Дела Веры - милость и милосердие

      «Дела Веры»
Милость и милосердие.
                - 1 -
   Могучая сила милости, которую сотворит человек, хорошо демонстрируется рассказом-притчей, который иногда есть среди верующих.
_______________
Однажды, обычная женщина, худо-бедно прожившая свой век, после смерти попала на Небо. И вот, встала ее душа перед пропастью, которая отделяет дорогу в Рай. И бесы спорили с Ангелами о душе этой женщины:
«Да она наша, нет у нее заслуг никаких, как и все прожила она грешную жизнь, и Церковь не часто посещала…» - говорили бесы.
«Но молилась она искренне и с верой» - говорили Ангелы - «И могилки посещала и молилась о своих родственниках-предках умерших».
Но бесы засмеялись и сказали: «А как же Иисус Христос проповедовал и записано в Библии (Мф 5:46,47) – «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники». Так что молитвы этой женщины за родных своих не дают ей никаких заслуг и награды». - Так говорили бесы и требовали: «Отдайте ее нам, пусть упадет в пропасть нашу, где огонь палит всех грешников».
Но Ангелы сказали в ответ: «А посмотреть надо, есть у нее еще какие-то добрые дела, которые она бескорыстно творила».
И вышел ее Ангел-хранитель, который за ней наблюдал на земле постоянно. Он рассказал про жизнь бедной женщины. Как жила она небогато и не могла помогать многим бедным людям. Но каждый раз, она брала со стола своего кусочки хлеба и выносила на улицу и давала голодным нищим. Все кусочки со стола своей семьи, недоеденные, она давала голодным людям.
Тогда Ангелы стали брать и класть кусочки хлебные над пропастью. По этим кусочкам и ступала душа женщины, как по кочкам на болоте. Ее за руку поддерживал Ангел-хранитель, чтобы она не сорвалась в пропасть к бесам. И так по «кочкам-кусочкам» перешла душа бедной женщины через пропасть на дорогу в Рай.
____________
Велика мощь и сила милостыни, которую творит человек бескорыстно, живя на земле, хотя бы и не очень праведной жизнью, по меркам обывателей.
Мы рассуждаем, а Бог располагает.
Чтобы не мучаться на том свете, - «хватит ли тебе «кусочков», чтобы перейти в Рай», творите милостыню всегда и как можно чаще, так проповедовал нам Спаситель наш Иисус Христос. Но «не творите милостыни напоказ» - говорит Библия (Мф 6:1-4).
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах (в Церквях) и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою (ибо их уже хвалят здесь на земле). У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Вся наша Вера в Бога проявляется в делах наших, в нашей повседневной жизни. «По делам их, судите их,» - говорит Господь нам о людях.
И Апостолы поясняли для нас, верующих, все «непонятные» слова Божии из Писания. Так Апостол Иаков говорит нам о делах Веры, о том, что нужно делать верующему человеку.
«Ибо суд без милости не оказавшему милости, милость превозносится над судом» - говорит Писание. И учит нас Апостол Иаков (Иак. 2:13-17): «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет(?), может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги (плохо одеты) и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь (сами)», но не даст им (ничего) потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел – мертва сама по себе».
И другой Апостол, Павел, более подробно учил о делах веры, в послании Евреям он писал так: (Евр. 13гл.:2-3 и 16стихи) «Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него, некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле». – «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».
О каких жертвах говорит Апостол Павел? Да о нашем времени, когда нам жалко (и лень) минуты потратить для других людей, а сами для себя часы посвящаем – лежа и отдыхая, - нет, чтобы помощь оказать бедным людям.
И в послании к Римлянам Апостол Павел говорит почти о том же, но немного другими словами, чтобы было понятно, - о делах веры (Рим. 12:9-21(9-10,13)): «Любовь да будет непритворна, отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте, в усердии не ослабевайте; в нуждах святых принимайте участие, ревнуйте о странноприимстве».
Но и Сам Иисус Христос, проповедуя о Грядущем Суде, рассказал для нас притчею:
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и святые Ангелы с Ним, тогда сядет (Он) на престоле славы Своей, и соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я и вы дали мне есть, жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко мне». И спросят: когда же мы видели Тебя. Но Господь скажет: если сделали вы это одному из малых сих людей, - то значит, Мне сделали» Мф.25:31-36.
Когда Христос посылал Апостолов своих на проповедь, говорил им: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает и Пославшего Меня (Самого Бога); кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».
Есть люди верующие, которые стараются выполнять законы и постановления религии, но не видят от Бога ответа, помощи. И спросят они, многие: мы постимся и молимся много, - а Бог не видит нас. Так люди спрашивали еще в древности. И были посылаемы пророки, Божии люди, которые поучали народ. Христос говорил, что он не принес новое какое-то учение, и часто, Сам говорил, чтобы мы слушали и пророков, Божиих людей.
Вот был Исаия-пророк, и отвечал людям, жаждущим от Бога милости, как надо правильно поступать по истинной вере в Бога:
(в Библии в книге Исаия 58:6-7, а вообще надо прочитать все начало главы 58 от 1до9го стиха) –
«Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу. «Почему мы постимся, а Ты не видишь(?) смиряем души свои, а ты не знаешь?» - взывали люди к Богу.
И неправильно поступали люди во время своих молитв и во время поста, говорит Исаия-пророк и поясняет словами Божиими:
«— Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других…» — это неправильный пост, когда по своей воле творится, «со своей колокольни», со своей головы, - как говорится.
И учит Исаия пророк, человек Божий, Духом Святым, по Слову Бога:
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;» — это более относится к власть имущим и о прощении говорится, но и к небогатым людям тоже относится.
Потому что от нас в зависимости состоят люди, обвиняемые нами и обижаемые, даже за малые проступки: ведь как иногда переживает человек, думая, что навредил нам, обидел нас или расстроил, пока мы не простим его.
О прощении и говорит Господь, через пророка Исаию.
И далее говорит пророк: «… раздели с голодным хлеб свой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого (плохо одетого), одень его; и от единокровного твоего не уклоняйся…» - «… Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро (быстро) возрастет… Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!»
И вот что ожидает нас, как награда, говорит пророк: «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет господь вождем твоим всегда, - и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения».
_______________
Такой простой, вроде бы, смысл заложен в заповедях Божиих о милости и милосердии. Но тысячи лет очень мало людей исполняют их. Доброе отношение друг ко другу, прощение друг друга, и милость к бедным и обездоленным людям – все так просто для нас и надо бы, чтоб все люди это поняли.
Великий и премудрейший Царь Соломон оставил нам Притчи свои для того: «чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – (дать) знания и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их», - так говорится в Писании.
И в притчах Соломона найдем мы высказывания о «делах веры»: (Притч. 3:27-35) «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять (позже), завтра я дам», когда ты имеешь при себе. (Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день). Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал тебе зла. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость перед Богом развратный, а с праведными у Него общение. Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет… Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие» - так говорил премудрый Соломон.
Все знают, что Моисею Господь дал Заповеди, и 10 заповедей основных всем хорошо известны. Но кроме этих, были даны Моисею еще и другие заповеди, и постановления Божии, для жизненных ситуаций пояснения.
Моисей учил свой народ: в Библии, в книге Левит это написано, и там, в 19 главе содержатся «Заповеди о святости» человека: нравственные и обрядовые заповеди, и в них означены «дела веры». (Левит 19:16):
«Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Не злословь глухого и перед слепым не клади ничего, чтобы преткнутся ему… Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого… Не ходи переносчиком в народе своем и не восставай на жизнь ближнего». –
Вот некоторые заповеди нравственные, которых надо бы нам придерживаться если мы верующие, ибо даны они от Самого Господа и Бога нашего, через святых Божиих людей, через пророков Духом Святым.
               
                - 2 –
Итак, можно сказать, что понятно, как надо бы нам поступать. Но как всегда, по поговорке, - легко говорить, да трудно сделать, или скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Под милостыней понимается помощь нищим. Нищие есть везде. Однако, есть выражение, часто забываемое нами: в Писании, говорится о смиренномудрии. Всякое смирение нужно и должно исполнять с мудростью, вот чему и учит Писание. Это относится и к исполнению заповедей Божиих, это относится и к милостыне, подавать которую Сам Господь заповедовал.
Исполняя послушания, нужно с мудростью удостовериться, что ты правильно делаешь. А иначе, если знаменитый и уважаемый тобою человек, вдруг, скажет тебе делать злое: скажет – «иди и убей» или иди и предай отца твоего (так, кстати, Павлик Морозов сделал), тогда, конечно, надо с мудростью ответить, что Бог сказал – «не убий», и заповедовал через Моисея – «не ходи разносчиком в народе», «не лжесвидетельствуй».
Мудрость должна присутствовать и в исполнении заповеди о милостыне.
В любой стране мира есть нищие. Одни люди нищие по призванию, а другие – «по жизни», от лютой судьбы и от горя. Ну вот, - тут и смиренномудрие от нас подающих нужно будет.
_______________
Есть в Европе нищие, живущие в картонных коробках, а имеющие счет в банке, на который поступает ему немалая пенсия. Такие же «нищие» были и на Руси, до революции еще. Жили они по домам богатых дворян и купцов, которые хвалились друг перед другом: что, вот, он помогает – нищих кормит и обогревает.
Это было показано в советском фильме «Кремлевские куранты». Когда Ленин прогуливался по набережной вдоль Кремля, он встретил нищенку и спросил ее, как ей нравится Советская власть? На что получил он откровенный ответ недовольства: вот, она нищенкой была, при Храме Василия Блаженного, говорила женщина. А имела она счет в банке и деньги там немалые, и кормилась она у купцов в домах икрой красной с осетрами с барского стола. А советская власть ограбила ее совсем, проклинала нищенка. Раньше она плакальщицей ходила на похоронах и тем и жила. А теперь и денег нет и кушать нечего, кроме краюхи хлебной, которую в драке с другими нищими у Храма надо еще отобрать.
Сегодняшняя жизнь опять вернула нас к тем временам дореволюционной России. Нищие у нас теперь пенсионеры, у которых банковские карточки, на которые пенсию им начисляют, но счет в банке их не спасает они остаются «беднее бедных».
Есть в наше время нищие по-призванию, - здоровые бравые пьяницы не хотят работать, а живут около «богатых» помоек. Ведь выбрасывают «новые русские», «купцы» и «дворяне» хорошие продукты, после своих разгульных «вечеринок». А таким нищим «по-призванию» только и надо, - что выпить и закусить, работать им совсем неохота, и собирают они милостыню чисто на бутылку дешевого пойла.
Кому подавать милостыню?
Так кому же мы будем подавать милостыню? В этом и нужна нам большая мудрость. Ибо, подавая деньги на бутылку водки этому «нищему», в кавычках, - мы подаем средства к злому делу способствующее, к пьянству. А на почве пьянства совершаются многие грехи и преступления, тогда мы становимся пособниками злу.
Но ясно говорил Господь, чтобы не участвовали мы в злых делах бесовских. То и не надо обманываться, поддаваться обману хитрых людей. А если тот пьяница хочет кушать – дай ему вместо денег еду! Вот, - где опять нам нужно смиренномудрие.
А есть в Азии на Тибете буддийская страна. И там тоже есть нищие. Как и у нас, нищие собираются по святым местам. Но там они отличаются от наших своим внутренним устроением в попрошайничестве. В той стране, в горах Тибета им, нищим, уж точно незнакомо слово «пенсия», тем более «счет в банке». Тут богатых людей мало и помоек «хлебных» нет. Только туристы и верующие паломники подают нищим милостыню.
А среди буддистов принято и важно подать милостыню как можно бОльшему числу нищих, пусть и понемногу, чем дать что-либо существенное одному.
Так же и в христианстве было и есть (только забывается) – когда большее число людей будет молитвенно поминать больного – то непременно услышана будет молитва. И подавая милостыню, всегда, христиане просили помянуть имя своего родственника или страждущего, или покойного.
На Тибете, в Непале, все то же самое, как у нас, разве что не крестятся, а складывают руки и поклоняются вам. Но разница не в этом, внешнем, а как раз, разница эта - в элементарном человеческом достоинстве. Это очень заметно из того, - что не получивший подаяния нищий не будет мерить тебя презрительным взглядом. Нет – значит, не можешь дать или не считаешь нужным. Это твой выбор.
И самая копеечная монета, поданная нищему буддисту – воспринимается как благодарение, принимается с благодарением и восхищением. Не как у нас, с кислой миной, - будто говоря: «и это все, на что ты способен?», наши нищие постоянно недовольны.
В Тибете принято «по-благородному» - если ты показываешь, что не намерен давать милостыню, к тебе не будут приставать. Твой ответ принимается как данность, как будто, так и должно быть. А получивший милостыню не побежит тут же с протянутой рукой к твоим спутникам. Он быстро уйдет, чтобы больше не попадаться вам на глаза. И пища, в качестве подаяния – считается огромным благом, и принимается с большим уважением. Иной раз, тут же садятся и начинают есть, восхищаясь вкусом.
_________________
Кто такие нищие у нас, которые просят милостыни около Храмов, - трудно сказать однозначно, есть всякие люди. Но ясно, что не от хорошей жизни нищие появились, когда их 70 лет почти никто не видел при социализме. В чем дело, что изменилось?
Изменилось сознание массы людей, сознание народа. Конечно, люди стали умнее, учёнее что-ли, так сказать. Но от обилия информации, от обилия знаний в современном мире, не увеличиваются, однако, добродетели, душевные и духовные качества людей не выросли.
Наоборот, умственные способности иногда бывают соединены с самым дурным нравственным характером человека: с низким раболепием к людям, занимающим высокие места, и, наоборот, с высокомерием к тем, кто ниже положением. Человек может подняться до высокой степени совершенства в искусстве, литературе и в науке, - и однако же, гораздо ниже может стоять в добродетели: в честности, правдивости и чувстве долга и взаимопомощи, чем иной бедный и неграмотный крестьянин.
Даже просто сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого человека. Мы, как бы, выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душе другого: именно это означает выражение – «поставь себя на его место» — это и будет сочувствие. И если себе мы всегда помогаем, о себе всегда заботимся, то надо бы нам так же позаботиться и о другом страдающем человеке, помочь ему.
Но люди ищут всегда комфорта себе лично, а потому духовно измельчали и мельчают все больше. Этому причиной служит навязываемое учение о счастье и добродетели лишь для одного себя.
Современная пропаганда «рыночной экономики» - видит счастье в богатстве, а отсюда всё остальное: и образование (школа) учит индивидуальности, и телевизор пропагандирует в многочисленных сериалах только личное счастье. А когда человек достигает комфорта, то добродетели становятся расчетливыми, умеренными. Ибо стоит на один шаг переступить общую, «среднюю» меру доброты, принятую в обществе, как наши поступки вызовут недоверие. Излишняя милостыня, в ущерб себе, - не принята в обществе.
Вот, - где нужно снова смиренномудрие. Мудрость нужна и в принесении обычной милостыни. Добродетели могут принести и вред людям, если не будут освещены светом разума.
               
                -3 –
Любая добродетель есть не что иное, как душевная деликатность. Так и милостыня может быть оказана не только «хлебом» - «не хлебом единым жив человек», но более всего, добрым отношением и добрыми словами. И не только словами переживания или сокрушения от горя, постигшего человека, а словами ободрения и вселением в человека надежды на лучшее.
Федор Михайлович Достоевский говорил и считал так: что «главное в человеке не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства…». Он думал, что: «милостыня не (всегда) достигает цели, потому что только усиливает нищенство. (и) Милостыня развращает и подающего, и берущего».
Но Достоевский признавал, что: «сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». А поэтому и нам следует понять: что подавать милостыню «походя», или потому что «так принято» - нельзя и вредно. Искреннее сострадание, разумное сопереживание должно быть сопряжено, связано с подачей милостыни. Только так, наша милостыня будет истинной добродетелью.
И царь Петр 1-й считал: что «выше всех добродетелей – рассуждение, ибо всякая добродетель без разума – пуста,» - так он говорил. А разум требует, чтобы благо и радость была бы не только самому мне, но и другим людям.
Кто ищет славы на пути добродетели (добрых дел), тот лишь ищет награды по заслугам здесь и сейчас. (Мф 6:1-4).
В жизни приходится встречать людей, добродетель у которых так естественна, что они не ощущают ее в себе: они исполняют свой долг странноприимства = гостеприимства, помощи страждущему без обсуждения, и не испытывают при этом никакой тягости. Они делают добрые дела, как бы инстинктивно, и они никогда не хвастают своими редкостными качествами, возможно даже не знают, что какая-то добродетель у них есть. Вот такими люди должны быть, - помогающие другим всегда просто и естественно. А не как те «праведники»: которые как будто сами удивляются, когда, вдруг, сделают доброе дело и считают, что сотворили «бог знает» какое чудо, рассказ о котором должен всех изумлять, а их прославлять.
Из всех добродетелей и достоинств человеческой души, ее величайшее достоинство – есть доброта. Если мы будем добрее друг к другу, то, по доброте душевной, и милостыню будем подавать искреннее и проще, и все заповеди исполним естественно и чисто.
Многие наши предки прославляются нами за их добродетели, за их добрые дела. И если мы хотим считаться их истинными потомками – надо и нам идти по их стопам и не изменять их добродетели.
Из Жития святых, мы можем увидеть многочисленные примеры, - как люди чистые сердцем творили добро, и не склонялись к дурным деяниям. Помня эти примеры, следует и нам стремиться к такой душевной чистоте. Святые люди оставили нам примеры: даже мучимые жестокими страданиями, - они оставались добрыми и не вставали на низкий путь, находя опору в своей высокой нравственной стойкости. Добродетель была природным свойством праведных святых людей.
Добродетель всегда в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать добро ближнему – это делать для них то, чего ты желал бы самому себе, таково «золотое правило» всех религий.
Трудное это дело обрести такие добродетельные чувства и также высоко, как у святых людей, поднять свой нравственный душевный уровень.
Это можно сравнить с Сизифовым трудом: с великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает быстро, мгновенно – так же влекут нас вверх добродетели, наши милостыни и добрые дела возвышают наши души. Но даже малое зло и малые пороки быстро увлекают нас вниз, падает человек став грешным. И нам вновь и вновь надо трудиться на поприще добра, поднимая свою нравственность.
Вывод.
Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите и почувствуете, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
При встрече с достойным человеком надо думать о том, как сравнятся с ним в добродетели. А встретившись с низким человеком, - надо не его судить и пересуживать, а лучше присмотреться к себе самому, у себя обнаружишь похожие грехи.
Добродетель видна бывает, проявляется в поступках и делах человека, и она не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
Вот сколько узнали мы об милостыне и о милосердии:
И как она сильна - милостыня, так,  что может нас и в Рай провести, — это когда бабушка по кусочкам хлеба прошла через пропасть отделяющую дорогу в Рай.
И о том, что не надо ждать награды тотчас же, а творить добро надо бескорыстно.
И многие слова из священного Писания об милосердии могли мы узнать – истинные, сказанные Духом Святым, через пророков Божиих людей.
А также и о нищих узнали мы некоторые откровения, что не все они благородно просят и не всегда это к добру, но может быть и к пьянству со злом послужить. Нам же надо иметь и мудрость во всех делах нашей жизни и в милосердии тоже.
Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, — это мы должны иметь естественно и природную потребность к добру, человеческую потребность, - а для того все наши рассуждения, чтобы стать хорошими людьми.
Однако, рассуждать хорошо о добродетели не значит ещё – быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях своих – не значит еще быть справедливым на самом деле. Именно действие придает истинную ценность и достоинство всякому рассуждению.
Итак, вывод из всего один единственный – усвоив знания, применяй теперь их в жизни своей, будь примером сам и научи других.
Дела веры, да не расходятся со словами. И поможет нам Бог! Аминь.
Конец.


Рецензии