Герои Орденоносцы татарской национальности - 83
***
На космодроме Плесецк почтили память военнослужащих, погибших при взрыве ракеты-носителя в 1980 году
Сегодня на Государственном испытательном космодроме Плесецк прошли памятные мероприятия, посвященные 37-й годовщине трагедии, произошедшей на северном космодроме 18 марта 1980 года при подготовке к пуску ракеты-носителя «Восток-2М».
Почтить память 48 испытателей ракетной техники в г. Мирный Архангельской области собрались военнослужащие и ветераны космодрома, очевидцы трагедии и родственники погибших участников боевого расчета.
На Мемориале погибшим испытателям ракетно-космической техники в знак памяти о жертвах трагедии школьники г. Мирного выпустили в небо 48 белых воздушных шаров.
После возложения цветов к Вечному огню и могилам испытателей космической техники, военнослужащие и ветераны посетили место трагедии – стартовый комплекс площадки № 43 космодрома Плесецк, где по сложившейся традиции под звук метронома прозвучали имена всех погибших при аварии ракеты-носителя «Восток-2М».
Офицеры и ветераны встретились с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в воинских частях космодрома, учащимися местной школы, рассказали о причинах и последствиях трагедии, о подвиге испытателей ракетно-космической техники, спасших товарищей ценой своей жизни, о несправедливом обвинении и последующей реабилитации боевого расчета, готовившего ракету-носитель к пуску.
Сегодня вопросам безопасности при подготовке и проведении пусков ракет космического назначения на космодроме Плесецк уделяется повышенное внимание. Введен в эксплуатацию стационарный наблюдательный пункт, расположенный на безопасном расстоянии от всех стартовых комплексов космодрома. Он оснащен самыми современными системами жизнеобеспечения, видеонаблюдения, связи, пожаротушения, обеспечения безопасности личного состава, позволяющими осуществлять контроль всех технологических операций по подготовке и проведению пусков ракет космического назначения всех классов.
Новый космический ракетный комплекс «Ангара», летные испытания которого начались на космодроме Плесецк в 2014 году успешными пусками легкой и тяжелой модификаций ракет-носителей «Ангара», разработан с применением принципа «безлюдного старта» за счет высокой степени автоматизации предстартовой подготовки и исключения ручных операций. Эта технология предусматривает отсутствие личного состава боевого расчета пуска на территории стартового комплекса с момента включения программы автоматической подготовки ракеты-носителя и стартового оборудования к проведению пуска. Контроль и управление всеми технологическими операциями подготовки и проведения пуска осуществляются в автоматическом режиме из специальных защищенных подземных сооружений, обеспечивающих полную безопасность личного состава боевого расчета.
Новый космический ракетный комплекс «Ангара» будет способен выводить практически весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах Министерства обороны РФ во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит, в том числе и на геостационарную орбиту, обеспечивая, действительно, гарантированную независимость отечественного военного космоса.
Справочно:
18 марта 1980 года в 19 часов 01 минуту во время подготовки к пуску ракеты-носителя «Восток-2М» на стартовом комплексе площадки №43 произошел взрыв. 45 человек погибли на месте, трое скончались в госпитале от ран, 42 человека получили ранения. Ракета космического назначения «Восток-2М» и часть наземного оборудования были уничтожены, стартовые сооружения и пусковая установка требовали капитального ремонта.
Сразу после трагедии на космодром прибыла правительственная комиссия по расследованию причин случившегося. В акте комиссии однозначной причиной аварийной ситуации были признаны ошибочные несанкционированные действия боевого расчета.
Через год при подготовке очередной ракеты космического назначения трагедия могла повториться. И только благодаря грамотным действиям боевого расчета ее удалось избежать. В ходе расследования удалось установить, что причины несостоявшейся аварии и причины катастрофы 18 марта 1980 года идентичны – использование на заводе-изготовителе каталитически активных материалов при изготовлении фильтров для перекиси водорода. Однако доказать документально, что при заправке взорвавшейся ракеты были использованы некондиционные фильтры, и добиться пересмотра решения правительственной комиссии в то время оказалось невозможным.
Только спустя почти 20 лет благодаря многолетним усилиям ветеранов космодрома, экспертов, принимавших участие в расследовании катастрофы, справедливость была восстановлена. 11 декабря 1999 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам было принято решение об окончательной реабилитации и признании невиновным личного состава боевого расчета в катастрофе 18 марта 1980 года.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации
Великоредчанин Ярулло Нуриллович
***
Ефрейтор
ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Ярулло
Нуриллович
18.05. 1960,
Украинская ССР, Полтавская обл.,
Миргородский р-н,
с. Солокун;
Татарин
30.10. 1978,
Миргородским ГВК Украинской ССР
среднее
10.11. 1978 – стрелок в/ч № 14056;
01.03. 1979 – механик в/ч № 14056
Погиб
18.03. 1980;
Архангельская область.
г. Мирный,
Мемориал Памяти испытателей РКТ
погибших
Габдулин Фаридьян Хамитович
***
Стрелок, Командир отделения
войсковой части № 14056 (БСС-70 -
70-й боевой стартовой станции)
53-го Научно-исследовательского
испытательного полигона ракетного
и космического вооружения
Министерства обороны СССР
(Космодрома Плесецк);
сержант
Фаридьян Хамитович Габдулин родился 12 июля 1960 года
в городе Свердловске (ныне - город Екатеринбург).
Образование - среднее техническое.
5 июля 1979 года он был призван на действительную военную службу
в Вооружённые силы СССР Железнодорожным районным
Военным комиссариатом города Свердловска.
С этого времени он служил в должности стрелка на 70-й боевой
стартовой станции (БСС-70, в войсковой части № 14056) 53-го Научно-
исследовательского испытательного полигона Министерства обороны СССР,
(ныне - 1-й Государственный испытательный космодром "Плесецк").
29 октября 1979 года младший сержант Ф.Х. Габдулин был назначен
на должность Командира отделения с присвоением ему
воинского звания "сержант".
Он имел квалификацию специалиста 3-го класса.
Проходя службу на полигоне он участвовал в запусках ракет-носителей
и космических аппаратов различного назначения.
18 марта 1980 года в 19 часов 01 минуту на пусковой установке № 43/4
произошёл взрыв ракеты-носителя "Восток-2М", унёсший жизни
48-ми военнослужащих боевого расчёта.
44 военнослужащих получили ожоги и травмы различной степени тяжести.
Ракета-носитель должна была вывести на орбиту разведывательный спутник
"Целина-Д" ("Икар").
Среди погибших был и сержант Габдулин Фаридьян Хамитович.
Похоронен он и другие члены боевого расчёта в городе Мирном
Архангельской области, на территории Мемориального комплекса
Памяти испытателей ракетно-космической техники.
Гареев Айрат Газизьянович
***
Начальник расчёта-техник
70-й боевой стартовой станции)
53-го Научно-исследовательского
испытательного полигона ракетного
и космического вооружения
Министерства обороны СССР
(Космодрома Плесецк);
прапорщик
Айрат Газизьянович Гареев родился 16 октября 1949 года
в городе Октябрьском Башкирской АССР (ныне - Республика
Башкортостан в составе Российской Федерации).
Образование - среднее.
26 ноября 1973 года года он был призван на действительную военную службу
в Вооружённые силы СССР Плесецким районным Военным комиссариатом
Архангельской области, после чего он был направлен на учёбу в Школу
прапорщиков в городе Переславле-Залесском Ярославской области,
которую он окончил 19 мая 1974 года с присвоением ему
воинского звания "прапорщик".
По окончании школы А.Г. Гареев служил в должности Начальника
расчёта-техника на 70-й боевой стартовой станции (БСС-70, в войсковой
части № 14056) 53-го Научно-исследовательского испытательного
полигона Министерства обороны СССР, (ныне - 1-й Государственный
испытательный космодром "Плесецк").
Проходя службу на полигоне он участвовал в запусках ракет-носителей
и космических аппаратов различного назначения.
18 марта 1980 года в 19 часов 01 минуту на пусковой установке № 43/4
произошёл взрыв ракеты-носителя "Восток-2М", унёсший жизни
48-ми военнослужащих боевого расчёта.
44 военнослужащих получили ожоги и травмы различной степени тяжести.
Ракета-носитель должна была вывести на орбиту разведывательный спутник
"Целина-Д" ("Икар").
Среди погибших был и прапорщик Гареев Айрат Газизьянович.
Похоронен он и другие члены боевого расчёта в городе Мирном
Архангельской области, на территории Мемориального комплекса
Памяти испытателей ракетно-космической техники.
http://sm.evg-rumjantsev.ru/plesetsk-18.03.1980/gareev.htm
Зайнулин Рушан Фаритович
***
Ефрейтор
ЗАЙНУЛИН
Рушан
Фаритович
03.07. 1959,
Татарская ССР,
г. Зеленодольск,
Татарин
22.04. 1978, Зеленодольским ГВК
Татарской АССР
средне-специальное
29.04. 1978 – стрелок в/ч № 14056;
02.09. 1978 - механик
Погиб
18.03. 1980;
Архангельская область.
г. Мирный,
Мемориал Памяти испытателей РКТ
погибших
Захаров Владимир Иванович
***
Ефрейтор
ЗАХАРОВ
Владимир
Иванович
01.01. 1959,
Татарская АССР,
Елабужский р-н,
д. Большой
Шурняк,
Татарин
22.04. 1978,
Елабужским РВК
Татарской АССР
среднее
30.04. 1978 – стрелок в/ч № 14056;
05.01. 1979 – старший наводчик - измеритель
Погиб
18.03. 1980;
погибших
Каюмов Тахир Камилевич
***
Рядовой
КАЮМОВ Тахир Камилевич
15.12. 1959,
Татарская АССР,
г. Казань,
Татарин
25.04. 1978,
Кировским РВК
г. Казани
среднее
30.04. 1978 – стрелок в/ч № 14056;
15.08. 1978 – механик в/ч № 14056 № 158 От 05.05. 1980
погибших
Саидгалеев Галиулла Мухамметвали улы
САИДГАЛИЕВ Гилиулла Мухаметвалеевич
***
…Саидгалиев (его фамилия - именно Саидгалиев, а не Сандгалиев, как указано на памятном камне на нашей площадке и не Сайдгалеев, как написано на сайте Плесецка...) не был сержантом, а был ефрейтором, старослужащим. В то время почти все «деды» были ефрейторами. После каждой ОИР (пуска ракет) солдат награждали, в том числе и присваивали звание ефрейтора. После взрыва он еще 4 дня прожил в госпитале Мирного. Все ждали его, чтобы хоронить вместе. Он был родом из Башкирии и очень много его родственников приехали на похороны.
При опознании тел офицеров узнавали только по ремням и нагрудным знакам, а солдат практически невозможно было опознать. Под проливным дождем жители Мирного и мы похоронили их в братской могиле. Майор Бирюков Владимир Федорович скончался в госпитале спустя две с половиной недели после случившегося и его хоронили позже…
…Настало самое тяжелое — контроль наличия личного состава. Хорошее это дело после удачных запусков, когда усталые, но довольные люди занимали свои места в строю, зная наверняка, что у каждого слева и справа не окажется пустых мест.
Сейчас в строю не оказалось семерых — рядовых Мирослава Винсковского, Валерия Устинова, Ивана Осокина, Юрия Ваганова, старшего лейтенанта Алексея Карнаухова, капитана Геннадия Безуглова, майора Бориса Хомякова. Кроме этих, в один миг выжженных из боевого строя людей, умерло еще трое. Рядовой Галлиула Сайдгалиев скончался от ожогов через неделю.
http://kik-sssr.ru/Plesetsk_1973.htm
***
Плесецкая катастрофа 1973 года
26 июня 2014 года исполнился 41 год со дня трагедии
ГЛАВНАЯ
РАКЕТЫ - НОСИТЕЛИ
ВЕРНУТЬСЯ В ПЛЕСЕЦК
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Июнь 1973 года выдался в СССР трагичным... В начале месяца, 3 июня, на 30-м международном авиасалоне в Ле Бурже во Франции на глазах сотен тысяч зрителей советский сверхзвуковой лайнер Ту-144 выполнял показательный полет, во время которого при совершении маневра разрушился в воздухе из-за закритических перегрузок; погибли 14 человек - экипаж и люди под обломками на земле. В середине месяца, в ночь на 14 июня, в р-не Находки АПЛ К-56 из состава ТОФ получила пробоину в столкновении с гражданским судном; в результате затопления 2-го отсека погибли 26 моряков и один промышленник.
И вот, в конце месяца...
26 июня 1973 года в 4 часа 22 минуты на первой пусковой установке площадки 132 53-го НИИП
при подготовке к сливу компонентов ракетного топлива из ракеты-носителя "Космос-3М"
после несостоявшегося пуска произошел взрыв ракеты и возник пожар в башне обслуживания,
в результате чего погибли военнослужащие в/ч 63551:
начальник команды майор ХОМЯКОВ Борис Григорьевич,
майор БИРЮКОВ Владимир Федорович,
инженер-испытатель капитан БЕЗУГЛОВ Геннадий Федорович,
начальник расчета старший лейтенант КАРНАУХОВ Алексей Александрович,
рядовой ВАГАНОВ Юрий Иванович,
рядовой ВИНСКОВСКИЙ Мирослав Степанович,
рядовой УСТИНОВ Валерий Николаевич,
рядовой ОСОКИН Иван Васильевич,
ефрейтор САИДГАЛИЕВ Гилиулла Мухаметвалеевич.
Страницы истории космодрома "Плесецк"
Трагедия 1973 года
Версия событий с сайта www.plesetzk.ru
Предстоял очередной запуск космического аппарата с помощью ракеты-носителя “Космос-3М”. За плечами боевого расчета части запуска стоял шестилетний опыт проведения пусков 69 ракет данного типа. Ракета "Космос-3М" была спроектирована в конструкторском бюро М.К.Янгеля (ныне КБ "Южное") на базе баллистической ракеты средней дальности Р-14. На этой двухступенчатой ракете со стартовой массой 108 тонн и длиной 32.4 метра в качестве горючего используется несимметричный диметилгидразин (НДМГ) и в качестве окислителя - смесь азотной кислоты с четырехокисью азота. Это долгохранимое ракетное топливо при смешивании самовоспламеняется, что обеспечивает надежный запуск и работу ракетных двигателей, но требует особой аккуратности в обращении.
25 июня 1973 года состоялся вывоз ракеты-носителя на стартовый комплекс и началась ее подготовка к пуску, который был назначен на 26 июня в 1 час 32 минуты московского времени.
Предстартовая подготовка шла без каких-либо отклонений до начала заправки топливом. Заправка началась в установленное время и продолжалась полчаса. За это время заполнение всех баков ракеты, кроме бака горючего первой ступени, прошло без замечаний.
В ходе заправки бака горючего первой ступени было замечено ненормальное функционирование бортовых датчиков системы измерения объемов заправленного топлива. На наземном пульте контроля не было зафиксировано прохождение уровней заправки. Поэтому в 22 часа 23 минуты операции по заправке были остановлены старшим инженером-испытателем подполковником Сосниным В.И., контролировавшим ход заправки.
Такая отмена предстартовых операций предусмотрена эксплуатационной документацией, но она не определяла порядок дальнейших действий. Боевой расчет оказался в сложнейшей ситуации, когда он был вынужден работать за целое конструкторское бюро, заполняя “белые пятна” в документации.
Среди множества различных вариантов инженеры-испытатели космодрома, находившиеся в это время на стартовом комплексе в составе боевого расчета, должны были найти единственный верный. На это обычно уходят долгие часы, но здесь надо было предлагать решение сразу, практически без обдумывания. В течение двух часов надо было выяснить причину замечания, устранить его и завершить заправку ракеты: запуск космического аппарата независимо от его принадлежности приравнен к выполнению боевой задачи, которая должна быть выполнена в назначенный срок.
После остановки заправки и обсуждения сложившейся ситуации было принято естественное решение проверить герметичность заправочных коммуникаций, исправность наземных электрических цепей и с помощью наземных измерительных устройств определить количество заправленного горючего. Заправочные магистрали оказались герметичными, а электрические цепи — исправными. Уровнемеры и датчики расхода показали, что в бак горючего первой ступени еще недозаправлено около 4 тысяч литров НДМГ. На основании этого делается вывод, что уровень горючего в баке еще не достиг измерительного датчика и принимается решение дозаправить 2 тысяч литров до появления сигнала. А поскольку до назначенного времени пуска оставалось меньше двух часов, то дозаправка велась большим расходом.
Принятое решение стало первым шагом к трагедии. Измерительные устройства установленные на стартовом комплексе имели очень низкую точность. Попытка боевого расчета учесть это обстоятельство не увенчалась успехом. Поскольку на самом деле бак был уже почти полным, то во время его дозаправки произошло его переполнение, горючее потекло из бака по дренажной магистрали. Заправка была остановлена и стало окончательно ясно, что в баке горючего не работает сигнализатор наполнения.
Анализируя причины аварии, Государственная комиссия поставила в вину боевому расчету использование для принятия решения показания приборов с большой погрешностью измерений, но это было штатное оснащение стартового комплекса и использование других измерительных приборов документацией не предусмотрено, да их и не было! Не предусмотрел Главный конструктор и технических средств дистанционного контроля за появлением компонентов ракетного топлива в дренажной магистрали. Пришлось двум офицерам — майору А.Д. Проскурне и лейтенанту В.И. Бойко, рискуя своей жизнью, стоять у заправляемой ракеты, "на слух" следить за дренажной магистралью и давать команду на прекращение заправки...
Произошла перезаправка бака горючего первой ступени с заполнением дренажной магистрали. Принимается решение на частичный слив топлива из этого бака по штатной схеме, заданной в технической документации. Это решение стало вторым шагом к катастрофе, поскольку и здесь в документации отсутствовал порядок действий по сливу топлива из баков при заполненной дренажной трубе. Горючее, оказавшееся не только в дренажной трубе, но и в трубе наддува бака, сыграло роль гидравлического запора. В ходе слива давление в газовой подушке бака стало значительно ниже атмосферного и произошло смятие верхнего днища бака с нарушением его герметичности. Этого боевой расчет предусмотреть уже никак не мог: здесь требовались специальные инженерные знания, опыт по проектированию ракетных баков и, самое главное, время. Времени на обдумывание сложившейся ситуации у боевого расчета фактически не было — до назначенного времени запуска оставалось полтора часа.
С началом слива горючего восстановилась работа сигнализатора наполнения бака и принимается решение на заправку бака до расчетного уровня. Руководитель работ на стартовом комплексе полковник М.Я.Колесов, принимая решение о продолжении предстартовой подготовки, не мог знать о нарушении герметичности бака, поскольку весь боевой расчет находился в укрытии, а средства телевизионного контроля за ракетой на стартовом комплексе не предусмотрены. Дозаправка бака горючего до заданного уровня закончилась за 34 минуты до пуска.
В установленное время начались заключительные операции по подготовке ракеты к пуску. Но с началом предстартового наддува баков люди, находившиеся в это время на наблюдательном пункте, заметили парение горючего в районе межбакового отсека первой ступени и услышали вначале скрежет, а затем звуки переменного тона. В это же время наземная аппаратура зарегистрировала снижение давления наддува бака горючего первой ступени ниже допустимого. Не помогло подключение дополнительных баллонов высокого давления. При контроле бортового наддува за 15 секунд автоматически произошла остановка пусковых операций. Был объявлен “Отбой” и принято решение о переносе запуска на сутки. Схема запуска была приведена в исходное и обесточена.
Высланная для осмотра ракеты группа в составе майора А.Д. Проскурня, майора В.Ф. Бирюкова и капитана В.С. Бурина обнаружила течь горючего из бака первой ступени. По корпусу ракеты стекало топливо, оно было на пусковом столе и вокруг него. Необходимо было слить все топливо из ракеты.
И снова боевой расчет вынужден работать на свой страх и риск. Очередное “белое пятно” в документации Главного конструктора — не определен порядок действий и меры безопасности при сливе топлива из поврежденной ракеты. После подвода башни обслуживания и опускания ее площадок вокруг ракеты образовался замкнутый объем, в котором быстро начала расти концентрация паров горючего, для взрыва которых достаточно малейших неосторожных действий...
Хронология последних минут перед взрывом следующая. В 4 часа 15 минут 26 июня 1973 года закончилась подготовка к сливу и в 4 часа 18 минут, как это определено документацией, к башне обслуживания отправляется расчет заправки окислителя из девяти человек: Хомяков Б.Г., Безуглов Г.Ф., Карнаухов А.А., Шигапов Н.Г., Сайдгалеев Г.М., Ваганов Ю.И., Винсковский М.С., Осокин И.В. и Устинов В.Н. На пятую площадку башни обслуживания для подстыковки наполнительных соединений ко второй ступени ракеты поднялись старший лейтенант Карнаухов А.А. с двумя солдатами. Майор Хомяков Б.Г. и капитан Безуглов Г.Ф. с двумя солдатами остались на нулевой отметке для подстыковки коммуникаций “земля — башня”. Следом за первой группой, в 4 часа 20 минут отправляется группа из четырех человек во главе с майором Бирюковым В.Ф. для осмотра приборного и хвостового отсеков первой ступени.
В 4 часа 22 минуты произошла вспышка, а затем два последовательных взрыва и начался пожар. В это время командир отделения сержант Шигапов Н.Г. поднимался в лифте на пятую площадку, а боевой расчет группы осмотра подходил к ракете...
Хомяков Б.Г.
Бирюков В.Ф.
Безуглов Г.Ф.
Карнаухов А.А.
Ваганов Ю.И.
Винковский М.С.
Устинов В.Н.
Осокин И.В.
Саидгалиев Г.М.
В результате взрыва 7 человек погибло на стартовом комплексе. Получили ожоги различной степени и госпитализированы инженер-испытатель майор Бирюков В.Ф., рядовой Сайдгалеев Г.М. и инженер-конструктор КБ ПО “Полет” Власов Ю.А. (ред: сотрудник отдела №8 п/я В-8091). От полученных ожогов В. Бирюков и Г. Сайдгалеев скончались. С профилактическими целями в связи с пребыванием в атмосфере, насыщенной парами ракетного топлива, было госпитализировано 10 человек.
Вспышка паров или жидкой фазы горючего и последующий взрыв по времени совпали с началом работы расчета окислителя по подготовке наполнительных соединений к стыковке. Государственная комиссия, анализируя причины, которые могли бы вызвать вспышку, пришла к выводу, что “наиболее вероятным является случайное попадание на проливы горючего остатков окислителя из наполнительных соединений при неосторожных действиях исполнителей”.
Кто виноват в случившейся трагедии? Комиссия, занимавшаяся изучением причин катастрофы, в своем заключении записала, что принятые решения, приведшие в итоге к повреждению бака ракеты, образованию больших концентраций паров ракетного горючего и их взрыву, “нельзя считать технически обоснованными”, т.е. в трагедии виноват сам боевой расчет. Формально это вроде бы и так, но... В ходе подготовки ракеты к пуску боевой расчет оказался в ситуации, не предусмотренной Главным конструктором. Выполняя боевой приказ по запуску космического аппарата в назначенное время, боевой расчет был вынужден использовать метод проб и ошибок для устранения “белых пятен”, оставленных в эксплуатационной документации. Ставить это в вину инженерам-испытателям космодрома неэтично и аморально.
Погибший 26 июня 1973 года боевой расчет похоронен в г. Мирном на берегу лесного озера в братской могиле. Рядом с ними через семь лет, в 1980 году был похоронен другой боевой расчет, погибший при взрыве во время заправки ракеты-носителя “Восток-2М”.
http://kik-sssr.ru/Plesetsk_1973.htm
Шарипов Ришат Тасимович
***
Стрелок, Командир отделения
войсковой части № 14056 (БСС-70 -
70-й боевой стартовой станции)
53-го Научно-исследовательского
испытательного полигона ракетного
и космического вооружения
Министерства обороны СССР
(Космодрома Плесецк);
сержант
Ришат Тасимович Шарипов родился 17 октября 1959 года
в селе Верхнее Алькеево Алькеевского района Татарской АССР
(ныне - Республика Татарстан).
Образование - среднее.
21 апреля 1978 года он был призван на действительную военную службу
в Вооружённые силы СССР Альеевкским районным
Военным комиссариатом Татарской АССР.
С этого времени он служил в должности стрелка на 70-й боевой
стартовой станции (БСС-70, в войсковой части № 14056) 53-го Научно-
исследовательского испытательного полигона Министерства обороны СССР,
(ныне - 1-й Государственный испытательный космодром "Плесецк").
27 октября 1978 года Шарипову Ришату Тасимовичу было присвоено
воинское звание "сержант", а 30 октября 1978 года он был назначен
на должность Командира отделения.
Проходя службу на полигоне он участвовал в запусках ракет-носителей
и космических аппаратов различного назначения.
18 марта 1980 года в 19 часов 01 минуту на пусковой установке № 43/4
произошёл взрыв ракеты-носителя "Восток-2М", унёсший жизни
48-ми военнослужащих боевого расчёта.
44 военнослужащих получили ожоги и травмы различной степени тяжести.
Ракета-носитель должна была вывести на орбиту разведывательный спутник
"Целина-Д" ("Икар").
Среди погибших был и сержант Шарипов Ришат Тасимович.
Похоронен он и другие члены боевого расчёта в городе Мирном
Архангельской области, на территории Мемориального комплекса
Памяти испытателей ракетно-космической техники.
Яруллин Фаик Фасихзянович
***
Ефрейтор
ЯРУЛЛИН Фаик Фасихзянович
25.01. 1960,
Татарская АССР,
Алькеевский р-н,
с. Верхнее Алькеево,
Татарин
21.04. 1978,
Алькеевским РВК
Татарской ССР
среднее
30.04. 1978 -
Стрелок в/ч № 13991;
10.09. 1978 – механик в/ч № 13991;
20.01. 1979 -
Старший механик в/ч № 13991
Погиб 18.03. 1980;
Архангельская область.
г. Мирный,
Мемориал Памяти испытателей РКТ
погибших
Свидетельство о публикации №218040200097