Ницше и Кроули - Алькор и Мицар

Структура интеллекта

Неблагодарное занятие - структурировать талант. В общем-то это даже можно расценить как принцип колдовства, ибо волшебство - суть высшее неделимое единство, проявляющееся в сколь угодно множественных частностях, тогда как колдовство - это дробление целого на частности, дробящихся в свою очередь на мелочи вплоть до полного атомарного и субатомарного уничтожения, ибо при каждом делении что-то теряется. - Это можно рассмотреть и как диспозит эпикурейства и нигилизма (или, у Ницше, дионисийского и аполлонического); отсюда же философия полноты и философия ничтожности (см. напр. прения Лютера и Эразма), - каждое учение, каждая мысль вообще имеет исток в том или другом и нацелено на то или другое.

Однако я хотел бы набросать несколько заметок по поводу того, каким образом, в каких потоках были направлены дарования двух величайших людей своего века - Фредерика Ницки в веке XIX-м (начиная с 1880-х годов и до 1950-х всё определялось как пост-ницшеанизм, нравится это кому-то или нет) и Александра (Алистера) Кроули, определившего (правда, не при жизни) "облико морале" второй половины ХХ-го века с переходом и в наши дни (всё ещё находящиеся в пост-фактуме Кроулианизма).

В построении схемы мы будем использовать шкалу Шопенгауэра, чтобы ясно видеть приоритеты высотности, если можно так выразиться. Для некоторых это будет неожиданно, но в данном случае я не стану подробно объяснять, почему схема именно такова (почему, например, поэзия ниже музыки, а архитектура - выше философии), ибо это отдельная большая тема, требуемая подробного рассмотрения.

Итак:

1) высший уровень: музыка, математика, шахматы (высшее абстрактное мышление);

2) архитектура и скульптура (высокая умственная организация);

3) живопись (первично структурированный абстракт);

4) поэтика (классический и вольный стих, рубаи и хайку) (высокий потенциал к организации ума с признаками озарения);

5) философия фундаментальная и афористическая, также теологические тезисы (коаны, притчи) (пробуждение ума, стремление к высокому);

6) низший уровень: вся литературность (умственная возня с редкими проблесками ума, доминион превалирования: пошлость);

7) отстойник: вся публицистика, современная блохосфера (умственные испражнения);

8) ниже всяких планок: соцсети на уровне двача, чатов и комментов (бульканье нечистот, клиника).

В прикладной психологии данное построение соответствует семи уровням интеллекта (при этом подразумевается, что выше находятся над-интеллектуальные уровни трансцендентного, не определяемые и не структурируемые никак; т.е. интеллект это вовсе не предел, это всего лишь квазилогическое представление о внешнем мире, не более того; физика и философия сверх-высоких (квантовых) структур в данное время ещё только формируется (см. напр. концепцию голографической вселенной, предложенную американским суб-теологом Майклом Талботом)).

Параграф 8, понятно, к сфере интеллекта не относится вообще никак, представляя доумственный эрзац, либо, в редких, но крайне тяжёлых случаях, последнюю степень необратимой деградации индивида среднего на самом деле ума (вроде Киряева или Невзорова), не сумевшего устоять даже на 6-м уровне, на котором требуется очень большая работа, чтобы проявились проблески ума (о какой-то поэтике или музыке речь, понятно, вообще даже не идёт); архитезис подобных креатур недурно выражен станцем "Асисяй-масисяй" (цит. по: Галковский, как там его, Д.Е.). Происходит это потому, что креатура по какой-то причине (возможно, наследственное) лезет "ввысь" (уровни 1-3), не став для начала настоящим человеком (уровни 4-5), то есть полностью дифференцированным индивидом (здесь едва ли можно привести более сильный пример, чем японские коммунисты). Для этого обычно прибегают ко всяким мутным "учениям", пародирующим транцендент. Приводит же это лишь к полной деградации, когда переходятся уже все рамки этичности и порядочности и, уж действительно, больше ничего и не скажешь, кроме как "асисяй-масисяй". - Здесь подлость становится основной и доминирующей чертой, порождающей только слабоумие и грязь.

Bon, давайте же попробуем рассмотреть креативы таких частных персон, как означенные Ницше и Кроули. Естественно, всё это абсолютно условно, ибо одарённых людей едва ли возможно "расчислить".

Итак, Ницше

1а) музыка: Ницше был весьма посредственным музыкантом, и это странно, учитывая масштаб одарённости; однако первый свой романс он сочинил в возрасте семи лет (на стихи Пушкина) и его музыкальные наставники прочили ему именно стезю музыканта
1б) математика: имел ли Ницше математические способности - неизвестно
1в) шахматы: т.ж.

2а) архитектура: Ницше восхищался архитектурой, но руку, так сказать, к этому направлению не прилагал
2б) скульптура: нет

3) живопись: нет

4) поэтика: самый интересный момент, поскольку Ницше считал себя выдающимся поэтом и довольно много писал; также его афористика содержит необычайное поэтическое вдохновение, а труд его жизни - роман о Заратустре - некоторыми рассматривается как поэтическая притча (правда, к историческому Заратустре не имеющая никакого отношения; ср., к слову, с прозаической элегиеей Лавкрафта "Иранон")

5а) философия: сам Ницше считал себя "филологом от философии" и во франции, например, ценится как блестящий стилист и мастер ярких афоризмов; весь Ницше разобран на цитаты, побив в этом рекорде, наверно, всех, а что касается его воззрений, то они грозны, темны и чертовски смахивают на некоторые доктрины тамплиеров и розенкрейцеров (о том, что Ницше состоял в обществе "Розы и Креста", мы узнали от Кроули, назвавшего Ницше "нашим дорогим братом")
5б) теологизм: фанатик Античности, Ницше позицировал себя как эдакий проповедник от Бахуса и Диониса, что кажется забавным, учитывая слабое здоровье нашего дорогого Фрица; как бы то ни было, в бравурности и патетике Ницше обставил всех на столетия вперёд)))

6) литературность: собственно, Ницше не писал литературу, он всегда был эссеистом и критиком жанра; если бы не Достоевский, Ницше возможно что-нибудь и писал бы сам, но как бы Фёдор Михалыч его просто задавил (прочтение "Идиота" сказалось на Ницше до конца жизни, - что он пережил, мы вряд ли можем себе представить...)

7а) публицистика: и в этом мусоре Ницше не отличился никак; в ранние годы - стерильный академический учёный; после войны - страстный проповедник философии воли; о современной ему журналистике Ницше отзывался крайне негативно
7б) здесь: дневники ("если бы Ницше был блогером"); блогосфера тех времён представляла собою очные посиделки в светских салонах, в которые затягивали и Ницше; должно быть, Ницше-блогер был бы полностью закрыт от нас как человек, однако острил бы направо и налево, это точно

8) здесь: переписка ("если бы Ницше стримил"): учитывая необычайную сложность психотипа Ницше и его крайнюю избирательность в общении, скорее всего он шатался бы по специализированным форумам, всяким там философским клубам и тому подобное; конечно, публика там не столь откровенно хамская, как в вконтактике

Мистер Кроули

1а) музыка: Кроули музыку не сочинял, однако считается создателем первой рок-группы (The Ragged Ragtime Girls, 1911-1913 гг.), которую он продюсировал и привёз на гастроли в Россию (которую Кроули обожал); записи этого ансамбля, конечно, не сохранились, что не помешало мне сочинить альбом-фантазию (https://www.youtube.com/watch?v=juviCmLEEnI) на тему того, как это могло звучать (первые 5 песен в альбоме - якобы мини-альбом студийного репертуара, остальные 7 - якобы запись концертного выступления); должно быть, в самом чистом виде это должно было звучать как нечто вроде Ангиции, от впечатления от которой все не отделались до сих пор (спустя 25 лет)
1б) математика: у Кроули были выдающиеся способности в математике; Бертран Рассел заверил, что Кроули является сильнейшим математиком-любителем из всех, кого он знал
1в) шахматы: Кроули был одним из сильнейших шахматистов-любителей Британского Королевства; чемпион и глава шахматного клуба в Кембридже

2а) архитектура: судя по картинам Кроули, мэтр тяготел к архитектурности Тибетско-азиатского направления; согласно планам Учителя, Святая Обитель Телемы в Чефалу должна была превратиться в гигантский роскошный дворец - там, на холме Каповаро Санта-Барбара...
2б) скульптура: мне ничего не известно об успехах Кроули в работе с гранитом, глиной или мрамором; не исключено, что Кроули было просто лень...)

3) живопись: живопись - это интересный момент, в том плане, что Кроули начал рисовать в возрасте за 40 просто от нечего делать; внезапно увлёкшись, Кроули относился к живописи довольно основательно (собственно, он заверял, что добивается высших результатов во всём. чем занимается); проводились выставки, сохранились картины и фрески

4) поэтика: Кроули, как всем известно, считал себя величайшим после Шекспира английским поэтом; из 104 книг Кроули 79 - стихи; книжка стихов была первым, что Кроули опубликовал в своей жизни, и - последним...

5а) философия: философема Кроули причудлива и многогранна; раблеанская история о Телемском Аббатстве была совершенно уникально трактована м-ром Кроули, став одной из самых экстравагантных концепций ХХ-го века; Святейший День сего знаменья отмечается сегодня, 2-го апреля, поскольку именно в этот день, в 1920-м году Кроули объявил об открытии Аббатства (прикрытого спецуказом Муссолини в мае 23-го)
5б) теологизм: если Ницше объявил "Умер бог великий Пан" (тем самым подразумевая окончательную смерть Антики и наступление чистого бездушного инферно), то Кроули, напротив, приложил весь свой громадный интеллект, всю свою колоссальную одарённость, все свои экстраординарные способности на то, чтобы вернуть в мир сказку и волшебство; мифы и странные легенды воскресали, обретая форму ритуала и стиля жизни, который Кроули называл Магикой (или магическим путём)

6) литературность: Кроули был автором трёх романов и множества разных историй, а также цикла рассказов о детективе Саймоне Иффе, расследующем всякие странные дела; как и в случае с Ницше, жанр чьего "Заратустры" определить затрудняются, не совсем понятно, в какую "нишу впихнуть" романы Кроули; уже благодаря Кастанеде этот жанр стали называть "магической прозой"; разница в том, что Кастанеда просто болтал, сидя на пятой точке (никаким "учеником тольтеков" он, конечно, не был, - обычное коммерческое фуфло для продажи больших тиражей), а Кроули посетил свыше 50 стран, свободно говорил на французском, испанском, арабском, греческом (немного также на китайском, хинди и русском) и совершил три кругосветных путешествия; об инициации в свыше 30 секретных обществ просто промолчим; понятно дело, такому человеку было, что порассказать, хотя всех выводит из себя, просто выбешивает эта манера Кроули говорить ироничными намёками, особенно это касается "Теории и практики" (о 90% того, что говорит Кроули, приходится только догадываться), - ну а чего ещё можно ждать от человека, имевшего высшие уровни посвящения во всём, что в его годы считалось "массонским"? кушайте, что дают (или читайте фуфло какого-нибудь кастанеды или пелевина, - вообще ни о чём (коммерческие помои); волшебного там не больше, чем в мышиных экскрементах)

публицистика: Кроули, как и Ницше, был великолепным эссеистом и совершенно потрясающим рассказчиком; его "Автобиография" читается буквально с затаённым дыханием за один раз (это шесть томов), - я в своей жизни, например, не читал ничего интереснее; что-то вроде микса Джека Лондона с Рабле, только всё рассказанное - не выдумка, а абсолютная правда, пережитая и осмысленная; по-идее, Кроули должны читать дети в школе просто в виде обязательной литературы, чтобы видеть хотя бы, куда развиваться (я серьёзно); bon, Кроули издавал магический журнал "Эквинокс" и даже занимался журналистикой, когда жил в Америке, однако о вещах обычных или заурядных он не писал; политические его взгляды были типичны для высшего английского класса имперского периода^
7б) здесь: дневники ("если бы Кроули был блогером"): Кроули не просто вёл дневник ("бложик") - в Телемитской практике это является обязательным, поскольку требует фиксации всего, что происходит с внешним и внутренним миром; это просто входит в привычку и приобретает определённый смысл; вероятнее всего, Кроули вёл бы закрытый бложик для себя персонально (плюс несколько человек с возможностью доступа - доверенные люди и соратники), а для публики писал бы обзоры и рецензии на книжные новинки; в общем, обычный светский человек; если б хотя бы 1 из 100 блогеров были такими, все сидели б по ЖЖ-кам, ведя интеллектуальные беседы о предметах, уходящих хотя бы на йоту от сисяна с усраинушкой, но такое представить почти невозможно, по крайней мере не в этой стране (в какой-нибудь приличной стране, в Нидерландах или Швейцарии, наверное возможно, но не здесь 125%)

8) здесь: переписка ("если бы Кроули стримил"): Кроули был от природы человеком мягким и добродушным, поэтому, в отличие от Ницше, едва ли развлекался бы в духе щаранизма или падонкаффских раскладов; что-то мне подсказывает, что Кроули был бы приятным и адекватным собеседником, - чрезвычайно редким в рунете, хотя довольно типичным для польской, например, манеры общения (изумительно приятной и всегда вежливой; Львов в этом плане также сильно отличается от прочей украины и всегда был симпатизантен лично мне, например; не представляю себе, какое волшебство может превратить волынского или тернопольского рагуля в приятного собеседника или какими сакраментальными методами можно мотивировать усруского васю обращаться к незнакомому взрослому человеку на "Вы", - это кажется за гранью всего)


Рецензии