7. Усть-Река

   Выехали в Усть-Реку. Из Сямжи повернули на М8 налево на «Холмогоры» и ещё раз налево по указателю "Харовск". Дорога районная гравийно-песчаная. Крепкая, широкая, но очень пыльная. При встречной а/м в сухую погоду вообще ничего не видно!

   Через час въезжаем в село Усть-Река. Места очень красивые. Живописная холмистая местность. Луга и леса. Недалеко от села Сямжена впадает в Кубену. В центре села были рядом поставлены две церкви. Николаевская (Богородицерождественская) и Спасская Усть-Рецкие. Предки Устьрецкие служили в Николаевской церкви.

Современное местоположение: с. Усть-Река, Устьрецкое с/п, Сямженский р., Вологодская обл.
Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Во¬логодская губерния.

Церковь Николая Чудотворца на Усть-Сямжены реки, в Сямженской трети Вологод¬ского уезда, упоминалась в ок¬ладной книге 1618 года. По преданиям, существовала церковь с конца XVI века.

   В 1933г церкви были закрыты.
Николаевская холодная церковь в 30-е гг. была повреждена молнией и горела. После пожара её разобрали на кирпичи. Сейчас на месте этой церкви дорога и почта. 

   Спасская церковь построена в стиле класицизма. Эта большая тёплая церковь сохранилась. В ней были склад зерна, библиотека и сельский клуб. Поэтому и сохранилась. За алтарной частью церкви было кладбище. Оно снесено. На месте кладбища построен дом, в котором сейчас размещается местная полиция. Нашли одну могильную плиту. Перевёрнута надписью вниз и вросла в землю. Ниже этого места - устье Сямжены.

   Рядом со Спасской церковью сохранился большой 2-этажный дом, уже сильно разрушенный. В фундаменте - старинные кирпичи. Под брёвна на фундамент подложена береста. Нигде такого не наблюдал. Видны красивые большие печи. В доме была церковно-приходская школа. В советское время - детский дом.

   Нашли местных жителей, которые подробно рассказали, что знали об истории села и храмов. Две учительницы местной школы, географии и истории посоветовали расспросить бывшую заведующую библиотекой. Мы нашли эту женщину, она показала дома священника Хрусталёва и пономаря.

Церковь была богатой, имела много утвари. Земли при церкви было приписано 108 десятин 1968 сажен. Имелись пахотные и сенокосные земли, с них собирали льна 50 возов на сто рублей. Сеном кормили скот. От скотоводства, а это лошади, 30 овец, 23 коровы, два подтёлка, получали выгоду на 70 рублей. В церкви по штату работало пять человек: два священника, диакон, два псаломщика. Священнослужители были людьми грамотными, закончившими Вологодскую семинарию. При церкви имелся амбар, две деревянные кельи, где жили сироты, старушки и церковный староста, дома келейницы и для постояльцев, деревянный ярмарочный домик и ряд льняных лавок для мелкого товара. С последних собиралась дань в пользу храма до 500 рулей. На церковной земле располагалась Земская лечебница. Действовала и церковноприходская школа, где обучалось 149 мальчиков и 42 девочки. По ходатайству приходского попечительства и прихожан в 1872 году с разрешения Епархиального начальства было открыто одноклассное министерское училище. Преподавателями работали священники Николаевской церкви.

   В Николаевском Усть-Рецком приходе служило много поколений предков.
 
   Сохранилось собрание свитков 1599 - 1739гг. В 4-м выпуске описания собрания свитков за 1660-61гг указаны пращуры - Сянжемы Никольские попы Никита и Карп.
    Очень вероятно, сыном Карпа был поп Иван. Поп Николаевской Усть-Рецкой церкви Иван Белой родился в 1650-60г.

    Сыном попа Ивана Белого был Карп Иванов (родился в 1675-85гг), причётник Николая Чудотворца церкви, что в устье Сямжены. Жена - Пелагея Дементьева. Поп Иван Белой и его сын, Карп, указаны в исповедной ведомости 1724г. Прозвище или фамилия Белой больше нигде не указывалось.

    У Карпа был сын Иван Карпов  (1703 - после 1782). Жена Ивана Карпова - Марина Иванова (1707 - по¬сле1782). Иван Карпов найден вологодским историком Дмитрием Пшеницыным в «Ревизии 1782г». Фамилии в то время у Ивана Карпова не было.
 
    Сын Ивана Карпова, Василий(1727 - после 1782), был пономарём церкви Николая Чудотворца, что на устье Сямжены в селе Усть-Река. Жена его - Капитолина Иванова (1738-после1782).

     Фамилия Устьрецкий появляется  только с начала XIX века. Она образована по названию прихода - "Устье реки Сямжены» и дана в духовном училище.
 
     Первым  Устьрецким был  Григорий Васильевич (1783 - после 1850). Сын пономаря. Родился в с. Усть-Река. Учился в Вологодском духовном училище. В 1801г. был определён пономарём церкви Николая Чудотворца в с. Усть-Река. В 1814г. перемещён на место дьячка той же церкви. Жена - Стефанида Васильевна (1783-после 1850). Дети: Флена (1818), Серафима(1839),  Александра(1827),  Миропия(1811) и Надежда(1814). Все дети обучены грамоте и умеют читать и писать.

    Каменская (Устьрецкая) Миропия  Григорьевна (1811 - после 1880). Замужем за пономарём Каменской Крестовоздвиженской церкви Фёдором Каменским.

    Ельцова (Устьрецкая) Надежда Григорьевна (1814 - 1872). Замужем за диаконом Георгиевской Рубежской церкви Кадниковского уезда Ельцовым Иваном Афанасьевичем.


Рецензии