298. Школа даосов о границах терпения

 298.

О ГРАНИЦАХ ТЕРПЕНИЯ

Однажды старик Накамура сказал мне: «Человек способен терпеть безгранично долго, но, в конце концов, его терпение может лопнуть, и тогда возникает такой эмоциональный взрыв, который соответствует наполненности его терпения. Чем больше он копил в себе недовольства, тем сильнее это недовольство может выплеснуться и выразиться в таких последствиях, которые трудно предсказать. А что касается толпы людей, то её недовольство прорывается более стремительно и разрушительно, и сильным мира сего нужно учитывать этот факт, когда они испытывают терпение своего народа, что лучше всего им быть в курсе недовольства своего народа и проводить внутреннюю политику соразмерности своих действий с настроением народа и соотнесённости мер, проводимых ими по снятию напряжённости с той атмосферой недовольства, которая зарождается среди людей. Только так можно предотвратить грядущие революция и бунты».

И в доказательство своих слов он дал мне из своей библиотеки старинный текст из серии «О чём не говорил Конфуций», который я перевёл так:
 
 
ГОВОРЯЩАЯ СОБАКА

Большая засуха в уезде в год цзя-чжэнь (1) случилась,
Помощник области главы чиновник Чжао некий,
Поторопить налогов сбор, как здесь всегда водилось,
Отправился в уезд, чтоб люди выскребли сусеки.

Грозил он карами жестокими, чтоб всё собрали,
Все жители были напуганы, что сдать не знали,
Как многие из них там совершенно обнищали,
Чтоб выжить и налоги заплатить, все голодали.

Собака чёрная на лапы задние вдруг встала,
К нему, сверкая ненавистным взором, обратилась
И человеческим обычным голосом сказала:
«А почему бы всем нам, раз уж так всё получилось,

Не попросить у Чжао, чтобы взял он для народа
В сокровищнице серебром три тысячи монеток,
Помог бы уплатить задолженность людей в долг счёта,
Иль занял бы для нас недостающих денег где-то»?

И в то ж мгновенье ропот сотней голосов раздался,
В числе их все бездельники, бродяги закричали,
Поднялся страшный шум везде, и Чжао испугался,
Бежал он в панике, его уж больше не видали.
 

Пояснение

1. Год цзя-чжэнь – 1784 год.


(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии