стороны международных террористических организаций, ликвидации ресурсного и финансового обеспечения бандгрупп.
В связи с этим одной из главных задач Следственного комитета Российской Федерации является активное пресечение преступлений экстремистской направленности и террористического характера.
Достаточно сказать, что за 10 лет работы в суд направлено свыше двух тысяч шестисот уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности и свыше 700 дел о терроризме.
По многим из оконченных дел уже вынесены обвинительные приговоры.
Так, совместно с МВД России и ФСБ России следователями Главного следственного управления изобличены (и в настоящее время осуждены к длительным срокам лишения свободы) члены банды Галиева, которые, проповедуя идеи ваххабизма, совершили серию подрывов объектов топливно-энергетического комплекса в ряде субъектов Приволжского федерального округа. В ходе следствия перекрыты каналы финансирования банды, изъято значительное количество экстремистской литературы.
В Уральском федеральном округе нашими совместными усилиями пресечена деятельность Юсупова, который, совершая разбойные нападения на граждан, одновременно осуществлял подготовку к выезду в Сирийскую Арабскую Республику для участия в деятельности международных террористических организаций.
Особо хочу отметить нашу продуктивную работу в Северо-Кавказском федеральном округе.
С момента его образования руководители расположенных здесь следственных органов Следственного комитета нацелены мной на оперативное раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений. Для этого в Главном следственном управлении Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу результативно действует межведомственная оперативная группа.
Кроме того, в каждом субъекте округа активно работают постоянно действующие межведомственные координационно-аналитические следственно-оперативные группы, к главным задачам которых отнесено раскрытие и расследование убийств и преступлений террористического характера.
Работая в экстремальных условиях, в тесном взаимодействии с органами МВД и ФСБ России, нам совместно удалось изобличить и изолировать большинство участников преступных групп, дестабилизирующих обстановку в округе. И по многим таким делам уже состоялись судебные решения.
Так, к длительным срокам лишения свободы осуждено несколько участников преступного сообщества, совершивших в 2004 – 2014 годах ряд убийств на территории Республики Северная Осетия – Алания и в других субъектах Российской Федерации. Такие примеры нашей успешной совместной работы свидетельствуют о высоком профессионализме и четком взаимодействии следователей с оперативными подразделениями МВД России и ФСБ России.
Вместе с тем сложная оперативная обстановка требует дальнейшей координации усилий всех противодействующих экстремизму и терроризму структур, ужесточения контроля миграционных потоков, пресечения вербовочной деятельности со стороны международных террористических организаций, ликвидации ресурсного и финансового обеспечения бандгрупп.
Наша задача состоит в том, чтобы жёсткими уголовно-правовыми мерами восстановить справедливость и добиться неотвратимости наказания.
После исторического воссоединения Крыма с Россией проводится активная работа по предупреждению экстремизма и терроризма в Крыму.
С участием сотрудников Следственного комитета создана межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремистской и террористической деятельности. Образована также постоянно действующая следственно-оперативная группа по раскрытию умышленных убийств.
Все эти организационные меры и нацеленность на конечный результат позволили значительно активизировать работу по раскрытию и расследованию указанных преступлений, совершенных, в том числе с применением огнестрельного оружия.
Важнейшим условием успешной реализации задач, стоящих перед Следственным комитетом Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и терроризму является целенаправленное взаимодействие с институтами гражданского общества.
Такой диалог с представителями общественности способствует не только эффективному участию населения в программах профилактики преступлений экстремистской направленности, но и совершенствованию работы самих следственных органов Следственного комитета, укреплению их авторитета в регионах, формированию у граждан четких представлений о высокой общественной значимости деятельности следователей и криминалистов.
Особая роль в осуществлении этой работы принадлежит общественным советам при следственных органах Следственного комитета, деятельность которых позволяет на постоянной основе объединить усилия работников следственных органов и наиболее авторитетных представителей общественности для достижения общих целей по укреплению правопорядка.
Касаясь вопроса об информационном противодействии экстремизму следует отметить, что в Российской Федерации принят закон о блокировке экстремистских сайтов (Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). А в ноябре 2014 года Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации.
Это позволяет Следственному комитету Российской Федерациинный комитет Российской Федерацииосуществляет совместно с другими государственными органами, прежде всего с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Минюстом России оперативно реагировать на провокации экстремистов, использующих интернет-ресурсы для разжигания национальной и религиозной вражды, удалять информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Уважаемые коллеги!
Следственный комитет Российской Федерации за годы время, прошедшее с момента образования, смог заявить о себе как о государственном органе, способном эффективно отстаивать интересы страны на международной арене и осуществляющем организацию взаимовыгодного сотрудничества в сфере борьбы с транснациональной преступностью.
В структуре Следственного комитета России образовано Управление международного сотрудничества, основной задачей которого является обеспечение взаимодействия с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в сфере уголовного судопроизводства, а также правовой помощи по уголовным делам о преступлениях, расследуемых следователями Следственного комитета.
Правовой основой для эффективной борьбы с международной преступностью для нас служит система межгосударственных соглашений и национальное уголовное законодательство.
На этом направлении Следственным комитетом проводится активная работа как при расследовании конкретных преступлений, так в организации двустороннего информационного обмена с компетентными органами иностранных государств и международными организациями.
Основной целью такой работы является привлечение лиц, виновных в совершении преступлений, к установленной законом уголовной ответственности независимо от их гражданства и местонахождения. Нами уже проделан немалый объем работы и приобретен неоценимый практический опыт.
Следственный комитет Российской Федерации активно и плодотворно сотрудничает, как с Международной организацией уголовной полиции, так и с правоохранительными органами Китайской Народной Республики.
Современная преступность, особенно ее организованные формы, зачастую имеет транснациональный аспект, особенно на приграничных территориях, в связи с чем особую значимость приобретает сотрудничество российских правоохранительных органов с компетентными органами иностранных государств, осуществляемое в рамках конвенциальных положений об оказании правовой помощи и межгосударственных договоров.
Следственный комитет с учетом внешнеполитического курса Российской Федерации уделяет серьезное внимание развитию и укреплению межведомственного сотрудничества с Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики.
Подписанное в апреле 2013 года Соглашение о сотрудничестве между Следственным комитетом Российской Федерации и Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики предусматривает взаимодействие сторон в сфере противодействия преступлениям транснационального характера, в том числе террористической, коррупционной и экономической направленности, а также в сфере высоких технологий и другим категориям преступлений, представляющим повышенную угрозу для общества.
В целях развития и укрепления контактов с китайскими коллегами в Следственном комитете Российской Федерации регулярно проводятся встречи с представителями Министерства общественной безопасности Китайской Народной Республики, в том числе аккредитованными при Посольстве КНР в Российской Федерации.
В ходе встреч обсуждается широкий круг актуальных вопросов двустороннего сотрудничества, в том числе относительно исполнения запросов о правовой помощи по уголовным делам, организации визитов делегаций, обмена информацией по различным вопросам, представляющим взаимный интерес, обмена опытом.
Особое внимание уделяется вопросам сотрудничества по уголовным делам, которое осуществляется в рамках Договора между Российской Федерацией и КНР о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 года.
К основным категориям преступлений, по которым расследуются соответствующие уголовные дела, относятся убийство, мошенничество, торговля людьми, уклонение от уплаты таможенных платежей, преступления коррупционной направленности.
Значительная часть запросов, адресованных компетентным органам КНР, направляется следственными органами приграничных регионов.
Отмечу, что наше сотрудничество не ограничивается рассмотрением ходатайств о правовой помощи по конкретным уголовным делам.
В адрес Следственного комитета Российской Федерации из Посольства Китайской Народной Республики регулярно поступают материалы информационного характера (относительно взаимодействия в области противодействия терроризму, новым вызовам и угрозам; выписки из законов КНР; относительно проведения на базе образовательных учреждений КНР курсов языкового обучения).
Кроме того, представители МОБ КНР, аккредитованные при Посольстве КНР в Российской Федерации принимают участие в научно-практических конференциях, проводимых на базе образовательных учреждений Следственного комитета.
В рамках рабочих встреч с представителями Министерства общественной безопасности КНР регулярно обсуждаются вопросы возможной организации подготовки кадров и обучения сотрудников Министерства общественной безопасности КНР в образовательных учреждениях Следственного комитета и сотрудников Следственного комитета в образовательных учреждениях Министерства общественной безопасности Китайской Народной Республики.
Важно также отметить, что Следственный комитет принимает активное участие в формировании нормативной правовой базы российско-китайского сотрудничества в сфере противодействия преступности. Так, например, в апреле 2017 года согласован поступивший из МИД России пакет документов, требуемых для ратификации подписанного 27 сентября 2010 года в Пекине Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Уверен, что правоохранительные органы наших стран и в дальнейшем будут наращивать взаимодействие в вопросах противодействия этнической организованной преступности, борьбы с деятельностью «внешних» сил по дестабилизации внутриполитической ситуации в Российской Федерации и КНР, а также любым попыткам организации и содействия государственным переворотам, в том числе в условиях жесткого информационного давления со стороны ряда государств.
Убежден, что на пользу обеим сторонам будет продолжение обмена опытом и лучшими практиками по вопросам применения различных видов криминалистической техники, использования новейших приемов и методов проведения криминалистических экспертиз,
Роль правоохранительных органов наших стран была по достоинству оценена коллегами в ноябре прошлого, 2016, года.
Именно прошлой осенью президентом Интерпола был избран заместитель министра общественной безопасности Китайской Народной Республики Мэн Хунвэй, а вице-президентом стал начальник Национального центрального бюро Интерпола Министерства внутренних дел России Александр Васильевич Прокопчук.
Работа Следственного комитета, направленная на оперативное и качественное решение задач обеспечения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, будет активно продолжаться.

Уважаемые коллеги!
Как я уже отметил Следственный комитет инициативно разрабатывает новые подходы к уголовно-правовому регулированию общественных отношений и активно участвует в совершенствовании действующего законодательства.
Так, например, вступил в силу подготовленный нами федеральный закон, которым введена новая форма предварительного расследования – дознание в сокращённой форме (глава 32.1 УПК РФ).
Она позволит избежать нерационального расходования сил и средств органов дознания, прокурора и суда по уголовным делам об очевидных преступлениях, где подозреваемый согласен с выдвинутым обвинением, а  потерпевший не возражает против сокращенной формы отправления правосудия. Без сомнения, такая форма даст возможность направить государственные ресурсы на разрешение дел, представляющих фактическую и правовую сложность.
Помимо этого, в октябре 2014 года по инициативе Следственного комитета в Уголовно-процессуальный кодекс внесены поправки, изменяющие порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях (Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ), согласно которым теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направляемые не только налоговым органом, но и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Все эти организационные меры позволили нам в определенной степени добиться повышения результативности следственной работы, а Федеральной налоговой службе – собираемости налогов.
К примеру, если в 2014 году сумма возмещенного ущерба от налоговых преступлений составляла 8 миллиардов рублей и следователями арестовано имущество на сумму 2 миллиарда рублей, то в 2015 году данные показатели существенно выросли и составили соответственно почти 15 миллиардов (14,9) и свыше четырёх с половиной (4,6) миллиардов рублей.
В 2016 году возмещаемость ущерба увеличилась ещё в 2 раза и составила 32 с половиной миллиарда рублей, а следователями арестовано имущество на сумму почти 8 миллиардов рублей (7,9 млрд рублей).
И такая работа активно продолжается в текущем году, несмотря на значительную либерализацию налогового законодательства, направленного на формирование более благоприятных условий для предпринимательской деятельности (в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 325-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ» существенно повышен размер недоимки и доли неуплаченных налогов для целей привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений).
Так, в первом полугодии 2017 года в суд направлено 494 уголовных дела, а сумма возмещенного ущерба уже составила 22 с половиной миллиарда рублей, арестовано имущество на сумму около 5 миллиардов рублей (4,7 млрд рублей).
С момента своего образования Следственный комитет неоднократно поднимал вопрос об усилении уголовной ответственности за экстремизм и терроризм.
В итоге в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены существенные поправки, ужесточающие уголовную ответственность за экстремистские и террористические преступления, уточнено понятие «финансирование терроризма», введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (статья 354.1 УК РФ Реабилитация нацизма).
Кроме того, Федеральным законом от 6 июля 2016 года № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» Уголовный кодекс дополнен статьей 205.6 «Несообщение о преступлении», устанавливающей ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности.
Этим же законом в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены дополнения, создающие возможность самостоятельного проведения российскими органами предварительного расследования и судами по делам (экстратерриториальная юрисдикция) о любых преступлениях, подпадающих под предписывающую юрисдикцию России (ст. 12 УК РФ), следственных и иных процессуальных действий (включая задержание и применение иных мер процессуального принуждения) за пределами территории Российской Федерации (также и не по месту совершения преступления), в том числе в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (включая подозреваемых и обвиняемых), в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ и наделяющие юридической силой собираемые таким путем доказательства.
Тем самым создана внутригосударственная правовая основа для самостоятельной экстратерриториальной процессуальной деятельности в дополнение к традиционным, «классическим» инструментам международной правовой помощи и полицейского содействия по уголовным делам, что было уже давно востребовано следственной практикой.
Помимо этого, Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 361 «Акт международного терроризма» (введена этим же Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ), выделяющей в отдельный состав совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан России в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов нашей страны.
Справка. Именно по этой статье Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета возбуждено уголовное дело по факту убийства 19 декабря 2016 года Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике Андрея Карлова. В рамках уголовного дела в соответствии с нормами российского уголовно-процессуального законодательства и международного права проводятся следственные действия, направленные на установление всех возможных причастных к подготовке и нападению на российского дипломата лиц.

Следственным комитетом неоднократно предлагалось принять дальнейшие меры к ужесточению контроля за распространением SIM-карт, принимая строгие административные меры, включая приостановление деятельности и лишение лицензии операторов мобильной связи, не соблюдающих правила предоставления услуг связи по предъявлению документов, удостоверяющих личность. Помимо этого, считаем, что необходимо принять действенные меры к запрету торговли SIM-картами вне официальных офисов операторов мобильной связи.
Следственный комитет выступает также за введение уголовной ответственности в отношении юридических лиц, без которой невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих терроризм, спонсирующих дестабилизацию политической обстановки, а также другие транснациональные преступления, совершаемые на территории России. Без этого института невозможна и репатриация капитала, нажитого преступным путем и выведенного за рубеж.
Введение уголовной ответственности юридических лиц позволит решить следующие актуальные проблемы.
Первое. Даст возможность конфисковывать находящееся на балансе юридического лица нажитое преступным путем имущество вне зависимости от того установлено или нет физическое лицо, совершившее преступление.
Второе. Позволит обеспечить репатриацию нажитого на территории Российской Федерации преступного капитала, выведенного за рубеж.
Справка. Суды зарубежных стран при рассмотрении приговоров российских судов на предмет возможности их принудительного исполнения на территории данного государства ссылаются на то, что Российская Федерация присоединилась к конвенциям, устанавливающим обязанность предусмотреть ответственность юридических лиц за причастность к преступлениям, в том числе за коррупцию и легализацию преступных доходов. Поскольку российская сторона не может представить судебное решение, устанавливающее виновность организации в этих преступлениях, а также соответствующую санкцию к ней, зарубежные суды отказывают в возврате похищенного имущества его законному владельцу либо в его изъятии в доход России, ссылаясь на международно-правовой принцип недопустимости произвольного лишения права собственности.

Третье. Повысит эффективность борьбы с использованием фиктивных организаций в экономической деятельности.
Справка. Российское уголовное законодательство не предусматривает возможности применения к таким компаниям каких-либо мер уголовно-правового воздействия, и они пользуются равной гражданско-правовой защитой наряду с организациями, обладающими надлежащей юридической личностью.

Четвертое. Мы сможем усилить профилактическое воздействие на компании путем принятия ими дополнительных мер корпоративного контроля за деятельностью своих должностных лиц (комплайнс-контроля).
На начальном этапе уголовная ответственность юридических лиц может быть введена за те деяния, которые предусмотрены международными конвенциями, к которым присоединилась Россия (финансирование терроризма и экстремизма, легализацию преступных доходов, преступления против мира и безопасности человечества, экологии, незаконный оборот оружия и наркотических средств, преступления коррупционной направленности, торговлю людьми, органами и тканями и организацию незаконной миграции). Далее с учетом накопленного опыта возможно расширение пределов применения такой ответственности и на другие преступления.
Представляется важным определиться с пределами цензурирования в России глобальной сети интернет и средств массовой информации, так как эта проблема в настоящее время вызывает острые дискуссии в свете активизации защитников прав на свободу получения и распространения информации.
Кроме того, Следственным комитетом поддерживается предложение ФСБ России о создании на международной арене общей базы данных иностранных террористов-боевиков и разработке дополнительных способов установления их местонахождения, что позволит поставить дополнительный барьер для перемещения террористов в нашу страну.
Скажу еще об одном важном законопроекте, подготовленном в Следственном комитете. Мы предлагаем ввести в российское уголовное судопроизводство институт установления объективной истины. Эта инициатива вызвала острую дискуссию в научных кругах.
В связи с этим позвольте озвучить суть нашего предложения.
Современное российское уголовное судопроизводство на стадии судебного разбирательства близко к англо-американской модели чистой состязательности. В ней суду отводится роль пассивного наблюдателя, который, исследовав представленные сторонами доказательства и выслушав их мнение, выносит решение, основываясь на силе логической аргументации позиции каждой из сторон. В таком процессе суд не должен проявлять активность в сборе доказательств и устранять их неполноту даже в ущерб достоверным знаниям о событии преступления. При чистой состязательности велика роль презумпций, преюдиций, сделок сторон о признании обстоятельств установленными и других юридических фикций, которые заменяют поиск истинного знания. Поэтому истина в таком процессе является формально-юридической.
В отличие от этого романо-германская модель уголовно-процессуального доказывания, к которой традиционно тяготеет российское уголовное судопроизводство, основывается на приоритете достоверного (объективно истинного) знания о событии преступления. Истина в таком процессе носит объективный характер. И лишь при невозможности ее достижения (когда исчерпаны все средства по сбору доказательств), применяются юридические фикции, в том числе презумпция невиновности. Таким образом, приоритетной в романо-германском уголовном процессе является именно объективная, а не формально-юридическая истина.
Так, абзац 2 § 244 УПК ФРГ в качестве цели доказывания определяет материальную истину. Общее требование об установлении материальной истины содержится и в УПК Франции. При этом оно адресовано не только офицеру судебной полиции (ст.54), прокурору (ст.82), но председательствующему в судебном заседании (ст.310).
Этот институт исторически присутствовал и в российском уголовном процессе. Упоминание о необходимости установления по делу объективной истины, а также ссылки на нее содержались еще в Уставе уголовного судопроизводства 1864 года, а также в УПК РСФСР 1922 года.
Справка. Статья 613 Устава уголовного судопроизводства 1864 года, а также статья 257 УПК РСФСР 1922 года предписывали председательствующему в суде принимать меры и направлять ход дела к тому, чтобы была раскрыта истина.

Однако наиболее последовательно и системно этот принцип был реализован в УПК РСФСР 1960 года. В этом кодексе суду отводилась активная роль в доказывании. В целях обеспечения полноты, объективности и всесторонности судебного следствия он обязывал председательствующего не только собирать доказательства и устранять пробелы в доказательственной базе, но даже продолжать производство по делу в условиях, когда государственный обвинитель отказался от обвинения.
С принятием в 2002 году нового Уголовно-процессуального кодекса, основанного на принципе состязательности, функция уголовного преследования конечно же была исключена из компетенции суда. Однако из процесса неосновательно было исключено и требование принимать все меры к полному, объективному и всестороннему исследованию обстоятельств дела и установлению истины. Тем самым наш процесс на судебной стадии был приближен к англо-американской модели чистой состязательности.
Однако почему чистая состязательность принципиально не подходит нашему уголовному процессу?
Все дело в том, что российское досудебное производство, как и в целом романо-германский досудебный уголовный процесс, носит разыскной, а не состязательный характер. Доминирующим субъектом доказывания на этом этапе производства является орган предварительного расследования. В результате, на стадии судебного разбирательства сторона защиты изначально оказывается в худшем положении, чем сторона обвинения, которая к этому времени уже располагает всем арсеналом доказательств для уголовного преследования.
В связи с этим хотелось бы отметить, что чистая состязательность предполагает не только разделение известных трех процессуальных функций (защиты, обвинения и разрешения дела), но и обязательное равенство сторон, в том числе их процессуальных возможностей. Только тогда состязательный процесс может быть полностью справедливым.
Поэтому чистая состязательность не вполне совместима с романо-германским уголовным процессом, досудебное производство в котором осуществляется в розыскной форме.
В связи с этим в Следственном комитете Российской Федерации подготовлен проект закона, который предусматривает введение института объективной истины в наш уголовный процесс.
Взамен чистой состязательности мы предлагаем модель сбалансированной состязательности, ориентирующую публично-правовых субъектов доказывания, кстати, не только суд, но и дознавателя, следователя и прокурора, на активную и беспристрастную роль в познании истины по делу.
Причем объективная истина в проекте закона формулируется не как некая трасцедентная (надопытная) философская категория, оторванная от реальности, а определяется именно в процессуальном смысле, то есть, как соответствие действительности обстоятельств, установленных по уголовному делу.
Справка. В соответствии с проектом закона суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, а также орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель обязаны принять все предусмотренные законом меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, подлежащих доказыванию для установления объективной истины по уголовному делу.

Одним из элементов такой системы должно стать наделение судьи обязанностью проявлять активность в сборе доказательств при их недостаточности для обеспечения правильного разрешения дела на основе достоверных знаний. За счет этого суд не будет связывать себя мнением сторон и получит возможность при необходимости выйти за пределы представленных ему сторонами доказательств.
Вопреки опасению ряда ученых это не приведет к смешению процессуальных функций, так как суд в рассматриваемом случае не подменяет собой какую-либо из сторон, а лишь формирует необходимую доказательственную базу вне зависимости от обвинительной или оправдательной природы недостающих доказательств, ориентируясь лишь на истину и обеспечивая справедливость приговора.
Введение этого института в наш уголовный процесс позволит укрепить гарантии независимости суда, повысить степень доверия граждан к правосудию.
Уважаемые коллеги!
В заключение хочу еще раз поблагодарить организаторов мероприятия и отметить, что подобные встречи помогают нам лучше понять друг друга, обсудить значимые вопросы, представляющие взаимный интерес, а также положительным образом сказываются на дальнейшем развитии взаимовыгодного партнерства.
Благодарю за внимание!


Рецензии