Она прожила чужую жизнь - 2. глава 63
Как быстро и незаметно бежит время! Не успели опомниться, а уже надо собирать сына в первый класс.
По месту жительства он должен учиться в школе №11, которая находится близко и считается очень престижной. Поэтому люди, живущие даже в отдалённых районах города, старались оформить своих детей именно в эту школу, несмотря на то, что малышам приходилось долго добираться на занятия в переполненном городском транспорте, в любую погоду.
Рядом, сразу напротив дома была ещё одна, школа №14, восьмилетняя. Но, несмотря на то, что здание её выглядело монументально: большие окна, высокие этажи, широкие просторные коридоры и лестницы, но строилась она в 50-е послевоенные годы и уже не соответствовала требованиям времени. Спортивного зала не было, его сделали позже в одноэтажной низкой постройке во дворе, актовый зал тоже был маленьким, низким. Не было столовой, лабораторий и других необходимых помещений. Руководство школы решало проблемы, приспосабливая, перестраивая, совмещая. Совсем недавно оборудовали тёплые туалетные комнаты и ликвидировали антисанитарный и холодный наружный туалет.
-Как хорошо, что Юра будет учиться в школе №11, - радовались родители. - Ведь именно к ней прикреплён наш дом!
Но не всё случается в жизни так, как должно быть.
Когда пошли оформлять сына, оказалось, что мест в классах уже нет.
- Как же так? - спрашивали растерянные родители. - Ведь именно ваша школа обслуживает наш дом!
- Да. Но понимаете, у нас уже укомплектовано четыре первых класса. Два из близлежащих детских садиков и два - на базе подготовительных классов. Больше мест нет. Ни одного ребёнка кроме подготовленных в садике и в школе мы не приняли. Все парты заняты, даже посадить вашего ребёнка некуда.
- И что же нам делать?
- Идите в другие школы. Вот рядом, четырнадцатая, через две троллейбусные остановки четвёртая и двадцатая, ещё ближе - десятая. Обращайтесь туда.
Вернулись домой расстроенные и растерянные. Что делать? К кому и куда обращаться? И тут Лариса вспомнила, что в соседнем подъезде живёт завуч школы №11, муж которой работает на том же заводе, в том же цехе, что и Володя, и послала мужа, чтобы попросил помощи.
Но визит к соседке-завучу оказался безрезультатным, она посоветовала не терять времени, оформлять ребёнка в четырнадцатую школу, так как и там могут набрать классы.
Даже в эту, восьмилетнюю школу оформить сына удалось с трудом, и Лариса с Володей старались не вспоминать о своих тшеславных мечтаниях о том, что их сына проэкзаменуют, определят уровень подготовки, просто заметят.
Оказалось, никому это не нужно!
Есть раз и навсегда установленный механизм: каждый человек с раннего возраста должен быть втиснут в опредеделённые рамки, усреднён, обезличен и внедрён в серую рутину безликого электората.
Сначала Юра добросовестно ходил в школу, придя домой быстро выполнял домашние задания, которые казались ему ненужными. Действительно, зачем в тетради решать, ну просто смешные, примеры: 2 + 2 = 4, если можно в уме производить вычисления в пределах тысячи?! Зачем читать «мама мыла раму», если из библиотеки принесены интересные книги с множеством страниц?
Поначалу всё было спокойно и хорошо, в дневнике стояли однообразные отличные оценки.
Но вскоре стали появляться тревожные записи - «Не слушает учителя», «На уроке баловался», «Во время урока лазил под партами», «На уроке громко зевал!».
- Юрочка, в чём дело? Почему плохо ведёшь себя в школе? Почему не слушаешь учительницу?
- А что там слушать? Выходит Серёжа Подножкин к доске и не может предложение прочитать. Даже букв не знает! Мне там скучно. И вообще, я не хочу ходить в школу.
Ну что тут делать?! Пробовали разговаривать с учительницей, но она требовала, чтобы пристрожили сына, заставили сидеть на уроках тихо:
- Вы родители, вы должны на него повлиять. Не слушает по-доброму, воспитывайте ремнём. А то вы, наверное, слишком уж либеральные!
После таких советов и самим не хотелось общаться с таким «радикальным» педагогом.
Как-то, уже в конце третьей четверти, Володя пошёл в школу, прочитав очередное, раздражённо выписанное в дневнике крупным нервным почерком, замечание учительницы.
Долго молча слушал её возмущённый монолог о плохом поведении сына, потом спросил:
- А какие у него оценки? Покажите классный журнал.
В журнале, по строке напротив фамилии сына, было пусто. Ни единой оценки!
- Не понял, - удивился отец, - вы что же, за всю четверть ни разу его не спрашивали?!
- А что его спрашивать, - искренне удивилась учительница. - Что его спрашивать? Он всё знает. И читает хорошо, и по математике впереди всех. Зачем на него время тратить? У меня полкласса ещё читать толком не умеют.
- И вы хотите, чтобы он тихо сидел на уроках?! Да ему ведь просто скучно! Сами вы просидели бы спокойно полдня за партой? Как же так?
- Да вы не волнуйтесь, - она взяла ручку и в пустую строку быстро вписала ряд отличных оценок, - у него всё в порядке. Видите?
Отец ошеломлённо смотрел на учительницу не зная, как себя вести в подобной ситуации.
- Извините, но наказывать сына я не буду. Он ни в чём не виноват. Вы педагог, вы должны найти подход к каждому ученику. И конечно, вызывать к доске, спрашивать.
Я бы сам взвыл от тоски и безделья, от вашего безразличия.
Конечно, ему скучно, поэтому и занимает себя, чем может. Думаю, посоветуемся с женой и возможно, переведём его в другую школу или хотя бы в другой класс. Но что-то делать надо.
После этого разговора записи в дневнике прекратились, изредка появлялись оценки.
Спустя некоторое время сын уже с удовольствием бежал в школу.
- Ну что, освоился, нашёл друзей в классе? Теперь не лазаешь под партами во время уроков? - спросила Лариса у сына как-то вечером, во время их задушевной беседы на кухне. - Раньше весь портфель был набит огрызками карандашей, ластиками, линейками, которые там находил. А сейчас, порядок.
- Нет. Сейчас я другим занимаюсь.
- Другим? Чем же другим ты занимаешься на уроках?
- Читаю.
- Что читаешь?
- Ну-у, там рассказы разные, ещё сказки. В книжках.
- Как это? - удивлённо переспросила, не поняв. - Откуда у тебя книжки?
- Учительница даёт. Она меня пересадила на последнюю парту и даёт книжки. Говорит, чтобы не баловался на уроках. Я там сам сижу, никто не мешает.
Конечно, ошеломленная услышанным, Лариса обо всём рассказала мужу.
Вместе долго ломали головы над тем, что делать, но так ничего и не придумали. Решили оставить всё, как есть, тем более, что учебный год заканчивался и уже было ясно, что сын получит похвальную грамоту за отличную учёбу.
Они даже не предполагали, что у ребёнка уже сформировалось твёрдое убеждение в том, что на уроках в школе можно и нужно заниматься всем, чем угодно, вместо того, чтобы слушать учителя.
И что впоследствии придётся приложить немало сил, чтобы исправить «перекосы начального образования».
К сожалению!
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Свидетельство о публикации №218040201989
Елена Потемкина 19.05.2020 19:30 Заявить о нарушении
Людмила Киреева-Силенко 20.05.2020 19:19 Заявить о нарушении