Правовые средства обеспечения безопасности

Тезисы выступления Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. на ХIV Международной научно-практической конференции «Уголовное право: стратегия развития в ХХI веке» на тему «Уголовно-правовые средства обеспечения безопасности и противодействия терроризму»

Добрый день,

уважаемые участники конференции!

В начале выступления позвольте мне поблагодарить организаторов нашей встречи за проведение этой международной конференции, где мы можем обсудить стратегию развития уголовного права в ХХI веке.

В связи с особой актуальностью тема моего выступления сегодня посвящена уголовно-правовым средствам обеспечения безопасности и противодействия терроризму. В настоящее время террористам из ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры» и другим подобным террористическим объединениям удалось поставить под контроль значительные территории в Сирии и Ираке, они пытаются распространить свое влияние на другие страны, включая Российскую Федерацию, совершают теракты по всему миру.

На состоявшемся 13 декабря 2016 года в г. Москве совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба отмечено, что в результате упреждающих действий правоохранительных органов в 2016 году удалось предотвратить на стадии подготовки 42 преступления террористической направленности. Нейтрализованы 129 боевиков, в том числе 22 главаря бандитского подполья, включая главаря так называемого «Вилаята Кавказ», позиционирующего себя главарем ИГИЛ на Северном Кавказе. Задержано 898 бандитов и их пособников. А 15 декабря 2016 года ФСБ России в г. Москве пресечена деятельность диверсионно-террористической группы, состоящей из граждан Республики Таджикистан и гражданина Республики Молдова, планировавшей по указанию террористической организации Исламское государство совершить серию террористических актов с применением самодельных взрывных устройств большой мощности. И как вы знаете, буквально вчера в Татарстане пресечена деятельность группировки, которая планировала совершить серию террористических актов на стратегически важных объектах, в том числе на Казанском авиационном заводе.

Поэтому в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране в обязательном порядке следует системно подходить к разработке мер по противодействию экстремизму и терроризму.

В этой связи подчеркну, что с момента своего образования Следственный комитет неоднократно поднимал вопрос об усилении уголовной ответственности за экстремизм и терроризм.

В итоге в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены существенные поправки, ужесточающие уголовную ответственность за экстремистские и террористические преступления, уточнено понятие «финансирование терроризма», введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (статья 354.1 УК РФ Реабилитация нацизма).

Кроме того, Федеральным законом от 6 июля 2016 года № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» Уголовный кодекс дополнен статьей 205.6 «Несообщение о преступлении», устанавливающей ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности.

Помимо этого, Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 361 «Акт международного терроризма», выделяющей в отдельный состав совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан России в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов нашей страны. Именно по этой статье Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета возбуждено уголовное дело по факту убийства 19 декабря 2016 года Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике Андрея Карлова. В рамках уголовного дела в соответствии с нормами российского уголовно-процессуального законодательства и международного права проводятся следственные действия, направленные на установление всех возможных причастных к подготовке и нападению на российского дипломата лиц.
Касаясь вопроса об информационном противодействии экстремизму следует отметить, что в Российской Федерации принят закон о блокировке экстремистских сайтов (Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). В ноябре 2014 года Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации.

Это позволяет Следственному комитету Российской Федерации совместно с другими государственными органами, прежде всего с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации оперативно реагировать на провокации экстремистов, использующих интернет-ресурсы для разжигания национальной и религиозной вражды, удалять информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Вместе с тем ситуация в области противодействия экстремизму и терроризму в России всё ещё остаётся сложной.

В связи с этим одна из сфер пристального внимания Следственного комитета Российской Федерации – активное пресечение экстремистских проявлений, рост которых в 2016 году составил 11% (1 161 преступление). Выявлено 707 лиц, совершивших преступления экстремистской направленности (+0,1%). Следователями Следственного комитета в суд направлено 249 уголовных дел о таких преступлениях (приведены статистические данные за 1 полугодие 2016 г.).

Помимо этого, Следственным комитетом возбуждено 137 уголовных дел о преступлениях террористического характера, в суд направлено 56 таких дел (приведены статистические данные за 1 полугодие 2016 г.).

Как вы знаете, основные экстремистские и террористические угрозы, как и ранее, связаны с деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе. Не снижается активность распространения идеологии терроризма и экстремизма через сеть интернет. Продолжается подбор и вербовка российских граждан для участия в международных террористических организациях.

Прогнозируемое обострение ситуации с началом участия Воздушно-космических сил России в боевых действиях против террористов в Сирийской Арабской Республике подтверждается исходящими угрозами от ИГИЛ и других международных террористических организаций. В Российскую Федерацию пытаются проникать боевики из «горячих точек» (Сирии, Ливии, Йемена, Ирака), проводятся теракты в отношении российских граждан за рубежом.

Сложная оперативная обстановка требует координации усилий всех противодействующих экстремизму и терроризму структур, ужесточения контроля миграционных потоков, пресечения вербовочной деятельности со стороны международных террористических организаций, ликвидации ресурсного и финансового обеспечения бандгрупп.

В целом такая координация осуществляется в соответствии с Указом Президента России от 15 февраля 2006 года №116 «О мерах по противодействию терроризму» Национальным антитеррористическим комитетом, в состав которого включен Председатель Следственного комитета Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 579).

Кроме того, в Главном следственном управлении Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу несколько лет успешно действует межведомственная оперативная группа, а в каждом субъекте Российской Федерации этого округа работают постоянно действующие межведомственные координационно-аналитические следственно-оперативные группы. Их основная задача – раскрытие и расследование убийств, а также преступлений экстремистской направленности и террористического характера.

Достаточно сказать, что благодаря слаженным действиям таких групп были изобличены члены бандподполья, совершившие диверсию на Баксанской гидроэлектростанции в Кабардино-Балкарской Республике.

Уважаемые коллеги!

В целях повышения качества и результатов по раскрытию и расследованию преступлений указанной категории Следственным комитетом издано распоряжение о совершенствовании работы по организации и расследованию преступлений экстремистской и террористической направленности.

Для эффективного информационного обмена между государственными органами в борьбе с терроризмом Следственным комитетом в сентябре 2015 года подписано соглашение о взаимодействии с ФСБ России в рамках единого банка данных «Антитеррор».

Эти организационные меры позволили оперативно пресечь деятельность нескольких десятков преступных группировок, совершавших особо опасные преступления по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти, включая убийства с особой жестокостью и цинизмом.

Приведу лишь несколько характерных примеров.

Так, по результатам нашего расследования к длительным срокам лишения свободы осуждены:

– несколько участников преступного сообщества, возглавляемого Асланом Гагиевым, совершивших в 2004 – 2014 годах ряд убийств на территории Республики Северная Осетия – Алания и других субъектах Российской Федерации;

– Али Тазиев – один из приспешников Шамиля Басаева и организатор банды, на счету которой 78 убийств, в том числе сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в Северо-Кавказском федеральном округе.

Кроме того, следователями Главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу совместно с сотрудниками ФСБ России изобличены шесть участников банды так называемого Хасавюртовского сектора, совершившие теракт около здания МВД России в г. Пятигорске в 2013 году. Приговором суда все они осуждены к длительным срокам лишения свободы.

Изоляция от общества этих и других особо опасных преступников в значительной мере позволила нанести ощутимый урон бандподполью.

Что же касается других примеров по пресечению экстремизма и терроризма, то, как вы знаете, вынесены суровые приговоры (вплоть до пожизненного лишения свободы) организаторам и участникам экстремистского сообщества «Боевая организация русских националистов» (Горячеву, Исаеву, Баклагину), на счету которого десятки особо тяжких преступлений, в том числе убийства судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии  Бабуровой (за которое уже ранее осуждены Тихонов и Хасис) назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы, Волкову – в виде 24 лет лишения свободы.

Кроме того, к длительному сроку лишения свободы осужден Галиев, организовавший из числа молодых мусульман вооружённое преступное формирование с условным наименованием «Джамаат» и совершивший ряд террористических актов в Приволжском федеральном округе.

Приговором Верховного Суда Республики Татарстан к длительным срокам лишения свободы осуждены пять членов экстремистского сообщества «Ат-Такфир Валь-Хиджра», которые готовили террористический акт путем подрыва железнодорожных путей.

И таких примеров множество. Они свидетельствуют о высоком профессионализме и четком взаимодействии следователей с оперативными подразделениями МВД и ФСБ России.

Уважаемые коллеги!

После исторического воссоединения Крыма с Россией проводится активная работа по предупреждению экстремизма и терроризма в Крыму. Создана межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремистской и террористической деятельности. Образована также постоянно действующая следственно-оперативная группа по раскрытию умышленных убийств.

Все эти организационные меры и нацеленность на конечный результат позволили значительно активизировать работу по раскрытию и расследованию указанных преступлений, совершенных, в том числе с применением огнестрельного оружия.

К примеру, по результатам расследования Главного следственного управления Следственного комитета по Республике Крым в г. Симферополе вынесен приговор активному участнику массовых беспорядков в феврале 2014 года в г. Киеве (Костенко), незаконно хранившего по месту жительства огнестрельное оружие и причинившего телесные повреждения сотруднику крымского спецподразделения «Беркут» (виновному назначено наказание в виде четырех лет двух месяцев лишения свободы).

Вынесен также приговор одному из руководителей банды «Казиновская» (Лаптеву), признанному виновным в бандитизме, совершении убийств с применением огнестрельного оружия и вымогательстве в период с 1994 по 2005 год в городах Керчи, Феодосии и Симферополе (виновному назначено наказание в виде 15 лет лишения свободы). И как вы знаете, в августе и ноябре 2016 года в Крыму обезврежены две диверсионные группы из числа радикалов и сотрудников Минобороны Украины, которые планировали атаки на жизненно важные объекты.

В 2015 году окончено расследование уголовного дела о наемничестве в отношении гражданина России – Разумова, который в 2014 году на территории Украины прошел боевую подготовку в рядах запрещенной в нашей стране экстремистской организации «Правый сектор». После возвращения в Россию он вербовал лиц в ряды указанной экстремистской организации и размещал в социальной сети «Вконтакте» экстремистскую информацию. За совершение указанных преступлений Разумову назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы. А в январе текущего года сотрудниками управления по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны, ГСУ СК России  совместно с ФСБ и МВД России проведен комплекс следственно-оперативных мероприятий, в ходе которых получены данные, свидетельствующие  о причастности ряда граждан России к деятельности экстремистской организации «Правый сектор», запрещенной решением Верховного суда РФ на территории Российской Федерации.

На основании этих данных возбуждены уголовные дела в отношении пятерых граждан России: Игоря Чудинова, Геннадия Хамраева, Георгия Стоцкого, Романа Стригункова и Александра Валова. В их действиях усматривается признаки преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 282.2 УК РФ (руководство деятельностью экстремистской организации и участие в ней).

Теперь несколько слов об использовании экстремистами коммуникационных возможностей интернет-ресурсов.

Буквально недавно вынесен приговор в отношении Сюзева за публичную демонстрацию в социальной сети «ВКонтакте» текстовых и аудиовизуальных материалов экстремистской направленности, а также одобряющих деятельность частей войск фашистской Германии «СС» в период Второй мировой войны.

Всего же в 2016 году правоохранительными органами выявлено свыше 300 лиц, которые совершили экстремистские преступления с использованием интернет-ресурсов. Поэтому в целях блокировки экстремистских сайтов мы активно взаимодействуем с Роскомнадзором, куда направляем полученные в ходе следствия материалы, подтверждающие распространение в интернете противоправной информации. В 2017 году такая работа по противодействию идеологии экстремизма и терроризма будет активно продолжена.

Уважаемые коллеги!

Важнейшим условием успешной реализации задач, стоящих перед Следственным комитетом Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и терроризму является целенаправленное взаимодействие с институтами гражданского общества.

Такой диалог с представителями общественности способствует не только эффективному участию населения в программах профилактики преступлений экстремистской направленности, но и совершенствованию работы самих следственных органов Следственного комитета, укреплению их авторитета в регионах, формированию у граждан четких представлений о высокой общественной значимости деятельности следователей и криминалистов.

Особая роль в осуществлении этой работы принадлежит общественным советам при следственных органах Следственного комитета, деятельность которых позволяет на постоянной основе объединить усилия работников следственных органов и наиболее авторитетных представителей общественности для достижения общих целей по укреплению правопорядка.

Касаясь этого важного вопроса следует отметить, что в целях противодействия различного рода попыткам дестабилизировать обстановку в стране, необходима продуманная и последовательная концепция информационной политики.

Представляется важным определиться с пределами цензурирования в России глобальной сети интернет и средств массовой информации, так как эта проблема в настоящее время вызывает острые дискуссии в свете активизации защитников прав на свободу получения и распространения информации.

В связи с беспрецедентным информационным давлением уже многие страны пошли на масштабные ограничения иностранных СМИ в целях защиты информационного пространства страны.

Примечателен в этом плане опыт Китайской Народной Республики, где введен запрет на работу электронных средств массовой информации, принадлежащих иностранным резидентам, а в руководстве национальных СМИ смогут работать только граждане Китая. При этом серверы онлайн-СМИ компаний могут находиться только в КНР.

Этот опыт вполне может быть взят на вооружение в России. С учетом же особенности информационной войны в связи с историческим воссоединением Крыма с Россией, возможно, следует разработать для Крыма и Севастополя особую концепцию информационной политики.

Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют данную информацию. При этом, если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, то у них есть возможность обжаловать соответствующие действия уполномоченных государственных органов в суд.

Считаю, что такой порядок даст возможность более оперативно реагировать на пропаганду экстремизма в интернете.

Помимо этого, полагаю, что в целях противодействия экстремизму и терроризму необходимо также принять также меры к закреплению на законодательном уровне сроков хранения сведений о получателях оружия на заводах-изготовителях минимум 40 – 50 лет, обязательного клеймения оружия, позволяющего проследить его путь от изготовителя к потребителю, а также создания базы данных, обеспечивающей ведение подобного контроля и доступной для работы следователей по указанной категории уголовных дел.

Следственный комитет выступает также за введение уголовной ответственности за выпуск и оборот денежных суррогатов (не предусмотренные законом средства платежа, в том числе в электронном виде) так называемых криптовалют, наиболее известной из которых является биткоин. Это связано с тем, что транзакции в системе криптовалют производятся анонимно и без централизованного контроля. Анонимность платежей мотивирует к использованию виртуальной валюты для совершения преступлений, в том числе таких, как торговля наркотиками, оружием, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов. Кроме того, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации оплата незаконно поставляемых так называемому Исламскому государству нефти и газа, а также вербовка новых членов этой террористической организацией осуществлялись с помощью виртуальных валют.

Следует отметить, что запрет на выпуск денежных суррогатов уже установлен в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Между тем ответственность за нарушение данного запрета до сих пор отсутствует (в настоящее время в Министерстве финансов России подготовлен проект федерального закона, предусматривающего введение уголовной ответственности за выпуск и оборот денежных суррогатов).

Кроме того, Следственным комитетом поддерживается предложение ФСБ России о создании на международной арене общей базы данных иностранных террористов-боевиков и разработке дополнительных способов установления их местонахождения, что позволит поставить дополнительный барьер для перемещения террористов в нашу страну.

Уважаемые коллеги!

Вместе с тем хотел бы отметить, что чувствительной темой, вызывающей большую обеспокоенность общества и требующей адекватных мер реагирования со стороны правоохранительных органов, является сращивание террористических и криминальных группировок, расширяющее логистические, материальные и технологические возможности экстремистов и террористов.

При этом, несмотря на то, что иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации в целом совершено на 5% меньше преступлений (24 490), острота криминогенной обстановки (особенно на фоне преступности мигрантов в странах Европейского союза) диктует необходимость усиления комплексных профилактических мер по противодействию незаконной миграции.

Такие меры, на мой взгляд, должны быть направлены, прежде всего, на поддержание достаточного уровня социального и экономического обеспечения мигрантов-иностранцев, работающих в нашей стране. Необходима также чёткая координация деятельности органов власти в части социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов.

Кроме того, следует также отметить, что, несмотря на большое число нормативных актов, регламентирующих миграционные процессы, формирование структуры российского миграционного законодательства до настоящего времени не завершено.

Если взять в целом миграционное законодательство, то в настоящее время вопросы миграции в общей сложности регулируют уже свыше 700 нормативных актов. А это многоплановая и довольно запутанная нормативная база. Поэтому очевидно назрел вопрос о кодифицировании миграционного законодательства, где ясно прописать все формы миграции, а также нормы, связанные с регистрацией иностранцев, с выдачей квот на занятие трудовой деятельностью, чётко определить порядок учёта мигрантов, их дактилоскопирования и другие виды контроля. Здесь же следует закрепить порядок взаимодействия всех правоохранительных органов по пресечению незаконной миграции, что позволит осуществлять более действенный и результативный миграционный контроль.

Представляется, что именно такие меры позволят достичь главной цели – не только оперативно пресекать правонарушения в сфере миграции, но и своевременно их предупреждать.

В завершение отмечу, что в условиях сложной международной обстановки, нам важно принять и другие действенные меры к обеспечению адекватного реагирования на возрастающие экстремистские проявления и террористические угрозы, наращивать усилия, направленные на дальнейшее снижение активности бандподполья на Северном Кавказе.

Учитывая имеющиеся факты выезда из России в «горячие точки» радикально настроенных лиц, в первую очередь из числа молодёжи, необходимо принять дополнительные меры к исправлению ситуации. Для этого необходимо усилить антиэкстремистскую работу с участием представителей Минобрнауки, МВД, Роскомнадзора, Росмолодежи и Роспечати, шире привлекать общественность и средства массовой информации, молодёжные и студенческие организации, волонтёров, преподавательский состав вузов, а в наиболее проблемных регионах – инициировать профилактическую работу на уровне школ.

Отмечу также, что территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний, необходимо, на мой взгляд, разработать дополнительные профилактические и административные меры, направленные на снижение уровня влияния радикалов на осужденных, на воспрепятствование осуществлению бывшими членами бандподполья идеологической обработки контингента учреждений пенитенциарной системы, а также вербовки среди них своих новых сторонников.

Примеры такого влияния уже имеются.

Так, по результатам расследования Главного следственного управления Следственного комитета по г. Москве в августе 2016 года суд приговорил к четырем годам лишения свободы Юсупова за призывы к сокамерникам в следственном изоляторе после отбытия наказания присоединиться к боевикам ИГИЛ, воюющим в Сирии.

Предлагается также принять дальнейшие меры по ужесточению контроля за распространением SIM-карт, принимая строгие административные меры, включая приостановление деятельности и лишение лицензии операторов мобильной связи, не соблюдающих правила предоставления услуг связи по предъявлению документов, удостоверяющих личность. Помимо этого, необходимо принять действенные меры к запрету торговли SIM-картами вне официальных офисов операторов мобильной связи. Кстати, отчасти это наше предложение уже реализовано – Межведомственной комиссией по противодействию экстремизму в Российской Федерации ещё 30 сентября 2015 года принято решение о регулярном проведении территориальными подразделениями МВД России и Роскомнадзора совместных профилактических мероприятий по пресечению несанкционированной продажи сим-карт.

В качестве дополнительной меры считаю также необходимым совместно с законодателями ещё раз внимательно проанализировать действующую нормативную правовую базу с целью её корректировки в направлении ужесточения уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.

В завершение выступления скажу несколько слов о Концепции внешней политики, которую Президент Российской Федерации утвердил 30 ноября 2016 года.

Это обновленная Концепция, в которой отражено, что глобальная террористическая угроза приобрела качественно новый характер с появлением международной террористической организации «Исламское государство» и подобных ей объединений, поднявших насилие на невиданный уровень жестокости, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана. Главным направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества, прежде всего в целях предупреждения терроризма и экстремизма, противодействия распространению радикальных идей.

Добавлю, что в преддверии крупных международных спортивных мероприятий (III зимние Всемирные военные игры в г. Сочи с 22 по 28 февраля 2017 года, чемпионат мира по футболу в 2018 году) в числе первоочередных задач следственных органов Следственного комитета Российской Федерации стоит организация надлежащей готовности к реагированию на террористические угрозы и обеспечению безопасности их проведения в целом.

Благодарю за внимание!


Рецензии