О работе Следственного комитета РФ

Лекция Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. для слушателей Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации на тему «О работе следственных органов Следственного комитета Российской Федерации»


Добрый день,
уважаемые коллеги!

Искренне рад нашей встрече.
Свое выступление я хотел бы начать с поздравлений.
Всего несколько дней назад в стенах этого исторического здания для вас прозвучал «первый звонок», ставший своеобразной точкой отсчета нового, пожалуй, самого интересного этапа вашей жизни.
Поздравляю вас с началом профессионального пути! Убежден – вы сделали правильный выбор. Надеюсь, что для большинства из вас работа в следственных органах, служение Отечеству станут делом всей жизни.
В эти дни мы торжественно отмечаем свой профессиональный праздник – десятую годовщину начала работы новой следственной структуры – Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, образованного Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 года № 1007 (вступившего в силу с 7 сентября 2007 года).
Теперь и вы вправе считать эту дату своим профессиональным праздником.
Напомню, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 года № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации создан Следственный комитет Российской Федерации, ставший правопреемником прежнего следственного органа.
Несомненно, это знаковые даты истории образования и развития независимых следственных органов в нашей стране, истоки которых заложил всероссийский император Петр Великий, учредив в 1713 году первые специализированные следственные органы – «майорские» следственные канцелярии.
Во все времена отечественной истории борьба с преступностью была одной из главных функцией российского государства. Её формы и методы менялись в зависимости от исторической обстановки и общественного развития, а успехи достигались упорной профессиональной работой специальных органов, занятых расследованием преступлений. Функцию расследования преступлений в Древней Руси обычно выполняли представители администрации – князь или наместник, а в период образования централизованного Русского государства согласно Судебнику 1550 года – Боярская дума «по государеву приказу» рассматривала наиболее важные дела.
Основанные Петром I «майорские» канцелярии стали, по сути, первыми независимыми следственными органами.
К их подследственности были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь – о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами Российской империи (в том числе взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги и мошенничество). 
Непосредственная подчиненность главе государства и самостоятельность позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц, занимающихся и казнокрадством.
Следует также подчеркнуть, что именно при Петре I впервые была сформирована Концепция вневедомственного предварительного следствия.
В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.
К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы были упразднены.
Только в 2007 году в ходе судебной реформы, концепция которой была принята Верховным Советом РСФСР в октябре 1991 года, был создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, разделены функции прокурорского надзора и следствия.
А с 15 января 2011 года в системе государственных органов действует независимая следственная структура – Следственный комитет Российской Федерации, подчиненный исключительно Президенту Российской Федерации, к чьей компетенции относится расследование тяжких и особо тяжких преступлений.
Я провел эту историческую параллель потому, что мы, по сути, 10 лет назад реализовали то, что ещё за три столетия до нас задумывалось и начинало осуществляться нашими славными предками.
Следует подчеркнуть, что с момента создания ведомства наша деятельность сосредоточена на решении задач по борьбе с особо опасными преступлениями – должностными злоупотреблениями и коррупцией, преступлениями экстремистской направленности, терроризмом, преступными деяниями, нарушающими права несовершеннолетних.
На современном этапе к основным задачам Следственного комитета Российской Федерации относятся:
– разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
– обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;
– организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершенствованию преступлений, принятие мер по их устранению;
– оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
– обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества.
Выполняя эти задачи, Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти и подчинен исключительно Президенту Российской Федерации.
В этом и проявляется его независимость.
К компетенции Следственного комитета отнесено расследование преступных деяний, совершаемых представителями всех ветвей государственной власти, что создает условия для обеспечения конституционного правопорядка и пресечения попыток узурпации одной из ветвей государственной власти властных полномочий, свойственной другим ветвям.
Эти нововведения также создали условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами, подотчетностью им, а также организационной и функциональной связанностью с прокуратурой.
Эти меры позволили обеспечить с одной стороны большую организационную и функциональную самостоятельности следственных органов, а с другой повысить объективность и беспристрастность самого прокурора, что положительно сказалось на состоянии законности в сфере уголовного судопроизводства и обеспечении прав и свобод его участников.
Тем самым в уголовный процесс была внедрена некая система противовесов, обеспечивающая баланс между независимостью и самостоятельностью следователя с одной стороны и уголовно-процессуальным инструментарием выявления и устранения прокурором злоупотреблений и нарушений закона – с другой стороны.
Уважаемые коллеги!
Состоявшееся чёткое разделение функций расследования и надзора за ним, безусловно, повысило его качество и объективность.
О значительном улучшении качества предварительного следствия, бесспорно, свидетельствует, например, тот факт, что, число уголовных дел, которые возвращены на доработку судами, в сравнении с 2006 годом, то есть до проведения реформы – уменьшилось в 3 раза (с 5 047 дел до 1 427).
Находясь на переднем крае борьбы с преступностью наши сотрудники трудятся самоотверженно, защищая граждан, государство и общество от преступных посягательств.
За прошедшие 10 лет следователями Следственного комитета, штатная численность которых в настоящее время составляет 8 731 человек (не включая следователей-криминалистов в составе 1 118 человек), рассмотрено почти 9 миллионов сообщений о преступлениях, возбуждено более одного миллиона двухсот тысяч уголовных дел, в суды направлено свыше 900 тысяч дел. Осуществлено свыше двух миллионов выездов на место происшествия.
Это – огромный и напряженный труд.
Заметным шагом, направленным на то, чтобы придать Следственному комитету импульс для быстрого самостоятельного развития и в то же время доказать свою пользу обществу, стали наши приоритетные проекты:
раскрытие и расследование преступлений прошлых лет;
выявление и расследование преступлений против социально незащищенных категорий граждан, в первую очередь детей;
расследование коррупционных преступлений.
Уважаемые коллеги!
С первых дней существования Следственного комитета мы направили свои усилия на формирование мобильной и дееспособной системы следственных органов.
Причем многие вопросы приходилось решать, что называется, с нуля.
Необходимо было в условиях изменившегося законодательства так выстроить работу следователей, чтобы качество следствия не только не снизилось, но и возросло. Задача осложнялась тем, что на должности руководителей следственных органов были назначены в большинстве вчерашние следователи, которым если и приходилось заниматься вопросами организации, то это касалось их личного труда или работы следственно-оперативных групп.
Несмотря на имевшиеся сложности, поставленную задачу мы решили, о чем свидетельствует ранее упомянутое мною трехкратное (по сравнению с 2006 годом) снижение числа возвратов уголовных дел судами.
В новой правовой реальности удержание качества предварительного следствия на приемлемом уровне служит важным детектором жизнеспособности следственных органов.
Накопленный за прошедшее десятилетие опыт позволил по-новому взглянуть на структуру центрального аппарата Следственного комитета. Для выполнения нашей основной задачи – оперативного и качественного расследования преступлений, мы убрали лишние звенья, сократили дублирующие подразделения.
Идет поиск путей наиболее эффективного использования следователей-криминалистов.
Следователи-криминалисты – это уникальный субъект следственной деятельности, обладающий уголовно-процессуальным статусом, и которого нет в других следственных органах.
С самого первого дня образования Следственного комитета мы постарались изменить привычные стереотипы отечественной правоохранительной системы, введя в обязанность наших следователей и криминалистов не только расследование уголовных дел, но и раскрытие преступлений, что раньше по довольно распространенному мнению было прерогативой лишь органов дознания.
Создавая мощный корпус следователей-криминалистов, мы исходили, прежде всего, из того, что его наличие должно обеспечить конкурентное преимущество Следственного комитета перед другими следственными органами, в первую очередь, по такому направлению, как раскрытие преступлений, совершенных в условиях неочевидности, и преступлений прошлых лет.
Наши криминалисты изучают уголовные дела о преступлениях прошлых лет, проверяя полноту выдвинутых версий и степень их «отработки», эффективность розыска лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов следствия, результативность использования базы оперативных и криминалистических учетов.
Так, при непосредственном участии сотрудников Главного управления криминалистики при проверке лиц, проводивших сантехнические, сварочные и иные работы в домах города Междуреченска (Кемеровская область), расположенных в районе совершенного в 2007 г. убийства несовершеннолетней Бахтуровой, был установлен Л., который был дактилоскопирован и проверен по базе АДИС «Папилон». Отпечаток пальца руки Л. совпал со следом, оставленным на ленте скотч, которым была связана потерпевшая, а выводы молекулярно-генетической экспертизы подтвердили совпадение ДНК-профиля Л. с ДНК-профилем биологических следов, оставленных при контакте с Бахтуровой. Убийца, скрывавшийся от правосудия почти 10 лет, был изобличен.
Всего в период с 2007 по 2016 год в ходе расследования раскрыто более 62 тысяч преступлений, уголовные дела по которым были приостановлены в прошлые годы (и что называется, пылились на полках), в их числе – свыше шести тысяч семисот убийств и более трёх с половиной тысяч фактов умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего.
К сожалению, мы не сможем сравнить эти данные с аналогичными показателями за тот период, когда следственный аппарат находился в составе органов прокуратуры. Не сможем потому, что такой статистики попросту не велось: до создания Следственного комитета это было никому не нужно.
Впрочем, старожилы утверждают, что ранее в органах прокуратуры раскрывалось по три – четыре преступления прошлых лет на один субъект Федерации в год, а в Следственном комитета уже по тридцать – сорок.
Несомненно, эти результаты достигнуты благодаря обширному арсеналу криминалистических подразделений Следственного комитета, который состоит из передового высокотехнологичного оборудования как отечественного, так и зарубежного производства, включая беспилотные летательные аппараты для фото- и видеосъемки больших территорий и поиска пропавших без вести людей, комплексы оборудования для поисковых работ в воде и под землей, портативные спектрометры для идентификации различных видов веществ.
Нашими криминалистами успешно проводится анализ и обработка биллинговой информации, восстановление и извлечение удаленной информации из цифровых электронных устройств.
Развивается новое направление – использование возможностей космической фотосъемки при расследовании преступлений. В Главном управлении криминалистики создана точка удаленного доступа к данным дистанционного зондирования поверхности Земли внутренней сети Роскосмоса. Полученные космические снимки неоднократно использовались следствием для установления обстоятельств преступлений и как доказательства по уголовным делам.
В 2016 году нашими криминалистами организована апробация 2-х роботизированных станций для производства молекулярно-генетических экспертиз.
В современном обществе, живущем в эпоху технологического подъема, органы следствия неизбежно должны использовать самые современные технологии для раскрытия преступлений.
Регулярное обновление и широкое применение технических средств в расследовании – один из путей качественного и эффективного осуществления данной деятельности и одно из неотъемлемых условий успеха в деле уголовного преследования.
На сегодняшний день нами полностью преодолено отставание от западных правоохранительных органов в части оснащенности новейшими образцами криминалистической техники.
Проводится активная работа по развитию криминалистической психологии, для расследования уголовных дел используются возможности психологов и специалистов в области активизации памяти и составлении рисованных портретов преступников.
Участие специалистов-психологов в психологическом сопровождении расследования уголовных дел позволило раскрыть ряд особо тяжких преступлений.
Например, мероприятия по активизации памяти потерпевших и использование изготовленных с их слов субъективных портретов лиц, совершивших преступления, позволили в совокупности с другими доказательствами установить ряд сексуальных насильников и убийц.
В целях научного обеспечения деятельности следователей-криминалистов в Академии Следственного комитета образован Научно-исследовательский институт криминалистики.
В июле этого года принято решение о создании Криминалистического центра Следственного комитета России на базе Главного управления криминалистики.
Основные направления деятельности центра: разработка, апробация и внедрение в следственную практику новых образцов криминалистической и специальной техники; совершенствование действующих и новых методик расследования преступлений; оказание практической помощи при проведении следственных действий; психологическое сопровождение расследования преступлений; формирование и ведение ведомственных криминалистических и экспертных учетов, баз данных криминалистической информации.
В состав криминалистического центра войдет и НИИ криминалистики.
В результате внедрения последних достижений криминалистики, а также активного использования научного потенциала наших академий и положительного опыты ветеранов следствия, мы совместно с МВД России и ФСБ России добились высокой раскрываемости особо опасных для общества преступлений (убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований), которая все эти годы стабильно превышает уровень 90 процентов.
Уважаемые коллеги!
Современные технологии у нас служат не только для непосредственного раскрытия преступлений, но и для обучения своих собственных сотрудников.
Для обучения следователей применяются программы «Виртуальный осмотр места происшествия», «Виртуальный обыск».
Использование указанных программ наглядно демонстрирует имеющиеся навыки сотрудников следственных органов при проведении указанных следственных действий, помогает устранить имеющиеся недостатки.
В помощь, особенно начинающим, следователям создаются учебные видеофильмы.
Помимо этого, Главным управлением криминалистики разработана и направлена для внедрения в следственные органы типовая программа стажирования следователей «Осмотр места происшествия: работа со следами, процессуальное оформление».
Данная программа предназначена для повышения уровня знаний сотрудников, имеющих стаж работы до одного года.
Обучение предполагает усвоение следователем особенностей тактики осмотра места происшествия по различным категориям и способам совершения преступлений, получение навыков работы с техническими средствами для выявления, фиксации и изъятия следов, умение построения версий, а также грамотное процессуальное оформление следственных действий.
Разработан практический комплекс – программное приложение «Реконструкция места происшествия», предназначенный для составления схематических планов для фиксации хода и результатов следственных действий (для мобильных устройств).
В отличие от обычного (рисованного) плана места происшествия программа содержит наборы условных моделей для наиболее часто применяемых при составлении плана объектов, позволяет составлять простые и развернутые планы места происшествия в различных масштабах, которые могут быть привязаны к конкретным географическим координатам как через приемники GPS/Глонасс, имеющиеся в устройстве, на котором установлен комплекс, так и путем использования внешних приемников систем глобального позиционирования.
Убежден, что идя в ногу со временем, используя как современные технологии, так и проверенные временем методы нам удастся существенно укрепить профессиональное ядро следственных работников и обеспечить его дальнейшее развитие.
Уважаемые коллеги!
Как мною отмечалось ранее, с первых дней существования Следственного комитета Российской Федерации одним из приоритетных направлений нашей работы является борьба с коррупцией.
И это не случайно.
Согласно Концепции общественной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года, коррупция названа в числе основных источников угроз общественной безопасности.
Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене.
Ни для кого не секрет, что коррупция – не порождение последних лет. С мздоимцами и казнокрадами боролись и в допетровской Руси, и в Российской Империи, и в Советском Союзе.
На протяжении веков разнились предмет и размеры подношений, объекты посягательств расхитителей народного добра, варьировались виды и меры наказания. Коррупционеры подстраивались, видоизменялись и мутировали.
Одни тщательно скрывали свое нажитое неправедным путем имущество. Другие, наоборот, не стесняясь, выставляли его напоказ.
Не существует и единого рецепта для профилактики коррупционных преступлений, или, как однажды выразился Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, «таблетки от коррупции». Кого-то могут удержать от искушения засунуть руку в карман государства боязнь ответственности за содеянное и аресты проворовавшихся чиновников. Есть стяжатели, у которых жажда наживы, купирует разум и даже инстинкт самосохранения. Подобные мздоимцы подрывают авторитет государственной власти. Они, пользуясь доступом к бюджетным средствам, стремятся урвать кусок пожирнее. Без малейшего смущения залезают в карман представителей самых уязвимых слоев населения: многодетных семей, инвалидов, пенсионеров и детей.
Одними «посадками» коррупцию не искоренишь. Жестокость наказания не является стопроцентной гарантией ликвидации мздоимства как явления.
Так, при Петре I находившийся во главе Сибирской губернии Матвей Петрович Гагарин, чей княжеский род вел свое начало от Рюриковичей, был уличен в казнокрадстве и в марте 1721 года вздернут перед окнами Юстиц-коллегии. Труп его провисел на площади более семи месяцев – в назидание российским лихоимцам и казнокрадам.
Как мы теперь можем убедиться, воровать отдельные губернаторы не перестали.
Не отстают от них чиновники всех мастей. С 2011 года в отношении более четырёх тысяч обвиняемых (4 120), обладающих особым правовым статусом, уголовные дела направлены в суд.
В их числе 487 следователей различных ведомств, 98 прокуроров, 386 адвокатов, 2 655 депутатов органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, 75 депутатов законодательных органов субъектов России и 26 судей.
Появились действительно знаковые уголовные дела и факты привлечения к уголовной ответственности чиновников,  которых многие считали неприкасаемыми.
Мы вновь убедительно продемонстрировали, что ни наличие значительных капиталов, ни высокий пост не являются  индульгенцией, гарантированно защищающей от следственных органов.
Следственный комитет Российской Федерации не собирается останавливаться. Взаимодействуя с оперативными подразделениями, надзорными и контролирующими органами мы способны вычислить и законными методами добиться привлечения к ответственности каждого коррупционера.
Разумеется, ни о каких даже самых незначительных успехах в деле борьбы с коррупцией не приходилось бы говорить, если бы с этой многоголовой гидрой Следственный комитет сражался в одиночку.
Отмечу повышение качества и результативности работы оперативных подразделений МВД России и ФСБ России в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности. Увеличилась доля поступивших из указанных структур сообщений, по результатам которых возбуждены уголовные дела.
Существенным подспорьем для предотвращения хищений и нецелевого использования бюджетных средств являются возможности и ресурсы Росфинмониторинга, Банка России, Счётной палаты Российской Федерации, органов государственного и муниципального контроля.
А если какой-нибудь казнокрад не сразу попадет в поле нашего зрения – всё-таки страна огромная, и желающих запустить руку в государственный карман пока, к сожалению, немало – нам, уверен, поможет общественность.
Народ наш, в большинстве своем, живет не очень богато. Однако чиновничью армию содержит, и вправе с нее спрашивать.
Да и мы, на кого возложена борьба с коррупцией, тоже находимся на обеспечении налогоплательщиков, и должны держать перед ними ответ за результаты своей работы.
За 5 лет нашей деятельности в качестве самостоятельного федерального государственного органа в суд направлено более 60 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Из них свыше 36 тысяч – в отношении должностных лиц и почти 25 тысяч уголовных дел в отношении взяткодателей.
Мы смогли добиться существенного увеличения возмещения ущерба по делам о коррупции.
Возмещено свыше 26 миллиардов рублей и, кроме того, на сумму более 45 миллиардов рублей наложен арест на имущество обвиняемых.
Цифры не могут в полной мере передать объем проделанной работы, но за каждой из них – прекращение преступной деятельности проворовавшегося служащего, взяткодателя, их соучастников.
Опасность коррупционных правонарушений еще и в том, что они тесно связаны с другими видами преступлений. Ни для кого не секрет, что нечистый на руку государственный служащий берет мзду, закрывая глаза на какое-то противоправное деяние либо способствуя его совершению. Так, к примеру, сотрудник налоговых органов, за взятку помогающий бизнесмену уйти от уплаты налогов. Или сотрудник полиции, торгующий миграционными картами. Кто по ним легализовался в России, и каким образом проявят себя их обладатели? К сожалению, не все мигранты прибывают в нашу страну исключительно с благими намерениями. Чего стоит только так называемая банда ГТА, участники которой обвиняются в убийствах, бандитизме и других преступлениях. Такие преступники, даже находясь на скамье подсудимых, представляют повышенную опасность для общества. Об этом свидетельствует совершенное недавно участниками банды ГТА нападение на конвой и завладение его оружием в здании Московского областного суда. Только благодаря мужеству сотрудников Росгвардии особо опасные преступники были в очередной раз обезврежены.
Уважаемые коллеги!
Вам известно, что налоги крайне важны для реализации государственных программ в  области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, для содействия занятости населения и развития оборонно-промышленного комплекса страны.
Вместе с тем сокрытые от налогообложения финансовые средства образуют «теневой бизнес», который неизбежно ведёт к росту экономической преступности.
Кроме того, налоговые преступления неразрывно связаны со злоупотреблениями и превышением должностных полномочий, коммерческим подкупом, мошенничеством, получением и дачей взятки.
Именно поэтому от взаимодействия налоговых и следственных органов Следственного комитета по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения напрямую зависит рост экономики страны и повышение благополучия граждан.
Следует отметить, что в 2012 году нами заключено такое Соглашение о взаимодействии с Федеральной налоговой службой, что обеспечивает согласованный подход в части выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, в 2013 году в каждом из субъектов Российской Федерации на основе совместного приказа Следственного комитета, Федеральной налоговой службы и МВД России образованы межведомственные рабочие группы, главной задачей которых является повышения оперативности и качества следственной работы по делам о налоговых преступлениях.
Помимо этого, в октябре 2014 года по инициативе Следственного комитета в Уголовно-процессуальный кодекс внесены поправки, изменяющие порядок возбуждения уголовных дел о таких преступлениях (Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ), согласно которым теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направляемые не только налоговым органом, но и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Все эти организационные меры позволили нам в определенной степени добиться повышения результативности следственной работы, а Федеральной налоговой службе – собираемости налогов.
В итоге, как отмечалось на расширенных заседаниях коллегий Федеральной налоговой службы в консолидированный бюджет страны по итогам 2016 года поступило 14 с половиной триллионов рублей, что на 5% больше, чем за 2015 год, а за 4 месяца 2017 года – почти 6 триллионов рублей (5,7 трлн рублей), что на 1 триллион рублей больше, чем за аналогичный период 2016 года.
Во многом такие показатели достигнуты благодаря нашей активной работе по возмещению ущерба от налоговых преступлений.
К примеру, если в 2014 году сумма возмещенного ущерба от налоговых преступлений составляла 8 миллиардов рублей и следователями арестовано имущество на сумму 2 миллиарда рублей, то в 2015 году данные показатели существенно выросли и составили соответственно почти 15 миллиардов (14,9) и свыше четырёх с половиной (4,6) миллиардов рублей.
В 2016 году возмещаемость ущерба увеличилась ещё в 2 раза и составила 32 с половиной миллиарда рублей, а следователями арестовано имущество на сумму почти 8 миллиардов рублей (7,9 млрд рублей).
И такая работа активно продолжается в текущем году, несмотря на значительную либерализацию налогового законодательства, направленного на формирование более благоприятных условий для предпринимательской деятельности (в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 325-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ» существенно повышен размер недоимки и доли неуплаченных налогов для целей привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений).
Так, в первом полугодии 2017 года в суд направлено 494 уголовных дела, а сумма возмещенного ущерба уже составила 22 с половиной миллиарда рублей, арестовано имущество на сумму около 5 миллиардов рублей (4,7 млрд рублей).
Уважаемые коллеги!
Правоохранительные органы обязаны быть в курсе наиболее острых тем, тревожащих сегодня общество. Самый главный результат деятельности следственных органов – защищенные и восстановленные права сограждан. В их числе немалая часть социально-незащищенных групп – детей, инвалидов, ветеранов. Нередко именно благодаря нашей принципиальной позиции немедленно восстанавливаются их права и законные интересы.
Так, в течение последних лет некачественное оказание медицинской помощи стало проблемой требующей повышенного внимания не только со стороны Министерства здравоохранения, но и Следственного комитета Российской Федерации.
Связано это с тем, что число таких преступлений, обусловленных небрежным исполнением медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, к сожалению, продолжает расти.
Так, в 2016 году в следственные органы Следственного комитета поступило почти 5 тысяч сообщений (4 826) о преступлениях, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, что на 10% больше, чем в 2015 году (4 376).
В первом полугодии текущего года, к сожалению, наблюдается такая же негативная тенденция – нам поступило уже свыше двух тысяч семисот (2 769) сообщений о преступлениях, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, что на 12% больше, чем за 6 месяцев прошлого года (2 467).
При этом большинство обращений граждан затрагивают, как и прежде, такие направления медицины, как акушерство и гинекология, хирургия, анестезиология и реаниматология, педиатрия, травматология, кардиология.
Так, если за весь 2016 год следователями Следственного комитета возбуждено 878 уголовных дел о ятрогенных преступлениях, то в первом полугодии текущего года – уже 734 уголовных дела, что на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года (433 уголовных дела).
Мы придаем этой работе особое значение ещё и потому, что неблагоприятный исход медицинской помощи, который нередко оканчивается для пациента летальным исходом или инвалидностью (а для медучреждений – выплатами по гражданским искам), вызывает самый широкий общественный резонанс.
Причём обсуждение в средствах массовой информации участившихся фактов недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, нередко ко всему прочему порождает конфликты между врачебным сообществом и населением.
Поэтому наша задача заключается в качественном и оперативном расследовании уголовных дел о ятрогенных преступлениях, и что самое главное – в информировании органов здравоохранения о причинах и условиях совершения таких преступлений в целях их исключения в медицинской практике.
Процессуальные решения следователей о наличии либо отсутствии состава преступления в действиях медицинских работников должны содержать объективную оценку того, что произошло, будь то неверная диагностика, ошибочные методы лечения или несвоевременное оказание пациентам медицинской помощи.
Уважаемые коллеги!
Другая не менее важная задача – эффективное противодействие такому опасному с социальной точки зрения преступлению, как невыплата заработной платы.
В течение последних лет защита конституционных прав граждан на оплату труда является одним из приоритетных направлений деятельности следственных органов Следственного комитета.
Очевидно, что в условиях продолжающихся антироссийских санкций проблема несвоевременной выплаты заработной платы приобрела особую актуальность.
В связи с этим перед следователями стоит ответственная задача тщательно проверять каждое сообщение о невыплате заработной платы и оперативно принимать решения по защите трудовых прав граждан, так как именно уголовно-правовые меры являются одним из главных профилактических факторов, влияющих на соблюдение работодателями трудового законодательства о выплате заработной платы. А после возбуждения уголовного дела в максимально сжатые сроки принимать меры к возмещению причиненного ущерба и наложению ареста на имущество для обеспечения гражданского иска.
Следственным комитетом с Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) заключено Соглашение о сотрудничестве по выявлению нарушений трудовых прав граждан, а также по подготовке и направлению в следственные органы материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам невыплаты заработной платы и иных выплат, причитающихся работникам.
За первое полугодие 2017 года по России окончено производством почти 800 уголовных дел о невыплате заработной платы.
В ходе расследования таких преступлений следователям Следственного комитета удалось в прошлом году увеличить сумму возмещенного ущерба – с полутора до почти трёх миллиардов рублей. Кроме того, по ходатайству следователей наложен арест на имущество на сумму свыше одного миллиарда шестисот миллионов рублей, что в 6 раз больше, чем в 2015 году. Именно возмещения причиненного ущерба от нас ждут люди, пострадавшие от произвола своих работодателей.
Уважаемые коллеги!
29 мая текущего года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 240, согласно которому предстоящий период 2018 – 2027 годов объявлен в России Десятилетием детства. В связи с этим наша задача – решение всего комплекса организационных проблем, направленных на эффективное функционирование и дальнейшее совершенствование деятельности защиты прав несовершеннолетних.
Отмечу, что раскрытие и расследование преступлений в отношении детей являлось одним из важнейших направлений работы Следственного комитета Российской Федерации с момента его создания и остаётся таковым в настоящее время.
Только в первом полугодии 2017 года следователями Следственного комитета Российской Федерации расследовано 9 695 преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних лиц, из них – 219 убийств, 798 изнасилований, 2 402 факта насильственных действий сексуального характера.
Признаны потерпевшими 9 330 несовершеннолетних. Погибло от преступных посягательств 1 077 детей. Покончили с собой 360 подростков.
Каждый трагический случай с ребенком свидетельствует о недостатках в профилактической работе с несовершеннолетними, а также об отсутствии должного контроля со стороны родителей и других взрослых, обязанных его осуществлять.
По предварительным данным следственных органов Следственного комитета, только за время летнего отдыха в 2017 году в результате несчастных случаев пострадали 632 ребенка, находившихся без надзора родителей.
Отмечу, что в ряде случаев насильственные преступления в отношении детей совершались лицами, которые в силу своих обязанностей должны были их защищать. Преступления на сексуальной почве совершены вожатыми в отношении воспитанниц в лагерях отдыха в Московской и Ростовской областях, ряде других регионов.
Для выработки эффективных мер профилактики и предупреждения преступлений в марте этого года между Следственным комитетом и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка подписано соглашение о сотрудничестве.
Предметом соглашения является взаимодействие по вопросам защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов детей, предупреждения, выявления и устранения их нарушений, использования имеющихся ресурсов при планировании и реализации совместных мероприятий.
Уверен, в ближайшее время наше сотрудничество принесет положительные результаты.
Уважаемые коллеги!
Мы требуем, чтобы наши сотрудники проявляли максимум чуткости и внимания к обращениям пострадавших граждан, тщательно проверяли все их доводы и принимали исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав, в том числе путём оказания им правовой помощи в подготовке исковых заявлений о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда.
Сотрудники следственных органов не могут оставаться равнодушными к людям, которые обращаются к ним за помощью. Необходимо вникнуть в проблемы каждого человека, объективно и принципиально подойти к их решению.
Чуткое отношение к людям и поиски объективной истины – неотъемлемые составляющие нашей работы.
Показателем, характеризующим отношение населения к следственным органам Следственного комитета, являются многочисленные обращения по вопросам, не относящимся напрямую к нашей компетенции. Люди нередко обращаются к нам за помощью, когда все иные инстанции безуспешно пройдены. Мы не имеем морального права оставлять их один на один с их бедой. Если же мы не в силах помочь – следует хотя бы привлечь внимание к проблеме.
В целях активизации общения граждан с руководством Следственного комитета в структуре центрального аппарата создано новое подразделение – Приемная Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
Уважаемые коллеги!
За десятилетие с момента создания Следственному комитету удалось заработать авторитет и получить признание общества.
Чтобы не обмануть надежды сограждан, каждому из нас и структуре в целом необходимо совершенствоваться.
Мы хорошо понимаем, что уровень образованности наших сотрудников оказывает прямое влияние на результаты следственной работы. Престиж службы в Следственном комитете всецело связан с его авторитетом и доверием наших граждан к каждому конкретному сотруднику. Всем очевидно, что граждане с уважением относятся к следователю, если видят в нем настоящего профессионала.
На сегодняшний день для комплектования должностей следователей квалифицированными кадрами создана система образования Следственного комитета. В состав системы образования Следственного комитета входят четыре образовательные организации: Московская академия, Санкт-Петербургская академия, Московский кадетский корпус и Санкт-Петербургский кадетский корпус.
В Московской академии уже реализуется все уровни высшего образования: специалитет, магистратура, аспирантура. Руководству Санкт-Петербургской академии поставлена задача, реализовывать не только программы специалитета, а начиная с 2018 года обеспечить подготовку специалистов по программам магистратуры и аспирантуры.
Для подготовки к поступлению в образовательные организации высшего образования Следственного комитета в наших кадетских корпусах реализуется образовательные программы основного и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к государственной службе в Следственном комитете.
О качестве подготовки специалистов, которые придут на службу в Следственный комитет, мы думаем уже на этапе отбора кандидатов на обучение, критерии которого, как вы хорошо знаете, высоки.
С учетом количества личных дел, поступивших в приемную комиссию, общий конкурс поступающих составил 3,4 человек на место. При этом в Московскую академию – 2,8 человек на место, в Санкт-Петербургскую академию – 4,7 человек на место.
Практика показывает, что не всегда высокие оценки, полученные в школе, являются залогом успешности человека в той или иной профессии.
В этой связи, начиная с этого года, академии получили возможность самостоятельно оценивать знания поступающих не только по русскому языку, но и по обществознанию, как к наиболее близкой к Юриспруденции предметной области.
В Московской и Санкт-Петербургской академиях Следственного комитета регулярно проводятся Дни открытых дверей. Приходит молодежь, от которой мы ждем истинной заинтересованности в постижении азов будущей профессии и надеемся на искренность помыслов, с которыми она приходит в стены вузов.
При отборе студентов мы не только учитываем уровень образования и физической подготовки, но стараемся исключать возможность прохождения службы лицами, имеющими корыстную мотивацию, неустойчивую психику, склонными к нарушениям служебной дисциплины.
В 2017 году мы подняли на качественно новый уровень профессиональную подготовку будущих следователей, организовав ее таким образом, чтобы студенты получили специфические знания, в том числе о новейшей криминалистической технике, умели расследовать преступления любой сложности.
Позитивное воздействие на результативность решения служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины, поддержание здорового морально-психологического состояния сотрудников и сплочение коллективов оказывает воспитательная работа.
В советские времена воспитанию подрастающего поколения уделялось огромное внимание, начиная со школьной скамьи, а то и с детского сада.
Впоследствии, в «лихие девяностые» произошла переоценка ценностей. Главным достоинством стало считаться богатство, а не знания, личные качества и умения. Это не может не вызывать тревогу.
Среди сотрудников следственных органов Следственного комитета в настоящее время значительный пласт составляют те, чье взросление пришлось на девяностые годы прошлого века.
Наша задача – минимизировать последствия их становления как личностей в упомянутую мной эпоху переоценки ценностей.
Нередко поступающие на службу в следственные органы оказываются не готовыми, прежде всего, морально, к тем испытаниям и трудностям, которые ожидают их в реальности. Отсюда – высокая текучесть кадров.
Цель воспитательной работы – формирование коллектива профессионалов–единомышленников, которые дорожат репутацией ведомства, обладают хорошей стрессоустойчивостью и работают с полной отдачей.
В июне 2017 года утверждена Концепция воспитательной работы в Следственном комитете Российской Федерации.
Существенным подспорьем в воспитании сотрудников, в первую очередь, эстетическом, способно стать сотрудничество с учреждениями культуры.
На примере уже состоявшихся совместных мероприятий могу утверждать, что они вызывают огромный неподдельный интерес и у молодых сотрудников, воспитанников наших кадетских классов и корпусов.
У кадет, что называется, «глаза горят» во время встреч с ветеранами следствия, героями Советского Союза и России, знаменитыми земляками.
Наша задача – подержание высокого уровня ведомственного образования с тем, чтобы выпускники обладали специальными знаниями, в том числе в области применения новейшей криминалистической техники, и были способны расследовать уголовные дела любой сложности.
Мы должны воспитать настоящих офицеров, любящих Родину, надежных, верных служебному долгу, желающих служить правде, справедливости и закону.
С каждым годом увеличивается число учебных заведений, в которых мы растим свою смену.
Первого сентября этого года распахнул свои двери Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации, в котором азы государственной службы начали постигать сорок будущих следователей. Материально-техническое оснащение кадетского корпуса позволит кадетам освоить образовательные программы основного общего образования, а также изучить предметы ранней профессиональной направленности.
На прошлой неделе кадетские классы открыты в Крыму, Астрахани и Нижнем Новгороде. Действующие сотрудники будут проводить уроки по правовым дисциплинам, поделятся эффективными формами и методами организации следственного процесса, расскажут о технике и методике расследования преступлений, применении новейших научно-технических достижений в области криминалистики и использовании возможностей различных судебных экспертиз. Данная программа обеспечит подготовку обучающихся к поступлению в профильные вузы страны, осуществляющие формирование кадрового потенциала в интересах Следственного комитета России.
Не оставались подростки вне нашего внимания и в период школьных каникул. Так, в июле – августе 2017 года в Международном детском Центре «АРТЕК» реализована дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный следователь». Артековцы узнали о целях и задачах Следственного комитета, познакомились с историей органов предварительного следствия, с основными видами судебных экспертиз и следственными действиями. Увидели в действии криминалистическую технику, сами опробовали отдельные ее экземпляры под руководством опытных криминалистов. Именные сертификаты «Юный следователь» получили 112 участников программы.
Возможно, кто-то из них этим летом определил свой жизненный путь.
Уважаемые коллеги!
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации создана распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года № 889-р в целях удовлетворения потребности Следственного комитета в высококвалифицированных кадрах, специалистах с высшим образованием, сочетающих профессиональные знания, умения и навыки с высокими моральными и нравственными качествами.
Первого сентября этого года состоялось вручение ректору академии (Александру Ивановичу Ефремову) Знамени Санкт-Петербургской академии Следственного комитета.
Несмотря на непродолжительный период работы, академия эффективно решает поставленные задачи, обеспечивая хорошее качество образования. Учебный процесс построен на комплексной методической, научно-практической и материально-технической реализации основных образовательных и дополнительных профессиональных программ. Коллектив академии успешно разрабатывает учебники и учебные пособия, методические материалы, основанные на использовании передовых форм и методов преподавания, на занятиях применяются современные технические средства обучения.
Плодотворно ведется научно-исследовательская работа. В 2017 году вышел в свет первый номер журнала академии «Правда и закон», в редакционную коллегию которого вошли видные деятели науки. Активно работают научные кружки «Экономическая безопасность», «Актуальные проблемы государственно-правовой науки», «Уголовный закон: вчера, сегодня, завтра».
Воспитательная работа как одна из важнейших составляющих учебного процесса в ведомственном вузе направлена на развитие патриотического сознания и укрепление традиций служения государственности. Для достижения этих целей в академии создан волонтерский отряд «Звездный», спортивный и интеллектуальный клубы. Кроме того, организовано хорошее взаимодействие с ветеранами следствия. Их профессионализм, жизненный опыт и неравнодушие к будущему нашей страны играют незаменимую роль в формировании у обучающихся прочных основ законности, справедливости, принципиальности и гражданского мужества в служении Отечеству.
Следует отметить, что сейчас, когда современная преступность приобретает все более организованный и устойчивый характер, как никогда важна подготовка юридически грамотных, высокопрофессиональных следователей. Наша цель – не просто выпускать работоспособные следственные кадры, а создать новую юридическую элиту страны, способную достойно защищать права и интересы граждан, эффективно оказывать содействие в борьбе с преступностью на международном уровне, активно способствовать развитию России.
Подготовка высококвалифицированных кадров для Следственного комитета – это многогранный труд коллектива академии и специалистов-практиков, планомерно привлекаемых к образовательному процессу. Реализуя комплексный системный подход, академия может обеспечить ведомственную структуру сотрудниками, способными качественно и эффективно выполнять свои служебные обязанности. Образовательным учреждением обеспечивается преемственность юридического образования в России, основные векторы развития которого были заложены ещё в ходе судебно-правовой реформы российского императора Александра II.
Необходимо также отметить, что выполнение задачи академии по повышению профессионального уровня сотрудников следственных органов является важной неотделимой составляющей государственного механизма. Деятельность нашего ведомства имеет большое значение для обеспечения социально-экономической стабильности в обществе. Ответственное отношение к выполняемым обязанностям способствует укреплению авторитета Следственного комитета Российской Федерации.
Уверен, что Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации с честью продолжит славные традиции служения Отечеству.
В заключение хочу выразить надежу, что по окончании академии вы пополните ряды сотрудников нашего ведомства. Обогатившись знаниями и приобретя практические навыки, продолжите дело старшего поколения. Станете достойными последователями ветеранов следствия. Будете служить Отечеству, без устали защищать права и интересы граждан, эффективно бороться с преступностью.
Желаю успеха всем присутствующим в усвоении учебных программ! За вами будущее следствия и нашей великой страны!
Благодарю за внимание!


Рецензии