Следствие в России история и перспективы

Лекция Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. в Московском государственном институте международных отношений на тему «Предварительное следствие в России: история, современность, перспективы»

Добрый день,

уважаемые коллеги!

Искренне рад нашей очередной встрече.

Прежде чем перейти непосредственно к теме моей лекции «Предварительное следствие в России: история, современность, перспективы» позвольте поблагодарить ректора Московского государственного института международных отношений, академика Российской Академии Наук, профессора Анатолия Васильевича Торкунова, за предоставленную возможность встретиться с вами в стенах МГИМО – одного из уникальных учебных заведений страны, в котором создана научная база для углубленного изучения практически любых аспектов международных отношений.

Ваша профессия – одна из самых увлекательных, и, что немаловажно, востребованных, потому что международные отношения становятся все более сложными.

Во все времена служение России на этом нелегком и почётном поприще привлекало людей разносторонне образованных, творческих, беззаветно преданных своей стране и готовых самоотверженно защищать ее интересы и доброе имя.

В основе Концепции внешней политики России, утвержденной Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 года лежит сформулированный еще главой российского внешнеполитического ведомства при Александре II – канцлером Александром Михайловичем Горчаковым принцип подчинения внешней политики интересам социально-экономического развития страны и благосостояния ее граждан.

Подчеркну, что в современное время многократно возрастает ваша роль в деле поиска эффективных ответов на масштабные вызовы современности.

В этом смысле, наше общение, обсуждение актуальных и животрепещущих тем считаю очень важным.

Уважаемые коллеги!

Наша основная задача – укреплять механизм справедливости и стабильности в обществе, активно решать социальные задачи, несмотря на введение нелегитимных экономических санкций со стороны США и зависимых от них западных стран.

В этих условиях главный ориентир для вас – как можно теснее связывать свою работу с решением вопросов безопасности и модернизации страны, максимально приблизить эту деятельность к реальным нуждам и интересам граждан нашего государства.

Подчеркну, что современная юридическая наука и практика рассматривают право на жизнь, телесную неприкосновенность и достоинство личности как сердцевину неотъемлемых конституционных прав и свобод граждан.

На их защиту направляется вся сила государственного механизма, составной частью которого в России является Следственный комитет Российской Федерации.

Сегодня, насколько возможно, постараюсь удовлетворить ваш интерес к зарождению и становлению российского следствия, поскольку его исторический опыт во многом определяет характер и направленность деятельности Следственного комитета, который я возглавляю с момента его создания в 2007 году.

На ваши вопросы отвечу в ходе выступления.

Уважаемые коллеги!

Перейдем непосредственно к теме лекции, которая посвящена истории зарождения, развития следственных органов в России и задачам Следственного комитета Российской Федерации на современном этапе.

Во все времена отечественной истории борьба с преступностью была одной из главных функцией российского государства.

Её формы и методы изменялись в зависимости от исторической обстановки и общественного развития, а успехи достигались упорной профессиональной работой специальных органов, занятых расследованием преступлений.

Нынешний, 2017 год – юбилейный в истории Следственного комитета Российской Федерации.

В этом году исполнилось 10 лет со дня образования новой следственной структуры – Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (правопреемником которого является уже самостоятельный следственный орган – Следственный комитет России), образованного Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 года № 1007 (вступившего в силу с 7 сентября 2007 года), а также 300 лет с момента подписания Петром I типового Наказа об учреждении системы следственных канцелярий.

Эти памятные даты имеют особое значение для развития всей системы следственных органов и напоминают об истоках зарождения независимого следствия в России, его роли в системе государственных органов и жизни общества.

Как вы знаете, в Древней Руси функцию расследования преступлений обычно выполняли представители администрации – князь или наместник, а в период образования централизованного Русского государства согласно Судебнику 1550 года – Боярская дума «по государеву приказу» рассматривала наиболее важные дела.

Вместе с тем учрежденные 9 декабря 1717 года Петром Великим следственные канцелярии образовали собой целостную систему, ставшую обособленным звеном в государственном механизме России.

Они специализировались исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений против интересов государства.

Подчинение напрямую главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти обеспечила объективность и беспристрастность следственных органов.

В результате их активности в первой четверти ХVIII века под следствием оказалось 12 из 30 российских губернаторов, а также 11 из 23 сенаторов по обвинению в казнокрадстве.

К сожалению, после правления Петра I эта модель независимого следствия была на время забыта.

В определенной мере концепция независимого следствия была возрождена уже в ходе судебной реформы Александра II.

Во время его правления с принятием Судебных уставов 1864 года (Устав уголовного судопроизводства, Учреждение судебных мест, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями) значительно повысилось доверие общества, как к следственным органам, так и к судебной власти.

Суд стал гласным, открытым и устным. Появилась состязательность, при которой стороны процесса получили равные права на предоставление и опровержение доказательств.

Судебная власть была полностью отделена от административной, а судебное следствие – от полицейского, тем самым обретя процессуальную независимость.

В ходе реформы кроме непосредственно суда реформированы также органы прокуратуры, нотариат, образован институт адвокатуры и создан важнейший правовой институт – состязательность уголовного процесса.

Уместно также отметить, что в новейшее время в Концепции судебной реформы в РСФСР, утвержденной постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года (№ 1801-1) содержался раздел, посвященный реформированию следственного аппарата.

Произошло это, как вы знаете, в период кризиса институтов власти, когда чувство безнаказанности породило разгул преступности и возникла необходимость по реорганизации деятельности всех правоохранительных структур.

И в этих условиях, не решив проблем независимости суда и самостоятельности следователей при выполнении ими процессуальных функций, невозможно было рассчитывать на успешность борьбы с преступностью.

В результате, в процессе реализации судебной реформы сначала суды были высвобождены из-под надзора прокуроров, а в 2007 году был образован Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. Разделены функции прокурорского надзора и следствия.

С 15 января 2011 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 года № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» стало функционировать уже независимое следственное ведомство – Следственный комитет России, общее руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами Следственного комитета являются:

– оперативное и качественное расследование особо опасных для общества преступлений;

– обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

– разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

– организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершенствованию преступлений, принятие мер по их устранению;

– обеспечение (в пределах своих полномочий) международно-правового сотрудничества с зарубежными партнерами.

В структуре Следственного комитета Российской Федерации действует Управление международного сотрудничества, основной задачей которого является обеспечение взаимодействия с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в сфере уголовного судопроизводства, в том числе по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам. Примером такого взаимодействия может послужить совместная работа следователей Следственного комитета с компетентными органами Турецкой Республики и Арабской Республики Египет по уголовным делам об убийстве Посла России в Турции Андрея Карлова и крушении самолета Airbus A321 в Египте с российскими гражданами на борту.

Правовой основой для названной деятельности являются международные договоры Российской Федерации и национальное законодательство, в частности, уголовное и уголовно-процессуальное.

Касаясь вопросов межведомственной координации усилий по борьбе с преступлениями, отмечу, что Следственным комитетом во взаимодействии с Министерством иностранных дел России решается одна
из важнейших задач по защите российских граждан, чьи права нарушаются преступлениями, совершаемыми за пределами Российской Федерации.

Так, в соответствии с циркулярным указанием, загранучреждения Министерства иностранных дел информируют Следственный комитет о совершенных преступлениях в отношении наших граждан за рубежом.

Полученная информация детально изучается, организуются соответствующие проверки, по итогам которых принимаются процессуальные решения.

В 2017 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 года № 170 в Следственном комитете начата и активно применяется практика непосредственных сношений по вопросам правовой помощи с компетентными органами иностранных государств – участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Протокола к ней
от 28 марта 1997 года.

Данная работа, направленная на включение следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в число органов, наделенных полномочиями по прямым сношениям с компетентными органами государств – участников упомянутых Конвенции и Протокола к ней, последовательно проводилась Следственным комитетом совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами с 2011 года, когда, как мной уже отмечено, было создано независимое следственное ведомство – Следственный комитет Российской Федерации.

В целях последующей реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 года (№ 170) Следственным комитетом подготовлен перечень следственных органов по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, уполномоченных на непосредственное взаимодействие с компетентными органами государств – участников названных Конвенции и Протокола.

Данный перечень через Министерство иностранных дел России передан в Исполнительный Комитет Содружества Независимых Государств, который является депозитарием документов, принятых в рамках Содружества.

Перечень размещен на сайте Следственного комитета для ознакомления и учета в дальнейшей работе по оказанию международной правовой помощи.

Уважаемые коллеги!

Особо подчеркну, что с учетом необходимости развития и совершенствования межведомственного сотрудничества со следственными органами государств – участников СНГ в 2017 году реализована новая форма сотрудничества – совместное заседание коллегий.

Так, в г. Санкт-Петербурге 27 апреля
2017 года состоялось первое совместное заседание коллегий Следственного комитета Республики Армения, Следственного комитета Республики Беларусь и Следственного комитета России, в ходе которого стороны обсудили результаты совместной работы в области борьбы с преступностью, пути совершенствования такого сотрудничества, а также обменялись накопленным опытом расследования преступлений. По результатам данного заседания сторонами подписано совместное заявление.

Такой трехсторонний формат сотрудничества получил свое дальнейшее развитие уже осенью 2017 года.

Так, в г. Ереване две недели назад – 18 октября 2017 года состоялось второе совместное заседание коллегий, на котором совместно обсуждены вопросы:

– оптимизации работы, связанной с направлением запросов о правовой помощи по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств – участников СНГ;

– совместное использование компьютерных технологий в деятельности следственных органов;

– расследование и предупреждение преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

Очередным этапом в развитии сотрудничества с компетентными органами государств – участников СНГ стал подписанный в ходе второго совместного заседания коллегий (18 октября 2017 г.) Меморандум о взаимопонимании между Следственным комитетом Российской Федерации и Следственным комитетом Республики Армения.

Меморандум предусматривает сотрудничество сторон по самому широкому кругу вопросов в области противодействия преступности, включая:

– направление запросов о предоставлении документов и материалов;

– обмен информацией о новых методах экспертных исследований и достижениях в области криминалистики;

– обмен опытом работы по организации деятельности следственных органов сторон и другие важные направления взаимодействия.

Справочно: Необходимо отметить, что взаимодействие Следственного комитета России со следственными органами Армении и Беларуси длится уже несколько лет. Московской академией Следственного комитета организовано обучение сотрудников компетентных органов иностранных государств по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Плодотворное сотрудничество установлено и в научной сфере – зарубежные коллеги регулярно принимают участие в международных научно-практических конференциях ведомства. Сотрудничество касается и расследования конкретных уголовных дел. Например, после того как рядовой Пермяков, совершивший особо тяжкое преступление на территории Республики Армения, был привлечен к уголовной ответственности по российскому законодательству за воинское преступление, уголовное дело в его отношении было направлено по подследственности в компетентные органы Республики Армения. Впоследствии суд в Армении приговорил его к пожизненному лишению свободы.

Уважаемые коллеги!

Как мной уже отмечено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 года № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации создан Следственный комитет Российской Федерации, став правопреемником прежнего следственного органа.

Принцип нашей деятельности с первого дня работы – на практике выявлять недостатки, упущения и выходить с предложениями по их устранению.

По нашей инициативе введены уголовно-правовые нормы, позволяющие привлекать к ответственности так называемых рейдеров уже на начальных этапах захвата ими чужой собственности.

Установлен новый порядок проведения доследственных проверок и составления обвинительных заключений. Расширены основания для применения залога.

Наша общая задача – решение всего комплекса криминологических, уголовно-правовых, организационных проблем, направленных на эффективное функционирование и дальнейшее совершенствование системы предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних граждан нашей страны.

Как вы знаете, 5 апреля 2013 года Президентом Российской Федерации подписан ряд федеральных законов, в подготовке которых Следственный комитет принимал самое активное участие.

Этими законами, в частности, введены меры, направленные на предупреждение торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов с порнографическим изображением несовершеннолетних (Федеральный закон от 05.04.2013 № 58-ФЗ).

Кроме того, установлен запрет на распространение в средствах массовой информации сведений о пострадавшем от противоправных действий несовершеннолетним без согласия потерпевшего или его законного представителя (Федеральный закон от 05.04.2013 № 50-ФЗ).

В феврале 2012 года по инициативе Следственного комитета был принят Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних».

С принятием этого закона удалось добиться отмены условного осуждения лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, увеличения срока фактического отбытия такими лицами наказания, достаточного для рассмотрения вопроса об их условно-досрочном освобождении, признания презумпции беспомощного состояния лица, не достигшего двенадцати лет.

Кроме того, Президентом Российской Федерации 28 декабря 2013 года был подписан Федеральный закон (№ 432-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве», который также подготовлен по инициативе и при активном участии Следственного комитета Российской Федерации.

Этим законом усилены правовые гарантии реализации конституционных прав потерпевшего на государственную защиту от преступлений, на доступ к правосудию (решение о признании потерпевшим теперь принимается либо с момента возбуждения уголовного дела, либо (если отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред) незамедлительно с момента получения данных о лице, которому преступлением причинен вред) и компенсацию причиненного ущерба.

И, что особенно важно, он предусматривает дополнительные меры защиты прав несовершеннолетних потерпевших (ст. 137 УК РФ дополнена частью 3, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное распространение, в том числе СМИ информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста).

Уважаемые коллеги!

Следственный комитет наделен особым конституционно-правовым статусом.

Особенность этого статуса заключается в том, что ведомство не только не входит в структуру какого-либо органа государственной власти, но и не относится ни к одной из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной или судебной).

Конституционно-правовой статус Следственного комитета конечно же еще будет предметом научных исследований, но, я полагаю, что имеются все основания утверждать, что новое следственное ведомство займет достойное место в системе сдержек и противовесов в рамках концепции разделения властей.

Основной функцией этой системы, как известно, является создание конституционного механизма, направленного на предотвращение злоупотреблений со стороны одной из ветвей государственной власти и создание некоего баланса между ними.

Символично, что обретение Следственным комитетом самостоятельности в 2011 году совпало со 150-летием проведения в России судебной реформы и началом развития института досудебного расследования, когда в июне 1860 года Указом императора Александра II следственная часть была отделена от полиции (в ходе уже современной реформы следствие было отделено от надзорного органа – прокуратуры).

Знаменательно также и то, что с 1867 по 1917 годы на месте Санкт-Петербургской академии Следственного комитета, которая была открыта 1 сентября 2016 года, размещалась Александровская военно-юридическая академия.

Её выпускники после 3-летнего изучения военно-уголовных законов, военно-уголовного судопроизводства, военно-административных законов, уголовного права и судопроизводства получали возможность занимать должности по военно-судебному ведомству.

Как видите, концепция образования следственных органов и судебно-правовая реформа, основные векторы которых были заложены ещё Петром I и Александром II, творчески реализовывается уже в наше время.

Целью всех этих преобразований стало чёткое разделение функций расследования и надзора за ним, что, безусловно, повысило его качество и объективность.

О значительном улучшении качества предварительного следствия, бесспорно, свидетельствует, например, тот факт, что, число уголовных дел, которые возвращены на доработку судами в сравнении с 2006 годом, то есть до проведения реформы – уменьшилось в три раза (с 5 047 дел до 1 427).

То же самое можно сказать и о положительной динамике раскрытия преступлений прошлых лет (что существенно влияет на поддержание стабильного правопорядка в стране и укрепление доверия граждан к органам государственной власти).

Так, в период с 2007 по 2016 год в ходе расследования следователями Следственного комитета раскрыто более 62 тысяч преступлений, уголовные дела по которым были приостановлены в прошлые годы, в их числе – свыше шести тысяч семисот убийств и более трёх с половиной тысяч фактов умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего.

Несомненно, эти высокие результаты достигнуты благодаря хорошему обеспечению криминалистических подразделений Следственного комитета, состоящему из передового высокотехнологичного оборудования как отечественного, так и зарубежного производства, включая беспилотные летательные аппараты для фото- и видеосъемки больших территорий и поиска пропавших без вести людей, комплексы оборудования для поисковых работ в воде и под землей, портативные спектрометры для идентификации различных видов веществ.

В результате активного внедрения последних достижений криминалистики, научного потенциала наших академий и положительного опыта ветеранов следствия, мы совместно с МВД России и ФСБ России добились высокой раскрываемости особо опасных для общества преступлений (убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований), которая все эти годы стабильно превышает уровень 90 процентов.

И здесь нельзя обойти вниманием роль в организации раскрытия преступлений следователей-криминалистов.

Вся многолетняя (свыше 60 лет) история криминалистической службы в системе органов прокуратуры, а затем в системе Следственного комитета свидетельствует, что следователи-криминалисты играют важную роль в организации раскрытия преступлений, совершенных в условиях неочевидности, в техническом обеспечении следственной деятельности, в повышении профессиональных знаний и навыков следователей.

На сегодняшний день полностью сформированы все условия для дальнейшего повышения качества работы следователей-криминалистов, а их полномочия закреплены в уголовно-процессуальном законе.

В составе аналитических групп следователи-криминалисты изучают уголовные дела о преступлениях прошлых лет, проверяя полноту выдвинутых версий и степень их «отработки», эффективность розыска лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов следствия, результативность использования базы оперативных и криминалистических учетов.

В современном обществе, живущем в эпоху технологического подъема, органы следствия неизбежно должны использовать самые современные технологии для раскрытия преступлений.

И у нас есть определенные успехи.

Нашими криминалистами успешно проводится анализ и обработка биллинговой информации, восстановление и извлечение удаленной информации из цифровых электронных устройств, осуществляются поисковые мероприятия с использованием криминалистических источников света, гидролокаторов, нелинейных локаторов, металлодетекторов, георадаров, другой криминалистической и специальной техники, а также мероприятия по активизации памяти участникам предварительного следствия, составлялись субъективные рисованные портреты подозреваемых.

Для обучения начинающих свою профессиональную деятельность следователей в учебных кабинетах, которые имеются во всех следственных органах, применяются программы «Виртуальный осмотр места происшествия», «Виртуальный обыск».

В помощь молодым следователям создаются учебные видеофильмы.

Помимо этого, Главным управлением криминалистики разработана и направлена для внедрения в следственные органы типовая программа стажирования следователей «Осмотр места происшествия: работа со следами, процессуальное оформление».

В прошлом году активно использовались возможности автоматизированного программного комплекса «Сегмент», позволяющего автоматизировать процесс анализа биллинговой информации.

Так, анализ биллинговой информации эффективно применен для изобличения участников преступления по уголовному делу об убийстве сотрудника полиции Гошта и членов его семьи, вызвавшем широкий общественный резонанс.

Как видите, от наших усилий напрямую зависит претворение в жизнь принципа неотвратимости наказания.

Отмечу также, что в составе Московской академии Следственного комитета год назад создан Научно-исследовательский институт криминалистики (НИИ криминалистики).

Научные исследования в НИИ криминалистики проводятся по нескольким направлениям, включающим:

- разработку общих и частных методик расследования преступлений различных видов, технико-криминалистическому и экспертному сопровождению следствия;

- тактические разработки по осуществлению процесса расследования и отдельных следственных действий.

В связи с этим к основным задачам НИИ криминалистики относятся:

- обобщение и анализ следственно-криминалистической и экспертной практики раскрытия и расследования преступлений, изучение потребностей следственной практики в этой области;

- проведение научных исследований в сфере криминалистического и экспертного сопровождения следствия;

- изучение положительного опыта в решении указанных задач, в том числе зарубежного;

- выработка предложений по законодательному регулированию противодействия преступности, расследования преступлений.

Уважаемые коллеги!

Вопросы объективизации доказывания в современных условиях диктуют нам необходимость надежного подкрепления выводов следствия за счет мощного научного и методического фундамента экспертных исследований.

Этими вопросами вплотную занимается Управление организации экспертно-криминалистической деятельности Главного управления криминалистики Следственного комитета.

Так, численность экспертов Следственного комитета составляет свыше 500 единиц, в том числе свыше 400 единиц в региональных следственных органах.

В 2016 году их усилиями выполнено почти 32 тысячи экспертиз и исследований.

Нами активно проводятся молекулярно-генетические и психофизиологические исследования с использованием полиграфа, а также фоноскопические, лингвистические, судебно-экономические экспертизы.

Достаточно сказать, что отделом медико-биологических исследований Управления организации экспертно-криминалистической деятельности в 2016 году проведено  990 (+14%) экспертных исследований ДНК в отношении почти 21 тысячи биологических объектов, поступивших из 59 региональных следственных органов СК России.

По результатам проведенных экспертиз установлены:

– 71 лицо, причастное к совершению преступлений,

– личность 28 неопознанных трупов.

– поставлены на ДНК-учет 497 генотипов преступников, чьи следы изъяты на местах преступлений.

В целом в системе Следственного комитета функционирует шесть окружных ДНК-лабораторий, дислоцированных в Северо-Кавказском, Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Северо-Западном федеральных округах.

В 2016 году ими проведено свыше 5 тысяч 200 (5 295; +37%) экспертных исследований ДНК по почти 60 тысячам объектам (59 573; +37%).

По результатам проведенных ДНК-экспертиз установлены:

– свыше одной тысячи ста лиц, причастных к совершению преступлений (+47%);

– личность 292 (+23%) неопознанных трупов;

– поставлены на ДНК-учет 1 650 генотипов пока ещё неустановленных преступников, чьи следы изъяты на местах преступлений.

Мы успешно осваиваем новые виды экспертиз, включая компьютерно-технические и видеотехнические.

Производство данных экспертиз организовано в Главном управлении криминалистики и в 13 территориальных следственных органах Следственного комитета.

В 2016 на этом направлении экспертами Следственного комитета проведено почти 5 тысяч (4952; +25%) экспертиз и исследований.

Справочно: в Главном управлении криминалистики впервые в практике российской криминалистической генетики начато применение метода лазерной микродиссекции при производстве молекулярно-генетических экспертиз. С его помощью при производстве повторных ДНК-экспертиз по фактам изнасилований Крюковой в Самарской области и Хертек в Республике Тыва удалось обнаружить в биологической смеси и выделить в чистом виде малочисленные (единичные) сперматозоиды преступников и установить их генетический профиль. При этом эксперты других ведомств, проводившие первичные экспертизы, выделить генотип преступника не смогли.

Как видно из приведенных мной данных собственная экспертная служба в Следственном комитете успешно развивается.

Уважаемые коллеги!

Нельзя не сказать о вкладе Следственного комитета в дело обеспечения экономической безопасности страны и борьбы с коррупцией.

За 5 лет нашей деятельности в качестве самостоятельного федерального государственного органа в суд направлено более 60 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Из них свыше 36 тысяч – в отношении должностных лиц и почти 25 тысяч уголовных дел в отношении взяткодателей.

Без преувеличения можно сказать, что нам удалось нанести существенный урон организованной преступности. В суд направлено 347 уголовных дел об организованных коррупционных группах и 25 – о преступных сообществах (преступных организациях).

Мы смогли добиться существенного увеличения возмещения ущерба по делам о коррупции.

Возмещено свыше 26 миллиардов рублей и, кроме того, на сумму более 45 миллиарда рублей наложен арест на имущество обвиняемых.

Мы добиваемся изобличения и наказания любого взяточника, невзирая на его должностное положение.

С 2011 года в отношении более четырёх тысяч обвиняемых (4 120), обладающих особым правовым статусом, уголовные дела направлены в суд.

В их числе 487 следователей различных ведомств, 98 прокуроров, 386 адвокатов, 2 655 депутатов органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, 75 депутатов законодательных органов субъектов России и 26 судей.

А по уголовным делам о налоговых преступлениях, несмотря на значительную либерализацию налогового законодательства, направленного на формирование более благоприятных условий для предпринимательской деятельности, возмещаемость ущерба от налоговых преступлений увеличилась в 2 раза (и составила, к примеру, за полный 2016 год 32,5 миллиарда рублей, кроме того, следователями арестовано имущество на сумму почти 8 миллиардов рублей).

Другая не менее важная задача – эффективное противодействие такому опасному с социальной точки зрения преступлению, как невыплата заработной платы.

В ходе расследования таких преступлений следователям Следственного комитета удалось к началу года увеличить сумму возмещенного ущерба – с полутора до почти трёх миллиардов рублей. Кроме того, по ходатайству следователей наложен арест на имущество на сумму свыше одного миллиарда шестисот миллионов рублей, что в 6 раз больше, чем в 2015 году.

Следственный комитет и дальше будет твердо стоять на защите экономических интересов нашей страны, последовательно и на системной основе осуществлять работу по защите добросовестных предпринимателей, их собственности от преступных посягательств, беспощадно пресекая любые попытки подрыва социальной стабильности общества и безопасности наших граждан.

Несмотря на достигнутые результаты, анализ правоприменительной практики, которая обсуждалась на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 27 июня 2017 года, показал настоятельную необходимость совершенствования законодательства о возмещении ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, и репатриации из-за рубежа капиталов, полученных в результате таких преступлений.

Добиться ощутимых результатов в этой области не представляется возможным без создания эффективных  правовых механизмов экстерриториального уголовного преследования юридических лиц, так как крупные преступные капиталы практически всегда выводятся за рубеж именно посредством юридических лиц и поступают на счета иностранных компаний.

Одним из обязательных условий для оказания международной правовой помощи по уголовным делам является то, что расследуемое деяние должно быть уголовно наказуемым как в стране – инициаторе международного запроса, так и в стране-исполнителе, и иметь признаки субъекта преступления (принцип двойной криминализации). При этом в странах, имеющих англо-саксонскую систему права и многих других государствах, в том числе постсоветского пространства, юридическое лицо рассматривается в качестве самостоятельного субъекта преступления.

В России уголовная ответственность юридических лиц отсутствует. Вместо нее была введена административная ответственность. Однако международные договоры Российской Федерации в области оказания правовой помощи не предусматривают сотрудничества по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, указанные коррупционные деяния в международном праве определяются исключительно как опасные транснациональные преступления, а не административные правонарушения, в связи с чем сотрудничество по их расследованию в рамках административного судопроизводства невозможно.

Возникающая правовая коллизия препятствует так называемому экстерриториальному уголовному преследованию российскими правоохранительными органами компаний, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях, а соответственно, делает невозможным обращение взыскания на их имущество.

Отсутствие названного правового института в российском законодательстве приводит и к проблемам в национальной правоприменительной практике.

Так, инициирование по факту одного и того же деяния, совершенного физическим лицом от имени или в интересах организации, двух процессов (уголовного и административного) влечет за собой нерациональное расходование сил и средств правоохранительных органов.

Кроме того, по делам об административном правонарушении не предусмотрена возможность наложения ареста на банковские счета организации, а только на товары, транспортные средства или иные вещи (статья 27.14 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении, как правило, возбуждается после вынесения приговора физическому лицу. В результате этих законодательных пробелов физические лица, фактически контролирующие компанию, выводят с её счетов денежные средства и иное имущество, после чего взыскивать в доход государства нечего.

В связи с этим в настоящее время в связи с моим обращением – в профильных комитетах Государственной Думы (по безопасности и противодействию коррупции, а также по государственному строительству и законодательству) рассматриваются вопросы по устранению указанных пробелов в законодательстве, препятствующих эффективному возмещению ущерба и возврату нажитого преступным путем капитала, вывезенного за рубеж.

Уважаемые коллеги!

С момента своего образования Следственный комитет неоднократно вносил предложения об усилении уголовной ответственности за экстремизм и терроризм.

По нашей инициативе в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены существенные поправки, ужесточающие уголовную ответственность за экстремистские и террористические преступления, уточнено понятие «финансирование терроризма», введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (статья 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма»).

Кроме того, Федеральным законом от 6 июля 2016 года № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» Уголовный кодекс дополнен статьей 205.6 «Несообщение о преступлении», устанавливающей ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности.

Помимо этого, Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 361 «Акт международного терроризма», выделяющей в отдельный состав совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан России в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов нашей страны.

Касаясь вопроса об информационном противодействии экстремизму следует отметить, что в Российской Федерации в 2013 году принят закон о блокировке экстремистских сайтов (Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). А в ноябре 2014 года Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации.

Это позволяет Следственному комитету Российской Федерации совместно с другими государственными органами, прежде всего с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Минюстом России оперативно реагировать на провокации экстремистов, использующих интернет-ресурсы для разжигания национальной и религиозной вражды. Своевременно удалять информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Вместе с тем ситуация в области противодействия экстремизму и терроризму в России всё ещё остаётся непростой.

К примеру, в 2016 году следователями Следственного комитета возбуждено 882 уголовных дела о преступлениях экстремистской направленности и 283 дела о преступлениях террористического характера.

В суд направлено 522 уголовных дела об экстремизме и 98 – о терроризме. По большинству из оконченных дел уже вынесены обвинительные приговоры.

К примеру, что касается расследования обстоятельств уголовного дела о террористическом акте в метрополитене г. Санкт-Петербурга, совершенного 3 апреля 2017 года, то кратко скажу о том, что Главным управлением по расследованию особо важных дел расследование этого трагического для всей страны теракта (16 человек погибли) активно продолжается (предполагаемый террорист-смертник Акбарджон Джалилов). На данный момент по уголовному делу проходит свыше 10 фигурантов, всем им предъявлено обвинение (п. «б» ч. 3 ст. 205 и ч. 2 ст. 222.1 УК РФ – совершение террористического акта, незаконный оборот взрывчатых веществ или взрывных устройств). В настоящее время следователи продолжают установление всех обстоятельств теракта.

Ведется работа с потерпевшими, проводятся необходимые экспертизы, отрабатываются связи фигурантов уголовного дела. По итогам расследования уголовного дела будет дана всесторонняя правовая оценка действиям всех лиц, причастных к этому террористическому акту.

Уважаемые коллеги!
Если проанализировать показатели статистики в текущем году, то (приведены данные за первое полугодие 2017 года) в стране зарегистрировано 848 преступлений экстремистской направленности, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года (831, далее – 2016 г.).
В первом полугодии 2017 года зарегистрировано уменьшение на 14,2% количества преступлений террористического характера.

112 преступлений террористического характера совершены с использованием сети Интернет (+5,7%) (2016 г. – 106), 58 – связаны с финансированием терроризма.

Следователями Следственного комитета направлено в суд с обвинительным заключением 314 уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности (предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ), что на четверть больше, чем за 6 месяцев прошлого года (+26,1%, 2016 г. – 249).

Как видно из приведенных данных, преобладает и имеет тенденцию к росту количество преступлений, совершенных с использованием сети Интернет.

В связи с этим для блокировки экстремистских сайтов мной на оперативных совещаниях, проведенных в федеральных округах в текущем году, дано указание активнее взаимодействовать с органами прокуратуры и Роскомнадзором, куда оперативно направлять полученные в ходе следствия материалы, подтверждающие распространение в Интернете противоправной информации (как правило, это текстовые и аудиовизуальные материалы, связанные с деятельностью международных террористических организаций, а также призывы оказывать финансовую помощь террористическим группам с указанием номеров мобильных телефонов, QIWI-кошелька и иных платежных реквизитов).

Положительный опыт такой работы имеется.

Так, ранее, как вы знаете, уже заблокированы такие сайты, как «Кавказ-центр», «Имарат Кавказ» и ряд других, которые осуществляли информационное обеспечение деятельности участников бандформирований Северно-Кавказского федерального округа, подробно освещали совершаемые ими убийства сотрудников правоохранительных органов и нападения на здания органов власти.

Подобные методы экстремистов и террористов должны без промедления пресекаться, чтобы не дать им даже малейшего шанса для расшатывания общественно-политической обстановки в стране.

Уважаемые коллеги!

Сложная оперативная обстановка, обусловленная оказанием помощи нашей страны Сирии в уничтожении действующих там банд террористов, требует чёткой координации усилий всех противодействующих экстремизму и терроризму структур.

В целом такая координация осуществляется в соответствии с Указом Президента России от 15 февраля 2006 года №116 «О мерах по противодействию терроризму» Национальным антитеррористическим комитетом, в состав которого включен Председатель Следственного комитета Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 579).

В целях повышения качества и результатов по раскрытию и расследованию преступлений указанной категории Следственным комитетом издано распоряжение о совершенствовании работы по организации и расследованию преступлений экстремистской и террористической направленности.

Кроме того, в Главном следственном управлении Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу несколько лет успешно действует межведомственная оперативная группа, а в каждом субъекте Российской Федерации этого округа работают постоянно действующие межведомственные координационно-аналитические следственно-оперативные группы.

Их основная задача – раскрытие и расследование убийств, а также преступлений экстремисткой направленности и террористического характера.

Достаточно сказать, что благодаря слаженным действиям таких групп изобличены члены бандподполья, совершившие диверсию на Баксанской гидроэлектростанции в Кабардино-Балкарской Республике и ряд других особо опасных преступлений.

Помимо этого следователи Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу продолжают совершенствоваться методики расследования уголовных дел указанной категории.

На практических занятиях обсуждаются проблемные вопросы стратегии и тактики расследования рассматриваемой категории уголовных дел в целях выработки единообразного подхода к организации предварительного следствия и недопущению фактов, негативно влияющих на его исход.

Кроме этого в Главном следственном управлении по Северо-Кавказскому федеральному округу подготовлены методические рекомендации «Особенности расследования уголовных дел о совершении преступлений гражданами России в составе международной террористической организации».

Уважаемые коллеги!

Вместе с тем в целях активного пресечения экстремизма представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют данную информацию

При этом, если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, пусть обжалуют соответствующие действия уполномоченных госорганов в суд. Считаю, что такой порядок даст возможность более оперативно реагировать на пропаганду экстремизма в Интернете (по данным ФСБ России, озвученным 4 октября 2017 года на  Совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств – партнёров ФСБ России – у международных группировок экстремистов и террористов более 10 тысяч сайтов Интернете, а в социальных сетях русскоязычного сегмента экстремистами создаются «закрытые группы», в которых ведётся психологическая обработка для вербовки сторонников террористов).

Здесь уместно привести методы по пресечению распространения противоправной информации в Китайской Народной Республике.

К примеру, Министерство промышленности и информатизации Китая в 2016 году ввело запрет на работу электронных СМИ, полностью или частично принадлежащих иностранным резидентам. Теперь такие СМИ больше не смогут распространять информацию через сеть Интернет, а в лучшем случае только посредством печатных изданий. Китайские же СМИ будут сотрудничать с иностранными онлайн-СМИ только при наличии разрешения этого министерства. В руководстве национальных СМИ смогут работать только граждане Китая, а серверы онлайн-СМИ могут находиться только в КНР.

Представляется, что в разумной мере этот опыт вполне мог бы быть взят на вооружение и в России.

Помимо этого в целях пресечения экстремизма следует ужесточить порядок выезда российской молодежи, исповедующей ислам на учебу в зарубежные теологические учебные заведения.

Кроме того, учитывая имеющиеся факты выезда из России в «горячие точки» радикально настроенных лиц (и въезда оттуда), в первую очередь из числа молодёжи, необходимо принять дополнительные меры к исправлению ситуации.

Важнейшим условием успешной реализации задач, стоящих перед Следственным комитетом Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и терроризму является целенаправленное взаимодействие с институтами гражданского общества.

В этом направлении следует усилить антиэкстремистскую работу с участием представителей Минобрнауки, МВД, Роскомнадзора, Росмолодежи и Роспечати, шире привлекать общественность и средства массовой информации, молодёжные и студенческие организации, волонтёров, преподавательский состав вузов, а в наиболее проблемных регионах – инициировать профилактическую работу на уровне школ.

Особая роль в осуществлении этой работы принадлежит общественным советам при следственных органах Следственного комитета, деятельность которых позволяет на постоянной основе объединить усилия работников следственных органов и наиболее авторитетных представителей общественности для достижения общих целей по укреплению правопорядка.

Касаясь этого важного вопроса следует также отметить, что в целях противодействия различного рода попыткам дестабилизировать обстановку в стране, необходима продуманная и последовательная Концепция информационной политики.

Представляется важным определиться с пределами цензурирования в России глобальной сети интернет и средств массовой информации, так как эта проблема в настоящее время вызывает острые дискуссии в свете активизации защитников прав на свободу получения и распространения информации.

Кроме того, для разоблачения истинных целей и намерений исламских экстремистов, установления несостоятельности их теоретических подходов, противоречащих реалиям современного мира и коренным интересам исламских стран, видится также полезным регулярно проводить на площадке Государственной Думы специальные слушания с привлечением экспертов Федеральной службы безопасности, а также представителей официальных мусульманских конфессиональных организаций, проповедующих цивилизованный, мирный ислам.

На государственных и общественных телеканалах предлагается сократить в телепрограммах объемы демонстрации насилия и агрессии.

А в целом Следственный комитет поддерживает мнение Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Валерия Дмитриевича Зорькина о том, что для уголовного преследования глав террористических групп и движений «назрела необходимость учредить особый международный трибунал под эгидой ООН, подобно тем, что были созданы по бывшей Югославии и Руанде».

Уважаемые коллеги!

Следует также отметить, что после исторического воссоединения Крыма с Россией Следственным комитетом совместно с другими правоохранительными органами проводится активная работа по предупреждению экстремизма и терроризма в Крыму (где предпринимаются усилия сформировать антироссийские настроения, путем фальсификации сведений об исторических фактах и искажения трактовки современных событий, чтобы поставить под сомнение результаты референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации).

Создана межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремистской и террористической деятельности.

Образована также постоянно действующая следственно-оперативная группа по раскрытию умышленных убийств.

Все эти организационные меры и нацеленность на конечный результат позволили значительно активизировать работу по раскрытию и расследованию указанных преступлений, совершенных, в том числе с применением огнестрельного оружия.

К примеру, по результатам расследования Главного следственного управления Следственного комитета по Республике Крым в г. Симферополе вынесен приговор активному участнику массовых беспорядков в феврале 2014 года в г. Киеве (Костенко), незаконно хранившего по месту жительства огнестрельное оружие и причинившего телесные повреждения сотруднику крымского спецподразделения «Беркут» (виновному назначено наказание в виде четырех лет двух месяцев лишения свободы).

Уважаемые коллеги!

Как мной уже отмечено, с учетом того, что вербовщики террористической организации ИГИЛ целенаправленно используют среду мигрантов для радикализации не сумевших адаптироваться в России граждан ближнего зарубежья, стремятся создать так называемые «спящие» ячейки, которые можно мобилизовать на теракты, думаю, что необходимо принять комплексные меры, в том числе законодательного характера, для ужесточения контроля миграционных потоков.

Как вы знаете, в 2016 году в ходе реформы правоохранительных органов полномочия в сферах контроля за миграцией и противодействии незаконному обороту наркотиков отнесены в первую очередь к компетенции МВД России.

Считаю, что это значительно повысит результативность противодействия данным угрозам.

Вместе с тем полагаю, что назрел вопрос о кодифицировании миграционного законодательства (в настоящее время вопросы миграции в общей сложности регулируют уже свыше 700 нормативных актов), где требуется указать все формы миграции, а также нормы, связанные с регистрацией иностранцев и выдачей квот на занятие трудовой деятельностью, чётко определив порядок учёта мигрантов, их дактилоскопирования и другие виды контроля. Здесь же следует закрепить порядок взаимодействия всех правоохранительных органов по пресечению незаконной миграции, что позволит осуществлять более действенный и результативный миграционный контроль.

Представляется, что именно такие меры послужат главной цели – не только оперативно пресекать правонарушения в сфере миграции, но и своевременно их предупреждать.

Кроме того, в целях повышения эффективности профилактики экстремизма полагаю, что территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний необходимо разработать дополнительные профилактические и административные меры, направленные на снижение степени влияния радикалов на осужденных, на воспрепятствование осуществлению бывшими членами бандподполья идеологической обработки контингента учреждений пенитенциарной системы, а также вербовки среди них своих новых сторонников.

Уважаемые коллеги!

Особо подчеркну, что Следственный комитет Российской Федерации не остается в стороне от трагических событий на Юго-Востоке Украины.

В настоящее время в этой стране националисты открыто пропагандируют идеи с позором разгромленного фашизма и уничтожают население, не согласное жить под властью лиц, пришедших к власти в результате, по сути, государственного переворота.

Следственным комитетом возбуждается уголовное преследование военных преступников и националистов, от рук которых гибнет мирное население Юго-Востока Украины, наши соотечественники.

С 2014 года по настоящее время возбуждено 130 уголовных дел, по которым привлекаются к уголовной ответственности 72 высокопоставленных должностных лица, в том числе Министерства обороны Украины (в их числе министр обороны Украины Полторак, его заместители, начальник генштаба Муженко и его заместители).

Указанные лица в нарушение Протокола о прекращении применения оружия на юго-востоке Украины и Меморандума к нему, а также положений Конвенции о защите гражданского населения во время войны, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него и других нормативных правовых актов отдавали заведомо преступные приказы о проведении прицельных артиллерийских обстрелов из тяжелых видов вооружения объектов гражданской инфраструктуры и населенных пунктов самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

В результате таких преступных действий погибли и получили тяжелые ранения сотни гражданских лиц, в том числе детей.

Эти уголовные дела всесторонне расследуются, собираются необходимые доказательства, чтобы виновных лиц настигло справедливое возмездие.

Это лишь вопрос времени.

Уважаемые коллеги!

В завершение отмечу, что в условиях сложной международной обстановки, нам важно принять и другие действенные меры к обеспечению адекватного реагирования на возрастающие экстремистские проявления и террористические угрозы.

В качестве дополнительной меры считаю необходимым совместно с законодателями ещё раз внимательно проанализировать действующую нормативную правовую базу с целью её корректировки в направлении дальнейшего ужесточения уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.

Это касается, в том числе, усиления противодействия так называемому телефонному терроризму.

В частности, нами предлагается в статье 207 Уголовного кодекса Российской Федерации увеличить санкции в виде лишения свободы с тем, чтобы повысить предупредительное значение этой нормы, а также дать возможность осуществлять весь необходимый комплекс оперативно-розыскных мероприятий в целях установления виновных лиц, подготавливающих либо совершающих указанные опасные преступления.

Что касается вопроса об использовании в нашей страны для расчетов виртуальных валют (криптопвалют), то технология их использования привлекательна не только для финансовых учреждений, но и для криминальных и террористических структур, так как налоговые и правоохранительные органы не могут воздействовать на транзакции участников платежной системы (так как не используются данные владельцев адресов).

Уважаемые коллеги!

Одна из острых тем, волнующих наших граждан, – это проблема обеспечения справедливого правосудия, объективного предварительного и судебного следствия.

Анализ следственной и судебной практики показал также настоятельную необходимость совершенствования законодательства об уголовном судопроизводстве в направлении усиления гарантий, обеспечивающих справедливость правосудия.

Организационное и функциональное разделение предварительного следствия и прокурорского надзора позволило как следователю, так и прокурору быть более объективным и беспристрастным.

Но окончательно уйти от обвинительного уклона позволит лишь следующий шаг – введение в уголовный процесс истины как ориентира доказывания для всех участников уголовного судопроизводства, представляющих государство (следователь, прокурор, суд), когда закон однозначно поставит перед следователем, прокурором и судом задачу полно, объективно и всесторонне разобраться в происшедшем событии и принять все меры, направленные на отыскание истины. Ведь цель уголовного судопроизводства для этих его участников, несмотря на различия их функций в состязательном процессе, едина. Она сформулирована в статье 6 УПК РФ – это обвинение лиц, совершивших преступление, и ограждение от него невиновных. А эта цель может быть достигнута только тогда, когда правовая оценка содеянного основывается на истинных данных о событии преступления и когда судьба человека не зависит от красноречия сторон.

Это невозможно без выяснения фактических обстоятельств уголовного дела такими, какими они были в действительности, то есть установления по делу объективной истины.

Ведь принятие итогового решения на основании недостоверных данных, приводит к неправильной уголовно-правовой оценке деяния, осуждению невиновного или оправданию виновного.

В связи с этим мы предложили возродить в уголовном судопроизводстве отечественные традиции, нашедшие свое воплощение в судебных преобразованиях 1860 года, о которых я уже сегодня упоминал, основанных на неразрывной связи правосудия с истиной.

Не является секретом, что современный российский процесс на стадии судебного разбирательства копирует англо-американскую модель чистой состязательности.

Суду отведена роль пассивного наблюдателя, который, исследовав представленные сторонами доказательства и выслушав их мнение, судья выносит решение, основываясь на силе логической аргументации позиции каждой из сторон. В таком процессе суд не должен проявлять активность в сборе доказательств и устранять их неполноту даже в ущерб достоверным знаниям о событии преступления.

И на этой модели, к сожалению, выросло целое поколение российских судей!

Вместе с тем в отличие от англо-американской, романо-германская модель уголовно-процессуального доказывания, к которой традиционно тяготеет российское уголовное судопроизводство, основывается на приоритете достоверного (объективно истинного) знания о событии преступления.

Истина в таком процессе носит объективный характер. И лишь при невозможности её достижения (когда исчерпаны все средства по сбору доказательств) применяются юридические фикции, в том числе презумпция невиновности. Таким образом, приоритетной в романо-германском уголовном процессе является именно объективная, а не формально-юридическая истина.

В связи с этим при активном участии Следственного комитета в Государственную Думу депутатом Александром Ремезковым в январе 2014 года внесен законопроект (№ 440058- 6) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу».

В законопроекте предлагается модель сбалансированной состязательности, ориентирующая публично-правовых субъектов доказывания (кстати, не только суд, но и дознавателя, следователя и прокурора) на активную и беспристрастную роль в познании истины по делу.

Необходимо наделение судьи обязанностью проявлять активность в сборе доказательств при их недостаточности для обеспечения правильного разрешения дела на основе достоверных знаний.

К тому же это укрепит независимость судебной власти, так как позволит суду не связывать себя мнением сторон и выйти за пределы представленных ими доказательств.

Законопроект широко обсуждался в обществе. Многие его поддерживают.

Так, получен положительный отзыв Верховного Суда России, и позиция Следственного комитета совпала с позицией Верховного Суда.

Законопроект вызвал бурную реакцию, прежде всего, адвокатского сообщества, как якобы посягающий на конституционные принципы состязательности сторон, презумпцию невиновности.

Но на самом деле законопроект нисколько не противоречит состязательности уголовного судопроизводства, ведь справедливость правосудия в России традиционно связывалась с истиной.

Невозможно вынести справедливый приговор, основываясь на недостоверных или неполных данных. Такой приговор будет ущемлять либо права потерпевшего, либо права обвиняемого.

В связи с этим думаю, что истина в уголовном процессе будет достигнута тогда, когда положительные или отрицательные ответы на вопросы об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, соответствуют тому, что имело место в действительности. В первом случае результатом этого будет обвинительный приговор, а во втором – оправдательный. То же самое относится и к предварительному следствию.

Своих следователей я всегда нацеливаю на поиск истины. Но процессуальная обязанность поиска правды по уголовному делу должна быть и у суда, так как именно он обязан обеспечить справедливость правосудия.

Думаю, ясно и то, что судебный приговор должен быть основан на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств совершенного деяния. Такой подход имеет историческую основу. Он существовал в Уставе уголовного судопроизводства Российской империи 1864 года, в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1922 года, УПК РСФСР 1960 года.

В качестве цели доказывания истина определена, к примеру, в Уголовно-процессуальных кодексах Германии и Франции. В том или ином виде он присутствует в уголовно-процессуальных кодексах большинства стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Молдова, Грузия и другие).

Наши законодательные предложения об объективной истине как базовом ориентире при собирании доказательств не нарушают принципов состязательности и презумпции невиновности.

В условиях же когда судья законом будет ориентирован на поиск истины, он по собственной инициативе примет меры к полному, всестороннему исследованию всех необходимых доказательств, как нами предлагается. В противном случае, приговор может быть отменен по основанию неполноты и односторонности судебного следствия. Этого основания в УПК сейчас нет, однако оно существует практически во всех кодексах странах СНГ и Европы.

Конституционный суд, определяя конституционно-правовой смысл выводов, сделанных на досудебной стадии уголовного судопроизводства, неоднократно отмечал, что они носят предварительный характер, а само досудебное производство призвано служить целям полного и объективного разбирательства дела в суде. Поэтому суд должен исправить ошибки, допущенные на досудебной стадии. На возможность исправления следственных ошибок в части квалификации содеянного по менее тяжкой статье направлено вынесенное в июле 2013 года Постановление Конституционного Суда по проверке конституционности статьи 237 УПК РФ (возвращение уголовного дела прокурору), согласно которому эта статья признана неконституционной, а за судом закреплено право в целях обеспечения справедливого правосудия ухудшать положение подсудимого посредством возвращения уголовного дела прокурору для предъявления более тяжкого обвинения.

Кроме того, от необоснованного оправдания подсудимого страдает потерпевший, который фактически лишается конституционного права на доступ к правосудию и компенсацию ущерба.

Определяя объем процессуальных прав и интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве, Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 08.12.2003 № 18-П справедливо отметил, что «они (права потерпевшего) не могут быть сведены исключительно к возмещению причиненного ему вреда, а в значительной степени связаны также и с разрешением вопросов о доказанности обвинения, его объеме, применении уголовного закона и назначении наказания, тем более что во многих случаях от решения этих вопросов зависят реальность и конкретные размеры возмещения вреда».

Эта позиция свидетельствует о недопустимости игнорирования позиции потерпевшего, в том числе и в вопросе доказывания вины подсудимого, включая позицию потерпевшего по поводу полноты предварительного следствия.

Об этом говорит нам и статья 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой «…каждый, чьи права и свободы нарушены, должен иметь право на эффективные средства правовой защиты перед государственным органом даже в том случае, если такое нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве».

Давайте также вспомним статью 6 УПК РФ, определяющую назначение уголовного судопроизводства, то есть то, для чего оно существует. Там сказано, что осуждение и справедливое наказание виновного в равной мере соответствует назначению уголовного судопроизводства, как и оправдание невиновного.

А, кроме того, сам принцип презумпции невиновности сформулирован таким образом, что только неустранимые в ходе уголовного процесса сомнения в виновности должны толковаться в пользу обвиняемого. Такая формулировка предписывает принять меры к устранению сомнений в виновности подсудимого.

Из сказанного следует единственно возможный вывод – институт объективной истины не только не противоречит принципу презумпции невиновности, но сделает ее реально работающим, обеспечивая защиту интересов обвиняемого, а также права потерпевшего.

Еще раз подчеркну, что законопроект об объективной истине направлен прежде всего на то, чтобы вернуть российскому судье высокую роль независимого вершителя правосудия, что позволит повысить доверие наших граждан к судебной системе.

К сожалению, внесенный в Государственную Думу 2014 году законопроект об объективной истине уже длительное время остается без движения.

Но мы эту тему не оставляем и, надеюсь, что принцип установления истины по уголовному делу вернется в наш отечественный уголовный процесс.

Уважаемые коллеги!

В завершение выступления скажу несколько слов о Концепции внешней политики, которую Президент Российской Федерации утвердил 30 ноября 2016 года.

Это обновленная Концепция, в которой отражено, что глобальная террористическая угроза приобрела качественно новый характер с появлением международной террористической организации «Исламское государство» и подобных ей объединений, поднявших насилие на невиданный уровень жестокости, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана.

Согласно Концепции главным направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества, прежде всего в целях предупреждения терроризма и экстремизма, противодействия распространению радикальных идей.

Добавлю, что в преддверии проведения в Российской Федерации крупного международного футбольного турнира – чемпионата мира по футболу в 2018 году в числе первоочередных задач следственных органов Следственного комитета Российской Федерации стоит организация надлежащей готовности к реагированию на террористические угрозы и обеспечению безопасности их проведения в целом.

Благодарю за внимание!


Рецензии