Право философия и закон

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН
Институтом философии РАН  и Междисциплинарным центром философии права
«Философия права: современные проблемы».

.
Молокоедова Галина Юрьевна
ПРАВО: ФИЛОСОФИЯ И ЗАКОН.

Ключевые слова
Право, как мировоззренческая основа; система суда - как глубинная система подсознания; разногласия в понятии права у философии и закона; проблемы и позитивы разнообразия, самобытности; универсальность  как основа цивилизации; методология  основной механизм незыблемости закона  государства; рефлексия, как накопитель противоречий; эволюция судебной системы  в повышенной системе ответственности и контроля.

Molokoedovа Galina
Law(right) : philosophy and law

Keyword
Right, as a worldview basis; the court system - as a deep system of the subconscious; disagreements in the concept of law in philosophy and law; problems and positives of diversity, identity; universality as the basis of civilization; methodology is the main mechanism for the inviolability of the law of the state; reflexion, as a reservoir of contradictions; the evolution of the judicial system in an increased system of responsibility and control.

1. История и современные проблемы философии права;
Философия права, как область познания, реализующая взаимосвязь философии и правовой деятельности. Как мировоззренческая основа, она направляет их взаимовлияние, служит формой самопознания, рефлексии правовой деятельности, средством систематизации юридического образования, ориентиром нравственной культуры юридических кадров.
Эта основная научная формулировка, принятая в юриспруденции как постулат, как  ничто лучше вскрывает все проблемы современного права. Проблемы в поступательном, эволюционном развитии науки государственности и права накопил серьезный ряд вопросов, требующих озвучивания, осмысления и тщательной проработки.
Исторические корни и истоки права, философия права и её правомерность взаимовлияния, правомерность рефлексии в процессе познания, проблемы систематизации и методологии, проблема нравственных и коммерческих приоритетов в нравственной культуре юридических кадров и многое другое требуют пристального  внимания государства и общественности.
Понятие права в своем действенной форме видоизменилось до противоположного. Так, общепринятая формулировка «Пра;во — основное понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения». соответствует закону РФ. Но практика судопроизводства имеет иную характеристику права: «право, это возможные обязательства, формальные, ничем не гарантированные и относительные, в зависимости от обстоятельств, личности и события, имеющих социальный статус либо физический, государственный или международный, в зависимости не от закона, а от понятий работника административной или юридической системы». Причем этот феномен узаконен в ПГК РФ: статья «указать закон, который должен быть применен, но не применен», другое.
История права имеет глубокие, глобальные корни, в материальном выражении, и изучается в институтах, начиная со времен древних греков и римлян. Но практика закона, права и государственности уже была четко выработана ещё во времена Древнего Египта. Уже тогда существовали наряду с 7 основными заповедями, тонкие и четкие критерии глубинного физиологического нарушения права и закона этики человека. Практика суда очень хорошо описана в Древнем Египте в теории отрицания при взвешивании положительных и отрицательных поступков умершего и не являлись догмой, но четкой системой взвешивания, которая отсутствует в базе изучения, но имеет глубинные системы сознательного и подсознательного свойства в человеке, и особо ярко провоцируется у специалистов данной области. Данную дисциплину – систему древних практик судов, государственности и права необходимо  внести в программу изучения, как основу, поскольку она имеет полную, четкую систему морально-этических, физиологических, социальных и государственных ценностей. Это нельзя назвать рефлексией, это имперический коллективный опыт, занесенный природой в геном человека и проявляется или не проявляется, в зависимости от суборганизации и образования.
Общепринятая в практике юриспруденции система философии права не соответствует современным требованиям. Эволюция философско-правовых идей, как теоретический анализ философского знания и права уже во времена древней Греции и Рима очень отличалась друг от друга: философская мысль и практика. Любые умозаключения мыслителей, не имеющих имперического опыта и практики, носят отвлеченный, относительный, характер демагогии, теоретических научных догм. И как следствие подобного, относительности права на справедливость. Характерен и показателен суд на Иисусом Христом Пилата, где противоречия становятся непреодолимыми, абсурдными, историческими. Здесь ярко проявлены столкновения множественных факторов законности, государственности, права, империки, эзотерики и физиологии.
Эти понятия в современной практике юриспруденции практически утратили свою силу и имеют очень скудно выраженные представления и то опосредовано в современных законах. Понятие справедливости при философском трактовании и трактовании закона несколько различны. Но именно многообразие и глубина критериев практики суда, права, государственности сделали юриспруденцией наукой самостоятельной, отличной от философии, имеющей свои методологические системы аналитического и синтезирующего свойства.
Недостатком юриспруденции, как самостоятельной науки являются те же свойства и качества, как многообразие и глубина критериев практики суда, права, государственности, не ставшей системой, предметом изучения, анализа, синтеза и систематизации, получая продукт пользования с относительной, субъективной характеристикой, прячась за терминологией: гуманность, человеческий фактор, «правового позитивизма», «правового либерализма», «естественно-правового антропоцентризма», другое.   
        Если философия видит справедливость и право, как высшее государственное предназначение, опираясь на теоретические, формальные умозаключения, то право, опираясь на закон, являясь продуктом государственной власти и её инструментом, опирается, прежде всего, на реалии государства и естествознание природы человека и физиологии его поступков.
            Рефлексия в юриспруденции очень костная, нелогичная система, как в судебной практики, так и в понятии права. С одной стороны приверженность канонам, ставших догмами не позволяет свободной, пристрастной оценкой права в его право обладании, с другой стороны эволюция дисциплины, изменяющиеся условия развитого общества, государственности требуют постоянного внимания и приведения отклонений в норму закона, справедливости и права. Рефлексия опасна накоплением негативного рецидива на несоответствие требованиям времени, но и удерживает его в русле норм этики и морали, не в зависимости от модных и силовых влияний, обстоятельств времени и событий.
Существование проблем в системе юриспруденции - явление разностороннее, общемировое и требует пристального отношения специализированных, профессиональных структур.

2. Правовые ценности: разнообразие, самобытность, универсальность;
Правовые ценности – это основа правового государства и гражданского общества,  связаны с общечеловеческими ценностями, разделяются на материальные и субъективные, закреплены в законодательстве и обязательны к соблюдению их законов всех членов общества.
К правовым ценностям относят  свободу, справедливость, равенство, гуманизм, право на образование, медобслуживание, работу, жилье, социальное обеспечение..
Изучением правовых ценностей занимается аксиология. Ценности права западной правовой традиции отличаются от правовых ценностей иных правовых систем.
В современном развивающемся государстве, где существует правовая традиция многонационального общества со своими культурными, народными традициями, имеющие общие, цивилизованные, языковые, нормативные требования при прогрессирующем феномене миграционных потоков - особое внимание приходится обращать на такие правовые ценности, как разнообразие, самобытность и универсальность.
Право на разнообразие культурных ценностей неоспоримо и утверждено в законодательстве, но право на эксклюзив, не укладывающийся в нормы общепринятых норм культуры и цивилизации, нарушающих порядок, нормы гигиены, безопасности и спокойствия основного населения государства, требуют тщательной проработки.  Они зачастую непросты и ломают самобытность определённой группы, национальности народов, такие как ношение платков, национальной одежды, моления в часы, не соответствующие нормам и правилам распорядка трудового дня. С одной стороны по закону права на разнообразие и самобытность эксклюзив не должен быть нарушен, но с другой стороны эти же самые группы нарушают свои устои в пользу выживания, получения выгоды, используя продукты культуры и цивилизации, не свойственные их культуре – пользуются транспортом, средствами связи, коммуникации, транспорта, другое.
То есть избирательность соблюдения и несоблюдения национальных традиций и использование благ цивилизации не является основной жизнеполагающей чертой самобытности и не нарушает право на разнообразие. И в виду не соответствия с порядком, нормами общежития, обязывают исполнять их канонические традиционные обряды во время и местах, не сопряженных с общественными, профессиональными, государственными.
Но, к прискорбному вниманию закона, по исторической закономерности, в погоне за универсальностью - внешние уступки разнообразным, самобытным, вновь вливающимся в общество и государство миграционным потокам, которые поглощают основное, коренное население, до его полного исчезновения, низводят нормы культуры и цивилизации массой, силовыми методами, эксплуатируя систему права гуманности, назводят закон до собственных норм, понятий, традиций вновь прибывших, то есть – упраздняя оный, как утративший силу, воздействуя своими мерами и нормами приспосабливаемости и адаптации к новым условиям.
Раскрывая механизм данного фактора, обозначим участников: предмет, «учитель», обучаемый. Казалось бы - универсальность системы развитого общества позволяют по специализированной программе дать образование, язык, профессию, быт и социальную адаптацию вновь прибывшему миграционному потоку. Без данных мероприятий процесс принятия мигрантов антисоциален. Но, в силу психической и физиологической  особенности народной традиции, вновь прибывшие не имеют функцию образования, получения профессиональных навыков, но взаимодействуют системой поглощения  и потребления данных функций на основе физиобиологического материала.
То есть человек не может выучить теоретический материал, но он может изъять органы, их энергию, электромагнитные волны, несущие информацию о материале. Причем один, «прогрессивный» «обучаемый» может этот материал воспроизвести, а более «отсталый» на уникальном материале может лишь каким-то образом выделиться, самореализуясь в физиобиологическом плане, используя его не по назначению, даже экспортирует, торгует и зарабатывает на данной функции! Причем данная функция хорошо природой и традициями завуалирована, причиняет боль, блокирует процесс осмысления происходящего и сопровождается ярким эмоциональным и психическим сопровождением различного профиля:  удовольствия, раздражения, конфликта, требовательности, другое. 
Получение профессиональных навыков наряду с позитивной системой, так же имеет негативную, физиологическую подоплеку действия:  чтобы научиться чему либо, какой либо профессиональной операции, мозг «обучаемого» не имеет данной функции, зато очень хорошо ориентируется в группе мышц, которые хорошо сдергивает, накручивая сначала электромагнитные волны, а затем и саму мышцу с нервной системой, её обслуживающую. Но проблема в том, что «вновь приобретенная физиологическая конструкция» не функционирует самостоятельно, а потребляется и является конечной для использования. «Обучаемый» вновь должен получить порцию мышц и нервов либо материал, носящий требуемую информацию. Но «учитель» - не «дойная корова» и не имеет функции вырабатывать до бесконечности физиологический, психический и ментальный потенциал для «обучаемого» и возникает дилемма: либо «учитель», не могущий сопротивляться - уходит, ищет допинг, чтобы уменьшить сначала дискомфорт, боль, а затем и конкретное заболевание, а потом становится перед выбором либо самому исчезнуть либо убрать «обучаемого».
Существуют методы удачного взаимодействия цивилизации коренного населения и миграционных потоков – это использование природой заложенного механизма «обучаемого» в областях, сопряженных с подобными рефлексными зонами в обществе.
Универсальности в данной области не существует – процесс эволюции человечества исчисляется тысячелетиями, Но природа, в зависимости от территориальных особенностей, создала человека с различными количествами нервных систем, в борьбе за выживание. Так в мягком, благодатном климате – у человека нервных систем три-четыре, в северных – семь. Это не хорошо и не плохо, это данность, как дерево, куст и трава. Три-четыре системы, это уровень ребенка, но ребенка, который продает потенциал, как товар, нарушая закон, предусмотренный цивилизацией.
Закон, предусмотренный в данном случае: «причинение ущербу здоровью различной степени тяжести», «продажа органов», «нарушение интеллектуального права и интеллектуальной собственности». Другое.
Но данные законы не в коей мере не отвечают вновь возникшей тонкой проблеме взаимоконтакта некорректного свойства правообладателей и носителей права и свойства разнообразия, самобытности и универсальности - свойств и качеств цивилизации.
Современные наннотехнологии имеют так же функцию вышеописанную и, являясь потребительскими накопленного опыта, имеют конечность в виду исчерпывания искомого, требуемого материала. А исчезновение культур и цивилизаций, после которых остались уникальные материальные свидетельствования на планете присутствуют в полной мере. Как и формальность вместо объективного права и закона.
Такое же непростое положение государств и в мире. Неконтролируемый миграционный поток своей массой подавил потенциал основного населения, лишил элементарного здравого смысла, отключил функцию выживания, демографии, профессионализма, науки, государства приводя науку, культуру, общество - в перманентное, примитивное, формальное. Зато включил функции эгоцентрической позиции реабилитации путем разрушения системы, которая его обеспечивает, рассчитывая, что распределение на его долю будет достаточным – а далее его функции не распределяются. Но уже сейчас общество зримо ощущает отсутствие элементарных норм культуры и общежития общества, при рефлексийной политике государства.
Философское рассмотрение права на разнообразие, самобытность, универсальность не имеет под собой каких либо проблем и будет носить отвлеченный, научный характер, обостряя проблему и провоцируя революционные мероприятия по урегулированию создавшихся разногласий.
3. Социокультурные традиции и универсальность права;
Международное сообщество состоит из самых различных государств, имеющих собственную историю, правовые традиции и культурные ценности, от которых во многом зависит и взгляд на права человека.
На универсальном уровне был принят ряд международных договоров по правам человека, весьма актуальным является вопрос о том, что именно должно подразумеваться под универсальностью прав человека и каковы ее пределы. По данному вопросу не существует согласия.
Универсальность прав человека была достигнута спустя несколько лег после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г., что подтверждается тем фактом, что ни одно государство сегодня не отрицает прав человека и не считает себя их нарушителем.
 Идея прав человека как таковая признается всеми государствами.
 Что касается универсализма в области прав человека, то на сегодняшний день он не достигнут.
 Универсализм предполагает существование всеобщего согласия относительно толкования и применения международного права прав человека
Универсализм — это идеология, принятая Западом для противостояния незападным культурам, подразумевая политику колониализма.
 Венская декларация и Программа действий 1993 г., где указано, что «все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны», где  однако также указано, что «хотя значение национальной и региональной специфики и различных: исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства независимо oт их политических, экономических и культурных систем, и несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы».
 Правовые нормы, закрепляющие права человека должны быть универсальными, однако это не означает, что они во всех случаях должны абсолютно одинаково толковаться. В противном случае, не имело бы смысла включение в Венскую декларацию и Программу действий 1993 г. положения о необходимости учета национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей.
Использование доктрины пределов свободы усмотрения, толкование международных договоров в области прав человека с учетом различных концепций прав человека способно привести к созданию действительно универсальных международных стандартов в области прав человека.
Действующая конституция РФ закрепляет «идеологическое многообразие» и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», что позволяет более раскрепощено использовать основу правового исследования. Но вновь включается механизм «презумпция виновности»  бесконтрольность и свобода предполагает ответственность, но зачастую низводится до примитивизма преподавания, шарлатанства и коммерческой продажи сертификатов, отчего резко падает качество и свойство общества, профессионализм и дееспособность государства, деградирует система образования и человек.
Можно привести множество примеров, когда основные законы в силу нового влияния времени изменились до обратного понятия, о чем свидетельствует «негласные понятия», с которыми борются государство и общественность с переменным успехом.
 «Презумпция невиновности» - право, утратившее силу в виду новых экономических и политических взглядов. В современном государстве в связи с изменившейся программой экономического приоритета, когда на смену советской собственности пришла экономика свободного рынка – сильно изменилась трактовка права. Такое право как «презумпция невиновности» обрело иную интерпретацию «презумпция права на деятельность любого рода, приносящую прибыль и обоснованную сложностями в процессе выживания в посткризисный период и признана объективной. Тогда как гарантированное право на получение качественных и своевременных услуг потребителя стало являться субъективным правом, требующим доказательств, углубленного анализа и синтеза из-за расширенных «прав» свободного рынка, безконтрольности, без сертифицирования и соответственно потребительскому спросу любого качества и вида получения товара и услуг минуя контроль и напрямую попадая в корзину потребителя.
Сейчас логика суда и нормы методологии юриспруденции в первую очередь видят явную выгоду, предпринимательство, предприимчивость, конкурентность, а не корысть и злой умысел незаконного получения прибыли, использования положения служебного, административного, для личной выгоды, другое. А по сути, сейчас становится актуальна  «презумпция виновности» - вряд ли кто-то не воспользуется удобным случаем получить доход, выгоду или прибыль.
4. Философские и методологические проблемы познания правовых явлений и процессов
Становление юридической методологии в настоящий период сопровождается многочисленными концептуальными сложностями и противоречиями в первую очередь мировоззренческого характера: рушатся, казалось бы, ранее незыблемые постулаты и на их основе рождается много новых положений, часть которых внедряется в правовое сознание скороспело, и там же отмирает. Все это, прежде всего, обусловлено динамичными изменениями во всей правовой действительности современного общества.
Теоретико-понятийные границы данного направления правовой науки изменяются стремительным образом, при всем при этом введенные «новые» категории, подходы и приемы (например, «правовая герменевтика», «правовая семантика», «правовая кибернетика», «правовая семиотика», «правовая лингвистика», «правовая метатеория», «правовая синергетика» и др.) ошеломляют своей образностью, масштабностью и даже метафоричной многозначностью. В последнее время, особенно, метатеоретическое познание юридической науки приобретает повышенное значение, т. к. в науке накоплен значительный объем проблем и вопросов, которые необходимо обобщить и выстроить с методологической (система понятий) точки зрения, а это требует выход на более высокий уровень познания —  саморефлексии теории права. Все эти процессы и явления в юридической науке закономерны и неизбежны: развитие науки, как известно, всегда сопровождается признаками кризиса роста научного знания, что характеризуется усложнением взглядов и системы научного знания, где основными тенденциями являются дифференциация и унификация познания.
Среди общепринятых положений о методологии науки можно выделить следующие характерные черты этого компонента науки:
- методология науки признается как система способов, и совокупность способов, с помощью которых изучается предмет познания;
 - методология науки — это учение о методах, особая наука: гносеология, ставящая своей непосредственной целью и задачей разработку и совершенствование системы приемов и способов научного познания.
Методология науки, как часть философии и самостоятельная научная дисциплина, содержит знание о том:
- какие приемы и способы научного познания надлежит использовать в познании предмета науки;
- какими приемами и способами познания следует проводить ту или иную исследовательскую процедуру;
- каково содержание конкретных приемов, способов, используемых для познания мира, его закономерностей;
- каким образом взаимосвязаны методы в процессе познания, движения к новым знаниям в процессе восхождения от конкретного к абстрактному, и, наоборот, от абстрактного к конкретному.
Право и закон: философское осмысление;
Интересен тот факт, что в английском языке и законодательстве понятие «право» и «закон» имеет одно звучание и, как следствие, воспринимается одинаково ответственно, минуя российский приоритет «понятийности», свободного толкования.
Определения права: «Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-н. делать, осуществлять.» Цитаты из избирательного права и права и обязанности граждан.
В английском языке «право» существует в нескольких интерпретациях:
Right - право, правильность, справедливость, порядок, правая сторона, привилегия
Law - закон, право, юриспруденция, суд, полиция, заповеди
Title - звание, титул, название, заглавие, право, право собственности
Freedom - свобода, право, воля, независимость, вольность, приволье
Faculty - факультет, способность, право, дар, дарование, власть
Charter - чартер, устав, хартия, грамота, право, привилегия
Business - бизнес, дело, занятие, фирма, сделка, право
Biz - бизнес, право, профессия, обязанность, коммерческая деятельность, торговое предприятие.
Это не значит, что в русском нет таких различий, но часть из них упразднены, часть входят в иную категорию, часть идентичны, поэтому столь сложно найти общий язык двум государствам имеющих общие интересы но различные инструменты взаимодействия.
Эта тема бесконечно интерпретируется, муссируется, но никогда не будет приведена в норму в связи с системой «понятийности», присутствующая в законодательстве Российской федерации и позволяющая фривольно относится к основному праву «право на рассмотрение по существу, право на доказательность, другое.
Вопрос «Роль судов в формировании правового пространства, государства, общества, личности – основной и его рассмотрение требует отдельной научно обоснованной методологии, пристального рассмотрения в назревшей кризисной ситуации внутренней и внешней политики государства, столь триумфально бы не было заверение сегодняшнего дня..
               
 Используемая литература:
1.Баев ВГ, СВ Левина «Социокультурное основание права и его воспитательная функция методолого-правовой аспект»
 2.Криволапов П С. Новые тенденции международного сотрудничества в области прав человека / Диссертация. 2006
3.Палазян А.С. Методологические проблемы познания правовых явлений
 4.Пестова О. Г.  студент 3-его курса БГПУ им. М. Акмуллы Россия, г.Уфа


Рецензии
Мировоззренческая основа одна - 10 заповедей.

Лидия Дузь   03.04.2018 18:19     Заявить о нарушении
Спорно, но не суть. У меня - 50. Выложу в стихи.ру. С уважением.

Галина Молокоедова 3   03.04.2018 21:48   Заявить о нарушении