О истории Некоузского края
Ситская язва хана Батыя на реке Сить,
О ИСТОРИИ НЕКОУЗСКОГО КРАЯ.
История нашего Ярославского края в краеведческой литературе отсчитывается от основания города Ярославля, которое, условно, произошло в 1010 году, как определили археологи. О более ранних этапах упоминается редко и коротко.
Таким образом, возникает представление, что до начала II тысячелетия приволжские леса были безлюдны и пустынны. Одна¬ко это не совсем так. За сотни и тысячи лет до первого упоминания в летописи Ярославля на земле, впоследствии названной ярославской, жили вполне цивилизованные наши предки.
Еще за 7 - 12 тысячелетий до основания Ярославля, на территории всей Ярославской области на протяжении нескольких тысячелетий жили люди, занимавшиеся соби-рательством, охотой и рыболовством. Они владели также гончарным ремеслом - пользовались глиняной посудой, из¬готовляли кремневые орудия.
"Всякая попытка отыскать и определить исконные места того или другого племени не может быть рассматриваема, как плод одной досужей любознательности. Я бы считал это нравственным долгом потомков перед предками. Кроме того, здесь чувствуется ещё нечто, разъясняющее прошедшую и будущую судьбу народов, нечто указывающее на исконное предопределение в судьбах человеческих племён, на их географический жребий…". Такими соображениями руководствовался русский учёный-энциклопедист Василий Флоринский. Таким соображением и нам надо руководствоваться.
В 2870 - 1880 годах до н. э. на берегах Волги Сити и других рек посели¬лись представители так называемой Волосовской культуры. Среди них были мастера, которые освоили обработку меди. Кроме того, волосовцы умели приручать собак. В поздних слоях данной культуры (первая половина II тысячелетия до н. э.) встречаются вещи, пожалуй, самых древних непосредственных предшественников ярославцев - представителей фатьяновской и дьяковских культур. Около 70 фатьяновских могильников обнаружено в Ярославской области. Самый большой из них - Волосово - Даниловский. В нем рас¬копано около 150 захоронений. Всегда при захоронениях они возводили земляные курганы.
Есть они и на территории Некоузского района, особенно по берегам реки Сити, много курганов-могильников. Все они идентичны.
Древние обитатели волжских лесов, конечно, не оставили нам грандиозных памятников истории и культуры. У них, в те времена, основной доступный строительный материал был – дерево. Сооружения из него в нашем климате просто не могли сохраниться на протяжении тысячелетий. Племена дьяковской культуры заселяли всю Верхнюю Волгу до середины первого тысячелетия (до 500 г. н.э.). Говорили они на языке индоевропейской языковой семьи, это подтверждает и топонимика почти всех рек и озер, названия которых остались и сейчас. Древнейшие, теперь уже не существующие языки индоевропейской семьи. Только один мертвый язык сохранился - санскрит- племен, которые вынуждены были уйти с территории европейского севера России на юг, до самой Индии, и там обосноваться вновь. Они сумели сохранить свой старый язык.
Эта гаплогруппа (древних славян) составляет половину генофонда, у сегодняшних русских. Хочу дополнить свои исследования, кроме археологических поисков, и лингвистических материалов (работа 2006г) еще и последними работами генетиков.
Генетически, та гаплогруппа генома которая в Индии характерна и для славян (хотя встречается и у других европейцев). Эта гаплогруппа родилась тысячи лет назад и была очень частой у предков славян - индоевропейцев. Часть этих праиндоевропейцев, живших на европейском севере нашей страны, ушла на Южный Урал, в предгорья Алтая и Тянь-Шаня, и их гены сейчас встречаются у каждого второго киргиза или алтайца, часть в Среднюю Азию, а затем завоевала Индию, установив там кастовую систему (высшей кастой стали сами завоеватели). Другая часть праиндоевропейцев закрепилась в Причерноморье (нынешняя Украина). Здесь их знали под именем скифов. Эти гены и дошли до южных славян.
В нашем Некоузском районе много названий, которые на первый взгляд трудно нам, современным жителям определить, что они означают.
Действительно, что означают эти названия - в настоящее время объяснить трудно. Люди уходили, меняли места пребывания, а названия оставались и из нарицательных имен превращались в собственные. Первые люди селились в первую очередь по берегам рек и озер. Путь по воде был самым легким и удобным, к тому же река, озеро давали людям пищу - рыбу.
Данные одной науки, в частности археологии, при всем их значении все-таки недостаточны для доказательных этногенетических выводов. Возможно, от лингвистов и этимологов зависит окончательное решение вопроса. Пока хочу, подтвердить результаты археологических поисков, своими лингвистическими материалами.
Я приведу выдержку из своей работы « Некоузу 1500лет» опубликованной 5.07.06г: «….Некоуз стоит в этом же ряду. Название оказалось индоев-ропейским, очень старым, т. к. состоит из открытых слов. Они просты и легки для произношения: Не-ко-уз. Это осо¬бенно заметно в детской речи, при ус-воении навыков говорения дети начинают, прежде всего говорить открытыми слогами (ма-ма, па-па) и гораздо позднее закрытыми. Как мы посмотрим ниже, более поздние славянские названия были уже другой языковой формы. И Посредством санскритско-русского ¬словаря удалось расшифровать слово Некоуз. Оно состоит из трех слов: Не- ко-уз, Это сложное слово. На санскрите некоторые слова разъясняются с по¬мощью знака - тире, так как являются составными из двух, трех слов (откры¬тых слогов) или корней, а иногда и ко-ренных букв. Это значит, что сложные слова изобретены нашими предками в новокаменном (детском) веке и первен¬ство принадлежит им.
Первый слог "не" означает, как и в русском языке, отрицание. Второй слог "ко" (ка) переводится, как вода, в рус¬ском языке много слов осталось с этим корнем: ре-ка, ка-пель и т.д. Третий слог "уз" переводится, как связь, слово с этим корнем тоже сохранилось в рус¬ском языке: уз-ник, река Я-уза, уз-да, уз-ел.
Можно полагать, что буквальное зна¬чение географического топонима Неко¬уз означает-« не водная связь, не водный путь, участок пути, где движение прохо¬дит по суше, а не по реке». Местность, где раскинулась некоузская земля, на¬ходится как раз между речными системами рек Волга и Сить. По ним, в основном зимой, проходили торговые, во¬енные да и любые другие пути. Не было более идеальных дорог в те дале¬кие годы, чем по льду рек и зимником между ними. Пока понятие Некоуз – «не водная связь, дорога не по воде» - было в общем употреблении, оно не требовало особых объяснений. Было ясно, что оно связано с участком торгового пути, между двумя речными системами, причем самым коротким и удобным.» . В 11 веке (около 1000 г. н.э.) закон открытых слов для протославя¬нского языка закончил свое действие. Новые закрытые слоги, особенно в конце слов, возникли уже в истории отдельных славянских языков, после утраты единого праславянского языка.» (полный текст статьи приведен в конце книги в примечаниях).
С середины первого тысячелетия с северо-востока пришли угро-финские племена меря. Они выгнали или ассимилировали местные племена. У них был другой язык, но название Некоуз, как и многие другие, сохранилось. Оно было постоянно в ходу, на слуху у гостей-купцов, которые постоянно пользовались этим маршрутом. Имя этого отрезка марш¬рута уже жило своей самостоятельной жизнью.
Мало кто сомневается в финских истоках мерянского этноса.
Благодаря археологическим раскопкам мы достаточно хорошо представляем этапы развития мерянского этноса и его обрусения. Генетика тоже может сказать своё веское слово. Y-хромосома передается по мужской линии на протяжении тысячелетий, почти не изменяясь. У населения разных концов планеты гаплогруппы совершенно различны. И по разновидности гаплогруппы можно судить, из какого географического региона происходит далекий предок по отцовской линии. Выяснить, как, и из каких народностей формировались сегодняшние национальности, наука способна. В январском 2008г номере журнала The American Journal of Human Genetics была опубликована статья об исследовании русского генофонда, проведенного российскими и эстонскими генетиками. В результате исследований оказалось, что русский этнос генетически состоит из двух частей - коренное население Южной и Центральной России родственно с другими народами, говорящими на славянских языках, а вот жители Европейской части страны, севернее Москвы - с финно-уграми. Был поставлен вопрос в исследованиях: «Насколько схож генотип северных русских с заграничной финно-угрией - современными финнами и эстонцами? И с потомками скандинавских варягов - шведами, норвежцами?»
В результате - По Y-хромосоме (отцовская линия), население Русского Севера одинаково похоже и на финнов, и на эстонцев, и на мордву - на тех, кто говорит на финно-угорских языках. А вот с германоязычной Скандинавией - шведами и норвежцами - особого сходства нет. А по материнской линии ( митохондриальная ДНК ), картина почти обратная: на финно-угорские народы материнская линия северных русских не очень похожа. Как не похожа она и на южных и центральных русских, зато почти такие же гены встречаются у женщин Скандинавии и Польши. Но ведь они прямые потомки праиндоевропейцев, которых вытеснили пришедшие им на смену более сильные угро-финские племена в 500 годах н.э. Кроме того, оказалось, что наши братья-славяне - белорусы, украинцы и поляки - отличаются от нас не только по языку, но и на генетическом уровне. Совсем немного - от русских из центральных и южных областей, и сильнее - от северян.
Конечно, можно продолжать считать, что 10-12 веке пришли славяне в «финно-угрию» (славяне их называли чудью), и, смешавшись с большинством здешних племен, образовали единый русский народ. Но что-то мне не верится, что сильные удалые славянские дружины, для того что бы поработить местные племена чуди, приводили с собой своих женщин и отдавали их местным мужчинам. А только так можно понять последние исследования генетиков о том, что по отцовской линии у сегодняшних русских живущих севернее Москвы генотип – финно-угорский, а по женской - славянский. Логичнее можно бы представить другое, что удалые дружинники, отправившись в далекий и опасный путь, брали себе в жены местных женщин, некого не спрашивая, или спрашивая - всё по обстоятельствам военных действий. Такие действия наблюдались и при освоении Сибири казаками и при открытии Америки и жизни европейцев с индейцами в более позднее время.
Поэтому с точки зрения не только истории, но и житейской логики это бессмыслица, что дружины славян первопроходцев из Великого Новгорода привозили с собой женщин, чтобы отдать их местным мужчинам финно-уграм. А только так можно объяснить с современной исторической точки зрения. Или же всё-таки по-другому? Что и до финно - угров жили в нашем крае люди с славянской кровью, с славянскими генами, и как не вспомнить тут Гиперборею, которая не признается современной историей.
Генетики говорят, что они не знают пока этим фактам объяснений, да и не стремятся. У них другие задачи. Объяснить это задача историков. Они предлагают лучше подождать анализа не по двум, а по десяти генетическим системам: тогда станет понятнее, кто на кого похож.
Хотя объяснение лежит на виду. Известно, что славяне с Киевской Руси и Великого Новгорода заселили Верхнее - Волжские земли в десятом, одиннадцатом и двенадцатом веках. Всего несколько веков назад русские пришли в «финно-угрию» и, смешавшись с большинством здешних племен, образовали единый русский народ. Такая позиция сегодня современных историков. Но не всё так просто. И лингвисты, и археологи говорят, что до прихода племен меря здесь жили другие племена, добавляя с осторожностью, возможно древние славяне или точнее индоевропейцы. Теперь на это указывают и генетики.
Историкам хорошо известно, что до 500-х годов н.э. на территории края жили протославяне племена дьяковской культуры. Поэтому логично было бы считать, что, с 500-х годов н.э. племена дьяковской культуры (протославян) сменили угро-финские племена (меря и весь), пришедшие с се¬вера и северо-востока. Они вытеснили или ассимилировали большинство местных племен. Они были более сильные в то время, хотя и менее циви¬лизованные. То есть до них финно-угров, пришедших из западной Сибири на территории Ярославской и Тверской областей жил народ, от которых произошли славяне. Или как их называют историки протославяне.
И тогда становиться совершенно понятным генетические последствия этого времени, что по материнской линии, т. е. по женской ( митохондриальная ДНК ), картина такая, генотип жителей – славянский, а не финно-угорский. Т.е. до меря на этой территории жили индоевропейский народ – славяне (или как некоторые говорят протославяне).
Пришедший народ был более сильный, поэтому они и взяли власть, но, на мой взгляд язык у народа меря остался славянский. Так было и в древней Болгарии, болгары захватили территорию славян и дали им новое имя народа, своё. Но язык остался старый, того населения которое проживало на территории – славянский.
Скорей всего и древняя меря говорила на славянском языке, хотя историки не могут этого подтвердить.
Но косвенно можно это предположить. В 900-1000 г. началось новое движе¬ние славян. Сначала из Великого Нов¬города, затем с юга, из Киева, на терри¬торию края опять начали заселяться славяне. У вернувшихся назад славян (вернее их потомков) язык уже изме¬нился за 400-500 лет. Он стал более гибким, грамотным, не состоящим из открытых слогов. Для разговора такая фонетическая структура слов удобнее, она способствует лучшему восприятию слов в потоке речи. Пришедшие славяне с Юга Руси и Великого Новгорода очень быстро ассимилировали местные племена меря, значит у них было много общего, и в первую очередь - язык. Во вторых многие названия местностей рек озер, остались старые.
В том числе и название Некоуз, как и многие другие, сохранилось. Оно было постоянно в ходу, на слуху у богатых гостей-купцов, которые постоянно пользовались этим маршрутом. Имя этого отрезка маршрута уже жило своей самостоятельной жизнью.
Скорее всего, это они переименовали большую реку Сить, дав ей теперешнее имя. Основа у него славянская (даже западнославянская). И сейчас слово "ситовие" (ситник) - означает камыш, тростник. Сить - река, поросшая камышом, камышовая река.
После расшифровки происхождения старинного географического имени Некоуз, можно точно сказать, что они появились при заселении местности племенами протославянской культуры. На рубеже прихода на территорию края угрофинских племен они уже существовали. Не менее 1500 лет живет наш Некоузский край и не менее 1500 лет хранит он свое имя.
Название села Некоуз (Старый Некоуз) вторично, топонимически производно. Это результат использования уже имеющегося наименования края. Но именно оно сохранило нам старое понятие, которое уже давно утратило связь с породившими их нарицательными словами. Утратило потому, что такие слова-родители давно вышли из употребле¬ния или видоизменились до неузнаваемости.
Сотни лет не волокут ладьи между реками и озерами, и не проходят основные торговые пути по льду рек в зимний период времени. Века прошли с тех пор, как одни племена сменили другие, а географическое название Некоуз и сегодня напоминают нам о стародавних временах нашего края. Некоузского края.
История существования Некоузского района на административной карте России началась c 10 июня 1929 года. Он был образован в составе Ивановской промышленной области из частей Мологского и Рыбинского уездов (при разделении Ивановской области в 1936 году Некоузский район вошел в состав Ярославской области). Но, как мы видим, история этой древней земли уходит далеко вглубь веков.
И было бы логичным, праздновать, не только образование района с 1929 года, но проводить торжество всего Некоузского края. А он хранит своё имя уже почти1500 лет, с первых русских людей, которые появились на этой земле. Тогда можно синхронизировать и взять за основу, что в этом году мы отмечаем не только 88 год образование района, но и 1488 год нашего НЕКОУЗСКОГО КРАЯ.
Края где, получил язву хан Батый на нашей реке Сить.
Свидетельство о публикации №218040301359
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607
Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2018/12/29/518 .
С уважением и пожеланием удачи.
Международный Фонд Всм 18.01.2019 09:38 Заявить о нарушении