Названый отец

Жили на свете три родных брата…
Жили одни и совсем небогато.
Их покосилась избёнка, вот-вот
Кажется, скоро совсем упадёт…
Что о хозяйстве-то говорить –
Как бы им хлеба самим раздобыть.
Вот и решили: «Чего горевать?
Счастье по свету нужно искать».
Но получалось как бы назло:
Братьям нигде и ни в чём не везло.
Видно, такой уж их горький удел -
Найти работёнки никто не сумел.
Много пришлось бедолагам пройти…
           ***
Как-то увидели дом на пути:
Может хоть здесь наконец повезёт
И на работу хозяин возьмёт?
В двери стучатся, открыл им старик,
В дом пригласил: «Я к пришельцам привык,
Видеть и вас у себя буду рад.
Куда вы идёте?» «Бредём наугад…»
И рассказали всё братья ему…
«Мне нелегко в доме жить одному, -
Он им в ответ, - уже силы не те,
Дом мой давно без родных опустел…
Вас сыновьями готов я принять, 
Если отцом меня станете звать».
Враз отвечали братья втроём:
"С радостью батюшкой все назовём!
Станем тебя почитать и любить».
«Только б слова эти вам не забыть, -
Мудро с улыбкой ответил старик, -
Я держать слово по жизни привык».
И с той поры стали жить вчетвером:
Братья все звали старца «отцом»,
Да помогали, чтили всегда -
Их дом стороной обходила нужда.
           ***
Выросли братья – жениться пора
И уезжать из родного двора.
Старшему брату старец сказал:
«Невесту, сынок, я тебе подыскал -
В дальнем селе половинка твоя,
К встрече готова девицы семья». 
Братья обнялись: неведомо им -
Свидятся ль снова с братом своим?
           ***
Время немало в дороге прошло…
Вот перед ними большое село.
Издали виден купеческий дом:
«С радостью жил бы, отец, я в таком!"
«Значит я мысли твои угадал -
В этом подворье жену подобрал».
Парень довольный: по нраву ему
Выбор отца. Уж давно самому
В доме хотелось хозяином стать -
Как мог отец о желанье узнать?
Он с благодарностью обнял его.
Тот лишь сказал: «Здесь есть много чего…
Этим теперь не ленись - управляй
Да своих братьев, отца навещай,
Будь справедливым и добрым, сынок».
«Всё я исполню, мне дай только срок!» -
Старший сын твёрдо отцу обещал,
 Тот восвояси домой пошагал…
                ***
Времени вовсе немного прошло,
Среднего сына зовёт он в село,
Где и его наречённая ждёт.
С братом простившись, с отцом он идёт.
Вот на пути их большое село
«Хоть бы, как старшему, мне повезло,
Ведь понаслышке о нём я слыхал,
Купцом будто он зажиточным стал...»
Вслух произнёс: «Вижу мельницу, дом -
Я бы  остаться не против  в таком!»
«Ну так, сынок, здесь и счастье твоё -
Будете с суженой жить вы вдвоём:
Ждёт тебя в доме том мельника дочь.
А я ворочусь, не застала б тут ночь…»
Средний доволен: «Спасибо, отец,
Счастье нашёл я своё наконец!»
Тот лишь ответил: «Я сделал, что мог…
Будь справедливым и добрым, сынок,
Ещё - своих близких, не забывай,
Хоть иногда нас с женой навещай».
«Что ты, конечно! Быть посему!», -
И поклонился в пояс ему.
           ***
Батюшка вновь воротился домой…
Но вскоре он младшего кличет с собой:
«Время пришло - жениться тебе,
В путь собирайся навстречу судьбе».
Долго ли коротко вместе брели,
Вскоре увидели домик вдали…
Солнце печёт: им бы где-то попить,
Вот и решили туда своротить.
Глядь: у колодца с ведёрком девица.
Просят её: «Дай испить нам водицы».
«Пейте, конечно! Как можно не дать -
Труд небольшой её снова набрать».
Воду студёную им подала -
Сама так румяна, стройна и мила.
«В жёны такую б я девушку взял…», -
Глядя в глаза младший сын ей сказал.
Старец девице: «Что скажешь в ответ?
Люб тебе парень такой, али нет?»
Та, покраснев, лишь отводит глаза:
«Мне набиваться в невесты нельзя -
Я сирота, очень беден мой дом…"
Парень ей: «Вместе добра наживём!
Ну так согласна пойти за меня?»
«Тут нет сомнений… Счастлива я
Рядом быть с тем, кто и мне по душе…
А с милым ведь рай, говорят, в шалаше».
В дом позвала их, накрыла на стол:
«Уж не взыщите за мой хлебосол».
Вскоре поднялся старик: «Ну, сынок,
Вот и прощаться настал уже срок…
Будь всегда добрым, жену почитай,
Братьев и батюшку не забывай.
А я по свету пойду похожу
Да на людей, что в миру, погляжу».
Крепко обнял его младшенький брат:
«Видеть тебя я всегда буду рад».
          ***
И, распрощались, старец ушёл.
Много годков он в дороге провёл…
А за сынками болит-то душа,
И он направился к ним не спеша:
«Мне бы пора всех троих повидать,
Может свой век мне у них доживать...»
Вот и село, где сын старший-купец.
«Видно, всё ладно здесь», - молвил отец,
К дому богатому прямо идёт:
«Сын мне, возможно, местечко найдёт».
Но изменился совсем старший брат -
Гостю незваному вовсе не рад,
В старце отца своего не признал
И со двора его грубо прогнал.
Вышел старик из большого двора:
«Что же, сынок, рассчитаться пора -
Всё как пришло, так же пусть и уйдёт,
Будешь меня вспоминать наперёд.
Нужно наказы отца исполнять,
Слово, что дал, всегда крепко держать!»
Вмиг всё исчезло: богатство и дом -
Сын лишь с женою стояли вдвоём
На пустыре… А вокруг - ничего!
Тут сын признал вдруг отца своего,
Понял враз всё, вслед за ним побежал -
Только отец как сквозь землю пропал!
Вот он пришёл во второе село -
Хочет отец, чтоб хоть здесь повезло.
Мельник богатый теперь средний брат,
Может как прежде отцу будет рад?
Сытый да толстый тот двери открыл,
Старец ему: «Ты меня не забыл?»
Сын почесал свой огромный живот:
«Знаешь, старик, хоть кто в доме живёт?
Как ты посмел среди белого дня
По пустякам потревожить меня?!
Я тебя отроду старец, не знал!»
Грубо его он с подворья прогнал.
Грустный тот молча идёт со двора:
«Что же, сынок, рассчитаться пора -
Всё, как пришло, так же пусть и уйдёт,
Будешь меня вспоминать наперёд!».
Вмиг всё исчезло: мельница, дом,
И что водилось до этого в нём -
От сытости прежней здесь нет ничего...
Тут и признал сын отца своего,
Понял он всё, вслед за ним побежал -
Только тот быстро куда-то пропал…
Духом упал вовсе старец-отец,
К младшему сыну пришёл наконец…
Та же хатёнка, но чисто кругом,
Тихо стучится в сыновий он дом.
Дверь открывает ему младший брат:
«Здравствуй, отец! Заходи! Как я рад!
Вот наконец-то ты нас навестил,
Будешь теперь набираться здесь сил.
Хоть мы с женой очень скромно живём,
Но для тебя всегда место найдём!»
Названный батюшка сына обнял:
«Спасибо, сынок, что меня ты признал».
«Как не признать?! Мы с женою вдвоём,
Батюшка милый, давно тебя ждём!"
Быстро невестка накрыла на стол,
И разговор тут семейный пошёл…
За полночь спать мирно все улеглись,
Жизнь хороша – в этом все и сошлись.
Утром проснулись - а тут чудеса:
Терем, где хата была, - в небеса!
«Это теперь, дети, ваш новый дом -
Я за добро плачу только добром.
Да и приятно, сынок, мне признать –
Умеешь ты данное слово держать
И исполнять отцовский наказ.
Каким ты был прежде, такой и сейчас:
Добрым остался, как я и просил,
О старом отце - обо мне не забыл».
           ***
Так и зажили в светлице втроём…
Но вскоре стал полниться детками дом.
И ладно старик с ними вместе живёт,
Одна мысль покоя ему не даёт:
Хоть он на старших детей и сердит,
Да как они там – всё же сердце болит…
Но раз в окошко послышался стук.
Кто мог явиться непрошено вдруг?
Двери отец отворил - там стоят
Два старших сына. «Прости! - говорят, -
Тебя мы искали долго вдвоём -
Прощенье получим и сразу уйдём…»
И слёзы на их накатились глаза.
Батюшка им: «Не простить вас нельзя…
Рад, что признали ошибки свои,
В дом проходите… Чего мы стоим?»
Те обнимают отца: «Наконец
Мы вместе как прежде! Спасибо, отец!»
Ответил отвечает: «Как рад, дети, я,
Что собралась снова наша семья!»
Младший брат тоже доволен вполне:
«Спасибо, что вы заглянули ко мне!»
Накрыли на стол, разговор повели
О том, как отца вдруг нежданно нашли,
Как стали его называть все отцом,
Как жили все вместе и дружно потом,
Да как по желанию всех он  женил,
Да мудрости жизненной их научил.
И, если в поступках была их вина,
За это они получили сполна -
Теперь все наказы его будут знать,
Чтоб детям и внукам своим передать.
Вот так говорили они по душам,
Потом разошлись по своим все домам.
          ***
Но с этой поры все так ладно живут:
Друг другу и батюшке весточки шлют,
У каждого дело своё по душе
И деток у каждого много уже…
А главное - помнят все мудрость отца:
Коль слово ты дал - то держи до конца,
Добрым советам старших внимай
Да мудрость от них другим передай!


Рецензии