увы, заслуженным укором

"...а Балда приговаривал с укоризной – не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Укор, укоризна, упрек, замечание, критика, коррекция, поправка, щелчок по носу:) – избыточность в отношениях, или норма? Есть еще два почти синонима к этим словам – попрек и придирка. Вот они да, означают избыточность. А те, первые – , имхо, норму.

Мы же понимаем, что такая штука, как рефлексия – необходимость. Не все, конечно, в равной мере обладают способностью рефлексировать, то есть задумываться над своим поведением, но дело это благое:). Например, исповедь – это поход за рефлексией, за возможностью покаяться в том, что плохого ты сделал. Верующий никогда не скажет, что исповедь не нужна, лишняя. Он понимает, что это гигиеническая необходимость.

Но рефлексия может быть направлена не только на себя, но и на другого. Потому что люди – живые, и не могут не реагировать на поведение тех, кто попадает в поле их зрения, тем более, близких людей, с которыми они живут!
Каждый из нас не только должен быть готов к тому, что его неизбежно коснется рефлексия тех, с кем мы сосуществуем, но мы должны желать этого!
«…надежды сердца оживи, иль сон тяжелый перерви, увы, заслуженным укором!». Если укор может быть  заслуженным -  его следует жаждать с той же силой, с какой мы жаждем справедливости.

Наша способность рефлексировать распространяется даже на литературных героев! Прав Онегин (Печорин, Воланд, братья Карамазовы:) - вставляй, кого хочешь),  или не прав? Раскольников "право имеет"?
Чем, собственно, занимается литкритика, как не упреками литгероям и их авторам?:)

Нет людей, которые идут по жизни ровненько, мы же не роботы. И потому каждый оступается. Тому, кто протянул руку, указал на это отступление, и тем помог вернуться на прямую дорогу, мы должны быть только благодарны.

А тут появляется такой Пылып з конопель:), как говорят на Украине – встрепанное существо, которое еще не до конца проснулось:) и потому все еще живет в воображаемом мире, и говорит – ребята, давайте жить дружно, давайте никогда не будем ни в чем укорять друг друга! Немая сцена.
Давайте-то давайте, но если ты заслужил? Если я заслужил? Если мы заслужили? Разве не дело тех, кто это заметил, отрефлексировать наши косяки? Неприятно, да, но мы же сами в этом виноваты!

Стремиться быть "рыцарем без страха и упрека" - благородное дело, но стремиться быть рыцарем, которого не упрекают только потому, что он приказом вывел себя из зоны упреков - фи, ужасный эгоизмус и самолюбованус. Подумаешь, Нерон какой! Ты попробуй на самом деле быть человеком "без упрека", а не без-упречным в приказном порядке!

Был такой фильм – «Верные друзья», сценарий А. Галича, фильм замечательный, его и сейчас смотрят, хотя снят лет 60-70 назад:) . Там как раз в этом заключался сюжет. Герой косячил, а верные друзья его поправляли. И он, наконец, допер, что это они ему добра желают!

«Шел ли дальней стороною, плыл ли морем я – всюду были вы со мною, верные друзья, и бывало в час тревоги, в сумрачный денек освещал нам все дороги дружбы огонек… И в разлуке, и в печали были мы тверды – сколько раз мы выручали друга из беды».

Именно! Совершить поступок, который заслуживает, мягко говоря, коррекции, и получить ее – благо! И спасибо тем, кто не проходит равнодушно мимо, а помогает понять, какую гадость мы сделали, или, еще лучше, собирались сделать! И отводит в сторону!
Без-упречных людей нет, а если не без-упречен, значит, получи по носу выслушай  упрек, если он тебе причитается.

Злобному попреку – нет, заслуженному укору – да!:)

Кадрик вверху из фильма "Верные друзья" не оставляет сомнений в том, кого здесь надо подкорректировать:).


Рецензии