Волшебное зеркальце

          Позвонил как-то младший сын из Волгограда: просил оказать помощь в ремонте квартиры. Дал "добро". Приехал. Молодая семья встретила восклицательно и почти в один голос произнесла:
            - Папочка, молодец, что приехал вовремя! Сейчас мы идем на концерт, а ты уложи внучку спать и сам отдохни с дороги.
              Ошарашили старого хозяина:
            - Вы что, - говорю,- Олеся меня не помнит, да и опыта нет в воспитании девчат - всю жизнь окружали только братья и сыновья.
            - Не волнуйся, папа, - успокаивал Михаил, - все равно начинать надо когда-нибудь. Тем более ей пора спать. Расскажешь любую сказку и она тут же уснёт.
               Убедили, остался, спрашиваю воспитуемую:
            - Олеся, какие ты любишь сказки?
            - Расскажи мне, дедушка, про доброго волка. Бабушка Лера знает много про него и теперь я ничего не боюсь.
           - Да-а, загадали вы с бабушкой мне трудную задачку. Ну, хорошо, только скажи, пожалуйста, что же волк кушает в лесу?
           - Добрый волк всегда любит мороженое, пирожное, шоколадки. А что ты деда, читал такие сказки?
          - Нет, не приходилось.
         На миг я задумался, сравнивая свое послевоенное и сегодняшнее детское кино внучки. Чем могу удивить ее,чему научить, если время так скоротечно и неумолимо? Свои познания о зле и доброте мы черпали не их книг - их у нас не было, не из телевизоров и компьютеров, а из бабушкиных сказок, как-то "Красная шапочка" , "Волк и семеро козлят" и так далее.
          Я обратил внимание, что у внучки в спальне множество детских книг в шикарных переплетах и ярких цветовых гаммах, ходячие и говорящие куклы и барбосы, летающие вертолеты и балерины, компьютер, диски и совсем незнакомые моему поколению и воображению игрушки. Всё это сравнивать со своими познаниями - не хочу. Такие неожиданные мысли были прерваны настойчивыми толканиями в бок:
          - Дед, а дед, пойдем посмотрим мультики по телевизору?
          Я молча согласился и послушно поплёлся за вундеркиндом. В гостиной мы остановились у большущего и плоского экрана телевизора величиной чуть ли не с ковёр, висящий над моей кроватью в станичном доме.
          Не успел сказать привычного слова "нельзя!", как неоспоримый лидер нашей компашки, быстро надавила на пульте какие-то клавиши, сразу не получилось, обиженно помахала головой, нажала какую-то кнопку и из щели выскочил диск. Увидев моё неудовольствие на лице, согласительно предложила:
         - Дед, включай сам.
         - Не умею.
         - Не умеешь?
         - Не умею.
         - Леся умеешь!
           И тут же ожил экран, на котором вместо желаемого мультика, представилось что-то похожее из взрослых боевиков и страшилок. Но нетерпеливому зрителю это оказалось по вкусу и она вся слилась с происходящим.
          Чтобы не стать вторым лишним, отправился побродить по темным и пустынным комнатам. Бросилось в глаза наличие (на мой взгляд) излишества зеркал. Бриллиантовым блеском отражали лунный свет шкафы и гардеробы, а трельяж и настольные зеркала изменяли углы зрения и будто умножали число присутствующий. По пути зашел в ванную комнату, но даже здесь потолок оказался зеркальным и в глубине высоты кто-то ходил вниз головой. И вот тут-то пришла полезная мысль и, чтобы не потерять ее, я устремился к опекаемой притворить в жизнь созревший в голове план:
         - Олеся, выключай свой телек с дурацкими передачами. Лучше я прочитаю тебе поэму о волшебном зеркале.
         - Ты это сам написал?
        - Никогда стихов не сочинял. Я - прозаик.
        - Так ты пишешь про заек?
        - Что ты, про зайцев я не пишу, не умею. Только прошу: меня слушать и не перебивать, хорошо?
           Заинтригованная внучка всё исполнила, как было задумано, а я, удивленный такой скорой переменой её настроения, принялся декламировать с чувством, толком и расстановкой:
       - Купец путешествовал в царстве далёком
         И зеркальце там обронил ненароком,
          А в этой стране не бывало зеркал,
          Там даже во сне их никто не видал...
       - Дедуля, а как эта страна называется, ты знаешь?
       - Так и называется - "Далекое царство".
       - А почему же у них зеркал не было? У нас их в каждой комнате хоть отбавляйся.
       - Я не хочу забегать вперед, но кто-то из близких царя не разрешал купцам торговать зеркалами. С вашего позволения, сударыня, продолжу сказание:
       - Гуляла в саду молодая царица.
         Нашла она зеркальце, смотрит, дивится:
         "Ах, что за картинка, отправлюсь к царю
          И чудо-находку ему подарю"...
         - Неужели  царица не догадалась, что в зеркале это она сама?
         - перебила чтеца внимательная слушательница.
        - Думаю, если б она моргнула или пошевелилась, то, похоже, догадалась бы.
        - Значит, царь будет день и ночь любоваться собой, а царица так и не узнает, что она красавица?
        - Нет, всё будет иначе, лучше послушай
     " Вот царь - красноносый спесивый урод
        Хихикая зеркальце в руки берёт,
        И молвит разгневанно: "Что за причина?"
        На ней пучеглазый, нахальный детина!
        Надутый как жаба, вертлявый как уж
        Вертлявый - корявый и злющий к тому же"
      - Царь тоже не понял, что видит себя в зеркале?
      - Ну, он о себе, наверное, был высокого мнения, думал, что самый красивый, умный и добрый, а тут увидел полную себе противоположность.
      - И что он сделает с зеркалом?
      - А вот об этом царь распорядится по - своему:
        " Немедля того разыскать, часовой,
           И в пропасть швырнуть его вниз головой.
           О глупом уроде окончен рассказ.
           Был в точности выполнен царский приказ. "
          Замолчали оба. Первой заговорила Олеся
       - Дед, а зачем красавица вышла замуж за такого страшилу?
       - Понимаешь, она не знала сама, что такая красивая. Думала: все вокруг одинаковые.
         Потом посыпались вопросы о судьбах царя и часового, о царице и зеркале, о несправедливостях жизни и так далее. Наконец я выдохся и с горечью подумал, что ребенку объяснять гораздо труднее, чем взрослому:  подобному себе, если тот не понимает, можно послать туда, где макар телят не нас и все дела, а тут.
        Два часа наедине с любознательной внучкой пролетели, как две минуты. Вот и явились концертники, удивились:
       - Ах, вы еще не заснули? Чем же всё время без нас занимались?
       - Спросите что-нибудь полегче, - сказал я с гордостью в голосе, и Олеся, в поддержку сказанного, прижалась к моей ноге, - у нас концерт был получше вашего.


Рецензии