Нигилист
военного Сталинграда
посвящается.
Нигилист.
(рассказ)
Я долго задержался у киоска «Мороженное» и чуть- чуть опоздал на первый урок. Но этого хватило, чтобы мое место за партой занял какой-то пацан.
Не поднимая лишнего шума, я прошмыгнул на полусогнутых и уселся рядом с новым соседом.
-Ты кто?- шепотом спросил у него.
-Второгодник, не поворачивая головы, сказал тот.
-Я не об этом. Зовут- то как?
-Юрой зовут, а фамилия Викторов.
Меня он ни о чем не спрашивал. На переменах из класса не выходил.
Конечно, нельзя сказать, что увидел его впервые. Мы постоянно сталкивались в коридорах . раздевалке, буфете и на школьном дворе. Но тяги к знакомству ни один из нас не испытывал и какой- нибудь случай не подворачивался.
А вообще трудно было не заметить его сверхвертикальную осанку - он будто проглотил оглобли. В общении с одноклассниками, если хотел что-то сказать, то поворачивался весь. Его густые брови будто пугали, черножуковые глаза словно пронизывали насквозь, а губы, всегда спокойно искривлялись коромыслом, и он, явно насмехаясь, спрашивал свысока (и это при его-то маленьком росте). Для себя я сделал вывод, что он задавака.
Потихоньку- полегоньку притирались наши взаимоотношения. Сегодня 13-октября . Слава Богу, что мне наконец-то исполнилось 14 лет, а то до сегодняшнего дня на вопрос «сколько тебе лет?» отвечал с неохотой- «тринадцать». Тут же вижу сочувствие в глазах интересующихся: мол, все мы прошли через это неприятное число. Но я никогда не разделял их мнения, потому что если бы не это число, я б не родился.
На большой перемене отошел в сторонку с надеждой, что кто-нибудь обратит внимание, да к тому, же ещё и вспомнит. Ну вот, ко мне идет наша учительница по математике Ускова Мария Васильевна. Все любят эту редкую женщину за ее безграничную доброту, за её одинаковость общения со всеми окружающими учениками: богатый он или бедный, отличник или не очень. Она всегда, плавно проходя по рядам класса, нежно касалась ладонью вихревастых голов непоседливых ребятишек, словно делясь с ними своими редкими качествами. Случалось, что и она ставила двойку , но в этих случаях в ее глазах вселялась такая грусть, что «пострадавшему» хотелось не себя, а ее успокаивать. Сейчас она приближалась ко мне, наверное, что-то прослышала и идет, чтобы поздравить.
-Овчинцев,- говорит полушепотом, - завтра в вашем классе контрольная работа по алгебре. Я тебя очень прошу помочь Викторову. Что же ему в третий раз в седьмом классе?
-Ну, Вы, Мария Васильевна, прямо как Пушкин рифмой заговорили.
-Я серьезно говорю с тобой.
-И я серьезно: у нас будут разные варианты. Как, мне быть?
-Придумай, что-нибудь. Ты же у нас - голова!
Поощренный такой похвалой, твердо заверил:
-Будет сделано. За мной не заржавеет.
-Вот и хорошо. Только об этом должны знать я и ты, понял?
-Как не понять, не тупой.
До конца занятий моя голова была занята только одной проблемой: как я смогу помочь Викторову, если он этого не захочет?
Вечером, после короткого ужина, когда мы с сестрой- всезнайкой остались одни, я напрямую спросил:
-Люда, ты знаешь Юру Викторова?
-Кто же его не знает,- даже удивилась отличница.
-Тогда скажи, почему Мария Васильевна просила меня помочь этому второгоднику?
-Ну ,во -первых, я хорошо поднатаскала тебя по алгебре, во-вторых, добрая ты у нас душа, даже слишком! Но это не самое главное. Викторов- инвалид. Его мама и сёстры при бомбежке погибли, а его чуть живого вытащили из- под обломков.
Значит, ему надо оказать поддержку. Доступно я излагаю?
-Ладно, не ехидничай. Я только не пойму, почему его прозвали «нигилистом»? Что это значит?
-Нигилист - латинское слово, означающее «ничто» или отрицание общепринятых ценностей.
Однажды, на школьном педсовете, учитель по фамилии Тагамлык назвал Юру «нигилистом в математике». Каким- то образом об этом прослышал и Викторов. Он обратился в библиотеку и попросил энциклопедический словарь, нашел это слово, плакал до изнеможения. Теперь эта страница словаря покрылась желтыми пятнами и легко открывается.
После того между учителем и его учеником завязалась неравная «битва»: Юра постоянно срывал уроки, строил педагогу рожицы. Насмехался над его недостатками. Закончилось все в день годовой контрольной работы по алгебре.
На этот раз Викторов принес с собой пустую то спичек спичечную коробку до верха наполненную пчёлами. Выбрав удобный момент, он выпустил на свободу насекомых, вооруженных ядом. Крики и слезы вынудили мстителя собрать их обратным способом и проводить в оконную форточку восвояси.
В результате «схватки» Тагамлыка перевели в другую школу, а нашего Юру сделали второгодником.
-Нет, не всё! Слушая тебя и Марию Васильевну, чувствую, что вы на стороне инвалида!
-Ты прав. При всех недостатках Викторов положительный мальчик.
-И в чём же это заключается?
-как-то на перемене твоя одноклассница Раечка Трудова стояла у окна и любовалась заречными далями. К ней подошел рыжий верзила, известный в школе куплетист и рифмоплётчик. Ты его знаешь?
-Да. Совсем недавно прочёл его стих в стенгазете. Кажется про дылду Моржавину.
У Моржавиной победа.
Победила малыша.
Загнала его под парту,
Расправилась неспеша.
-Верно. Оглянувшись по сторонам, он притворным голосом прочитал не то свои, не то чужие строки:
Девчоночка Рая
Упала с сарая.
Как, тебе не больно,
Моя дорогая?
После таких бесчувственных слов он театрально пощупал чужой костыль и устремил взгляд на её протез.
Стоявший рядом Юра Викторов коротким, но резким ударом закрыл рот идиоту. Тот хотел дать сдачи, но несколько рук остановили его поползновения.
Вот с таким не страшно в разведку пойти,- заключила сестра…
Наш договор с Марией Васильевной оставался в силе, и я всем своим видом показал ей, что готов его выполнить.
Задание по контрольной оказалось несложным и, обойдясь без черновика, сэкономил время, чтобы помочь подшефному. Я слегка покосился в его тетрадь, но он закрыл её и посмотрел на меня, как на несмышленого:
-Хочешь тыквенных семечек?
-Не откажусь,- без раздумий ответил ему.
-Лезь рукой мне в карман.
Воспользовавшись соблазнительным предложением, быстро сунул руку в оттопыренный отворот его вельветовой куртки, что-то захватил и вытащил «на-гора». Для семечек угощение оказалось слишком холодным и скользким. Разжал пальцы. На моей ладони смирно сидел лягушонок.
От неожиданности я вскрикнул и швырнул брезгливо подальше от себя. И надо же было угодить на парту, где сидела Раечка Трудова?
Это бесхвостовое земноводное распласталось на открытой тетради и уставилось неморгающими глазами.
Обомлевшая девочка, наверное, в войну так не кричала. Она подпрыгнула и повалилась в проход между партами. Крики, визг, суета заполнили классную комнату.
В этот момент, похоже, только один Викторов думал не о себе : он молниеносно подскочил к лежащей в полуобморочном состоянии Раечке, поднял её и усадил за парту. Тут же сгрёб лягушонка рукой и выкинул его в открытую форточку прямо на мягкую цветочную клумбу.
-Овчинцев, твоя работа?!
В замешательстве я не знал. Что сказать. Выручил «нигилист»:
-Нет, Мария Васильевна. Во всём виноват я!
И эта сильная женщина, далеко не царственным голосом, слегка заикаясь, жалобно произнесла:
-Юрочка, почему ты так презираешь математику?
-А за что её любить? Я несколько лет пролежал в госпиталях и больницах. И всегда видел каких-то людей, подсчитывающих живых и мёртвых. Но когда доходили до таких как я, в замешательстве, исчезали.
Мы их не интересовали! И зачем эта математика моим погибшим родителям и маленьким сестренкам? Ответьте мне, Мария Васильевна!
Мария Васильевна своих слёз не скрывала. Она по- матерински обняла его и расцеловала.
-Юра! Я и все мы хорошо тебя понимаем. Редкую семью обошло горе. Мы должны помнить и жить! А у математики, действительно две стороны. Одну ты назвал, а вторая - вернулись с войны отцы, мужья, братья, сыновья и дочери- герои Великой Победы! Теперь на всех нас, оставшихся в живых, лежит серьезная ответственность, как сказал Максим Горький - жить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Добрая учительница много говорила о роли науки математика в жизни любого человека. Потом посмотрела на часы, спохватилась и вновь обратилась к Викторову:
-Юра, я не буду оценивать твоих знаний до тех пор, пока ты не догонишь хотя бы среднего ученика. Но для этого предлагаю в день, когда будет алгебра по расписанию, оставаться в школе ещё на 30 минут для разборки домашнего задания.
Как только почувствуешь себя уверенным, закончим эти дополнительные часы. Ты согласен?
-Спасибо , Мария Васильевна!
Я не только согласен - я клянусь, трижды клянусь, что Вас никогда не подведу!
Сказал и убежал, чтобы никто не видел его слёз и рыданий…
Сегодня я шёл в школу с философским настроением. Может планета Земля стала быстрее вращаться? Все происшедшее было будто вчера, а на деле конец второй четверти, завтра снова контрольная по алгебре.
Опять недолго задержался у любимого киоска, опять чуть-чуть опоздал на первый урок, и опять этого времени хватило, чтобы кто-то занял моё место. Но моего хорошего настроения ничуть не убавилось: этим кто-то оказалась Раечка Трудова!
Я занял освободившееся место и сделал для себя вывод: «Вот, что нужно человеку всегда - любовь, доброта и признание.»
Я верю в тебя,- Нигилист!
Г.Сталинград,1952 год.
23.08.2016г.
Свидетельство о публикации №218040301270